Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Художественное слово» для 2 классов
рабочая программа (2 класс) на тему

Низова Светлана Александровна

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.  Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 2»

г.Волгореченска Костромской области

                   

Рассмотрено

на заседании   методического объединения учителей………………………………. Протокол № ___  

от «         »  __________ 20… г.,

Руководитель:   ________     /.............................../

Согласовано

заместитель директора по ВР

________/________________/

        «_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 20… г

Утверждено:      

           

 Директор школы:

_________    /_________ /

«_____» «__________ » 20… г

Рабочая программа по курсу внеурочной                                  деятельности

«Художественное слово»

для 2 классов

                                          Программу составила:

                                                      учитель начальных классов:                                                          

                                     Низова С.А.

2012 -2013 учебный год

Пояснительная записка

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.  Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Ребенок живет в слове, развивается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнаёт о слове.

Программа  является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников и  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Цели:

  • содействовать овладению осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, а также интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности,  первоначальные навыки работы с текстом, речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
  • воспитывать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
  • пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
  • формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству

Приоритетной целью является формирование читательской компетентности первоклассников, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Приоритетные задачи:

- добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

- развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

- учить детей запоминать  наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную  сферу учащихся, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, к произведениям зарубежных авторов.

Педагогическая позиция:

  • сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
  • живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;
  • обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;
  • создание в группе  атмосферы продуктивной работы над формированием высокой  культуры речи.

Педагогические средства:

  • эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);
  • занимательность, наглядность, игра, юмор.

    Программа рассчитана на 34 занятия по 2 часа (занятия проводятся 1 раз в неделю).  Возраст учащихся – 7-8 лет (2 классы).

      Возрастные особенности учащихся позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни.

     Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая  работу над отдельными произведениями.

    Программой предусмотрено сотрудничество  с родителями, в частности :

  • оказание помощи детям при  разучивании ролей
  • совместное с детьми и педагогом  изготовление костюмов и декораций
  • приглашение родителей на творческие вечера, спектакли и т.п.
  • индивидуальные беседы

Содержание программы

     Речевой аппарат. Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

     Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи.

     Речь монологическая и диалогическая. Деление текста на логические части.

Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок.

Логика речи.

Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.

Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.

Юмореска – один из жанров художественного слова.

Интонирование басни. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.

Технология реализации образовательной программы.

     Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

     Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.

     Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

     Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

     Одновременно проводятся упражнения над интонацией.

     Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

    Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на воспитанников  прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.

     На занятиях курса должна быть создана атмосфера доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностными результатами изучения курса  «Художественное слово»  является формирование следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты, уместности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

        – выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

       -    различать типы текстов;

       -  делить тексты на части;

       - оценивать художественные достоинства литературных произведений;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.

Библиография

  1. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
  2. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
  3. Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии младшего      школьника» - М; «Просвещение», 2009.
  4. Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения» - М; «Просвещение», 2009 .
  5. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
  6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
  7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
  8. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
  9. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
  10. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
  11. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.
  12. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
  13. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Часы

1

Речевой аппарат. Речь. Слово.

2

2

Культура речи. Бытовая речь и её недостатки.

1

2

Артикуляция, динамизм, пауза - средства выразительности речи.

1

3

Тембр и высота голоса-средства выразительности речи

1

3

Речь монологическая и диалогическая.

1

4

Преобразование  монологической и диалогической речи.

1

4

Рассказывание, как один из видов декламации. Подробный рассказ. Сказка «Колобок»

1

5

Рассказывание народных сказок. Показ сказки с помощью кукол.

1

5

Логика речи. Установление связей в тексте.

Сказка «Рукавичка»

1

6

Пословицы и поговорки – мудрость народа.

1

6

Сказка «Рукавичка»(кукольный театр)

1

7

Интонация в тексте.

1

7

Сказка «Рукавичка» (кукольный театр)

1

8

Музыка – помощница слову.

1

8

Сказка «Рукавичка» (кукольный театр)

1

9

Генеральная репетиция сказки «Рукавичка»

2

10

Показ спектакля: сказка «Рукавичка»

2

11

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.

1

11

Характерные особенности стихотворной речи. Проба пера.

1

12

Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.

1

12

Практическая фонетика. Скороговорки.

1

13

Практическая фонетика. Считалки.

1

13

Работа над миниатюрой "Что такое хорошо, и что такое плохо". Работа в группах.

1

14

Знакомство со сказкой «Целебная травка». Распределение ролей.

2

15

Сказка «Целебная травка» (кукольный театр)

2

16

Репетиция сказки «Целебная травка» (кукольный театр)

2

17

И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни.

17

Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.

1

18

Репетиция сказки «Целебная травка» (кукольный театр)

2

19

Конкурс на лучшее чтение басни

1

19

Инсценировка стихотворения или басни. Работа в группах.

1

20

Репетиция сказки «Целебная травка» (кукольный театр)

2

21

Генеральная репетиция сказки «Целебная травка» (кукольный театр)

2

22

Показ спектакля сказки «Целебная травка» в д/с

2

23

Показ спектакля сказки «Целебная травка» в 1-х классах

2

24

Развитие речи. Составляем рассказ по серии картинок и пробуем его инсценировать.

2

25-28

Подготовка к конкурсам чтецов: «Вефлиемская звезда», «Люблю тебя, мой край родной!» и т.д.

8

29

Загадки. Информация в слове. Работа в группах.

Я – ведущий концерта.

2

30

Ораторское искусство. Монолог. Диалог.

2

31

Проба себя в диалоге.

2

32

Пробую себя в монологе.

2

33

Конкурс ораторского искусства.

2

34

Итоговое занятие. Чему мы научились за год.

2

Итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир геометрии». 2 класс.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает системати­зировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предм...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Веселый английский 4 класс"

Программа курса «Веселый английский» для 4 класса (третий год обучения) составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС

Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...

рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Исток" для 3 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Исток" для 3 класса.Направление ОПТ....

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности для 1-4 классов.

Рабочие программы составлены с учетом изменений ФГОС 2015г....