проект "Времена года"
проект по теме

Туфлейкина Екатерина Михайловна

Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, письменной речи посредством материала, относящегося к  временам  года.

По своему содержанию данный проект межпредметный, по срокам выполнения – долгосрочный.

В результате работы над проектом учащиеся совершенствуют свои компетенции: работают со справочной литературой, наблюдают природные явления. Знакомство с произведениями художников, писателей, поэтов, написание сочинений, проведение экскурсий, изготовление поделок способствуют расширению кругозора, формированию коммуникативных навыков.

Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности альманаха «Времена года». Учащиеся должны собрать материал о временах года: загадки, пословицы и поговорки, стихи, народные приметы, картинки.  Продукт может быть использован на уроках чтения, русского языка и окружающего мира, во внеклассной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya.docx17.26 КБ
Файл proekt_vremena_goda.docx34.57 КБ
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_zashchita_proekta_vremena_goda.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация проекта

Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, письменной речи посредством материала, относящегося к  временам  года.

По своему содержанию данный проект межпредметный, по срокам выполнения – долгосрочный.

В результате работы над проектом учащиеся совершенствуют свои компетенции: работают со справочной литературой, наблюдают природные явления. Знакомство с произведениями художников, писателей, поэтов, написание сочинений, проведение экскурсий, изготовление поделок способствуют расширению кругозора, формированию коммуникативных навыков.

Проект предназначен для коллективного создания учащимися в процессе творческой деятельности альманаха «Времена года». Учащиеся должны собрать материал о временах года: загадки, пословицы и поговорки, стихи, народные приметы, картинки.  Продукт может быть использован на уроках чтения, русского языка и окружающего мира, во внеклассной работе.

Проект реализован в 3 «Б» классе (классный руководитель Туфлейкина Е.М.) февраль  2013 – январь 2014 г.

Цели проекта: создать альманах «Времена года»

Задачи проекта

  • Познакомить учащихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности
  • Вовлечь учащихся в активный познавательный, творческий процесс
  • Сформировать у детей бережное и уважительное отношение к природе, умение замечать уникальность природных явлений.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, устную и письменную речь.
  • Учить представлять свой труд в виде книги
  • Воспитывать интерес к художественной литературе
  • Развивать интерес к изучению окружающего мира
  • Всесторонне рассмотреть времена года, выяснить  этимологию месяцев.
  • Организовать работу в группах.
  • Привлечь к совместной работе родителей.
  • Провести защиту подобранных детьми материалов.
  • Исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений и помогая нам ощутить всю прелесть природных красок.
  • Выработать правила бережного отношения к природе.
  • Подготовить праздник для родителей «Зимушка – зима!»
  • Подготовить классные часы «Весна- красавица».
  • Подготовить выставки «Осенние мотивы», «Зимушка-зима».

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ЗАХАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Проект

«Времена года»

Выполнили учащиеся 3 «Б» класса:

Научный руководитель

Туфлейкина Е.М.

 Летний отдых

2013-2014 год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………..............3
  2. Этапы работы над проектом…………………………………………….5
  3. Заключение……………………………………………………………….9
  4. Методический паспорт учебного проекта……………………………..10
  5. Литература………………………………………………………………...13
  6. Рецензия……………………………………………………………….…..14

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Кузнецова.

Каждый год мы путешествуем вокруг солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев – словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна. «… Трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается.» Множество маленьких чудес видят глаза писателя, а его перо создаёт произведения, полные замечательных образов. Глубокая наблюдательность, чуткость помогают проникнуть в сокровенную жизнь природы, вслушаться в завывание зимней вьюги, песню весенних ручьев, звонкие голоса птиц, почувствовать скрытую жизнь леса. Каждый поэт и писатель рисует нам картины русской природы в разные времена года.

Цель нашей работы :

- создание  альманаха  «Времена года».

Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:

  • узнать этимологию месяцев, выбранного времени года;
  • подобрать пословицы и  поговорки о временах  года, загадки.
  • познакомиться с национальными обычаями и приметами, соответствующие временам года
  • ознакомиться с литературными произведениям писателей, поэтов, произведения которых посвящены природе.
  • оформить и систематизировать материал по временам года;
  • творчески представить выбранное время года;
  • научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Временные рамки создания проекта  - с февраля 2013 года по январь2014 года.

