«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
статья по теме

Харчевникова Марина Андреевна

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Общей целью обучения – является формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом – овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

Задачи:

v развивать интеллектуально - нравственную личность;

v  формировать критическое и творческое  мышление;

v  создавать проблемную ситуацию;

v  вызывать интерес.

 

Основные положения технологии деятельностного метода обучения:

·        Процесс обучения есть всегда обучение  деятельности.

·        Сам процесс учения должен быть творческим

·        Обучение деятельности  предполагает совместную учебно-познавательную  деятельность группы учащихся под руководством учителя.

 

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1.  Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.  Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.  Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.  Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.  Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.  Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.  Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 

   Использование деятельностного метода в практике  позволит мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

 Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания  и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Урок на основе деятельностного подхода обеспечивает:

·        качественное усвоение знаний;

·        развитие интеллекта и творческих способностей;

·        воспитание активной личности.

 

Задачу по формированию  учебной деятельности необходимо решать буквально с первых уроков 1 класса. Особое внимание я планирую уделять развитию учебно-познавательных мотивов.

Это  сохранит  у  детей  устойчивый  интерес к учению, потому что оно приносит радость, удовольствие и успех.

 

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

В связи с этим возникает  необходимость разработки приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся.

 

·      тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:

повторить знания об имени прилагательном;

определить, с какими частями речи сочетается;

изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными;

определить закономерность изменений, сделать вывод.

·      работа над понятием

·      подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чём дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

·      собери слово

Прием основывается на умении детей выделять в словах первый звук и синтезировать в единое слово. Прием направлен на развитие слухового внимания и на концентрацию мышления к восприятию нового.
Например, тема урока "Глагол".

– Соберите слово из первых звуков слов: "Греметь, ласкать, аккуратный, голос, остров, ловить".

Если есть возможность и необходимость можно на предложенных словах повторить изученные части речи, провести решение логических задач.

·      ситуация яркого пятна

·      группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Например,  тему урока  "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов:  луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9

·      исключение

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Первый вид. Повторяется основа приема "яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.

Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.

Например, урок окружающего мира в 1классе по теме урока "Насекомые".

– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".

– Что общего во всех словах? (Названия животных)

– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.)

 

Большое внимание уделяю заданиям, которые дети выполняют в парах, в небольших группах. В процессе такой работы развивается контроль и самоконтроль, потому что без взаимоконтроля совместную задачу выполнить нельзя. Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, когда проверку правильности результата деятельности ученик проверяет сам, постепенно увеличиваю. Анализируем  ответы  вместе с детьми. Это позволяет обучающимся объективно оценивать свою работу.

Преимущества деятельностного подхода

•         У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;

•         формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

•         возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;

•         интерес к предмету побуждает к поиску дополнительной информации, что расширяет их познания в области данной науки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod1.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя инициатива в образовании Проект учителя начальных классов Харчевниковой Марины Андреевны

Слайд 2

Методическая тема «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Слайд 3

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 4

Великая цель образования – это не знания, а действия. Герберт Спенсер

Слайд 5

Общей целью обучения – является формирование ведущей для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности.

Слайд 6

Основные положения технологии деятельностного метода обучения. Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Слайд 7

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 8

Приёмы, способствующие формированию учебной мотивации на уроке. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся . тема-вопрос работа над понятием подводящий диалог собери слово ситуация яркого пятна Группировка исключение

Слайд 9

Тема-вопрос Тема: " Как изменяются имена прилагательные ?" Построить план (алгоритм) действий : 1) 2) 3) 4) 5) 1) Повторить знания об имени прилагательном; 2) Определить , с какими частями речи сочетается 3) Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными; 4) Определить закономерность изменений, 5) Сделать вывод

Слайд 10

Работа над понятием Тема: "Словосочетание" Определяем задачу урока:

Слайд 11

Подводящий диалог мороз зима солнце - Что общего? (Явления природы, существительное, нарицательное, неодушевленное) - В чем различия? ( Окончания, корень, значения, род ) «Род имен существительных»

Слайд 12

Собери слово реметь аскать таковать оворить кружать овить ГЛАГОЛ Г Л А Г О Л

Слайд 13

Группировка Тема урока: ” Двузначные числа ” 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9 Разделите на две группы числа

Слайд 14

Исключение "Насекомые" Собака Белка Медведь Корова Волк Заяц Бабочка Кошка

Слайд 15

Преимущества деятельностного подхода У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы Формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи Возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе Интерес к предмету побуждает к поиску дополнительной информации, что расширяет их познания в области данной науки оятельной работы ;

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 17

Список использованной литературы Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33. Использованные материалы и Интернет-ресурсы http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

Презентация   подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...