Сценарии уроков общеметодологической направленности.
классный час на тему

Лобко Людмила Леонидовна

Цель уроков: сформировать представление об учебной деятельности и её функциях в 1 и 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass.doc1.34 МБ
Microsoft Office document icon 4_klass.doc465.48 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                  Урок 1 (4 класс)

  Тема: Что такое «уметь учиться»?

Цель:

сформировать представление об учебной  деятельности и функциях

 учебной деятельности.

Демонстрационный материал:

  1. название темы и карточки для доски: «Шаг I»; «Шаг II»;

 «Чего я не знаю?», «Сам нахожу новый способ и выполняю задание».
«УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

  1. картинки с изображением двух мальчиков: один со знаком вопроса, другой - радостный, с восклицательным знаком:

                     

  1. 9 кадров фотопленки (пустых);
  2. 9 картинок со Смайликами, поясняющих шаги УД:

Раздаточный материал:

  1. чистые листы А-4 по количеству групп для пробного действия с записью: «Уметь учиться - это ... »;
  2. листы с заданием для самостоятельной работы на каждого:

     Учебная деятельность

                   Шаг I                                             Шаг II

_____________________                  _____________________

                                   1 2 3 4 5 6 7 8 9

Ход урока:

 I .Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите на доску.

Учитель открывает на доске 9 пустых кадров фотопленки.

  • Что напоминает вам эта лента? П/о: Пленку.
  • Как вы думаете, для чего она? (...)
  • На эту ленту мы запишем то, о чем пойдет речь на уроке. А
    урок сегодня не совсем обычный. Это не урок математики или
    русского языка, литературного чтения или труда. Этот урок о тех,
    кто учится и продолжает учиться, то есть о нас с вами.
  • Признайтесь честно, кто из вас хотя бы раз в жизни спрашивал
    себя: для чего нужно ходить в школу? А зачем учиться? Что значит
    «учиться»?
  • Нам важно в этом разобраться? Тогда начнем!

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения.

  • Как вы думаете, для чего вы ходите в школу? П/о: Чтобы учиться.
  • А что это значит - УЧИТЬСЯ? (...)

Дети дают свои ответы, например: выполнять задания, отвечать на вопросы учителя и т.д. Я подвожу итог этим ответам:

  • Правильно ли я вас поняла, что учиться - это специальная, осо бая работа? П/о: Да.
  • Но чтобы выполнять любую работу, надо уметь это делать: ведь
    никто не сядет за руль автомобиля, если не умеет водить машину. А
    что значит
    «уметь учиться»! (...)

-Видите, учимся мы вместе, а мнения у нас всех разные. Попро буйте найти согласованный ответ на этот вопрос. Объединитесь в группы и за 2-3 минуты предложите согласованную версию.

Учащиеся в группах записывают на карточках краткие ответы через отведенное время выставляют их на доске. В ходе их обсуждения фиксируется, что согласованного ответа у групп нет.

III.Постановка проблемы.

-Как вы думаете, почему вы столько лет вместе учились, а общий ответ дать не можете? П/о: Мы не задумывались над этим, не строили общего способа.

 IV. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Значит, какую цель мы перед собой поставим? П/о: Нам надо понять, что значит «уметь учиться».
  • Как бы вы назвали наш сегодняшний урок. (...)/Тема./
    Можно сказать учащимся, что работу любого ученика - ребенка и
    взрослого - называют «учебной деятельностью». На доске рядом с
    этим названием целесообразно поместить вариант темы, предло женный детьми, например: «Что такое УМЕТЬ УЧИТЬСЯ».
  • Вы говорите, что не задумывались над этим. Но я же вам дала
    время подумать! Значит, важно еще, каким
    способом вы думаете.
    Какой способ предложили бы вы? П/о: Вспомнить примеры из жизни и
    понять, что такое «уметь учиться».

V. Реализация построенного проекта.

  • Вспомните какие-нибудь случаи из жизни, когда вы чему-то
    захотели научиться, поставили перед собой цель - и научились!
    Дети рассказывают, чему они сами научились (кататься на коньках, ездить на лошади и т.д.). Я, исходя из их ответов, спрашиваю:
  • Вы сами учились кататься на коньках, ездить на лошади, или
    кто-то за вас - мама, дедушка ...? П/о: Сами.
  • Конечно, учиться всегда можно только самому, когда что-то сам
    делаешь, и не получается.

На доске появляется табличка:

Делаю сам, и не получается

- Итак, учение начинается с затруднения. Как же его преодо леть? Чем надо поработать сначала - головой или руками? П/о: Головой.

  • Что надо сначала понять? Чему вы учитесь в своем примере? (...)
  • Верно, сначала надо понять - чего я не знаю, иначе не понятно,
    чему учиться, и можно уйти куда-нибудь в другую сторону.

-На рисунке изображен ученик, который понял, чего он не знает.
И что же ему дальше делать надо?

Дети предлагают варианты, а я подвожу их к общему выводу: надо самому найти способ, чтобы сделать то, что раньше не получалось.

