Программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
рабочая программа на тему
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 517 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Принято» «Утверждаю»
Руководитель Директор
ШМО учителей __________/В.М. Марчук/
_______/Л.В. Корольчук/ от «30» августа 2013 г.
Протокол № 4
от « 02» апреля 2013 г.
Программа курса
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Тропинка к своему Я»
для начальных классов общеобразовательных школ
Составитель:
Смирнова И.Л.,
педагог-психолог
г. Кемерово
2013
Содержание
Пояснительная записка…………………...……………………..………………………………………3
Общая характеристика курса..…………………………...……………………………………………..3
Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане……………………………………4
Описание ценностных ориентиров содержания курса………………………………………………..4
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса………………………….4
Учебно-тематическое планирование 1 класс..……………………..……..……………….…………..7
Содержание программы для 1-го класса………………………………………………………………7
Учебно-тематическое планирование 2 класс………………………………………….………………9
Содержание программы для 2-го класса……………………………………………………………..10
Учебно-тематическое планирование 3 класс…………………………………………….…………..11
Содержание программы для 3-го класса……………………………………………………………..12
Учебно-тематическое планирование 4 класс……………………………………..………………….13
Содержание программы для 4-го класса………………………………………………….………….14
Тематическое планирование 1-4 классы……………………………………………………………..16
Материально-техническое обеспечение программы……………..………...………………………..19
Список литературы…………………………………..………………………………………….……..20
Приложение 1……………………………………………………………………………………..……21
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5); и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа «Тропинка к своему Я» является программой внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста спортивно-оздоровительной направленности, направлена на профилактику нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
В современной системе образования обозначилась тенденция рассматривать весь воспитательно-образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья обучающихся. Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.
Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения нашей страны. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 2000-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный и интеллектуальный потенциал. Качества, которые были развиты у ребенка в школьном возрасте, являются наиболее прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
Цель программы: создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья обучающихся.
Программа решает следующие задачи:
1. Формировать у обучающихся представление о психологической природе человека.
2. Развивать навыки конструктивного общения, формировать внутреннюю уверенность обучающихся в своей успешности.
3. Создавать положительный эмоциональный настрой, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4. Воспитывать волю, инициативность, ответственность, эмоциональную отзывчивость.
Специфика курса
Курс «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Общая характеристика курса «Тропинка к своему Я»
Программа «Тропинка к своему Я» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Программа разработана на основе программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
Описание места курса «Тропинка к своему Я» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
«Тропинка к своему Я»
Одним из результатов освоение курса «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира.
- Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
- Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса «Тропинка к своему Я»
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения в обществе, семье, со сверстниками; - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
- основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - осознание своего места в мире и обществе; |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели - налаживать контакт с людьми; -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни; |
-получать удовольствие от процесса познания -преодолевать возникающие в школе трудности - психологически справляться с неудачами; -осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; -взаимодействовать с учителем и свертниками; - адекватно анализировать собственные проблемы; |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; | - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления; |
Учебно-тематический план. 1-й класс
Задачи:
- сфокусировать внимание обучающихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;
-мотивировать учащихся к развитию силы и самоконтроля;
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
- способствовать снижению уровня страхов.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Введение | 1 | 1 | |
I. Я-школьник | 16 | 3 | 13 |
1.1.Я умею управлять собой | 2 | 1 | 1 |
1.2. Я умею преодолевать трудности | 1 | 1 | |
1.3. Я умею слушать других | 2 | 2 | |
1.4. Я умею учиться у ошибки | 1 | 1 | |
1.5. Я умею быть доброжелательным | 2 | 2 | |
1.6. Я - доброжелательный | 1 | 1 | |
1.7. Я умею быть ласковым | 1 | 1 | |
1.8. Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 2 | 1 | 1 |
1.9. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 2 | 1 | 1 |
1.10. Я учусь решать конфликты | 1 | 1 | |
1.11. Я умею разрешать конфликты | 1 | 1 | |
II. Мои чувства | 16 | 3 | 13 |
2.1. Радость. Что такое мимика? | 2 | 1 | 1 |
2.2. Радость. Что такое жесты? | 2 | 1 | 1 |
2.3. Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1 | 1 | |
2.4. Радость можно передать прикосновением | 1 | 1 | |
2.5. Грусть | 1 | 1 | |
2.6. Страх | 1 | 1 | |
2.7. Страх. Как его преодолеть | 2 | 1 | 1 |
2.8. Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | 1 | |
2.9. Гнев и его польза | 1 | 1 | |
2.10. Обида | 1 | 1 | |
2.11. Разные чувства | 2 | 2 | |
2.12. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 7 | 26 |
Содержание программы для 1-го класса (33 часа)
Введение (1 час)
Беседа. Что такое психология? Кто такой психолог?
