ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ
статья (3 класс) на тему

Никитенкова Любовь Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l._s._nikitenkova.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ

Л. С. Никитенкова, учитель начальных классов

ГКОУ «Бетлицкая специальная (коррекционная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида)»

Играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности ребенка. В игре ребенок преодолевает свои внутренние конфликты, психологический дискомфорт, невротическое состояние и становится способным к личностному росту и развитию. Игровая терапия должна удовлетворять потребность ребенка в физической активности, игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки.

Игротерапия является дополнением к обучающей среде, опыту, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Цели игротерапии:

  • способствовать психическому и личностному росту ребенка, помочь ему адаптироваться к школьным условиям;
  • развивать коммуникативные умения и навыки содержательному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • регулировать эмоциональные, нравственно-поведенческие и другие свойства психики.
  1. Игры, сближающие учащихся друг с другом, строятся на отношениях игрового партнерства для добровольного участия каждого ребенка. Соперничество недопустимо.      Содержание и         правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания. Сочетание движений со словом помогает осознать содержание игры. Учителю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание.

II. Игры, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка.

Игры этого раздела создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха: «Салочки-догонялочки», «Воробышки и автомобили», «Зеркало», «Лиса и гуси».

III. Игры, способствующие развитию целенаправленного восприятия.

Общая цель этих игр - открыть для детей особый мир звуков, сделать привлекательным, значимым, говорящим о чем-то важном.

Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия в игре необходимо соблюдать два основных условия: во-первых, отделить «загадочный» звук от других звуковых впечатлений. Во-вторых, сделать так, чтобы ребенок, отгадывающий звуковую загадку, не мог видеть источник звука. Игры: «Кто разбудил Мишутку?», «Глупый мышонок», инсценировка по сказке «Звуковые загадки». «Что выбрал Петрушка?», «Два круга с мячом», «Мячи «Встречайте гостей», «Совушка».

IV. Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета.

Окраска предметов выполняет сигнал к действию или его запрету. Дети сравнивают или выбирают предметы по их окраске. Знакомство с цветами следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами. Чтобы дети успешно различали цветовые тона, необходимо соблюдать следующие требования к материалам и игрушкам:

- предметы должны быть привлекательными для детей, вызвать эстетическое отношение;

- они должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.

Игры: «Бегите ко мне!», «Разноцветные ленточки», сюжетно-ролевая игра «Школа», «Ищи свой дом», «Разноцветные колечки», «Что понравилось: возьми, принеси, назови».

V. Игры, развивающие восприятие формы.

Действуя с предметами разной формы, дети учатся обследовать их одновременно руками и глазами - зрительным и осязательным способом. Их сочетание необходимо для целостного представления о предмете. Предлагаемые игры преследуют цель - развивать координацию руки и глаза: «Кому дать?», «Разберем и соберем», «Есть у тебя или нет!», «Закрой окошко», « Строим дома», «Не ошибись Петрушка!», «Геометрическое лото», «Игра в поручения», «Раз-два-три ищи».

  1. Игры, развивающие целенаправленное внимание.

Характерным для этих игр является наличие текста (как, правило стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием. Взрослый является не только организатором, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и готовились к самостоятельному выполнению: «Отзовись не зевай!», «Волшебный столик», «Раз,  два, три – говори!», «Поехали коробочки наши». «Прятки с игрушками», «Разберем и соберём», «Волшебный столик», «Поправь Петрушку», «Проказы мишки-шалунишки».

  1. Игры, развивающие речь и мышление.

 Развитие речи детей идёт по нескольким направлениям. Это отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления. В сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий. Происходит обогащение словаря. В играх слово связано с движением и действием.

Игры: «Чудесный сундучок», «Где спрятался зайчик», «Что на картинке», «Парные картинки». «Где мы побывали, что мы повидали».

  1. Игры, развивающие память. 

Игры содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти.

Во-первых, во всех играх предлагают условия, где нужно что-нибудь запомнить, чтобы принять участие в игре.

Во-вторых, ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Важны эмоциональное общение с детьми и вовлеченность взрослого в сюжет игры, и четкая понятная формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности учащихся. Игры: «Собери урожай». «Времена года», «Распутай путаницу», «Что в корзинку мы берем», «Переполох», «Кто, где спрятался?», «Что достать тебе дружок?».

Список литературы

  1. Л.В.Артемова. «Окружающий мир в дидактических играх». Москва «Просвещение»1992 г.
  2.  Э.М. Богуславская, Е. О. Смирнова.  «Развивающие игры для детей младшего возраста». «Просвещение», 1991 г.
  3.  А.В.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва, «Просвещение», 1985г.
  4. М.А.Панфилова. «Игротерапия общения» Москва, 2005 г.
  5.  Е.А.Стребелёва «Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактических игр».  Москва, Владос  2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащегося, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практики школы. Опыт показывает, что несмотря на б...

Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника

В данном документе представлены диагностики личности младшего школьника...

Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка

Еще в древности считалось, что сказка лечит душу человека. А еще сказка учит жизни, и в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять (не так обидно, не так больно). Множество авторов-психолог...

Статья "Сказкотерапия - метод психолого-педагогической коррекции поведения ребёнка"

Сказка – замечательный жанр, который активно используют в работе с детьми . Востребована и популярна сказкотерапия для детей, позволяющая в легкой ненавязчивой форме решить серьезные проблемы пс...

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы

Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы . Целью любой психолого-педагогической диагностики  является изучение индивидуально-психологических особенн...

Тестирование-как метод психолого-педагогической диагностики

Данная статья посвящена теме: «Тестирование– как метод психолого-педагогической диагностики». Психологическая диагностика  решает несколько основных задач: ее применение позво...