Развитие коммуникативной компетентности учащихся.
статья (1 класс) на тему

Татаринова Наталья Васильевна

Программа развития классного коллектива "Цветок Дружбы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarinova_n.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетентности учащихся

      Дети младшего возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время младший школьный  возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной  компетентности  ученика – актуальная задача классного руководителя.

      Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

      Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

       Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

       В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

      Развивать коммуникативные компетентности мне помогает воспитательная  программа  "Цветок  Дружбы"  учителя начальных классов Нестеренко Елены Леонидовны

Начиная с первого класса совместно с родителями  проводим праздники, беседы, классные часы, прогулки и походы в лес. Это интересно мальчишкам,  а  их в классе 16 из 19 человек.

      Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

      Программа "Цветок Дружбы" формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.

     В этой программе работаю по направлениям  Дружба.  Семья.  Общение.  Здоровье.                                                   

Вся работа строится  с   учетом   индивидуальных   особенностей учащихся;  обязательное взаимодействие   с   педагогом-психологом,  логопедом,  школьным   врачом,   социальным педагогом. Активно сотрудничаем с ЦДОД, спортивной школой, сельской библиотекой.

    Воспитательная программа "Цветок дружбы" рассчитана на 4 года.

Первый год работали под девизом «Учимся дружить»

Учимся дружить друг с другом, учимся дружить с книгой, с учителем, с родителями...

Девиз второго года обучения  «Папа, мама, школа, я - это дружная семья»

Семья, обеспечивая раннее воспитание, является определяющей в процессе становления человека, глубоко влияя на его жизнь и способствуя развитию таких его качеств, которые не могут быть сформированы ни в каких других условиях. Именно в семье происходит социализация личности, закладываются основы морального, физического, трудового воспитания человека.

Третий год  «Будем край родной любить, нашей дружбой дорожить»

Младший школьник должен знать историю, культуру, традиции родного края, родословную своей семьи, народные праздники, песни, танцы, игры. Ребенку необходимо знать законы природы и жить в согласии с ними. Помощь младшим и забота об одиноких и больных, помощь друзьям, полезные дела для школы, участие в конкурсах, фестивалях, концертах, занятиях спортом.

 Четвёртый год  «Чтоб на свете мирно жить, надо людям веем дружить»

Утверждение в сознании учащихся исторических корней родной культуры, этнического самосознания. Знание истории Родины, её людей. Гордость за своё Отечество.

 

Наиболее удавшиеся мероприятия:

- Совместные походы, экскурсии,  прогулки в лес, праздники «В лесу у ёлки», «Осенины», «Масленица» (ежегодно),   «Весёлые старты с папами». Часы общения: «Познай себя», «Расскажи мне обо мне», «Магазин хороших манер», «Какой у меня характер», «Кем быть, каким быть», «Азбука вежливости».

Организация часов вопросов и ответов, фотовыставок «Мой  край родной», «Вместе   весело   шагать»,   конкурсов   рисунков   «Чудеса   нашего   посёлка» помогают   развивать коммуникативные  компетентности  учащихся.

Работая по данной программе достигли хороших результатов: уже со второго класса принимали участие в НОУ 3 человека заняли 2 и 3 место,

На празднике «За честь школы», который у нас проходит в конце года во втором классе победили в номинации «Класс года», в 3 классе приняли участие  в НОУ 5 человек и заняли 1, 2 и  два 3 места, на итоговом общешкольном  празднике отмечены в номинации «Самый активный класс». В 4 классе принимали участие в районной олимпиаде «Путешествие в страну Эколандию»  заняли 1 место, в фестивале искусство «Секрет успеха» победили в номинации «Певческое мастерство», «Художественное чтение», «ИЗО и декоративно – прикладное творчество», в номинации «Танцевальный калейдоскоп»  заняли 2 место.

Капля за каплей растят волну,

Вместе мы тоже сила!

Если собраться нам всем как один

— Вот бы чудесно было!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как одна из форм работы учителя по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы развития коммуникативных навыков и входящих в них когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания, воображения) млад...

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Методы развития коммуникативной компетентности учащихся ( в системе ФГОС) на уроках английского языка.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является идея не только формирования новых знаний, но и развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти зн...

Развитие коммуникативной компетентности учащихся

Дети 6–10 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и мл...