Раздел I. Я - школьник (16 часов)
Я умею управлять собой (2 часа)
Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными. Нужно ли ученику умение управлять собой? Я умею управлять собой. Умею остановиться. Умею выполнять требования взрослых. Работа в тетрадях.
Я умею преодолевать трудности (1 час)
Разминка. Вспомни и сделай. Я умею справлять с трудностями. Сумей понять. Вопрос. Тихо. Работа в тетрадях.
Я умею слушать других (2 часа)
Разминка. Задание на повторение «Я умею справляться с трудностями». Слушать и слышать. Запомни ответ. Диалог. Общий рисунок. Работа в тетрадях.
Я умею учиться у ошибки (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Чему может научить ошибка. Работа в тетрадях.
Я умею быть доброжелательным (2 часа)
Разминка. Работа со сказкой. Первое испытание. Второе испытание. Третье испытание. Четвертое испытание. Работа в тетрадях.
Я – доброжелательный (1 час)
Разминка. Кому письмо. Качества доброжелательного человека. Зачем нужны качества. Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся. Желаем добра. Работа в тетрадях.
Я умею быть ласковым (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Ласковый взгляд. Ласковое прикосновение. Ласковые слова и прикосновения. Работа в тетрадях.
Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими (2 часа)
Разминка. Работа со сказкой. Нарисуй страну. Что между странами. Как страны общаются. Общий рассказ. Работа в тетрадях.
Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого (2 часа)
Разминка. Работа со сказкой. Кто умеет слышать мнение другого? Оружие для защиты. Работа в тетрадях.
Я учусь решать конфликты (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Это конфликт? Придумай конфликт. Инсценирование конфликта.
Работа в тетрадях.
Я умею разрешать конфликты (1 час)
Разминка. Работа со сказкой. Инсценируем конфликт. Конфликт. Работа в тетрадях.
Раздел II. Мои чувства (16 часов)
Радость. Что такое мимика? (2 часа)
Разминка. Закончи предложение. Зоопарк. Рисунок радости. Работа в тетрадях.
Радость. Что такое жесты? (2 часа)
Разминка. Радость можно выразить жестом. Передай сообщение. Объясни задание. Работа со сказкой («Когда молочные зубы сменились постоянными» Е. Фатеева). Работа в тетрадях.
Радость. Как ее доставить другому человеку? (1 час)
Разминка. Как доставить радость другому человеку? Собираем добрые слова. Скажи мишке добрые слова. Работа в тетрадях.
Радость можно передать прикосновением (1 час)
Разминка. Радость можно передать прикосновением. Котенок. Работа со сказкой («О муравьишке, который пошел в школу»). Работа в тетрадях.
Грусть (1 час)
Разминка. Закончи предложения. Грустные ситуации. Котенок загрустил. Работа со сказкой («Сказка про котенка Ваську» К. Ступницкая). Работа в тетрадях.
Страх (1 час)
Разминка. Мысленная картинка. Покажи страшилку. Работа со сказкой («Девочка с мишкой» Е. Зубарева). Работа со сказкой.
Страх. Как его преодолеть (2 часа)
Разминка. Конкурс пугалок. Чужие рисунки. Закончи предложение. Работа со сказкой («Мы просто очень боялись за вас»). Работа в тетрадях.
Гнев. С какими чувствами он дружит? (1 час)
Разминка. Работа со сказкой («Как ромашки с васильками поссорились» Е. Вишнева). Работа в тетрадях.
Гнев и его польза (1 час)
Разминка. Закончи предложение. Работа со сказкой («О путнике и его беде» С. Кондратенков). Работа в тетрадях.
Обида (1 час)
Разминка. Закончи предложение. Какая у меня обида. Напрасная обида. Работа со сказкой («Обида» Е. Карабашева). Работа в тетрадях.
Разные чувства (2 часа)
Разминка. Закончи предложение. Ожившее чувство. Рисунок чувств. Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Учебно-тематический план. 2-й класс
Задачи:
- актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека;
- ознакомить детей с понятием «качества людей»;
- помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности;
- помочь детям понять, что у них есть много положительного.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
I. Вспомним чувства | 5 | 1 | 4 |
1.1. Мы рады встрече | 1 | 1 | |
1.2. Понимаем чувства другого | 1 | 1 | |
1.3. Мы испытываем разные чувства | 3 | 1 | 2 |
II. Качества людей | 16 | 1 | 15 |
2.1. Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | 1 | |
2.2. Хорошие качества людей | 2 | 2 | |
2.3. Самое важное хорошее качество | 1 | 1 | |
2.4. Кто такой сердечный человек | 1 | 1 | |
2.5. Кого называют «доброжелательным человеком»? | 1 | 1 | |
2.6. Трудно ли быть доброжелательным человеком? | 1 | 1 | |
2.7. Я желаю добра ребятам в классе | 1 | 1 | |
2.8. Чистое сердце | 1 | 1 | |
2.9. Какие качества нам нравятся друг в друге? | 1 | 1 | |
2.10. Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 2 | 2 | |
2.11. Каждый человек уникален | 2 | 1 | 1 |
2.12. В каждом человеке есть темные и светлые качества | 2 | 2 | |
III. Какой Я – какой Ты | 13 | 3 | 10 |
3.1. Какой Я? | 2 | 1 | 1 |
3.2. Какой ты? | 2 | 1 | 1 |
3.3. Какой ты? Учимся договариваться | 1 | 1 | |
3.4. Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 2 | 2 | |
3.5. Школьные трудности | 2 | 2 | |
3.6. Домашние трудности | 3 | 1 | 2 |
3.7. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 5 | 29 |
Содержание программы для 2-го класса (34 часа)
I. Вспомним чувства (5 часов)
Мы рады встрече (1 час)
Разминка. Вспомним чувства. Чувства-воспоминания. Рисунок радости. Работа в тетрадях.