Создание проекта помогло нам глубже узнать историю, народные обычаи, национальную культуру и литературными произведениями о природе, познакомить с найденными материалами других ребят и взрослых.

По данной теме существует очень много литературы. Мы отобрали понравившуюся  литературу:

  • Н.И.Сладков «Лесной календарь» -М. :Стрекоза, 2012г.
  • «Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки»-М.Детская литература,2012г.
  • «Большая поэзия для маленьких детей»-Мозаика-Синтез (Россия), 2012г.
  • В. Бианки «Рассказы о природе»- Самовар (Россия),2011г.
  • А.С.Пушкин «Стихи и сказки»-М:Оникс,2010г.
  • Круглый год .Стихи и рассказы о детях, о школе, о природе- М:Оникс,2010г.
  • С.Я.Маршак «Стихи детям»-М.:Оникс, 2011г.
  • С.Михалков «Стихи» - М:Оникс, 2013г.

Работа над проектом дала нам возможность быть дружнее, помогать друг другу, учитывать результат товарища.

Основные этапы работы над проектом.

1.Организационный этап(февраль 2013 года- октябрь 2013 года):

Выбор  темы  проекта - "Времена года"

В ходе работы над произведением Виталия Бианки «Синичкин календарь»  на уроке внеклассного чтения  ученики пришли  к выводу, что автор в увлекательной форме знакомит читателей с сезонными изменениями в природе.  Видеть и уметь замечать прекрасное в повседневной жизни, в природе, чувствовать изменения, происходящие на наших глазах. Природа не бывает однообразной. Она живет своей жизнью. Мы решили обобщить свои знания и наблюдения за природой в своём альманахе.

Мы защищали на научно-практической конференции проект «Моя малая Родина», «Бородино» и приобрели опыт создания проекта. Приступая к этому проекту мы уже представляли себе объём и особенности предстоящей работы.

         Формирование групп с учётом выбранных направлений работы и желаний учащихся.

В основу формирования групп  легли четыре времени года.

1 группа  собирала информацию об осени, делали фотографии, собирали иллюстрации.

2 группа  собирала информацию о весне, делали фотографии, собирали иллюстрации

3 группа  собирала информацию о лете, делали фотографии, собирали иллюстрации.

4 группа собирала информацию о зиме, делали фотографии, собирали иллюстрации.

Мы подключили к работе  наших  родителей, которые были готовы работать вместе с нами  по проекту, и составили план работы .

2.Подготовительный этап (февраль  - декабрь 2013 года):

Началась самостоятельная поисковая работа каждого участника нашего проекта. Посетили библиотеку Захаровской средней общеобразовательной школы ,Захаровскую сельскую библиотеку,  Покровскую сельскую  библиотеку с целью ознакомления с литературой по данной теме. Большую помощь при подборе книг в библиотеках нам оказали работники библиотек : Афанасьева Анна Дорофеевна ,Муравей Валентина Ефимовна ,Медведева Елена Олеговна .Мы нашли много художественной литературы о природе . В результате прочитанной литературы мы отобрали самые интересные , запомнившиеся нам произведения:

  • Н.И.Сладков «Лесной календарь» -М. :Стрекоза, 2012г.
  • «Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки»-М.Детская литература,2012г.
  • «Большая поэзия для маленьких детей»-Мозаика-Синтез (Россия), 2012г.
  • В. Бианки «Рассказы о природе»- Самовар (Россия),2011г.
  • А.С.Пушкин «Стихи и сказки»-М:Оникс,2010г.
  • Круглый год .Стихи и рассказы о детях, о школе, о природе- М:Оникс,2010г.
  • С.Я.Маршак «Стихи детям»-М.:Оникс, 2011г.
  • С.Михалков «Стихи» - М:Оникс, 2013г.

