Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.
методическая разработка на тему

Попова Галина Васильевна

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных положений по данному вопросу и формой представления результатов сформированности УУД - Характеристика уровня сформированности УУД, которая оформляется на каждого учащегося в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_tselevogo_razdela_oop_noo.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ  целевого  раздела  ООП НОО.

2. Планируемые результаты освоения учащимися основной

образовательной программы начального общего образования.

   Структура и содержание планируемых результатов отражает требования Стандарта, передаёт специфику образовательного процесса, соответствует возрастным возможностям обучающихся.

   Планируемые результаты уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки этих результатов.

Структура планируемых результатов.

Планируемые результаты

Значение

(для чего)

Определение динамики развития обучающихся: выделение достигнутого уровня и зоны ближайшего развития.

Определение возможности овладения учебными действиями в зоне ближайшего развития (знания, расширяющие и углубляющие систему опорных знаний).

Выделение основных направлений оценочной деятельности.

Уровни описания

Цели

Цели-ориентиры

Опорный учебный материал -

«Выпускник научится».

Расширение и углубление опорного учебного материала – «Выпускник получит возможность».

Характеристика

Смысл изучения данного предмета.

Формирование ценностных и мировоззренческих установок.

Формирование определённых познавательных потребностей.

Система знаний и учебных действий, необходимых для успешного обучения в начальной и основной школе.

Система учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета

Результат

Развитие личностных характеристик.

При наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися в силу повышенной сложности учебного материала и учебных действий для обучающихся.

Предоставление возможности обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявление динамики роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются  планируемые результаты освоения:

Междисциплинарные программы

Предметные программы

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Чтение. Работа с текстом.

Личностные и метапредметные результаты.

Метапредметные результаты

(работа с текстом).

Предметные результаты.

(содержательные линии)

Личностные УУД

  • Поиск информации и понимание прочитанного.

Русский язык:

- Система языка;

- Орфография и пунктуация;

- Развитие речи.

Регулятивные УУД

  • Преобразование и интерпретация информации.

Литературное чтение:

- Виды речевой и читательской

 деятельности;

- Творческая деятельность;

- Литературоведческая

пропедевтика.

Познавательные УУД

  • Оценка информации.

Английский язык:

- Коммуникативные умения;

- Языковые средства и навыки

 оперирования ими.

Коммуникативные УУД

Математика:

- Числа и величины;

- Арифметические действия;

- Работа с текстовыми задачами;

- Пространственные отношения.

Геометрические фигуры.

- Геометрические величины;

- Работа с информацией.

Окружающий мир:

- Человек и природа.

- Человек и общество.

Музыка:

- Музыка в жизни человека.

- Основные закономерности

 музыкального искусства.

- Музыкальная картина мира.

Изобразительное искусство:

- Восприятие искусства и виды

художественной деятельности.

- Азбука искусства. Как  говорит

 искусство?

- Значимые темы искусства. О чём

 говорит искусство?

Технология:

- Общекультурные и

общетрудовые компетенции.

-  Основы культуры труда,

самообслуживание.

- Технология ручной обработки

материалов. Элементы

графической грамоты.

- Конструирование и

моделирование.

- Практика работы на компьютере.

Физическая культура:

- Знания о физической культуре.

- Способы физкультурной

деятельности.

- Физическое совершенствование.

Содержание планируемых результатов по каждому пункту подробно раскрыто в Основной образовательной программе начальной школы.

3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.

       Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:

  • ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  •  обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять регулирование (управление) системы образования на основании полученной информации о достижениях образовательным учреждением, обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Система оценки достижений планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя оценка задаёт общее понимание того, что подлежит оценке, как – в каких форматах, с помощью каких заданий наиболее целесообразно вести оценку; какие ответы следует (или допустимо) считать верными и т.д.

Внутренняя оценка строится на той же содержательной и критериальной основе, что и внешняя – на основе планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Согласованность внешней и внутренней оценки повышает доверие к внутренней оценке, позволяет сделать её более надёжной, способствует упрощению различных аттестационных процедур.

        Осуществляется комплексный подход к оценке результатов обучения.

Результаты обучения

Личностные

Метапредметные

(Приложение 2).

Предметные

Комплекс результатов

Личностное развитие, формирование УУД.

Формирование УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных.

 Результаты, представленные в подпрограмме «Чтение. Работа с текстом»

Достижения планируемых результатов по отдельным предметам.

Объект оценки

- самоопределение;

- смыслообразование;

- морально-этическая ориентация.

Общие способности и умения учащихся, т.е. такие умственные действия, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе предметных действий.

Содержание

Оценка сформированности:

- внутренней позиции;

- гражданской идентичности;

- самооценки;

- мотивации учебной деятельности;

   Знание  моральных норм и  сформированность морально-этических суждений.

Умение  учиться, т.·е. совокупность способов действий, которая, обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Система основополагающих элементарных научных знаний.