Понимаем чувства другого (1 час)
Разминка. Я тебя понимаю. Сочини рассказ. Общая радость. Работа в тетрадях.
Мы испытываем разные чувства (3 часа)
Разминка. Режим дня. Рисуем режим. Работа со сказкой («Сказка о мальчике, который боялся темноты» М. Маслова). Пластилиновое чувство. Палитра чувств. Работа в тетрадях.
Раздел II. Качества людей (16 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами (1 час)
Разминка. Качества. В чем твоя сила? Сердце класса. Чьи качества. Работа со сказкой («Пятерка и доброе сердце»). Работа в тетрадях.
Хорошие качества людей (2 часа)
Разминка. Отзывчивость. Три качества. Я знаю пять хороших качеств. Качество в подарок. Работа со сказкой («Я не такой, как все). Работа в тетрадях.
Самое важное хорошее качество (1 час)
Разминка. Сборы в дорогу. Кто любит людей. Поделимся любовью. Работа со сказкой («Хвостатик»).
Кто такой сердечный человек (1 час)
Разминка. Догадайся, что задумано. Пять моих хороших качеств…Мягкое сердце. Работа в тетрадях.
Кого называют «доброжелательным человеком»? (1 час)
Разминка. Волшебные слова. Работа со сказкой («Маленький котенок»). Работа в тетрадях.
Трудно ли быть доброжелательным человеком? (1 час)
Разминка. Я хотел бы стать более…Золотой ключик. Работа со сказкой («Часы»). Работа в тетрадях.
Я желаю добра ребятам в классе (1 час)
Разминка. Как ведет себя человек. Я желаю добра. Работа со сказкой («О подзорной трубе»).
Работа в тетрадях.
Чистое сердце (1 час)
Разминка. Чисто сердце. Работа со сказкой («Сказка про гусеничку» А. Ктова). Работа в тетрадях.
Какие качества нам нравятся друг в друге? (1 час)
Разминка. Снежная королева. Работа со сказкой («Кузя» М. Полунина). Работа в тетрадях.
Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? (2 часа)
Разминка. Ладошка. Мы похожи – мы различаемся. Работа со сказкой («Туча» Н. Мишин). Работа в тетрадях.
Каждый человек уникален (2 часа)
Разминка. Звездочка. Работа со сказкой («Цветок по имени Незабудка» О. Гавриченко). Работа в тетрадях.
В каждом человеке есть темные и светлые качества (2 часа)
Разминка. Темные и светлые мешочки. Светофорики. Работа со сказкой («Перчатка» Е. Голованова). Работа в тетрадях.
Раздел III. Какой Я – какой Ты (13 часов)
Какой Я? (2 часа)
Разминка. Цыганка. Работа со сказкой («Сказка про дружбу» Е. Агеенкова). Работа в тетрадях.
Какой ты? (2 часа)
Разминка. Цыганка. Заяц-Хваста. Работа в тетрадях.
Какой ты? Учимся договариваться (1 час)
Разминка. Я задумал мальчика…Интервью. Прослушивание интервью. Работа в тетрадях.
Трудности второклассника в школе, дома, на улице (2 часа)
Разминка. Копилка трудностей. Театр. Рисунок «Трудные ситуации второклассника». Работа в тетрадях.
Школьные трудности (2 часа)
Разминка. Помоги Сереже. Работа со сказкой («В одном лесу жила-была…» Л. Исаева). Работа в тетрадях.
Домашние трудности (3 часа)
Разминка. Работа со сказкой («О муравьишке» О. Саначина, «Верить и стараться»). Изобрази ситуацию. Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Учебно-тематический план. 3-й класс
Задачи:
- помочь детям осознать ценность умения фантазировать;
- развивать креативные способности детей;
- помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;
- подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить;
- дать детям представление о понятии «сотрудничество».
