Мастер-класс по теме: "Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики"
методическая разработка на тему

Дяк Надежда Мироновна

Задача мастер-класса рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать некоторые примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyak_n.m._master-klass.doc30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дяк  Надежда  Мироновна

учитель начальных классов

КОУ «Адаптивная школа №12»

Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики.

        Добрый день уважаемые коллеги.

Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс по теме: «Развитие речи у обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) с помощью пальчиковой гимнастики».

Моя задача рассказать об актуальности использования пальчиковой гимнастики на уроках в коррекционной школе и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках.

         Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

По мнению известного исследователя детской речи Мариониллы Максимовны Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи и у ребёнка.   Взаимосвязь между развитием речи и формированием мелкой моторики рук  подчёркивается многими специалистами. На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие мелкой моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».  

 Я думаю, вы согласитесь со мной, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму, и  мощным средством, повышающим формирование  нервно-психических процессов у детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками, т.е. пальчиковая гимнастика.

Что же такое пальчиковая гимнастика? Как вы считаете?

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

 1) игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;

 2) ребёнок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

 3) если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной,  усилится контроль над выполняемыми движениями;

 4) развивается память ребенка, т. к. он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений;

 5) у детей развиваются воображение и фантазия;

 6) в результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

         Гимнастика должна быть простроена таким образом, чтобы задействовать кисти обеих рук, развивать и укреплять все мышцы.

Школьному возрасту уже свойственна относительная стабильность в концентрации внимания, поэтому упражнения ребенку можно показывать одновременно для двух рук. В случае, если у школьника не получается сосредоточиться на одновременном выполнении упражнения двумя руками, то их можно выполнять поочередно.

Выполняя каждое упражнение нужно озвучивать и объяснять каждое действие, а так же быть терпеливым и не рассчитывать на то, что ребенок с первого раза начнет все делать правильно.

Итак, пальчиковая гимнастика подразделяется на несколько видов:

  1. Пальчиковые игры с предметами;
  2. Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;
  3. Пальчиковые игры - манипуляции;
  4. Пальчиковые игры на основе сказок;
  5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
  6. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

         А сейчас мы остановимся более подробно на каждом из них.

Итак, первый вид - пальчиковые игры с предметами.

Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. На слайде представлены некоторые игры с использованием: игрушек-пищалок, пуговиц, мягкого мячика с шипами, карандашей, прищепок.  Рассмотрим примеры таких игр:

1)Игры с игрушками-пищалками.  Ребёнок  сжимает игрушку и издается звук. Для игры можно найти пару потешек или даже придумать самостоятельно небольшой стишок. Например, такой:

Мама утка шла к пруду

 Кря-Кря-Кря   (ребенок сжимает игрушку-пищалку)

 Всех купаться отведу

Кря-Кря-Кря     (ребенок сжимает игрушку пищалку)

А за нею шли утята

Кря-кря-кря    (ребенок сжимает игрушку пищалку)

Очень смелые ребята

Кря-Кря-Кря     (ребенок сжимает игрушку пищалку)

2) Игры с пуговицами. Сначала отбирают самые большие пуговицы и выкладывают дорожки из них. Затем наши пальчики-человечки бегали по этой дорожке вперёд-назад. Потом представляем что это у нас поезд, где каждая пуговица вагон. Нашим пальчикам-человечкам нужно пробежать по всем вагонам, запрыгнуть в определённый вагон по счёту. По такому же принципу играют с маленькими пуговицами. Потом выкладывали «поезд» из пуговиц одинакового цвета, формы. Таким образом, в ходе игры изучались понятия большой-маленький, а так же знакомились с цветами. Позже в большие «вагоны – пуговицы» мы сажали пассажиров – маленькие пуговицы. Наблюдали и соотносили, какие помещаются, а какие нет.

3)Игры с мягким мячиком с шипами. Дети катают его в ладошках, перекидывают из руки в руку, катают его то левой, то правой рукой по столу и т.д.

4) Игры с прищепками. Для этого нужно вырезать из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал и берутся прищепки разного цвета. Придумываете любой сюжет:

— Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Перед собой он увидел травку.

— Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие. Какого цвета? Зеленого.

Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.

— Подняв голову вверх, он посмотрел на солнышко. Какое оно? Яркое, желтое, круглое, теплое.

Прикрепляем к желтому кругу «лучики».

—Тима пошёл во двор. А во дворе росла ёлочка.  И т.д.

