Рабочая программа по предмету "Народное творчество" для 4 класса VIII вида
рабочая программа (4 класс) на тему

Светлана Геннадьевна Беляева

 

 

Пояснительная записка

 

   Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившая идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

   Задача школы – сделать изучение народной культуры частью образовательного процесса. Включение в учебный план школы специального курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работа по осмыслению народных традиции, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

   С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром в котором он живёт. Вековое восприятие времён года русским народом-землепашцем представляют главную идею курса нового предмета в 4 классе.

  В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Народное творчество  – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

    Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания человека.

   Рабочая программа по факультативу «Народное творчество» разработана для 4 «в» класса.

 

   Цель программы: сформировать у учащихся общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии.

 

   Задачи программы:

     образовательная

  • расширять знания об истории родного края, понятий, как Родина, родной язык, национальность;
  • знакомить с природой, обычаями и традициями народов населяющихся наш край;
  • уточнить знания учащихся о жанрах русского народа;

коррекционно-развивающая

  • развивать познавательную активность, память, внимание, мышление;
  • коррегировать и развивать связную речь;
  • коррегировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно - следственных связей;
  • коррекция двигательных нарушений;

 воспитательная

  • воспитывать чувство прекрасного на образцах народного творчества;
  • воспитывать положительную учебную мотивацию; доброжелательное отношение друг к другу;

 

   Предмет изучается первый год. Продолжительность реализации программы - 1 год в условиях классно-урочной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_narodnoe_tvorchestvo.docx32.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившая идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

   Задача школы – сделать изучение народной культуры частью образовательного процесса. Включение в учебный план школы специального курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работа по осмыслению народных традиции, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

   С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром в котором он живёт. Вековое восприятие времён года русским народом-землепашцем представляют главную идею курса нового предмета в 4 классе.

  В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Народное творчество  – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

    Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного края – одно из самых действенных средств воспитания человека.

   Рабочая программа по факультативу «Народное творчество» разработана для 4 «в» класса.

 

   Цель программы: сформировать у учащихся общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии.

 

   Задачи программы:

     образовательная

  • расширять знания об истории родного края, понятий, как Родина, родной язык, национальность;
  • знакомить с природой, обычаями и традициями народов населяющихся наш край;
  • уточнить знания учащихся о жанрах русского народа;

коррекционно-развивающая

  • развивать познавательную активность, память, внимание, мышление;
  • коррегировать и развивать связную речь;
  • коррегировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно - следственных связей;
  • коррекция двигательных нарушений;

 воспитательная

  • воспитывать чувство прекрасного на образцах народного творчества;
  • воспитывать положительную учебную мотивацию; доброжелательное отношение друг к другу;

 

   Предмет изучается первый год. Продолжительность реализации программы - 1 год в условиях классно-урочной системы.

Количество часов по четвертям:

 1 четверть -9 ч.

 2 четверть - 7 ч.

3 четверть - 10 ч.

4 четверть – 8 ч.

 

Календарно - тематическое планирование

Тема

Технология

Изобразительная деятельность

1

Введение в народную культуру.

Народный календарь.

Смешивание красок.

Лист календаря.

2

Детский фольклор.

Пестушки, потешки.

Изготовление книжки-малышки

3

Музыкальный фольклор.

Колыбельные.

Изготовление куклы из ткани

4

Изобразительное прикладное искусство- часть народной культуры

Роспись прялки

5

Осень-время охоты и рыбалки

Рисование рыбки

6

Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник.

Аппликация из крылаток клёна

7

Обобщение по осени. Кузьминки – по осени поминки.

Изготовление салфетки с бахромой

8

Знакомство с русской народной игрушкой.

Изготовление из глины дымковской игрушки (конь)

9

 Русская народная игрушка

Роспись дымковской игрушки (конь)

10

Как учились в старину

Изготовление закладки

11

Народные праздники и обряды

Роспись закладки

12

Новый год

Изготовление народной игрушки

13

Святки – главный зимний праздник

Рисунок на тонированной бумаге «Красавица-зима»

14

Святки. Обычаи святок.

Изготовление маски

15

Рождество - семейный праздник

Изготовление сувенира «Птичка»

16

Зимние посиделки

Изготовление салфетки

17

Крестьянская изба.

Рисование  крестьянской избы

18

Крещение. Крещенские сказания.

Изготовление домика из древесного материала

19

Крещение в моем крае.

Рисование сказочного домика

20

Февраль – время посиделок.

Рисование птички «Снегирь»

21

Зимние забавы детей.

Аппликация снеговика

22

История одежды.

История вещей (по усмотрению учителя)

Роспись сарафана.

23

Масленица

Роспись саней

24

Живём по народному календарю весны.

Изготовление из глины игрушки-свистульки

25

Март – время возвращение птиц.

Роспись игрушки-свистульки

26

Апрель – время подготовки к полевым работам.