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
I. Я - фантазер | 9 | 2 | 7 |
1.1. Я - третьеклассник | 1 | 1 | |
1.2. Кого можно назвать фантазером? | 1 | 1 | |
1.3. Я умею фантазировать! | 1 | 1 | |
1.4. Мои сны | 1 | 1 | |
1.5. Я умею сочинять! | 2 | 1 | 1 |
1.6. Мои мечты | 1 | 1 | |
1.7. Фантазии и ложь | 2 | 1 | 1 |
II. Я и моя школа | 5 | 1 | 4 |
2.1. Я и моя школа | 1 | 1 | |
2.2. Что такое лень? | 1 | 1 | |
2.3. Я и мой учитель | 2 | 1 | 1 |
2.4. Как справляться с «Немогучками» | 1 | 1 | |
III. Я и мои родители | 5 | 2 | 3 |
3.1. Я и мои родители | 2 | 1 | 1 |
3.2. Я умею просить прощения | 1 | 1 | |
3.3. Почему родители наказывают детей? | 2 | 1 | 1 |
IV. Я и мои друзья | 6 | 2 | 4 |
4.1. Настоящий друг | 2 | 1 | 1 |
4.2. Умею ли я дружить? | 1 | 1 | |
4.3. Трудности в отношениях с друзьями | 1 | 1 | |
4.4. Ссора и драка | 2 | 1 | 1 |
V. Что такое сотрудничество? | 9 | 3 | 6 |
5.1. Что такое сотрудничество? | 2 | 1 | 1 |
5.2. Я умею понимать другого | 1 | 1 | |
5.3. Я умею договариваться с людьми | 2 | 1 | 1 |
5.4. Мы умеем действовать сообща | 1 | 1 | |
5.5. Что такое коллективная работа? | 2 | 1 | 1 |
5.6. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы для 3-го класса (34 часа)
Раздел I. Я – фантазер (9 часов)
Я – третьеклассник (1 час)
Разминка. Что интересно третьекласснику. Если б не было на свете школ. Рисунок идеальной школы. Работа в тетрадях.
Кого можно назвать фантазером? (1 час)
Разминка. Небылицы. Работа со сказкой («Цветик-семицветик» О. Васильева). Работа в тетрадях.
Я умею фантазировать! (1 час)
Разминка. Волшебный компот. Царевна Несмеяна. Работа в тетрадях.
Мои сны (1 час)
Разминка. Самый интересный сон. Рисунок сна. Работа в тетрадях.
Я умею сочинять! (2 часа)
Разминка. Вредные советы. Рисунок «Вредные советы». Работа в тетрадях.
Мои мечты (1 час)
Разминка. Неоконченные предложения. Работа со сказкой («Сказка о голубой мечте» А. Кононова). Рисунок «Моя мечта». Работа в тетрадях.
Фантазии и ложь (2 часа)
Разминка. Правда и ложь. Работа со сказкой («Лживый мальчик» Ю. Щербинина). Работа в тетрадях.
Раздел II. Я и моя школа (5 часов)
Я и моя школа (1 час)
Разминка. Неоконченные предложения. Школа на планете «Наоборот». Работа в тетрадях.
Что такое лень? (1 час)
Разминка. Существо по имени Лень. Работа со сказкой («О ленивой звездочке» В. Максюта). Работа в тетрадях.
Я и мой учитель (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Работа со сказкой («О девочке и строгой учительнице»). Работа в тетрадях.
Как справляться с «Немогучками» (1 час)
Разминка. Кто такие «Немогучки». Работа со сказкой («Малыш-Облачко» К. Суворов). Работа в тетрадях.
Раздел III. Я и мои родители (5 часов)
Я и мои родители (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Рисунок «Семья». Работа в тетрадях.
Я умею просить прощения (1 час)
Разминка. Неоконченные предложения. Не буду просить прощения! Работа со сказкой («Принц Эдгар» М. Доброневский). Работа в тетрадях.
Почему родители наказывают детей? (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Работа со сказкой («Простить маму» А. Шмидт). Портрет мамы. Работа в тетрадях.
Раздел IV. Я и мои друзья (6 часов)
Настоящий друг (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Качества настоящего друга. Работа со сказкой («Неожиданная встреча» Е. Андреева). Работа в тетрадях.
Умею ли я дружить? (1 час)
Разминка. Нужно ли уметь дружить? Работа со сказкой («Про маленькую Бабу Ягу» А. Завалишина). Санитары. Работа в тетрадях.
Трудности в отношениях с друзьями (1 час)
Разминка. Об Алеше. Работа со сказкой («О Спиногрызкине» Т. Маркина). Работа в тетрадях.
Ссора и драка (2 часа)
Разминка. Неоконченные предложения. Я знаю одного мальчика. Работа в тетрадях.