        В материалах  сети Интернет мы нашли иллюстрации, сведения о том, какие традиционные праздники отмечает русский народ в разные времена года, как назывались месяцы в Древней Руси и почему были даны такие названия, нашли загадки, пословицы и поговорки, относящиеся к временам года. Весь этот материал мы использовали в своих книгах.

Вместе с учителем мы сходили   на  экскурсии на природу в разные времена года, участвовали в празднике «Проводы зимы-Масленица», который проходил в нашей школе. Определили какие изменения происходят в живой и неживой природе с наступлением зимы, весны, осени, лета. Во время экскурсии  сделали зарисовки интересующего нас материала. По этим зарисовкам  нарисовали рисунки и устроили выставки» Осенние мотивы», «Зимушка – зима», «Весна-красавица», «Ах, лето!»  в классе.

3.Этап реализации(ноябрь - 2013 года):

В начале ноября   прошло промежуточное обсуждение по собранному материалу. Выбрали документальный материал, фотографии, иллюстрации, которые по всеобщему мнению подходили для нашей книги.

Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану, подобрать фотографии к тексту. Мы   много обсуждали, пробовали и наконец –получилось то, что нам все понравилось. Осталось только оформить достигнутый  результат в виде альманаха «Времена года» .Наш альманах состоит из четырех книг. Каждая книга рассказывает об одном времени года. Мы обратились за помощью к родителям. Они помогли  до конца оформить наш альманах.

4. Заключительный этап( декабрь 2013 года - январь2014 года):

В самом конце работы  подготовили  защиту нашего проекта.

Для защиты  мы приготовили устный журнал «Зимушка –зима». В нем мы использовали материал из нашего альманаха. Вместе с учителем, родителями сделали презентацию для классного часа.

 С помощью учителя составили методический паспорт и описали этапы работы над проектом.

Заключение.

Проект «Времена года» создавался целый год. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые  ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательный альманах« Времена года», состоящий из четырех книг. В нем собран и оформлен материал по временам года. Мы научились работать в команде,  научились сотрудничать с родителями, добиваться  взаимопонимания, совместно посещать и пользоваться знаниями , полученными при работе в библиотеке с книгами.

Научились видеть красивое в каждом листике, в каждой травинке, ценить и хранить то, что дала нам природа.

Уже в этом учебном году мы хотим выступить перед учениками первых и вторых классов со своим проектом. Рассказать им о временах года и познакомить с нашим альманахом.

Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали. Поэтому в следующем учебном году мы планируем продолжить нашу работу.

Методический  паспорт учебного проекта.

  1. Название проекта -  «Времена года»
  2. Разработчики учебного проекта – учащиеся под руководством   учителя начальных классов Туфлейкиной  Екатерины Михайловны
  3. Название образовательного учреждения – Захаровская средняя общеобразовательная школа
  4. Год разработки учебного проекта  -  2012-2013 учебный год
  5. Опыт использования (степень распространения): -        проводился два раз в 1 «Б» и во 2 «Б» классах
  6. Проблемная ситуация – с одной стороны всем знакомые места, где мы живём, а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется   расширить свои знания о людях и событиях героического прошлого нашей Малой Родины
  7. Цель  – создать альманах «Времена года»
  8. Задачи:
  • узнать этимологию месяцев, выбранного времени года;
  • подобрать пословицы и  поговорки о временах  года, загадки.
  • познакомиться с национальными обычаями и приметами, соответствующие временам года
  • ознакомиться с литературными произведениям писателей, поэтов, произведения которых посвящены природе.
  • оформить и ситематизировать материал по временам года;
  • творчески представить выбранное время года;
  • научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

  1. Форма организации детей  - групповая работа
  2. Ведущая деятельность - поисковая;
  3. Сфера применения результатов - краеведческая;
  4. Используемые технологии - мультимедиа;
  5. Форма продуктов проектной деятельности – альманах «Времена года»
  6. Способ объединения результатов на презентации  - отчет по результатам в любой форме
  7. Виды презентации -
  8. Класс или возраст детей: 2 «Б» и  3 «Б» класс , 8-9 лет.
  9. Количество участников -  19 человек
  10. Предметная область –  краеведение.
  11. Состав участников -  одноклассный;
  12. Характер координации  - явный
  13. Темы учебно-тематического плана предмета(ов) -   окружающий мир, Время работы  -  долгосрочный.
  14. Стартовый уровень обученности и сформированности компетенций и специфических умений:
  • знают название времен года, месяцев
  • умеют читать, пересказывать прочитанный текст
  •  умеют находить необходимый материал в различных

источниках

  • не умеют самостоятельно составлять устный рассказ
  1. Приращение в компетенциях и специфических умениях  – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:
  • расширили  знания о временах года
  • научились искать необходимый материал в различных

источниках.

