Статья на тему: " Инклюзия — реальность или иллюзия для современной школы?"
статья на тему

Чудновская  Наталья  Васильевна

Данная  статья  представляет  собой  размышления  автора  о проблемах инклюзивного образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИНКЛЮЗИЯ — РЕАЛЬНОСТЬ  ИЛИ  ИЛЛЮЗИЯ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ?

Чудновская  Наталья  Васильевна,

  учитель  начальных  классов

МБОУ  «СОШ №15 с УИОП»

г. Гусь – Хрустальный,

Все  дети  должны  учиться вместе!? 

      Инклюзивное образование… Еще  20 лет назад  вопрос  о такой  организации процесса обучения в  нашем обществе  не стоял.  Мы жили по законам  советской педагогики, которая  считала, что ребенок со специальными нуждами должен быть изолирован  от здоровых  детей, и образование он мог получить только в специальном учебном заведении.  Существовало 8 видов таких школ, в которых для этих детей разрабатывалось  самое необходимое для  их самообслуживания и жизнедеятельности.  И все же в современном обществе встал вопрос об инклюзии, о расформировании таких заведений.  

        Главный принцип  инклюзивного образования  заключается в том, что «не ребенок подгоняется под существующие  в образовательном учреждении условия и  нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».

       На мой взгляд, эта прекрасная идея,  несет  в себе множество проблем   и  сложностей для   всех  участников  образовательного процесса, так как принципы инклюзивного образования предполагают отказ от традиций отечественной коррекционной педагогики и ликвидацию специально созданных условий.  И вопрос не в том, насколько внедрение инклюзивного образования  реально в данный момент  для современной  школы,  а в том, насколько реально сделать это качественно для детей   и  безболезненно  для педагогов.

      Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не просто учителем, а целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в тесном  междисциплинарном сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного  пространства, по методическим рекомендациям   Института  проблем инклюзивного образования,  должны   участвовать   учителя  начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования  и тьюторы. Такая команда профессионалов действительно сможет создать  необходимые условия и помочь детям  с особыми  образовательными потребностями, но реально ли это  в условиях  обычной  провинциальной   школы? На протяжении  нескольких  последних лет  в нашей  школе  нет    логопункта, свободна  вакансия  медицинского работника,  а педагогический коллектив  стремительно «стареет».  Круг обязанностей простого учителя постоянно расширяется,  поэтому  меня,  как  учителя начальных классов,  интересует,  не придется ли мне в ближайшем будущем взять на себя обязанности  специалистов  коррекционной педагогики?  Ведь уже сейчас я оказываю  первую медицинскую помощь и занимаюсь коррекцией речи, помимо своих должностных обязанностей.

   К тому же,  как в рамках инклюзива учитывать специфику обучения детей с различными ограниченными  возможностями?  Ребенок  с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения.   Также существует серьезная проблема совмещения  темпов  преподавания  и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и здоровым детям.  К примеру, в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида (для детей с умственной отсталостью) математику преподают только в предметно-практической направленности,  то есть для использования в повседневной жизни. Нет ни химии, ни физики, как таковых – они изучаются в рамках естествознания. Ученикам не преподают алгебру – они просто не могут её усвоить,  при этом обязательны  специальные  занятия  по ритмике, развитию речи, социально-бытовая ориентировка и т.п.  Поэтому, как бы я не старалась и какими бы  знаниями  не обладала,  вряд  ли  смогу  обеспечить  качественную инклюзию всем участникам образовательного  пространства,  а  участвовать  в «формальной»  инклюзии  я  не  могу себе позволить.  

         Во  всем  мире  вопрос  инклюзивного  образования  остается   очень деликатным  и  щепетильным,  и решать его нужно осторожно и  продуманно, учитывая то, что на сегодняшний день  современное   российское общество не готово целиком и полностью принять нетрадиционную  систему образования.

       Хочется надеяться, что экспериментальные площадки, открытые в разных  регионах  России,  помогут  не  только  ответить  на многочисленные  вопросы  по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями  в массовых школах, но  и  поспособствуют повышению  уровня толерантности, самосознания здоровых членов общества к  проблемам социальной интеграции детей с особенностями развития.

     

     

       

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: " Какой должна быть современная школа".

В статье описаны мои рассуждения о школе....

Статья по теме: " Инклюзив: за и против "

Если «Инклюзивное обучение» означает «искать пути обучения детей всех вместе, учитывая их потребности и возможности», то, необходимо создать условия в поддержку обучающимся и п...

Статья по теме: " Инклюзив: за и против "

Статья по теме:" Инклюзив: за и против "           На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законо...

Статья по теме"ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА"

Учитель, начинающий реализовывать ФГОС, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. Организовать  урок  в  соответствии с этим  требованиями м...

Статья на тему : Инклюзия- реальность или иллюзия для современной школы?

Инклюзия-  реальность или иллюзия для современной школы? Должность : учитель начальных классовДермер Елена ВалерьевнаГУ «Средняя школа № 4»            ...

Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"

Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"...