Раздел V. Что такое сотрудничество? (9 часов)
Что такое сотрудничество? (2 часа)
Разминка. Что такое сотрудничество. Работа со сказкой («Добрая память» Р. Руднев). Работа в тетрадях.
Я умею понимать другого (1 час)
Разминка. Что значит понимать другого? Работа со сказкой («Путевые заметки Оле-Лукойе» О. Юхман). Работа в тетрадях.
Я умею договариваться с людьми (2 часа)
Разминка. Я умею договариваться. Работа со сказкой («Чтобы тебя любили» Н. Орешкина). Работа в тетрадях.
Мы умеем действовать сообща (1 час)
Разминка. Собери картинку. Найди себе пару. Мы вместе. Рисунок «Мой класс». Работа в тетрадях.
Что такое коллективная работа? (2 часа)
Разминка. Что мы хотим пожелать друг другу? Коллективный плакат. Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Учебно-тематический план. 4-й класс
Задачи:
- привлечь внимание к процессу взросления;
- ввести понятие «внутренний мир человека», акцентировать его ценность и уникальность;
- помочь осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами;
- подготовить ребят к началу взросления и переходу в пятый класс;
- способствовать повышению учебной и социальной активности.
Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
I. Кто я? Мои особенности и возможности | 12 | 2 | 10 |
1.1. Как я изменился летом? | 1 | 1 | |
1.2. Кто я? | 2 | 1 | 1 |
1.3. Расту = взрослею | 1 | 1 | |
1.4. Мои способности | 1 | 1 | |
1.5. Мои интересы | 1 | 1 | |
1.6. Мой путь к успеху | 2 | 1 | 1 |
1.7. Мой внутренний мир | 1 | 1 | |
1.8. Уникальность внутреннего мира | 1 | 1 | |
1.9. Мой внутренний мир и мои друзья | 2 | 2 | |
II. Мой класс и мои друзья | 12 | 3 | 9 |
2.1. Мои друзья – девочки и мальчики | 2 | 2 | |
2.2. Мой класс | 2 | 1 | 1 |
2.3. Мои одноклассники | 2 | 1 | 1 |
2.4. Мои одноклассники – какие они? | 1 | 1 | |
2.5. Какие ученики мои одноклассники? | 1 | 1 | |
2.6. Лидерство в классе | 2 | 1 | 1 |
2.7. Конфликты в классе | 1 | 1 | |
2.8. Взаимопомощь в классе | 1 | 1 | |
III. Мое прошлое, настоящее, будущее | 10 | 2 | 8 |
3.1. Мое детство | 1 | 1 | |
3.2. Мое настоящее | 1 | 1 | |
3.3. Мое будущее | 2 | 2 | |
3.4. Мой будущий дом | 1 | 1 | |
3.5. Моя будущая профессия | 2 | 1 | 1 |
3.6. Мое близкое будущее – 5 класс | 1 | 1 | |
3.7. Что нового меня ждет в 5 классе | 1 | 1 | |
3.8. Итоговое | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
Содержание программы для 4-го класса (34 часа)
Раздел I. Кто я? Мои особенности и возможности (12 часов)
Как я изменился летом? (1 час)
Разминка. Как меняется человек. Позитивные и негативные изменения. Работа со сказкой («Митькина жизнь»). Работа в тетрадях.
Кто я? (2 часа)
Разминка. Роли. Работа со сказкой («Федунчик»). Работа в тетрадях.
Расту = взрослею (1 час)
Разминка. Детские качества. Работа со сказкой («Про Ваню, который вырос»). Работа в тетрадях.
Мои способности (1 час)
Разминка. Что такое способности. Мой любимый герой. Работа со сказкой («Сказка о Скрипке» Н. Мишин). Работа в тетрадях.
Мои интересы (1 час)
Разминка. Подарок. Дискуссия. Плакат. Домашнее задание. Работа в тетрадях.
Мой путь к успеху (2 часа)
Разминка. Отгадай, кто я? Выбор пути. Рисунок «Мои способности в будущем». Работа в тетрадях.
Мой внутренний мир (1 час)
Разминка. Чужие рассказы. Маленький принц. Работа в тетрадях.
Уникальность внутреннего мира (1 час)
Разминка. Маленькая страна. Работа со сказкой («Перочинный ножик»). Работа в тетрадях.
Мой внутренний мир и мои друзья (2 часа)
Разминка. Интерес к внутреннему миру. Иголки. Работа со сказкой («парковая роза»). Работа в тетрадях.
Раздел II. Мой класс и мои друзья (12 часов)
Мои друзья – девочки и мальчики (2 часа)
Разминка. Что такое симпатия. Симпатия и дружба. Улыбка и взгляд. Работа со сказкой («Жила-была девочка…»). Работа в тетрадях.
Мой класс (2 часа)
Разминка. Портрет класса. Что я вношу в свой класс? Работа со сказкой («Я умею жалеть»). Работа в тетрадях.
