Организация работы по преемственности дошкольного и начального общего образования
статья на тему

Литасова Юлия Владимировна

В статье представлен опыт работы по преемственности МБОУ «Лицей № 89» с ДОУ Рудничного района г. Кемерово

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litasova_novikova_kemerovo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по преемственности

дошкольного и начального общего образования

в МБОУ «Лицей № 89» г. Кемерово (из опыта работы)

Ю. В. Литасова, С. А. Новикова,

г. Кемерово, Кемеровская обл.

Преемственность между ступенями дошкольного и начального образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Между тем, надо помнить, что преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует сформировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Что же такое преемственность?

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Работа по преемственности МБОУ «Лицей № 89» с ДОУ Рудничного района г. Кемерово осуществляется по трём основным направлениям:

  1. Методическая работа с педагогами:
  • совместные педагогические советы (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику ДОУ, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
  • семинары, мастер-классы;
  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей начальной школы лицея;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и лицея;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в лицее;
  • педагогические и психологические наблюдения.
  1. Работа с родителями:
  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями лицея;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДОУ и лицея;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, «Виртуальная приемная» и раздел «Будущим первоклассникам» на сайте лицея www.licey89.ru ).
  1. Работа с обучающимися:
  • экскурсии в лицей;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и обучающимися начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
  • совместные праздники (День знаний, Посвящение в лицеисты, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса «Малышкина школа», функционирующего в лицее.

Адаптационный курс «Малышкина школа» - структурное подразделение лицея, регламентирован Уставом и Положением в соответствии с Законом РФ «Об образовании». «Малышкина школа» организована для детей 5 – 7 лет и осуществляет свою деятельность более 15 лет.

Целью курса является создание условий для общего развития дошкольников, формирования положительного отношения к учению, развития любознательности и познавательной активности; начального музыкально-ритмического и художественно-эстетического развития детей.

С целью обеспечения преемственности (начальная школа лицея с 2001 года работает по Образовательной Системе «Школа 2100») рабочие программы адаптационного курса «Малышкина школа» составлены на основе примерной программы дошкольного общего образования Образовательной Системы «Школа 2100».

Таким образом, решение проблемы преемственности позволяет создавать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с ее способностями.

На наш взгляд, результатом такого сотрудничества является создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников.

Две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволяет школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования придает образовательному процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Литература

  1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе [Текст] /  Р. А. Должикова. – М. : Школьная пресса, 2008. – 112 с.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / под. ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  3. Меттус Е. В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация [Текст] / Е.В.Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования // http://mon-ru.livejournal.com/59277.html