5)Игры с карандашами (ручками). Коллеги предлагаю вам вспомнить одну из таких игр с карандашом (ручкой)

Карандаш в руках держу

Поиграть я с ним хочу.

Карандаш в ладони взяли

И немного покатали.

- Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

По карандашу бегу, бегу, бегу,

Съехать вниз скорей хочу.

Следующий вид — пальчиковые  игры со стихотворным сопровождением. На слайде представлены некоторые названия игр, которые  побуждают детей к творчеству, они  и запоминаются быстрее, потому что в стихотворной форме. В одну такую игру  коллеги мы сейчас  с вами поиграем.

«В гости к кошке».

Позвала нас в гости кошка, (зовём руками в гости)

И пошли мы по дорожке.  (пальцы «шагают»  по столу)

Видим дерево высокое,    (наставляем кулачки друг над другом)

Видим озеро глубокое.     (волнообразные движения кистями)

Птицы весело летают      (ладони перекрестно — «птица»)

Зернышки везде клюют:

Тут клюют и там клюют, (пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот)

Никому их не дают (ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак)

Это дом,                                   («крыша»)

А в нем окошко                         («окно»)

Нас встречают кот и кошка  (хлопаем в ладоши)

Мы немножко погостим        (руки «здороваются»)

И обратно побежим              (пальцы «бегут» по столу)

Следующий вид пальчиковых игр – это игры манипуляции. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. В такие игры играют все мамы со своими малышами

Я предлагаю вам вспомнить названия данных игр: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире»  и т.п.. Данные игры можно использовать на физминутках на уроках письма, математики, рисования, ручного труда и т.д.

Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Следующий вид очень эффективный при развитии мелкой моторики это пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание, сжимание-разжимание, сгибание-разгибание и т.д. Например: «Помоем руки под водой», «Надеваем перчатки», «Согреем руки», «Забиваем гвозди». «Гуси щиплют травку», и всем известная «Засолка капусты».  Давайте вспомним:

Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),

Мы капусту режем, режем

Мы морковку трем, трем («тереть» кулаком о кулак),

Мы капусту солим, солим (имитация посыпания солью),

Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).

Следующий вид - пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно.

Все из вас помнят  мультик  из сборника «Карусель» про апельсин? Предлагаю вспомнить слова и выполнить действия под музыку.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (сжимаем –разжимаем кулачки)

Много нас, а он один…(показываем раскрытую ладошку, потом один пальчик)

Эта долька для ежа, (загибаем пальчики по одному на каждую строчку)

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька бобра!

А для волка кожура! (показываем раскрытые ладошки)

 Волк сердит на нас – беда! (погрозить одним пальчиком)

 Разбегайтесь кто куда! (перебираем пальчиками)

Дети очень любят выполнять такие игры под музыку.

Уважаемые коллеги, я представила вам вариативность использования в своей работе разнообразных видов пальчиковой гимнастики на уроках. Данные приёмы развития мелкой моторики я,  да и вы тоже используете  в своей работе. Думаю, вы со мной согласитесь, если я скажу, что эти приёмы  развития мелкой моторики оказывают положительное воздействие на речевое развитие у детей, повышают работоспособность учащихся на уроках и улучшают качество образовательного процесса.

Своё выступление я хотела бы закончить небольшим стихотворением.

«Две руки»

Нам две руки природою даны,

 И обе драгоценны и нужны.

 Одна дары от жизни принимает,

 Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

 Кто не жалеет в жизни ничего?

 В его руках богатство остается,

 Оно любовью к ближнему зовется.

СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по устной речи для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

        Планирование составлено на основе: Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы. Автор: В.В. ...

Доклад на тему: «Развитие диалоговой речи у обучащихся с ОВЗ с помощью инновационных игровых технологий.»

Что такое прогулки?Современный толковый словарь русского языка Т.В. Ефремовой «Прогулки-пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалёкое расстояние для отдыха , развлечени...

Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью.

Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью....

Методические материалы внеклассных занятий по социализации для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) для 1-5 классов

В методических рекомендациях по соцализации представлены конспекты воспитателей Мухиной О.Н.,Овсянникова Г.В., парыгиной В.И....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) 10-15 лет

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 10-15 лет с нарушением интеллекта.  Направленность....

Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Содержательный раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) представлен ...

Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Целевой раздел адаптированной основанной общеобразовательной программы (АООП) по коррекции речи для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для 1 класса ...