Мои одноклассники (2 часа)
Разминка. Третий лишний. Делай, как я. Копилка. Работа со сказкой («Друг Великана» В. Плешаков). Работа в тетрадях.
Мои одноклассники – какие они? (1 час)
Разминка. Незамеченное качество или фонарик. Любимое блюдо. Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею» А. Кулешова). Работа в тетрадях.
Какие ученики мои одноклассники? (1 час)
Разминка. Контрольная работа. Совет. Картинки. Работа со сказкой («Освободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе»). Работа в тетрадях.
Лидерство в классе (2 часа)
Разминка. Знак лидерства. Фломастеры. Работа в тетрадях.
Конфликты в классе (1 час)
Разминка. Признаки начала конфликта. Как быть, если… Работа со сказкой («Мишкино горе»). Работа в тетрадях.
Взаимопомощь в классе (1 час)
Разминка. Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание. Что нужно делать. Работа в тетрадях.
Раздел III. Мое прошлое, настоящее, будущее (10 часов)
Мое детство (1 час)
Разминка. Случай из детства. Работа со сказкой («Сундук, который помог царю» О. Волокитина). Работа в тетрадях
Мое настоящее (1 час)
Разминка. Тайная радость. Общая радость. Коллаж. Работа в тетрадях.
Мое будущее (2 часа)
Разминка. Взрослое имя. Я в будущем. Хочу в будущем – делаю сейчас. Работа в тетрадях.
Мой будущий дом (1 час)
Разминка. Дискуссия. Погода в доме. Девиз дома. Работа в тетрадях.
Моя будущая профессия (2 часа)
Разминка. Дискуссия. Профессии сотрудников школы. Работа в тетрадях.
Мое близкое будущее – 5 класс (1 час)
Разминка. Готовность к переходу в пятый класс. Если бы я был сейчас первоклассникам. Спасибо. Работа в тетрадях.
Что нового меня ждет в 5 классе (1 час)
Разминка. Чей урок важнее? Работа со сказкой («Планета Детство»). Работа в тетрадях.
Итоговое занятие (1 час)
Обобщение пройденного материала за год. Игра-путешествие. Работа в тетрадях.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание курса | Тематическое планирование | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |||
Я-школьник | Введение Я умею управлять собой Я умею преодолевать трудности Я умею слушать других Я умею учиться у ошибки Я умею быть доброжелательным Я–доброжелательный Я умею быть ласковым Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другим Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого Я учусь решать конфликты Я умею разрешать конфликты | 17 | - | - | - | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию. |
Мои чувства | Радость. Что такое мимика? Радость. Что такое жесты? Радость. Как ее доставить другому человеку? Радость можно передать прикосновением Грусть Страх Страх. Как его преодолеть Гнев. С какими чувствами он дружит? Гнев и его польза Обида Разные чувства Итоговое | 16 | - | - | - | Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера. Способствовать снижению уровня страха. Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Формирование способности к самооценке. |
Вспомним чувства | Мы рады встрече Понимаем чувства другого Мы испытываем разные чувства | - | 5 | - | - | Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
Качества людей | Люди отличаются друг от друга своими качествами Хорошие качества людей Самое важное хорошее качество Кто такой сердечный человек Кого называют «доброжелательным человеком»? Трудно ли быть доброжелательным человеком? Я желаю добра ребятам в классе Чистое сердце Какие качества нам нравятся друг в друге? Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? Каждый человек уникален В каждом человеке есть темные и светлые качества | - | 16 | - | - | Познакомить детей с понятием «качества людей». Исследование своих качеств и особенностей. Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе. |
Какой я? – Какой ты? | Какой Я? Какой ты? Какой ты? Учимся договариваться Трудности второклассника в школе, дома, на улице Школьные трудности Домашние трудности Итоговое | - | 13 | - | - | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. |
Я – фантазер. | Я – третьеклассник Кого можно назвать фантазером? Я умею фантазировать! Мои сны Я умею сочинять! Мои мечты Фантазии и ложь | - | - | 9 | - | Осознание ценности умения фантазировать. Развитие креативных способностей. |
Я и моя школа. | Я и моя школа Что такое лень? Я и мой учитель Как справляться с «Немогучками» | - | - | 5 | - | Осознание особенности позиции ученика. Отреагирование своих чувств в отношении учителя. |
Я и мои родители. | Я и мои родители Я умею просить прощения Почему родители наказывают детей? | - | - | 5 | - | Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями. Обучение способам разрешения конфликтов с родителями. Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. Формирование представления о семейных ценностях. |
Я и мои друзья. | Настоящий друг Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями Ссора и драка | - | - | 6 | - | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Приобретения умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество. |
Что такое сотрудничество? | Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого Я умею договариваться с людьми Мы умеем действовать сообща Что такое коллективная работа? Итоговое | - | - | 9 | - | Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. |
Кто я? Мои силы, мои возможности. | Как я изменился летом? Кто я? Расту = взрослею Мои способности Мои интересы Мой путь к успеху Мой внутренний мир Уникальность внутреннего мира Мой внутренний мир и мои друзья | - | - | - | 12 | Усвоение понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей. Осознание своей уникальности и неповторимости. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. |
Мой класс и мои друзья | Мои друзья – девочки и мальчики Мой класс Мои одноклассники Мои одноклассники – какие они? Какие ученики мои одноклассники? Лидерство в классе Конфликты в классе Взаимопомощь в классе | - | - | - | 12 | Формирование позитивного отношения к своему «Я». Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности. Формирование познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.. |
Мое прошлое, настоящее, будущее | Мое детство Мое настоящее Мое будущее Мой будущий дом Моя будущая профессия Мое близкое будущее – 5 класс Что нового меня ждет в 5 классе Итоговое | - | - | - | 10 | Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля. Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
Описание материально-технического обеспечения
курса «Тропинка к своему Я»
1 Светлый, просторный, оборудованный учебный кабинет;
2 Учебно-демонстрационное оборудование;
3 Технические средства обучения:магнитофон;
4 Фонотека (классическая музыка – 1 диск, игровая музыка – 1 диск, детское караоке – 1 диск).
