ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦАРСТВО ФЛОРЫ
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему

Федосова Ольга Александровна

Познавательно-конкурсная программа для учащихся 2-3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ

В ЦАРСТВО          ФЛОРЫ

 (познавательно-конкурсная программа  для  учащихся  2-3 классов).

Задача:    расширить  кругозор  школьников,  показать  значение  растительного  мира.

Оформление:  выставка  работ учащихся  (рисунки  по  теме  «Природа  и  времена  года»;  гербарии;  поделки  из  растительных  материалов;  сочинения  учащихся  о  природе;  выставка  книг  соответственно  тематике;  репродукции  картин  с  пейзажами;  цветочные  композиции;  комнатные  растения;  классная  доска (выносная  доска)  и  т.д.,  а также  таблички  с  названием  павильонов.

Место  проведения: эта  программа  может  проводиться  в  одном  помещении .  Столы  с  названием  павильонов  расставляются  по  периметру,  а  середина  остаётся  свободной  для  проведения  концерта.  Если  павильоны  организованы  в  разных  помещениях,  то  участников  собирают  в  зале  в  начале  и  конце  программы.

Школьники,  организованные  в  команды, проходят  через  павильоны,  выполняя  задания.  Команды  должны  иметь  отличительные  знаки,  например:  головной  убор  «Колокольчики»,  нагрудный  значок  «Ландыши».

Судейство:  осуществляют  ответственные  за  павильоны  преподаватели  и  старшеклассники.  У  судей  и  ассистентов  тоже  должны  быть  отличительные  знаки.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня вы отправитесь путешествовать в царство Флоры. Флора – в древнеримской мифологии – богиня цветов, весны и юности. По преданию, венок на голове Флоры состоит из множества вечно живых цветов, растущих по преимуществу в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках, полянах и болотах. И весь мир растений, зелёное сокровище Земли, называется её именем – Флора.

Когда вы бываете в парках или садах, всегда приятно зайти в беседку-павильон. Во время вашего путешествия в воображаемое царство Флоры вы побываете в нескольких павильонах, узнаете много нового, интересного, а может быть, встретите старых знакомых. На вашем пути будут: павильон дизайнеров, павильон народных ремёсел, дегустационный павильон и … загадочный павильон.

После того, как вы посетите все павильоны, мы с вами встретимся снова и узнаем, какая команда получила больше всех знаков отличия, показала хорошие знания, умения, смекалку и находчивость.

Капитаны команд, получите ваши путевые листы с маршрутом. В добрый путь, ребята! Приятного и увлекательного путешествия!

Команды  с руководителем идут по намеченному маршруту.

После того, как все команды закончат маршрут и встретятся в зале, начинается концерт в соответствии с тематической программы. Участники концерта и номера должны быть определены заранее.

По окончании концерта – подведение итогов, награждение.

Павильон дизайнеров.

Оформление: на доске написаны слова:

Флора                        фито                                   дендрарий

флорист                     аранжировать                   дизайн

флористика               композиция                       фитодизайн

На магнитной доске – фотографии с композициями из цветов.

Оформление павильона: комнатные растения, композиции из цветов, выставка книг и журналов по теме.

На столе: вазы, пластилин, различный растительный материал.

Отдельные столы для выставки работ.

Ответственный за этот павильон продолжает знакомить учащихся со значением новых слов.

Ведущий: Вы уже знаете значение слова «Флора». Следующее слово – аранжировать.

АРАНЖИРОВАТЬ – (фр. arranger – приспосабливать, перекладывать).

КОМПОЗИЦИЯ – (фр. composition -  cоставление, сочинение)

  1. строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства;
  2. музыкальное произведение; теория составления музыкальных произведений, сочинение их.

ФЛОРИСТ – (лат. fios (floris – цветок))

  1. учёный, занимающийся изучением флоры;
  2. художник, создающий композиции, картины из листьев, деревьев и кустарников и из лепестков цветов.

