Анализ работы МО
материал на тему

Анализ работы МО начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей начальных классов

Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам, толерантность; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации в общественной жизни.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

В 2010-2011 учебном году методическое объединение начальных классов и воспитателей ГПД продолжило работу над темой “Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников”.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретических основ построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

2.Определение механизма  изменения образовательного процесса  в начальной  школе на основе разработки и  реализации Программы развития начальной ступени.

3.Разработка модели построения образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС.

4.Апробирование разработанной модели на практике.

5.Обобщение и анализ полученных результатов инновационной деятельности школы.

6. Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;

7. Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;

8. Выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;

9.Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;

10. Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.

В текущем учебном году было проведено 5 заседаний МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников. Красной нитью через всю работу МО прошли темы: «Ознакомление с нормативно-правовыми документами по ФГОС», « Анализ научно-методической литературы по реализации ФГОС», «Оценка и анализ имеющихся  условий  реализации образовательной программы, проектирование необходимых и достаточных изменений в системе работы начальной ступени», “ Активные формы работы и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся”, “ Использование информационных технологий в начальной школе”. По данным темам были заслушаны выступления учителей.  

В 2010-11 учебном году в начальной школе работало 15 классов по программе (1-4).

В школе успешно осуществлялась работа с учащимися по трем системам: традиционной федеральной, развивающим программам “Планета Знаний” и “Школа 2100”, что позволило обеспечить благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.

Методическим объединением использовались более разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большей активностью. Перед каждым заседанием учителям заранее был известен круг обсуждаемых проблем, предлагался список литературы, которую можно использовать в процессе подготовки к заданию, поэтому заседания проходили в форме живого диалога.

В течение года проводились оперативные заседания по тематике:

Учебный план и учебно-методическое обеспечение обучения по программам;

Единые требования к ведению рабочих и контрольных тетрадей учащихся;

Итоги проверки документации;

Организация каникул;

Анализ проведения итоговых контрольных работ;

Изучение нормативных документов;

Участие  в международной игре-конкурсе “Русский медвежонок”, в международной игре-конкурсе “Кенгуру”., игре-конкурсе “Инфознайка”;;

Соблюдение графиков контрольных работ и родительских собраний.

Итоги промежуточной аттестации

Проведение практикумов  по обучению педагогов начальных классов основам  проектной деятельности; теоретическим основам формирования УУД;  современных педагогических технологий и т.д.

Методическим объединением и заместителями директора   постоянно осуществлялся контроль за ведением школьной документации, составлялись контрольные работы за полугодие, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся. На заседании МО было отмечено, что журналы, личные дела заполнены аккуратно, без грубых нарушений. Тетради учащихся ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением. По сравнению с предыдущими годами более качественно составлено календарно-тематическое планирование, четко соблюдался график контрольных работ.

Учителя начальных классов работают над совершенствованием своего мастерства: планово проходят курсы переподготовки при ЛИРО , работают по теме самообразования.Целевые курсы по переходу на ФГОС  прошли 3 педагога (Иванова Ж.Ю., Сушкова Н.Н., Булгакова Л.М.)

В течение учебного года велась системная подготовка учителей на семинарах школьного уровня, посвященных вопросам перехода на ФГОС второго поколения; учителя принимали активное участие в работе ГМО учителей начальных классов, проводили работу по подготовке к введению ФГОС нового поколения в рамках школьного методического объединения.

 В данном учебном году в рамках работы творческой группы учителей по внедрению ФГОС второго поколения проводилось рассмотрение вопросов, связанных с  готовностью  ОС «Школа 2100» к реализации нового стандарта:

- проводился сравнительный анализ стандарта 2004 года и ФГОС второго поколения;

- анализ возможностей ОС «Школы 2100 » реализовать требования нового стандарта;

- анализ технологий обучения используемых в ОС «Школа 2100», целесообразности их использования при реализации требований ФГОС второго поколения;

- анализ систем учебников, их соответствие стандартам второго поколения.

 Образовательная система « Школа 2100»  на начальной ступени школьного образования  действует в нашем учреждении с 2004 учебного года.

Школа 2100 — общероссийская общественная программа развития общего среднего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании” и других законодательных актах.

Главная цель «Школы 2100» —

  •  научить ребенка самостоятельно учиться,
  • организовывать свою деятельность,
  • добывать необходимые знания, анализировать их,
  • систематизировать и применять на практике,
  •  ставить перед собой цели и добиваться их,
  • адекватно оценивать свою деятельность. 