  • научились фотографировать достопримечательности
  • научились составлять устный рассказ.
  • научились рассказывать.
  • научились выступать перед родителями с подготовленными

сообщениями

  • научились сотрудничать с родителями и одноклассниками
  1. Режим работы (организационная форма):   внеурочный
  2. Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор.
  3. Кадровое оснащение – помощники – родители.

Литература

  1. Н.И.Сладков «Лесной календарь» -М. :Стрекоза, 2012г.
  2. «Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки»-М.Детская литература,2012г.
  3. «Большая поэзия для маленьких детей»-Мозаика-Синтез (Россия), 2012г.
  4. В. Бианки «Рассказы о природе»- Самовар (Россия),2011г.
  5. А.С.Пушкин «Стихи и сказки»-М:Оникс,2010г.
  6. Круглый год .Стихи и рассказы о детях, о школе, о природе- М:Оникс,2010г.
  7. С.Я.Маршак «Стихи детям»-М.:Оникс, 2011г.
  8. С.Михалков «Стихи» - М:Оникс, 2013г.

Интернет-ресурсы.

http://www.xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5.html

http://www.babylessons.ru/zagadki-i-poslovicy-o-zime-dlya-detej/

http://razumniki.ru/stihi_vremena_goda.html

http://deti.okis.ru/zagadkipogoda.html

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/page-2

http://ped-kopilka.ru/stihi-dlja-detei/stihi-o-zime-dlja-uchaschihsja-nachalnyh-klasov.html

Рецензия

Альманах «Времена года» является результатом работы над проектом «Времена года». В данном проекте принимал участие 2 «Б», впоследствии 3 «Б» класс Захаровской средней общеобразовательной школы. Временные рамки создания проекта с февраля 2013 по январь месяц 2014 года.

 Альманах состоит из четырех книг Весна, Лето, Осень, Зима. Он содержит сведения о том, какие традиционные праздники отмечает русский народ в разные времена года, как назывались месяцы в Древней Руси и почему были даны такие названия, нашли загадки, пословицы и поговорки, относящиеся к временам года, проиллюстрирована фотографиями и рисунками, которые сделали сами учащиеся.

В своей работе учащиеся столкнулись с большими трудностями. Было найдено  много художественной литературы. Надо было всё прочитать, выбрать яркие и запоминающиеся произведения.

Поэтому нужна помощь со стороны взрослых. Из большого объёма материала выбрать самое главное, для учеников второго класса это ещё трудно. В проект включились и помогали родители учеников. С их помощью на компьютере был отпечатан весь материал. Учащиеся учились работать вместе над одной темой, помогать друг другу, слышать и слушать другого. Работа сплотила ребят, результату радовались все. Появилось у учащихся желание  работать на коллектив и чувствовать себя его частью. Учащиеся узнали много нового и интересного о временах года. Есть желание продолжить совместную работу и очень много идей, которые ребята выдвигают сами.

Декабрь 2013 года                        

  Руководитель – учитель начальных классов

Захаровской сош

Туфлейкина Екатерина Михайловна



Предварительный просмотр:

Устный журнал

( защита проекта «Времена года»)

 Подготовили и провели

учащиеся 3 «Б» класса

МБОУ Захаровской сош

под руководством учителя

начальных классов

Туфлейкиной Е.М.

                                                 

                                       

П. Летний отдых

2013 – 2014 учебный год

Устный журнал «Зимушка - зима» проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальных способностей учащихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытность и пытливость узнавать новое. Позволяет активизировать обучающихся,

развивает творческую инициативу и творческие способности младших

школьников, даёт детям право выбора, развивает зрительную и слуховую

память обучающихся, способствует активизации инициативы и

творческого самовыражения школьников.