ФЛОРИСТИКА – это искусство составления композиций и картин из растений.

ФИТО – (греч. phitos – растение), означает то же, что и слово «флора».

ДИЗАЙН – (англ. design – проектировать, конструировать) – художественное конструирование предметов: проектирование эстетических свойств промышленных изделий.

ДИЗАЙНЕР – художник-конструктор, специалист по дизайну.

ФИТОДИЗАЙН – художественное конструирование (устройство) растений, например: садовый дизайн, ландшафтный дизайн.

Ландшафт – (нем. landchaft) – общий вид местности.

Ландшафтный дизайн – создание уголка природы искусственно.

ДЕНДРАРИЙ – (греч. dendron – дерево) часть ботанического сада с деревьями и кустарниками.

  1. Конкурс наблюдательных «Времена года».

Ведущий показывает фотографии на магнитной доске.

 - Здесь фотографии работ художников-флористов. Эти композиции осенние. Подумайте, почему они – осенние? Какие растения и краски бывают осенью?

А теперь вы должны определить какому времени года соответствуют композиции на ваших открытках. (Каждому участнику вручается открытка). Объясните, почему? (За каждый правильный ответ – жетон).

  1. Конкурс «Что где растёт?» или «Собери букет».

Ведущий: А теперь мы с вами попробуем создать композицию или букет. Я называю растение, а вы говорите, где оно растёт (сад, огород, поле, луг, болото, водоём). Например: «Ищу ландыши», вы отвечаете: «Идём в лес».

Задача: знать место произрастания различных культурных и дикорастущих растений. При этом ведущий затрагивает вопросы охраны природы.

Ведущий может не называть растение, а раздать карточки с изображением различных растений. Задача учащихся узнать растение и сказать, где оно растёт.

  1. Практический конкурс «Волшебные пальчики».

Ведущий: Из материалов, которые лежат на столе, вы своими волшебными пальчиками можете творить чудеса, используя свою выдумку и мастерство. Это может быть бутоньерка – маленький букетик, скульптура – любое, что подскажет ваша фантазия. А вашу поделку мы оставим на память царице Флоре.

ПАВИЛЬОН  НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ.

Оформление:  выставка предметов искусства и быта, изготовленных из растительных материалов;

 - фотографии работ;

 - книги, журналы по декоративно-прикладному творчеству.

На столе:  куклы, в одежде которых использованы растительные материалы (соломка, лён, хлопок, дерево), деревянные игрушки (матрёшки, человечки);

 - хохломские изделия (чашки, ложки и т.д.).

Задача: показать значение растений для развития бытовой культуры человека.

Задание 1. Определить, у какой куклы платье изготовлено из растений.

Задание 2. Назвать растения, изображённые художником на хохломских изделиях.

После ответов учащихся ведущий рассказывает о других предметах, представленных на выставке или на иллюстративном материале, называя вид ремесла (искусства).

Ремёсла:

 - резьба по дереву;

 - точение из древесины;

 - полхово-майданская игрушка;

 - прорезная береста;

 - маркетри;

 - обработка «капа»;

 - циновки (болотные травы, камыш);

 - плетение (из прутьев, соломы, пшеницы, ржи, ячменя, камыша, рогоза);

 - лесная скульптура.

ЗАГАДОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН

  1. «В магазине» (комплект открыток с изображением различных растений).

Задача: уметь правильно описывать растения и узнавать их по описанию.

«Покупатель» берёт открытку с растением и словесно описывает его. Команда должна назвать это растение. Можно задавать дополнительные вопросы до того, как будет дан ответ.

  1. «Чудесный мешочек» (в непрозрачном мешке – овощи, фрукты, шишки, жёлудь).

Задача: узнать части растений, узнавать их на ощупь.

Ведущий: У меня есть чудесный мешочек. Вы по одному опускаете в него руку, берёте один предмет и на ощупь должны угадать, что это за растение. После ответа покажите, что было у вас в руке.

