Опыт организации внеурочной деятельности в классе коррекционно- развивающего обучения.
статья на тему

Тимченко Елена Евгеньевна

Статья на тему организация внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации внеурочной деятельности в классе коррекционно- развивающего обучения.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., основная образовательная программа начального образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цель внеурочной деятельности:

  • создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора,
  • постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций,
  • создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности : спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. В таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Каждое общеобразовательное учреждение имеет свою специфику организации внеурочной деятельности, которая зависит от материально- технической  оснащённости образовательного учреждения, традиций, а также запросов учащихся и их родителей.

В качестве базовой модели организации внеурочной деятельности МОУ Миасской  средней общеобразовательной  школе № 1 Челябинской области, приемлема модель, которая исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, включает следующие компоненты: 

  • учебный план ОУ.
  • дополнительные образовательные программы ОУ (внутришкольная система дополнительного образования);
  • организацию деятельности групп продленного дня;
  • классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);
  • деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, тьютора) в соответствии с должностными обязанностями.

Основываясь на базовой модели внеурочной деятельности нашего ОУ, и  в связи с тем, что основной целью коррекционно-развивающего обучения является исправление (доразвитие) психических и физических функций ребёнка. Был разработан план внеурочной деятельности класса коррекционно-развивающего обучения по следующим направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

          План внеурочной деятельности 3 Г класса

 

Направление внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Количество часов в неделю

Духовно-нравственное

Кружок «Живи книга»

1 ч.

Социальное

Программа воспитательной деятельности – классный час

1 ч.

Общеинтеллектуальное

курс «Занимательный немецкий»

курс «Психокоррекция»

Индивидуально- групповые занятия

Курс «Логопедия»

1ч.

1 ч.

2 ч.

2ч.

Общекультурное

Кружок «Занимательная радуга»

1ч.

Родители заинтересованы, в том, чтобы дети получили не только учебные навыки, но и достойное воспитание. Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности, было проведено анкетирование родителей в первом классе, что позволило педагогам образовательного учреждения составить рабочие программы курсов внеурочной деятельности по разным направлениям, удовлетворяя запросы родителей.

  Основными  задачами  кружка «Занимательная радуга» являются: знакомство детей с окружающими предметами, формирование бережного отношения к окружающему. Предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности,  развитие мелкой  моторики рук.

Социальное направление реализуется через программу воспитательной деятельности классного руководителя. Основными задачами, которой в социальном направлении является:

  • создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно-оправданных поступков;
  • знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
  • ознакомить учащихся с основными правами, сформировать их внутреннюю и внешнюю культуру, чтобы основные нравственные  качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни;
  • воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Реализация задач осуществляется через беседы, экскурсии, игровую деятельность.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную  активность, любознательность, а так же развитие психических и физических функций ребёнка.

 Курс «Занимательный немецкий», помогает детям в игровой форме изучать новый язык. Даёт возможность учителю расположить к себе ребёнка,  у которого возникают проблемы  с изучением иностранного языка, развить положительное отношение к предмету.

Курс «Психокоррекция», направлен на развитие психических процессов ребёнка: память, мышление,  внимания, мыслительной деятельности, воображения, внутреннего плана действия. Обеспечивает продвижение школьников в умственном развитии в целом, формирование положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвоения ими учебного материала.

Индивидуально-групповые занятия направлены на устранение проблем в учебной деятельности. Как групповой, когда тема изучаемого материала сложна  для усвоения большинством класса, так и индивидуальная когда ученик не до конца усвоил кокай-либо материал, либо пропустил его в связи с болезнью.

Целью курса «Логопедия», является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.  Работа проводится как индивидуально, так и фронтально.  

Общекультурное направление осуществляется при помощи кружка «Живи книга», задачами кружка является:

  • познакомиться с историей книги, изобретением книгопечатания;
  • изучить роль книги в приобретении и передачи знаний;
  • познакомиться с разнообразием книжных изданий;
  • познакомиться с творчеством местных писателей и поэтов;
  • создать сборники своих произведений;
  • овладеть навыками переплётного дела;

Формируется бережное отношение к книге, прививается любовь к чтению, расширяется кругозор детей.

Учащихся, посещающих внеурочную деятельность нашего образовательного учреждения, сопровождает тьютор. Тьютор, является связующим звеном между учебной и внеучебной деятельностью. В начальной школе, чаще всего тьютором, является классный руководитель. Что позволяет контролировать посещение внеучебной деятельности и реализовывать индивидуальную программу  образовательного  процесса каждого ребёнка в зависимости от его потребностей.

 Таким образом, в нашей школе организация внеурочной деятельности предоставляет широкий спектр занятий, который ориентирован на воспитательные результаты и развитие универсальных учебных действий.

Список литературы

  1. http://ipk74.ru/kafio/bibl/  - Айчувакова, Е.Р. Нормативные документы и материалы федерального государственного образовательного стандарта, регламентирующие организацию внеурочной деятельности в начальной школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова

Календарно тематическое планирование по всем предметам и внеурочная деятельность 1 класс. Система развивающего обучения Л.Занкова...

Опыт организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления Декор

Описание опыта организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления "Декор"...

Образовательный курс «Инфознайка» для учащихся 10-11 лет во внеурочной деятельности как технология коррекционо-развивающего обучения

В статье приведены примеры организации занятий для детей с задержкой психического развития во время внеурочной деятельности по информатике....

" Опыт организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию"

В статье представлены  перечень проведённых  мероприятий учителем по духовно-нравственному воспитанию с классом....