Цели и задачи:

-        обобщить знания детей о зиме;

-        развивать творческие способности учащихся;

-        воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

-        воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;

-        развивать индивидуальные способности учащихся; интерес к чтению, к    поиску нового.

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);  
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с
  • самостоятельным достраиванием восполнением недостающих

компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка

процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в                                        
  • деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся задачи, поставленной учителем;        
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных

отношениях;

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на

какой-либо предмет или вопрос;

  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Ход мероприятия:

Учитель: - Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы защитить наш проект «Времена года».

Долго мы с вами над ним работали и наконец-то закончили.

Слайд

Ефимова Анна:Наша русская природа богата и красива в любое время года. Но зима - это особое время года. Всё становится вокруг белым, чистым, искрящимся, всё изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идёт волшебница - зима».

Ходит зима по нашей земле в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, надела на них белоснежные шапки и варежки. А рябинки, осинки и березки заботливо укрыла белыми пуховыми платочками.

Звучит песня «Кабы не было зимы»

Вот смолкла музыка и вдруг

Мы в тишине той ощутили

Морозное дыхание зимы.

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине

 - Осколки хрусталя,

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

Рисует по утру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

 У нас в родной стране.

Именно ею, русской зимою, восхищались художники, музыканты, писатели, поэты. Именно ей, русской зиме, посвящали свои замечательные произведения.

Наш устный журнал мы тоже посвятим зиме. Для защиты проекта мы разделились на 5 групп. Каждая группа получила задание подготовить свою страничку.

Слайд

Первая страничка нашего журнала называется

 «Народный календарь»

Выходят Абносова Александра,Губанова Мария, Дзауров Руслан, Страту Ирина.

Губанова Мария:Мы вам расскажем как издавна и почему называют месяца зимы.

Любит русский народ зимушку-зиму.

Издавна на Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.

Величава Зима

 -Называть ее хочется

Не по имени просто,

А по имени - отчеству.

Ой, Зима, ты - Морозовна!

Ой, Зима, ты - Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер в ветках березовых

Сыплет хлопья на головы.

 Ой, Зима, ты- Морозовна!

 Ой, Зима, ты- Метельевна!

 «Зима» (К. Ибряев)

Зима - владыка 3-х месяцев. Словно верные стражники стоят эти 3 брата на охране её покоя.

А хорошо ли вы знаете зимние месяцы?

Отгадайте загадки.

1)Назовите-ка, ребятки,

Месяц вот в такой загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.   (декабрь)

ДЕКАБРЬ

Первый зимний месяц - непростой месяц. «Декабрь год кончает, зиму начинает». На Руси его нарекли так: «Студень». Он землю студит, холодит.

Хмурится первенец зимы: самые короткие деньки на его долю выпали. Не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь.

Отгадайте следующую загадку:

Страту Ирина  2)Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, за месяц это?   (январь)

ЯНВАРЬ

Январь - году начало, зиме - середина. Есть у этого месяца древнее имя - «Просинец», потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву. В народе говорили: «Месяц январь -зимы государь». К 25 января, который в народе называют Татьяной крещенской, день прибывает на «воробьиный скок», т.е. ж на чуть-чуть, но люди всегда радовались прибавлению света.

И ещё одна загадка о зимнем месяце:

Дзауров Руслан     3)Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?    (февраль)

ФЕВРАЛЬ

Февраль - самый снежный месяц и потому называли его в старину «Снежень». Переменчив этот месяц. Он дружит с метелями, буранами.

Обратимся к народным приметам:        

1.        Вьюги да метели под февраль полетели.

2.        У февраля два друга - метель да вьюга.

3.        Февраль - месяц лютый, спрашивает: как обутый?

4.        Февраль и теплом приласкает и морозом отдубасит.

Февраль - последний месяц зимы. Дни становятся длиннее и длиннее. Солнышко светит, да не греет. В конце февраля чувствуются признаки наступающей весны. Заметно прибавляется день, как говорится в народе: «на лошадиный шаг».