    Система формирования действий с учебным материалом – применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Формы оценки

Не подлежат итоговой оценке.

Достижения:

-   как результат выполнения сконструированных диагностических задач (конкретный вид УУД);

-  как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

Традиционная система отметок по 5-балльной шкале

Вид документального оформления оценки

Возможна текущая оценка - характеристика личностного развития с целью оптимизации личностного развития учащихся, либо для оказания специализированной помощи учащимся.

  Данная информация должна быть конфиденциальна.

Диагностическая карта.

4-х уровневый результат:

 0 б. – менее 50% сформированности действий;

1 б. –  50 – 75%;

2 б. -  75 – 99%;

3 б. – 100%.

   Результат учитывается при выставлении отметки по конкретному предмету и описывается в качественной характеристике на ученика.

(Приложение 1 – к концу 4 кл.; Приложение 2 – Характеристика  уровня сформированности УУД к концу каждого класса )

Табель успеваемости.

Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочной деятельности соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

·«удовлетворительно/неудовлетворительно», т. е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;

·«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Модель системы оценки планируемых результатов освоения общеобразовательных программ начального образования и её основные компоненты.

Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования

(объект и содержание)

Методы оценки.

Субъективные.

Объективные.

Инструментарий, процедуры, критерии.

Проекты

Тестирование

Практические работы

Анкетирование

Портфолио

Письменный  или устный опрос    

Другие

Контроль.

Стартовый, текущий и промежуточный контроль:

- контрольные работы;

- тестовые работы;

- комплексные работы;

- Работа с текстом.

Мониторинговые исследования.

Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательного учреждения.

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений.

Портфель достижений обучающегося – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в различных областях. Материалы портфеля достижений допускают проведение независимой внешней оценки, например при проведении аттестации педагогов.

Работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.

Портфель достижений – результаты деятельности:

учебной

творческой

социальной

коммуникативной

физкультурно-оздоровительной

трудовой

Материалы:

Детские работы

Систематизированные материалы наблюдений

Материалы, характеризующие достижения обучающихся  в рамках внеучебной и досуговой деятельности:

- Стартовая диагностика;

- тетради для контрольных работ по предметам;

- тетради для творческих работ;

- Читательский дневник;

- материалы проектов;

- дневник наблюдений;

- творческие работы;

- фотоизображения примеров исполнительской деятельности;

- дневник самоконтроля.

- Оценочные листы;

- диагностические материалы;

- листы наблюдений.

- участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах;

- участие в спортивных соревнованиях.

По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:

1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;

2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.

     На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися

·опорной системы знаний по русскому языку и математике

 и овладение следующими метапредметными действиями:

·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх  итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

Вывод

«Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.»

«Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями».

«Выпускник не  овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования».

В материалах накопительной системы оценки:

зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично»,

а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы,

а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

·даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Портрет выпускника начальной школы:

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Содержательный  раздел  ООП НОО.

Учебная деятельность:

Программы отдельных учебных предметов

Урочные формы

Программа формирования УУД

Программа духовно-нравственного воспитания.

Программа коррекционной работы.

Программа формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программы специальных курсов

Внеучебная деятельность.

        Внеурочные формы

1.   Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся

на ступени начального общего образования

        Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться. способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования:

          • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

          • определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

         • выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

         • определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Ценностные ориентиры:

Уровневый результат

Целевые установки

Формирование

Гражданской идентичности

Психологических условий развития общения и сотрудничества

Развитие

Ценностно-смысловой сферы личности

Умения учиться

Самостоятельности, инициативы, и ответственности личности.

Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий.

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия,  контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения.

Понятие

Функции

Состав УУД  (виды)-

Универсальные учебные действия – умение учиться.

- Обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

4 блока:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации; обеспечение успешного освоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Содержание каждого блока универсальных учебных действий подробно раскрыто в Основной образовательной программе начальной школы .

Связь универсальных учебных действий с содержанием  учебных предметов.

        Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

        На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического,

наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

        Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет

Формирование  (приоритетных)  УУД

Создание условий/ обеспечение формирования УУД

Русский язык

Познавательных, коммуникативных, регулятивных.

Формирование «языкового чутья», как результата ориентации ребёнка в грамматической и синтаксической структуре языка.

Литературное чтение

Всех видов УУД

(с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Смыслообразование, самоопределение и самопознание;  основы гражданской идентичности; эстетических ценностей; нравственно-этического оценивания; эмоционально-личностной децентрации; умение понимать и произвольно, выразительно строить контекстную речь; умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий; умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Английский язык

Коммуникативных, познавательных.

Развитие: общее речевое; произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; письменной речи.

Формирование ориентации на партнёра.

Смысловое чтение.

Математика

Познавательных, регулятивных.

Развитие логических, алгоритмических, знаково-символических действий, планирования, моделирования.

Формирование элементов системного мышления  и приобретение основ информационной грамотности.