5 Печатные пособия - Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2012.
Список литературы для учителя
1. Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 247 с.
2. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 232 с.
3. Князева, Т.Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н. Князева. – М.: АРКТИ, 2004. – 305 с.
4. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе: методическое пособие / В.А. Кореневская. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1999. – 69 с.
5. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 243 с.
6. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: АСТ, 2000. – 376 с.
Список литературы для обучающихся
1. Иванова, Э.И. Расскажи мне сказку / Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 442 с.
2. Маршак, С. Стихи и сказки / С. Маршак. – М.: Планета детства, 2001. – 200 с.
3. Михалков, С. Веселый день / С.Михалков. – М.: Детская литература, 1984. – 183 с.
4. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: АСТ, 2000. – 376 с.
5. Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1988. – 573 с.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения |
Тема 1. Я-школьник | |||
1 | Введение | 1 | |
2 | Я умею управлять собой | 1 | |
3 | Я умею управлять собой | 1 | |
4 | Я умею преодолевать трудности | 1 | |
5 | Я умею слушать других | 1 | |
6 | Я умею слушать других | 1 | |
7 | Я умею учиться у ошибки | 1 | |
8 | Я умею быть доброжелательным | 1 | |
9 | Я умею быть доброжелательным | 1 | |
10 | Я - доброжелательный | 1 | |
11 | Я умею быть ласковым | 1 | |
12 | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 1 | |
13 | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими | 1 | |
14 | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 1 | |
15 | Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого | 1 | |
16 | Я учусь решать конфликты | 1 | |
17 | Я умею разрешать конфликты | 1 | |
Тема 2. Мои чувства | |||
18 | Радость. Что такое мимика? | 1 | |
19 | Радость. Что такое мимика? | 1 | |
20 | Радость. Что такое жесты? | 1 | |
21 | Радость. Что такое жесты? | 1 | |
22 | Радость. Как ее доставить другому человеку? | 1 | |
23 | Радость можно передать прикосновением | 1 | |
24 | Грусть | 1 | |
25 | Страх | 1 | |
26 | Страх. Как его преодолеть | 1 | |
27 | Страх. Как его преодолеть | 1 | |
28 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | |
29 | Гнев и его польза | 1 | |
30 | Обида | 1 | |
31 | Разные чувства | 1 | |
32 | Разные чувства | 1 | |
33 | Итоговое | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения |
Тема 1. Вспомним чувства | |||
1 | Мы рады встрече | 1 | |
2 | Понимаем чувства другого | 1 | |
3 | Мы испытываем разные чувства | 1 | |
4 | Мы испытываем разные чувства | 1 | |
5 | Мы испытываем разные чувства | 1 | |
Тема 2. Качества людей | |||
6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | |
7 | Хорошие качества людей | 1 | |
8 | Хорошие качества людей | 1 | |
9 | Самое важное хорошее качество | 1 | |
10 | Кто такой сердечный человек | 1 | |
11 | Кого называют «доброжелательным человеком»? | 1 | |
12 | Трудно ли быть доброжелательным человеком? | 1 | |
13 | Я желаю добра ребятам в классе | 1 | |
14 | Чистое сердце | 1 | |
15 | Какие качества нам нравятся друг в друге? | 1 | |
16 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 1 | |
17 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 1 | |
18 | Каждый человек уникален | 1 | |
19 | Каждый человек уникален | 1 | |
20 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 | |
21 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 | |
Тема 3. Какой Я – какой Ты? | |||
22 | Какой Я? | 1 | |
23 | Какой Я? | 1 | |
24 | Какой ты? | 1 | |
25 | Какой ты? | 1 | |
26 | Какой ты? Учимся договариваться | 1 | |
27 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 1 | |
28 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 1 | |
29 | Школьные трудности | 1 | |
30 | Школьные трудности | 1 | |
31 | Домашние трудности | 1 | |
32 | Домашние трудности | 1 | |
