Военно-патриотическое воспитание обучающихся: традиции и инновации
классный час (3 класс) по теме

Речь идет о военно-патриотическом воспитании обучающихся, о традициях  и инновациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Военно – патриотическое воспитание обучающихся: традиции и инновации

Л.З. Сайфуллина

МБОУ «Лицей №14», г.Нижнекамск

3014000585@tatar.mail.ru

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.

Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

В 1997 году учащиеся под руководством педагогов начали поисково-исследовательскую работу по сбору материалов .В результате этой работы накопилось много полезных, нужных материалов об учителях-ветеранах, о выпускниках и все, что относилось к деятельности нашей школы и таким образом, в сентябре 1998 года по приказу директора Калимуллиной С.С.  был открыт  школьный музей. Инициатором создания школьного музея является Авдонина Р.К., учитель первой категории,  ветеран педагогического труда.  За время работы Авдониной Р.К. в период с 1998 по 2001 г., Калимуллиной М.З. 2001 по 2012 г.,Сайфуллиной Л.З. 2012 по 2014 г. было собрано много материалов об учителях-ветеранах, ветеранах войны и тыла г. Нижнекамска и Нижнекамского района в виде стендов, фотографий, воспоминаний, альбомов и брошюр. Вместе с Советом музея, учащимися и администрацией школы проводились мероприятия, посвященные  ВОВ, такие как сбор открыток,  плакатов; проведение благотворительный акций для  ветеранов и т.д.   

В 2014 г. после проведения в школе капитального ремонта,  для музея было выделено помещение с общей площадью 12 кв.м. В связи с тем, что материалов стало много, а площадь  нынешнего музея не может размещать такой объем материала, по решению Совета музея оформили музей в соответствии приближенной к стандарту технического оснащения государственных музеев с соблюдением современных условий.

Школьный музей работает по трём направлениям : краеведение, военно – патриотическое, история родной школы.По своему профилю «История родной школы» является направлением истории школы. Он воссоздает страницы истории школы, рассказывает о жизни выпускников, учителей. Но в настоящее время музей вместе с этим преобразуется в профиль музея Боевой и Трудовой славы. Это объясняется с тем, что наша школа приняла ввести в деятельность школы комплексную программу развития патриотического воспитания учащихся с целью развития системы патриотического воспитания школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ.

 Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

 Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, школы учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.

Таким образом, основные задачи школьного музея следующие:

 - участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

  - участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда;

- участие в научно – исследовательской деятельности;

- проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.

Целевая аудитория: учащиеся и учителя

Возрастная категория посетителей: 8 -17 лет.

Экспозиционная площадь музея представлена 5 разделами в виде стендов, витрин, стеллажей:

 «История школы», «Учителя – ветераны педагогического труда»,  «Краеведение», «Уголок славы Великой Отечественной войны», «Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении месячника военно-патриотического воспитания в школе на тему "Вернуть нельзя, забыть невозможно"

В феврале 2011года в МБОУ "Красноануйская ООШ" прошел месячник военно-патриотического воспитания. Педагогами школы были проведены классные часы, беседы, утренники, вечера, "Зарнички" и "Зарницы"...

Отчет по месячнику Военно-патриотического воспитания. 1 кл.

Представляю Вашему вниманию отчет по месячнику Военно-патриотического воспитания в 1 классе....

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

методическая разработка "Военно-патриотическое воспитание младших школьников""

предлагаю обобщение опыта работы по военно-патриотическому воспитанию младшего школьника....

Система работы по военно-патриотическому воспитанию с обучающимися начальной школы

Основной задачей военно-патриотического воспитания младшего школьника я считаю формирование духовно-нравственных качеств, определяющих гражданина и патриота своей страны (изучение государственны...

Конкурс чтецов для обучающихся 1-4 классов в рамках месячника военно-патриотического воспитания "Память поколений"

Сценарий общешкольного конкурса чтецов, посвященный Дню защитника Отечества, «Память поколений» разработан для обучающихся начальной школы с целью воспитания у детей любви к Родине, патрио...