Статья по теме :" Каким должен быть современный учитель - дефектолог"
статья

Статья подходит для выступления на МО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему: «Каким должен быть современный дефектолог»

Указанный в теме вопрос подлежит раскрытию через определение миссии учителя-дефектолога и ее адаптации к поставленным задачам и имеющимся проблемам.

В образовании детей с ОВЗ учитель-дефектолог выполняет миссию, которую можно разделить на две составляющие: образовательную и социальную. Образовательный аспект проявляется непосредственно в образовании, воспитании, квалифицированной помощи в развитии ребенка, раскрытии его потенциала. Социальная часть заключается в адаптации и подготовке ребенка к жизни в обществе, а также воздействии на общественное сознание с целью отношения общества к людям с ОВЗ как к равным себе.

         Что касается части образовательной, то она напрямую зависит от профессиональных навыков учителя-дефектолога, его вовлеченности в процесс самообразования, а также от таких черт характера как эмпатия, то есть потребности в благополучии другого человека. Указанные аспекты требуют от учителя серьезного осмысления ещё на стадии студенчества.

        Особое внимание в настоящей работе хотелось бы уделить социальной составляющей миссии, причем в разрезе внедряемого с недавних пор инклюзивного образования.

        Несколько лет назад государство изменило закон об образовании, включив в него положения об инклюзивном образовании. В теории это означает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся вне зависимости от наличия или отсутствия особенностей развития. На практике же родители получили возможность выбирать между специальными образовательными учреждениями и общей школой. Но в достаточной ли мере государство подготовило почву для введения такого выбора? На мой взгляд – нет, что накладывает дополнительную ответственность на учителя.

        Сложности введения инклюзивного образования я бы разделила на три группы: ресурсные, образовательные и социальные.

        Ресурсные особенности включают в себя необходимость переоборудования всех общих школ под нужды детей с ОВЗ, нехватку материальных средств, расширения педагогического состава общих школ, либо дополнительное образование в сфере дефектологии для имеющихся учителей. Указанные проблемы ресурсов решаемы только на уровне государства. Задача учителей и педагогов состоит в том, чтобы дать государству обратную связь о проблемах реализации его законодательных инициатив.

        Образовательные аспекты заключаются в дополнительном образовании учителей, а также в методах самого инклюзивного обучения. Инклюзия ставит перед дефектологом необходимость повышения квалификации или переподготовки для возможности преподавания в общей школе, а перед учителем общей школы – дополнительное дефектологическое образование. Также возникает необходимость разработки адаптированных образовательных программ. В инклюзивном классе учитель должен суметь организовать обучение так, чтобы один и тот же материал подавался на разных уровнях сложности, но при этом качественно усваивался разными группами школьников. В указанной задаче усматривается проблема «порочного круга»: в условиях одной программы либо дети с особенностями развития не будут успевать, либо обычные школьники будут не дополучать необходимые им темпы образования. Решением данной проблемы, возможно, стало бы создание отдельных классов в общих школах, ведение общих уроков для разных групп детей в рамках отдельных предметов и другие подобные «мягкие» методы внедрения инклюзивного образования.

        Социальные особенности внедрения заключаются в постепенной ликвидации в обществе психологических барьеров, связанных с возможностью совместного обучения, нетерпимости, нетолерантности; привитие позитивных культурных стереотипов. Данные задачи реализуются, в том числе, через пропаганду и идеологию. По моему мнению, действенными инструментами этой составляющей являются: организация волонтерской деятельности в сфере сопровождения обучающихся с ОВЗ; развитие олимпиадного движения среди школьников с особенностями развития; временное обучение людей с ОВЗ со сверстниками, встречи на праздниках и совместный досуг. От учителя-дефектолога в данной области требуются высокие коммуникативные навыки, знание основ психологии, способность разрешения конфликтных ситуаций.

        Анализ вопросов на официальных порталах, посвященных реализации Закона об образовании позволяют сделать вывод, что администрации регионов, руководители образовательных учреждений до конца не понимают механизм внедрения инклюзивного образования. Характер рекомендаций резолюции Третьего Всероссийского съезда дефектологов от 22.11.2019 указывает на чрезвычайную непроработанность вопроса инклюзии даже на фундаментальном уровне. На мой взгляд, формальный подход к оптимизации процесса инклюзии, а равно и его необоснованное затягивание не допустимы, поскольку по существу являют собой дискриминацию.

Внедрение инклюзивного образования ставит повышенный стандарт ответственности перед государством, сообществом дефектологов и обществом в целом. Я придерживаюсь стороны мягкого постепенного внедрения, что позволит без потерь и искажений осуществить решение вопроса ресурсов, адаптации программ и изменения общественного сознания.

        Современный учитель-дефектолог – это высококвалифицированный специалист, вовлеченный и инициативный, который совершенствует свои навыки, анализирует ситуацию вокруг и не боится озвучивать выявленные проблемы и пути их решения, как на местном уровне, так и в формате обратной связи между сообществом и государством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный учитель?(материал к педагогическому совету)

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.        Современный учитель. Ка...

Статья на тему: " Какой должна быть современная школа".

В статье описаны мои рассуждения о школе....

Методическая разработка по предмету «Литературное чтение» по теме «Каким должен быть учитель в школе?» (По рассказу Питера Рейнольдса «Точка»)

Тип урока: внеклассное чтение с использованием рефлексивно-позиционного подхода в организации работы с пониманием текста. Она представляет собой методические рекомендации по вопросам проведения у...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ младших КЛАССОВ?»

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизн...

Каким должен быть современный учитель

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая си...

ЭССЕ на тему «Каким должен быть современный учитель начальной школы?»

ЭССЕ на тему«Каким должен быть современный учитель начальной школы?»...

Каким должен быть современный учитель.

Статья - диспут, в которой высказаны мысли "вслух"...