33 | Домашние трудности | 1 | |
34 | Итоговое | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения |
Тема 1. Я-фантазер | |||
1 | Я - третьеклассник | 1 | |
2 | Кого можно назвать фантазером? | 1 | |
3 | Я умею фантазировать! | 1 | |
4 | Мои сны | 1 | |
5 | Я умею сочинять! | 1 | |
6 | Я умею сочинять! | 1 | |
7 | Мои мечты | 1 | |
8 | Фантазии и ложь | 1 | |
9 | Фантазии и ложь | 1 | |
Тема 2. Я и моя школа | |||
10 | Я и моя школа | 1 | |
11 | Что такое лень? | 1 | |
12 | Я и мой учитель | 1 | |
13 | Я и мой учитель | 1 | |
14 | Как справляться с «Немогучками» | 1 | |
Тема 3. Я и мои родители | |||
15 | Я и мои родители | 1 | |
16 | Я и мои родители | 1 | |
17 | Я умею просить прощения | 1 | |
18 | Почему родители наказывают детей? | 1 | |
19 | Почему родители наказывают детей? | 1 | |
Тема 4. Я и мои друзья | |||
20 | Настоящий друг | 1 | |
21 | Настоящий друг | 1 | |
22 | Умею ли я дружить? | 1 | |
23 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | |
24 | Ссора и драка | 1 | |
25 | Ссора и драка | 1 | |
Тема 5. Что такое сотрудничество | |||
26 | Что такое сотрудничество? | 1 | |
27 | Что такое сотрудничество? | 1 | |
28 | Я умею понимать другого | 1 | |
29 | Я умею договариваться с людьми | 1 | |
30 | Я умею договариваться с людьми | 1 | |
31 | Мы умеем действовать сообща | 1 | |
32 | Что такое коллективная работа? | 1 | |
33 | Что такое коллективная работа? | 1 | |
34 | Итоговое | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ урока | Тема | Кол-во занятий | Дата проведения | |
Тема 1. Кто я? Мои особенности и возможности | ||||
1 | Как я изменился летом? | 1 | ||
2 | Кто я? | 1 | ||
3 | Кто я? | 1 | ||
4 | Расту = взрослею | 1 | ||
5 | Мои способности | 1 | ||
6 | Мои интересы | 1 | ||
7 | Мой путь к успеху | 1 | ||
8 | Мой путь к успеху | 1 | ||
9 | Мой внутренний мир | 1 | ||
10 | Уникальность внутреннего мира | 1 | ||
11 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 | ||
12 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 | ||
Тема 2. Мой класс и мои друзья | ||||
13 | Мои друзья – девочки и мальчики | 1 | ||
14 | Мои друзья – девочки и мальчики | 1 | ||
15 | Мой класс | 1 | ||
16 | Мой класс | 1 | ||
17 | Мои одноклассники | 1 | ||
18 | Мои одноклассники | 1 | ||
19 | Мои одноклассники – какие они? | 1 | ||
20 | Какие ученики мои одноклассники? | 1 | ||
21 | Лидерство в классе | 1 | ||
22 | Лидерство в классе | 1 | ||
23 | Конфликты в классе | 1 | ||
24 | Взаимопомощь в классе | 1 | ||
Тема 3. Мое прошлое, настоящее, будущее | ||||
25 | Мое детство | 1 | ||
26 | Мое настоящее | 1 | ||
27 | Мое будущее | 1 | ||
28 | Мое будущее | 1 | ||
29 | Мой будущий дом | 1 | ||
30 | Моя будущая профессия | 1 | ||
31 | Моя будущая профессия | 1 | ||
32 | Мое близкое будущее – 5 класс | 1 | ||
33 | Что нового меня ждет в 5 классе | 1 | ||
34 | Итоговое | 1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель Заместитель директора Директор
ШМО учителей по УВР
____________/_____________/ ___________/_____________/ __________/В.М.Марчук/
Протокол №___ от
от «__»____________201__г.
«__»______________201__г.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
для 1-4 классов общеобразовательных учреждений
Составитель:
Смирнова И.Л.
педагог-психолог
г. Кемерово
2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-209621-1362159355.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-160770-1355059796.jpg)
Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"
Программа по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/04/picture-587800-1457106523.jpg)
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679544-1443973717.jpg)
Программа внеурочной деятельности ПОДАРОК СВОИМИ РУКАМИ
Программа создана для развития творческих способностей обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-962767-1508832522.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"
Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-249016-1387033280.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...