Еще и холоден, и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

("Ещё и холоден и сыр..." Бунин Иван Алексеевич)

Учитель: Подведем итог.

  1. Какое сейчас время года?
  2. Назовите зимние месяцы.
  3. Как на Руси называли декабрь? Почему?
  4. Какой месяц называли в старину «Снежень»?

Выходит вторая группа: Демидова Валерия, Опришко Александр, Абносова Александра, Жуйков Виктор

Абносова Александра:Любит русский народ зиму- зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными, зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество.

Вот вторая страничка нашего журнала так и называется

«Страница с загадками».

СЛАЙД

Отгадайте загадки, которые приготовили для вас ребята нашей группы.

  1. Их вяжут, вышивают на одежде. (Узоры)
  2. В небе звездочкой летела,

На ладошке каплей стала.   (Снежинка).

  1. Холодное лакомство. (Мороженое).
  2. Ни проехать, ни пройти –

Куча снега на пути. (Сугроб).

  1. Тёплая, пушистая защита от морозов. (Шуба).
  2. Растет зимой, не летом

И сверху вниз при этом. (Сосулька).

  1. Красавица какая,

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она?  (Елка).

  1. Новогоднее украшение на макушке ели  (Звезда).
  2. И не снег, и не лед,

     А серебром деревья уберет.  (Иней).

  1. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз.)

  1. C нее сани едут сами. (Горка).

Молодцы, отгадали все загадки.

Выходит Метёлкин.

Скажите, названия каких месяцев пропущенны в этих пословицах:

... месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. (Февраль)

... год кончает, зиму - начинает. (Декабрь)

... году начало, зиме - середина. (Январь)

О чём эти пословицы? ( О зиме, явлениях природы зимой).

Правильно наша следующая страничка так и называется

«Пословицы.»

Я подготовил для вас задание. Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить её.

Береги нос - (в большой мороз)

В зимний холод — ( всякий молод).

Мороз не велик, да стоять (не велит).

Январь — году начало, зиме - ( середина).

Холодная зима - жаркое (лето).

-Ребята, дети и взрослые очень любят зиму. А вы, можете сказать, почему?

Учитель: Следующая страница нашего журнала

 «Зимние забавы».

Слайд 4

Егоров Александр: Физминутка: «Зимние забавы»

Игра Снежинки-пушинки.

Возьмите с подноса легкие ватные снежинки. Каждый игрок подбрасывает свою снежинку и, дуя на нее, старается продержать ее как можно дольше в воздухе. Тот, кто уронил свою пушинку, может подойти к товарищу и помочь ему выполнить задание.

Учитель: Следующая страница  Музыкальная страница

Выходят Баранов Артём и Гаврилюк Анастасия.

Гаврилюк Анастасия :  Наша группа подготовила для вас музыкальную страницу. Произведение о зиме играет Настя.

И.Гайдн «Зимняя мелодия».

А вы ребята знаете песни о зиме. Сейчас проверим.

Настя играет начало песни, учащиеся отгадывают        ж

Правильно это песня «В лесу родилась елочка»

А вы знаете, что ни одна праздничная песня по популярности не может сравниться с песней «В лесу родилась ёлочка».

Уже более ста лет она знакома всем. Вот уж, действительно, народная песня! Несколько десятилетий так и считалось. Песенка жила безымянной - без ж имён авторов. Да и сегодня не все знают, кто её сочинил.        В 1903 году в журнале «Малютка» было опубликовано стихотворение «Ёлка» под инициалами «А.Э.». Исследователям детской литературы удалось установить имя автора «Ёлки». Это Раиса Адамовна Кудашева, музыку к стихам написал Леонид Карлович Бекман. Он не был профессиональным музыкантом. Играя для детей на рояле, подобрал мелодию к стихам. Так появилась на свет новогодняя песня.

Баранов Артём: Продолжим отгадывать песни.

 Включает начало трёх произведений. Ребята  отгадывают их.

  • Расскажи, Снегурочка, где была...
  • Три белых коня.         
  • Маленькой ёлочке холодно зимой.