  • Как вы теперь ответите на вопрос «Что значит УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»
    П/о: Это значит выяснять, чего я не знаю, и пытаться самому найти
    необходимый способ.
  • О ком можно сказать, что он умеет учиться? П/о: О том, кто выяс няет, чего он не знает, и старается сам построить необходимый способ.

В завершение  подвожу итог:

-Итак, мы получили вывод: уметь учиться - это значит, во-первых, когда сам что-то делаешь и не получается, уметь по нять, «чего я не знаю?», а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

   а) — Итак, из скольких частей состоит учебная деятельность? П/о: Из двух.

-Какая из них первая? Какая вторая?

Можно ли поменять местами этапы учебной деятельности? П/о: Нет.

-Почему? П/о: Прежде чем что-то узнавать, надо понять, какого
знания недостает.

б)- Мама делает за сына домашнее задание - он учится учиться?
П/о: Нет. Докажите!

-А если кто-то списал готовое задание у соседа, он учится учиться?
П/о: Нет. Докажите!

в)- Посмотрите, на этих кадрах я изобразила действия, которые
мы выполняем в ходе любого нашего урока. Назовите их. П/о: Сначала
мы повторяем то, что надо для новой темы. Затем вы нам даете
задание на затруднение, мы пробуем его выполнить. После этого
мы выясняем, что мы знаем, а чего не знаем. Потом строим новый
способ, тренируемся и выполняем самостоятельную работу, сверяя
ее с эталоном.

/Учащиеся называют кадры в порядке их проведения на уроке. Помещаю на пленку кадры один за другим по порядку и нумерую их./

-Всегда ли и все на наших уроках учатся учиться? П/о: Иногда - да, а
иногда - нет. Докажите!

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Запишите за 2 минуты на своих листках, какие номера этапов
урока, по вашему мнению, относятся к I шагу, а какие - ко II шагу
учебной деятельности.

Учащиеся выполняют задание на листках. Через 2 минуты  вывешиваю на доске для самопроверки рядом с эталоном образец правильного его выполнения:

Шаг I:        Шаг II:

1, 2, 3, 4        5, 6, 7, 8, 9

  • У кого получилось по-другому? В каком месте?
  • Объясните, в чем ошиблись.
  • Исправили ошибки?
  • Молодцы!
  • У кого все верно?
  • Отлично!

VIII.Включение в систему ценностей.

  • Итак, вы знаете теперь, что значит уметь учиться. Мы учимся
    этому на каждом уроке. А
    кому и зачем это нужно? П/о: Ученикам.
  • Только ученикам? П/о: Нет еще родителям - чтобы гордились,
    радовались.
  • А ваши родители учились? П/о: Да.
  • Может ли человек работать, например, врачом, если специально
    не учился? П/о: Нет.
  • Кому важно, чтобы врач умел учиться? П/о: Больным, их родным.
  • Почему? П/о: Иначе он будет неправильно лечить больных.
  • Каким еще специальностям надо учиться? П/о: Всем.
  • Значит, кому нужен результат учебной деятельности? П/о: Ученикам и
    всем людям.
  • Для чего? П/о: Чтобы каждый мог работать, иметь семью и т.д.

IX.        Рефлексия деятельности.

  • Какую цель ставили? П/о: Узнать, что значит УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.
  • Какой результат получили? П/о: Мы теперь знаем, как правильно
    надо учиться.
  • Какие две части можно выделить в учебной деятельности?
  •  Как действуем на первом шаге? Как действуем на втором шаге?
  • Состоялась ли у нас сегодня учебная деятельность? Докажите.
  • Оцените каждый свою собственную работу - вы были сегодня
    учениками или зрителями?
  • Пригодится ли нам в дальнейшем это знание?
  • Где? На каких уроках? П/о: На всех. А в жизни?
  •  Остались ли у нас нерешенные проблемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Сценарий урока "Задачи на движение в противоположном направлении"

Конспект урока по математике для 4 класса по теме "Задачи на движение в противоположном направлении"  ("Начальная школа XXI века")...

Конструктор урока общеметодологической направленности для 2 класса

Урок по теме "Внешность,части тела" для 2 класса  к учебнику Spotlight 2.Повторение....

Сценарий мероприятия экологической направленности для младших школьников

Внеклассное мероприятие в начальной школе  «Как ухаживать за комнатными растениями»  Цель: создать условия для представления обучающихся о комнатных растениях и  их зна...

Конспект урока математики в 1 классе по теме: Решение задач (урок общеметодологической направленности)

Цели деятельности учителя: закрепление навыков решения задач.Планируемые результаты:Предметные:Уметь считать в пределах 10, решать задачи на увеличение (уменьшение) числа.Личностные:адекватно реагиров...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В. Драгунский«Всё тайное становится явным». (УМК "Школа России" 2 класс) (урок общеметодологической направленности)

Тип урока: «общеметодологической направленности»Цель урока: обобщение и проверка знаний, обучающихся по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»Задачи урокаДидактическ...