Классный час "Мои права и обязанности"
классный час (4 класс) на тему

Данный классный час предназначен для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Мои права и обязанности»

(для учащихся 4 класса)

Лемешко Н. В., учитель начальных классов МОУ СШ №21 г. Волгограда

Цель: создание условий для совершенствования гражданского самосознания учащихся.

Задачи: 

  • Познакомить учащихся с правовыми документами;
  • Способствовать воспитанию правовой культуры, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека;
  • Развивать коммуникативные компетенции.

Формы работы: фронтальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор, «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка» (6-10 шт.), свидетельства о рождении детей, карточки с заданиями.

Ход классного часа

  1. Вводная беседа

Учитель. Как только на Земле появились люди, они стали искать ответы на вопросы: (Слайд 2)

  1. Что они могу делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и что не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют?

(Ответы учащихся)

  1. Знакомство с правовыми документами.

Без ответа на эти вопросы их жизнь превращалась в неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов. В обычных беседах, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, в конце концов, им удалось решить ряд вопросов, и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека». (Слайд 3)

Декларация – международно-правовой документ. Принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН. В ней говорится, что все должны знать свои права и обязанности.

- Как вы думаете, а у детей есть свои права? (Ответы учащихся) 

Конечно, есть. И записаны они в «Конвенции о правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. (Слайд 4)

  1. Знакомство  с основными  статьями Конвенции о правах ребёнка.

(Дети делятся на группы и работают со статьями).

- Кто такой ребенок? Статья 1. (Слайд 5)

- Статья 2. (Слайд 6)

  А как вы понимаете слово  дискриминация? (Слайд 7)

- Статья 6. (Слайд 8)

  В «Конвенции о правах ребёнка» записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». А государство обеспечивает в максимально возможной степени его выживание и здоровое развитие.

Но так думали не всегда. В древности было такое государство – Спарта, которое славилось непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

- Правильно ли поступали в Спарте? (Ответы учащихся)

Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физической культурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый полководец. Под его руководством русская армия не проиграла ни одного сражения.

Послушайте отрывок из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье».

Чтение по ролям.

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?

- Нет, - растерянно сказала Алиса.

- Конечно, не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. Вы только подумайте, как удобно вернуться без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, кого-то там.

- Ничего не выйдет, - сказала Алиса, - и всё равно придётся отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или ещё как-нибудь.

- Вы догадались о каком праве ребёнка будем говорить?

(Ответы детей)  (Слайд 9) Статья 7.

- У каждого из вас есть имя! Назовите его вслух. Семья новорождённого даёт ему фамилию, придумывает имя. Полное имя человека включает фамилию, имя, отчество. Эти сведения записываются в специальный документ  свидетельство о рождении. Это первый документ ребёнка. Он есть у каждого из вас (лежит на столе). Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны. Гражданами какой страны вы являетесь? (Ответы детей)

 Статья 18(Слайд 10)

- Государство заботится о вас. Но ваше благополучие во многом зависит от родителей. Конвенция подчеркивает, что они первыми несут ответственность за вас, за ваши поступки. Родители хлопочут о том, чтоб дети отлично обучались, росли грамотными, умелыми, воспитанными.

Статья 24 (Слайд 11)

- И конечно же все родители хотят чтобы их дети были здоровы. «Конвенция» и это предугадала.

Статьи 28-29 (Слайд 12)

- Как вы относитесь к тому, что каждый ребёнок имеет право на образование? Для чего детям обучатся? (Ответы учащихся)

  1. Практическая направленность полученных знаний.

- О ваших правах мы поговорили. А какие обязанности у вас есть?

Статья 29 (Слайд 13). (Ответы детей)

- Давайте вспомним «Заповеди учеников школы».

(Слайды 14-28)

Работа в группах.

Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника:

  • Добросовестно учиться.
  • Беречь только своё имущество.
  • Соблюдать этику поведения.
  • Соблюдать школьный режим.
  • Беречь школьное имущество.
  • Беречь своё здоровье и здоровье окружающих.
  • Соблюдать правила поведения.
  • Соблюдать чистоту и порядок.
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Беречь своё здоровье.

(Каждая группа должна обосновать свой выбор предложений)

 

  1. Рефлексия

- Где же записаны права человека, ребёнка?

- Назовите те статьи Конвенции, о которых шла речь.

- Что для себя нового открыли?

  1. Психотренинг

 Дети берутся за руки, изображая земной шар. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твоё право на безопасность и не стану тебя обижать» и т. п. Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твоё право на образование и не стану отвлекать тебя на уроке» и т. п. Игра идёт по кругу.

Приложение

Карточки с заданием

Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника:

  • Добросовестно учиться.
  • Беречь только своё имущество.
  • Соблюдать этику поведения.
  • Соблюдать школьный режим.
  • Беречь школьное имущество.
  • Беречь своё здоровье и здоровье окружающих.
  • Соблюдать правила поведения.
  • Соблюдать чистоту и порядок.
  • Соблюдать технику безопасности.
  • Беречь своё здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час. Права и обязанности ребёнка

Знакомство детей с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН. Способы их реализации...

Классный час "Права и обязанности ребёнка"

Методическая разработка ко Дню Конституции....

Классный час " Права и обязанности первоклассника"

Классный час знакомит детей с правами и обязанностями....

Классный час " Права и обязанности детей"

Классный час о правах и обязанностях обучающихся...

Классный час «Права и обязанности».

Классный час «Права и обязанности»....