Окружающий мир

Всех видов УУД

Формирование: целостной научной картины природного и социокультурного мира; гражданской российской идентичности; общепознавательных УУД.

Способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни.

Музыка

Личностных, коммуникативных, познавательных.

Формирование: эстетических и ценно-смысловых ориентаций; гражданской российской идентичности и толерантности; УУД замещения и моделирования.

Изобразительное искусство

Личностных, познавательных, регулятивных.

Формирование УУД: замещения и моделирования; логических операций, целеполагания, планирования; гражданской идентичности, толерантности, эстетических ценностей.

Технология

Всех видов УУД

Формирование УУД: планирования и моделирования, целеполагания, ИКТ-компетентности, знаково-символического и пространственного мышления .

Формирования картины мира материальной и духовной культуры.

Физическая культура

Личностных, регулятивных, коммуникативных.

Формирование: гражданской российской идентичности.

Освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Развитие умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

         Типовые задачи формирования универсальных учебных действий конструируются учителем на основании следующих общих подходов: 

  1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание – применение –анализ -синтез- оценка. В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему. 
  2. Требования к задачам.

Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были  валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемые к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на  освоение соответствующих УУД;

- избыточными, с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими  возможность оценить  общий подход к решению,  выбор необходимой стратегии;

- - «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий  конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

В разработке задач учителя исходят из того, что уровни учебных целей: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка имеют отношение к любому УУД, т.е. каждое УУД предполагается последовательно формировать на каждом уровне преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Обеспечение преемственности программы формирования универсальных

учебных действий при переходе от дошкольного к начальному

и основному общему образованию.

    Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках – в момент поступления детей в школу (в 1 класс) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования. Несмотря на огромные возрастно-психологические различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют много общего.

     Возникновение трудностей имеет следующие причины: недостаточно плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения; обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Готовность детей к обучению в школе.

Комплексное образование

Физическая готовность

Психологическая готовность

Состояние здоровья, морфофункциональная зрелость организма, развитие двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физическая и умственная работоспособность.

Эмоционально-личностная (главная роль – произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация, самооценка),

интеллектуальная, коммуникативная.

Формирование фундамента готовности должно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры,  изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Проблемы  обучающихся к началу обучения в среднем звене.

Трудности перехода

Причины трудностей

Ухудшение успеваемости и дисциплины.

Необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения.

Рост негативного отношения к учению.

Совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности – переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности.

Возрастание эмоциональной нестабильности нарушения поведения.

Недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной  с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

    Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.

    Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация  на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

Структура работы по обеспечению преемственности -

Программа действий на 2011-2015 гг.

Направление работы

Объекты

Мероприятия

Информационно-просветительская деятельность

Взаимоизучение содержания программ обучения и воспитания   в рамках введения новых ФГОС

Программа обучения и воспитания  ДОУ

Теоретические семинары.

Образовательная программа начальной школы на основе  ФГОС

Практические занятия.

Программы обучения  5 класса

Ознакомление участников образовательного процесса с Программой универсальных учебных действий начальной школы

Программа универсальных учебных действий начальной школы

Теоретические и практические семинары.

Изучение психологических особенностей детей

Первоклассники,

Учащиеся 4 класса

Теоретические семинары.

Организационно-исполнительская деятельность

Знакомство с детьми с целью определения стартового уровня сформированности универсальных учебных действий с учётом возрастных особенностей на момент поступления в школу и перехода в 5 класс.

Будущие  первоклассники  

-Посещение занятий в ДОУ.

-Изучение  «Карты

                     личности».

- Наблюдение за детьми во

  время   учебных занятий.

Будущие пятиклассники

- Посещение уроков в 4-х

    классах.

- Изучение   комплексной

   характеристики

   обучающегося.

-  Изучение   «Портфеля  

    достижений».

Организация учебного процесса с учётом требований ФГОС и результатов определения уровней развития личности.  

1-ые классы

5-ые классы (2015г.)

Планирование работы по Программе формирования УУД с приложением стартовых характеристик учащихся.

Коррекционно-развивающая работа с целью своевременного определения и выявления   проблемных областей формирования УУД.

1-4 классы

Документальное оформление итогов работы по формированию УУД в конце каждого года обучения

(по необходимости).

Аналитическая деятельность

Подведение итогов работы

Выпускные 4-ые классы – 2015 год.

Характеристики учащихся 4-х классов.

 Раздел – формирование УУД.

( Приложение 1).

Аналитическая справка по результатам проведённой работы.

Корректировка Образовательной программы  по формированию УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа содержит особенности системы оценки, правила оценочной деятельности во 2-4 классах, оценку личностных, метапредметных и предметных результатов, разделы рабочего портфолио. ...

Презентация "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования

В презентации (составлена на основе технологии оценивания образовательных достижений в системе "Школа 2100", автор Д .Д. Данилов)  даётся обоснование введения новой системы оценки дости...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....