Рисование скворечника

27

Пасха.

Изготовление пасхального яйца

28

Весна - начало посевов.

Изготовление стаканчика для рассады

29

Весна - время выгона скота.

Изготовление из пластилина фигурного печенья

30

Живём по народному календарю лета.

Аппликация праздничного хоровода

31

Июль – макушка лета. Время сбора трав.

Рисование травы

32

Июль – страдник. Праздник Ивана Купала.

Аппликация. «Праздник Ивана Купала»

33

Жизнь в единение природой.

Рисование

на свободную тему

34

Обобщение пройденного курса.

Выставка работ.

Итого: 34 ч

  Формы работы данной программы определяются возрастными  и индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.

  Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация,  демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с художественными книгами по тематике.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

     

Используемые технологии:

  • разноуровневого  и дифференцированного подхода
  • здоровьесберегающие
  •  игровые
  • личностно-ориентированные
  • информационно-коммуникативные 

   Программа предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, выставки,  праздники народного календаря, викторины, экскурсии.

Примерные содержательные линии курса «Народное творчество»

1. Создание атмосферы национального быта.

   Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Создание музея народной культуры в школе (классе) – важная часть уроков. Важно, чтобы музей собирался учащимися; предметами сделанных их руками на уроках,  чтобы они чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.

2. Изучение и широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, поговорок, скороговорок и т.п.)

     В песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты характера народа, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения дают сведения о народной музыкальной речи, умение отгадывать загадки развивает мышление и фантазию.

3. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

    Праздники – знаменательные дни, отмечаемые в связи с радостными, торжественными событиями и сопровождаемые особыми обрядами. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Изучение будет осуществляться через участие детей в календарных праздниках. Смысл уроков не в копировании народных обрядов, а в том, чтобы через звук, движение, цвет, композицию приобщить учащихся к духовной энергии, переживанию, заложенным в праздниках.

4. Знакомство с народным искусством.

    Одним из основных компонентов приобщения детей к народной культуре является знакомство с народными ремёслами.

    Большую радость приносят детям народные игрушки. Учащиеся познакомятся с таким понятием, как «народная игрушка». Узнаю историю их  возникновения и со сведениями о создавших ее мастерах.

    На уроках учащиеся научатся изготавливать куклу-оберег, новогодние маски, украшать пасхальные яйца, лепить народные игрушки, вышивать салфетки крестиком и «гладью»

5. Знакомство с народными играми.

    Народные игры привлекают не только как жанр устного народного творчества. Заключающийся в них огромный потенциал для физического развития ребёнка позволяет проводить народные игры на уроках в качестве минут отдыха с целью развития двигательной активности.

    6. Знакомство с народным календарём.

    Почти каждый день народного календаря чем-то значим, посвящён памяти того или иного святого. На этом внимание не акцентируется, учащиеся узнают лишь о том, чем тогда занимались предки (какую работу начинали или заканчивали в этот день в поле, саду, огороде), какие примечали события в природе. В процессе общения будут включены в речь подходящие народные прибаутки, пословицы, поговорки, которые совершенно естественно входят в активный словарь ребят. Учащиеся узнают о некоторых приметных днях. Прослушивание народных песен, разучивание хороводов соответствующей тематики, будет способствовать обогащению учащихся знаниями о культуре русского народа, его традициях.

    Знакомство с народным календарём будет проходить через творчество: рисование, лепка, аппликация, соответствующих тематике дня в народном календаре.

 Предполагаемый примерный результат:

  • рост познавательной активности у ребят;
  • формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  • способность отличать пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, прибаутки, потешки, загадки;
  • проведение русских народных игр;
  •  узнавание и изображение элементов русского народного костюма;
  •  способность отличать различные виды росписи;
  • знание народных праздников и обычаев;  
  • способность творчески мыслить и рассуждать;
  • умение переносить полученные в ходе курса знания  и  на другие учебные курсы
    (чтение, развитие речи, трудовое обучение, изобразительная деятельность, музыка и пение и др.)

УУД по курсу «Народное творчество»
Личностные 

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Народная культура»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

Познавательные УУД

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные УУД

  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные УУД

  • работать в группе;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса для учителя

  1. Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004.
  2. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990.
  3. Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991.
  4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3_х ч. – М., 1998.
  5. Фликова О.В,Макарова М.В, Чайковская Е.Н, Гогейзель Иванцов С.Е.Конспекты уроков по народной культуре. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса для учащихся

   Плакаты, иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентации, музыкальное сопровождение, настольные игры, обучающие фильмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс(VIII вида)

Рабочая программа предназначена для коррекционной школы VIII вида в 4 классе 2 полугодие...

Рабочая программа по математике (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по чтению 2 класс VIII вида

В данном материале представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса специальой коррекционной шкопы VIII вида...

Рабочая программа по математике 2 класс VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, содержание предмета и тематическое планирование....