Анализ посещённых уроков учителей по образовательной системе «Школа 2100» показывает:

- учителя на достаточном уровне владеют технологиями личностно- ориентированного обучения;

- большинство учителей имеют большой опыт работы, уверенно и профессионально владеют учебным материалом, обеспечивая выполнение стандарта образования по всем предметам;

- на уроках создаётся ситуация успеха, поощряется творчество обучающихся.

Атмосфера  уроков комфортная, интенсивность учебного процесса оптимальная. Учебная деятельность организуется рационально.

Обучающиеся в ходе уроков проявляют познавательный интерес к предмету, активны. Деятельность  учащихся   классов   в   ходе  уроков мотивирована, они являются активными участниками при постановке целей  урока и формулировании темы. Изучение  нового  материала  ведется  с  учетом  оптимального  выбора методов обучения.

Ведущими методами обучения в практике работы учителей являются: проблемный  метод и частично -  поисковый. Широко  используются групповые, парные, индивидуальные и коллективные формы организации    урока.

За  6 лет работы в школе сложилась положительная практика реализации Образовательная система « Школа 2100».

Достаточно высокие показатели уровня обученности школьников, обучающихся по данной программе.

Новый стандарт, как и Образовательная система «Школа 2100», нацелен на смену образовательной парадигмы

Государственный стандарт 2004 года ориентировал образование не только на усвоение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. В то же время ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Эта идея очень близка учителям, работающим по Образовательной системе «Школа 2100».

Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.

    В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, не только используются технологии, позволяющие эффективно их развивать, но и сформирован понятный алгоритм реализации заявленных целей. 

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ за 2010\2011 учебный год

Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными.

Для более глубокого и всестороннего изучения “выпускников” начальной школы были проведены и проанализированы различные анкеты и тесты, позволяющие определить уровень интеллектуального развития и кругозора учащихся, уровень развития внимания и логического мышления, творческого мышления и умения обобщать, уровень развития образной связной речи, сформированности школьной мотивации, умения решать нестандартные задачи, определить круг читательских интересов и статус ребенка в семье.

В целом уровень подготовленности учащихся, заканчивающих начальную школу в 2010/2011 учебном году, можно оценить удовлетворительно, однако, отмечается неполная реализация поставленных перед начальной школой целей и требований, предъявляемых к учащимся, заканчивающих 1 ступень обучения.

Рекомендации:  

Учителям начальных классов необходимо довести подробную информацию об уровне подготовленности, общем развитии и социуме каждого “выпускника” начальной школы до учителей среднего звена для координации работы по преемственности, снижению риска возникновения стрессовых ситуаций при переходе учащихся в среднюю школу.

Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.

Исходя из анализа работы, перед МО ставим следующие задачи:

Апробировать и совершенствовать основную образовательную программу для первого класса,

Продолжить проведение заседаний с целью подготовки учителей начальных классов к реализации требований ФГОС второго поколения,

 Осуществлять диагностику результатов качества обучения  первоклассников, диагностику психологического комфорта и удовлетворенности УВП учеников и их родителей,

Развивать у учащихся интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, накапливая опыт коллективных творческих дел;

Продолжать работу по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формировать у учащихся потребность в самоконтроле и самооценке;

Выявлять  и реализовывать образовательный потенциал учащихся;

Использовать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся;

Продолжать работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;

Непрерывно совершенствовать уровень педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

Создать условия для творчества во всех видах деятельности (участие во всевозможных конкурсах, выставках, конференциях)

Успешно прошла работа по набору детей в первый класс , что тоже является показателем работы учителей начальных классов.

Психологом школы проведена вводная диагностика   первоклассников. Учителями начальной школы совместно с психологом, администрацией школы проведены родительский лекторий и родительские собрания, индивидуальные консультации, на которых родители информировались о перспективах и  направлениях развития начальной школы МОУ СОШ №17, проводились  социологические  исследования.

 Анализ результатов 2010-2011 учебного года позволил сформировать рекомендации, которые помогают решить главную задачу: дать возможность учащимся получить знания в том объёме, которые им необходимы. При этом особое внимание уделяется развитию личности ребёнка, вооружению его необходимыми умениями и навыками. Разумное сочетание разных методических систем позволяет работать эффективно с учениками разного уровня подготовки.

Анализ работы начальной школы показывает, что, в целом, поставленные задачи решены, чему, безусловно, способствовала четкая, слаженная работа всего методического объединения учителей начальных классов, педагогического коллектива школы.

Работу методического объединения в 2010-2011 учебном году считаю удовлетворительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...