Учитель: Но не только песни слагал народ о зиме. Очень много написано стихотворений о матушке —зиме.

Следующая Поэтическая страничка.

Выходят Ефимова Анна, Келбан Никита, Егоров Александр.

Ефимова Анна:  Наша группа подготовила стихотворения о зиме.

Писатели и поэты написали много замечательных рассказов, сказок и стихотворений о зиме. Внимательно послушайте стихи и вспомните, сколько радости и веселья подарила нам «волшебница - зима».

Дети рассказывают стихотворения.

А.С.Пушкин «Зимнее утро».  

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче... погляди в окно:

.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;        

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

 Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

 Кобылку бурую запрячь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

 Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Н.Келбан       А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

        Мама! Глянь-ка из окошка —

           Знать, вчера недаром кошка

           Умывала нос:

           Грязи нет, весь двор одело

           Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый        

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

А.Егоров       И . Суриков «Белый снег пушистый»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

 Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

А.Калачян     И.Черницкая «Пришла зима»

Пришла зима весёлая        

С коньками и салазками.

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

 Фонарики качаются,

Пусть зимушка весёлая

Подольше не кончается.

Учитель: Дети и взрослые очень любят зиму. Они любят её зато, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников.  

Следующая и последняя страница нашего журнала «Праздники зимы»

Выходит последняя группа ребят. Аникина Софья, Кондрашова Светлана, Иванова Светлана, Корнев Егор, Гаврилюк Анастасия.

Аникина Софья  А какой праздник и взрослые, и дети любят больше всего.

Когда встречаем Новый год?

Сейчас мы вам расскажем, как встречают этот праздник в разных странах.

В Конго

Слышишь, тамтамы

 Стучат вдалеке.

Длинные лодки

Плывут по реке.

Прыгает в воду.

Кричит детвора

И африканская всюду жара.

И если посмотрим

 Вдаль мы,

Везде вместо ёлок –

Пальмы

И вместо шаров

 Стеклянных

Мартышки висят

На лианах.

Иванова Светлана                В Перу.

В Перу такой

 Новогодний закон:

Всюду на улицу

Льют из окон.

И Новому году

 Желают тогда:

Будь чистым и светлым,

Как эта вода.        

Корнев Егор                        В Шотландии.

Санта Клаус

Запряг оленей.

Помчались олени,

Как снежные тени.

-Что привезли вы,

Олени, олени,

Для мальчика Джонни

И маленькой Дженни?

Дженни - кукла,

Джонни – машина

 И угля мешок

Для большого камина.

Кондрашова Светлана.         В России.

Праздник серебряный

В нашей стране,

Ёлка нарядная –

В каждом окне.

Все в ожидании:

Сейчас он войдёт,

Новый с иголочки

Будущий год.

Двенадцать воробышков

Зябнут в саду.

 Двенадцать месяцев

В Новом году.

Полночь пробило –

Двенадцать часов.

А мы прочитали

Двенадцать стихов.

Гаврилюк Анастасия: А какой ещё православный праздник мы празднуем зимой после Нового года? Рождество.

Рождество.

 Григорий Зобин

Пушистый снег

Покрыл дремучий лес,        

Уснула тихим сном земля,        

Померкнул свод небес.

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот...        

Зажжется первая звезда -

И к нам Христос сойдёт.

Сойдёт, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир.

Учитель :Вот и закрылась последняя страничка нашего журнала о зиме.

И в заключение я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,

Дай, дружок, ты мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечая “да” иль “нет”.

В снежки играем мы с друзьями?

Грибы по лесу собираем сами?

С горки на санках катаемся?        

В деревне на речке купаемся?

По лесу на лыжах бродим?

А много цветов находим?

В саду своем грядки копаем?

И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

Список литературы:

Материал взят из альманаха «Времена года», созданный учащимися

3 «Б» класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»

Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

«С Новым годом!» сценарий нового года

Дети входят в зал, поют песню, все рассаживаются по местам.    Слайд №3            Под музыку выходят ведущие.Ведущий. Снова ...

"Времена года. Смена времен года"

Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"

Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить  детей с отличительными особенностями  времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...