  1. Что лишнее? И почему? Задание на смекалку и знание.

Ведущий: Я сейчас назову растения, а вы ответите, что лишнее и почему. Внимательно слушайте:

капуста, картофель, морковь, редис («капуста», т.к. остальные – корнеплоды)

  1. Загадки.

  1. Все детки на ветках

С рожденья – в беретках.

          С деревьев упадут –

Береток не найдут.  (жёлуди)

  1. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

(ёлка)

  1. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки…

(берёза)

  1. Кто ни прикасается –

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

(репейник)

  1. Не огонь, а жжётся.

(крапива)

  1. Кувшинчик и блюдце

Не тонут и не бьются.

(кувшинки)

  1. Стоит над водой,

Трясёт головой.

(камыш)

  1. Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

(арбуз)

  1. Одна нога и шапка,

А головы нет.

(гриб)

  1.  Стоит на полянке

В красном платье Татьянка:

Вся в белых крапинках.

(мухомор)

  1. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек –

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай! Это…

(сыроежки)

  1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…

(подосиновик)

Ведущий предлагает школьникам самим:

  1. загадать загадки;
  2. назвать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

Дегустационный зал.

Павильон дегустации: справка о чае, о сбитне; гербарий, открытки лекарственных растений.

Главный дегустатор, ответственный за павильон, рассаживает за столом команду (команды), объясняет название павильона и задания.

На столе:

  1. в стаканчиках различные напитки (чай с добавками, соки, компоты).
  2. на подносе (тарелках) лежат пироги с начинкой растительного происхождения (с капустой, изюмом, курагой,  картошкой, рисом, яблоками и т.д.), вилочки для пирога.
  3. на тарелках – салаты или измельчённые фрукты, овощи; вилки.
  4. варенье; чайные ложки или лопаточки.

Главный дегустатор: Ребята, кто из вас знает, что обозначает название этого павильона?

    ДЕГУСТАЦИЯ – (фр.degustation) – оценка (зрением, обонянием и вкусом) качеств пищевых и вкусовых продуктов особым специалистом дегустатором.

Сейчас вы все будете дегустаторами. Вы должны определить:

  1. какие растения были использованы для приготовления этих блюд;
  2. дать характеристику этих растений: дикорастущие или культурные; деревья, кустарники, травы; ягоды, овощи, фрукты.

За каждый правильный ответ – 1 жетон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - путешествие "В царстве живой природы"

Эта игра воспитывает у детей любовь к природе, бережное отношение ко всему живому и развивает творческий потенциал....

Презентация по окружающему миру "Путешествие в царство грибов"

Презентация наглядно демонстрирует различные виды грибов, расширяет кругозор детей, пополняет знания о грибном царстве, даёт чёткие представления о съедобных и ядовитых грибах. Может быть использована...

Путешествие в Царство Весны (праздник читательских удовольствий)

Урок литературного чтения во 2-м классе призван обобщить знания детей о приметах весны, научить детей определять настроение по музыке, передавать настроение с помощью красок, развивать речь, память, м...

В царстве Флоры

Презентация познакомит первоклассников не только с деревьями наших лесов, но и позволит посмотреть на удивительные растения, растущие в других уголках Земли....

Сценарий внеклассного мероприятия"Путешествие в царство Грамматики"

Представляю вашему вниманию сценарий спектакля "Путешествие в царство Грамматики" . Содержание  праздника  направлено на  повторение  темы "Части речи" . Спектакль в трех действиях...

Новогодняя сказка-спектакль "Виртуальное путешествие в царство Снежной Королевы"

Сказка была придумана творческой группой педагогов ГБОУ НОШ №453 для учащихся школы и родителей к Новому году. За основу взят сюжет из сказки Г.Х.Андерсена "Снежная Королева". Действующими лицами сказ...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."

Внеклассное мероприятие по окружающему миру   «Путешествие в царство живой природы»       Классный руководитель:  Смыкова В.И ...