«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности «Люби свой край»
план-конспект занятия по теме

Шишелова Ольга Федоровна

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ» Разработка занятий по программе внеурочной деятельности  «Люби свой край» (программа патриотического воспитания младших школьников). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «ХАБАРИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«В ГОСТЯХ У ИГРУШКИ»

Разработка занятий по программе внеурочной деятельности

 «Люби свой край»

Номинация «Материалы для использования в ООШ, СОШ, УДОД»

Для обучающихся 1-4 классов

Шишелова Ольга Фёдоровна,

учитель начальных классов

с.Хабариха

2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                       стр. 3-5                          

Занятие 1. «В гостях у игрушки»                                                            стр.6-12

Занятие 2. «В гостях у игрушки»                                                          стр.13-16

Литература                                                                                                    стр. 16

Приложение 1.                                                                                          стр.17-18

Приложение 2.                                                                                          стр.19-29

Приложение 3.                                                                                          стр.30-37

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов  начального общего образования  второго поколения, образовательному учреждению приходится пересматривать содержание воспитания в школе.

Главной  организационной задачей образовательного  учреждения становиться расширение образовательной среды на основе интеграции для достижения трех групп результатов, зафиксированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В достижении личностных результатов немаловажную роль играет  обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, деятельность по включению  школьника в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры.  (Музейная педагогика / Б.А.Столяров. – М: Высшая школа, 2004.)

Музейная деятельность имеет, несомненно, большое значение в организации учебно-воспитательного процесса. Школьный музей   становится  центром  углубленного изучения истории родного края.

В нашей школе разработана комплексная программа патриотического воспитания младших школьников «Люби свой край» (автор Шишелова О.Ф., 2011 год).  Она реализуется во внеурочной деятельности на базе школьного музея с учетом музейных принципов работы и на основе музейных педагогических технологий.

Цель программы: Создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и формирования универсальных учебных действий средствами музейных педагогических технологий  на основе краеведения и музееведения.

Программа «Люби свой край»  предполагает эффективное осуществление классным руководителем начальных классов деятельности, направленной на   создание в классном коллективе системы этнокультурного воспитания, главной ценностью которого является воспитание нравственно здоровой, культурной личности, гражданина и патриота.

Программа включает в себя 9 направлений. Одно из направлений - «Традиции» включает  разделы: «Праздники», «Усть-цилемский фольклор». В разделе «Усть-цилемский фольклор» представлена тема «Сохраним традиции наших предков».

Содержание темы: Практическая. Традиции, фольклор, «Горка», «горочные», «игрищечные» и «посидочные»  песни, танцы, игры. Детский фольклор устьцилём. Театрализованный музейный урок: знакомство с усть-цилемским фольклором.

Два занятия по данной теме представлены в методической разработке «В гостях у игрушки». В ходе занятий учащиеся знакомятся с  народными усть-цилемскими традициями, в частности, с народной усть-цилемской игрой «Бараньи». Оба занятия сопровождаются презентациями. И разработки занятий, и презентации можно использовать без доработок.

Тема, связанная с играми, особенно интересна детям младшего возраста. Научившись  игре в «Бараньи», они с удовольствием передают свой опыт, сохраняя народные традиции своей малой Родины.  

Учащиеся приобретают опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыт управления другими людьми, что показывает высокие воспитательные результаты.

Для осуществления программы «Люби свой край» создаются методические разработки занятий, праздников и других мероприятий. Эти материалы могут реализовываться и другими краеведческими, этнокультурными  программами, направленными на воспитание любви к своей малой Родине – Усть-Цилемскому краю.

Раздел: Усть-цилемский фольклор

Тема: «В гостях у игрушки» (2 часа)

Занятие 1

Цель: познакомить с народными усть-цилемскими традициями.

Задачи:

обучающие: знакомство с усть-цилемской народной игрой «Бараньи»;

воспитывающие: знакомство с традициями предков; воспитание общительности, коммуникативности;

развивающие: развитие внимания, памяти, умений сравнивать, сопоставлять;

социализирующие: психотерапия, приобщение к нормам и ценностям общества.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды игр; играть в усть-цилемскую народную игру «Бараньи»; работать по инструкции; делать выводы из изученного материала; работать в группе.

Оборудование: мультимедийный проектор, игра «Бараньи» (количество костей должно быть достаточным для 3-х групп), музыкальное сопровождение к плясовой игре «Зеваха», инструкция «Игра в «Бараньи»» (Приложение 1).

Подготовка: презентации «Мои любимые игрушки» (Приложение 2), «Усть-цилемская народная игра «Бараньи» (Приложение 3). (Обе презентации начинать со 2 слайда.) 

Выявление детей, умеющих играть в «Бараньи». Если дети разновозрастные, на занятии рассадить так, чтобы в группах были дети разных возрастов; если есть дети, которым знакома игра,  назначить их помощниками ведущего в разные группы.

Мебель расставлена для организации работы в 3-х группах.

На 2-м занятии на 3-х столах стоят  по коробке с барашками, по инструкции «Игра «Бараньи»».

Возрастная категория: для обучающихся 1-4 классов.

Примечание: для обучающихся 5-6 классов и старше для организации проектной деятельности по теме «Сохраним традиции наших предков. (Усть-цилемские игры)» возможно использование первой части  занятия с последующей работой над проектом и презентацией.

Ход занятия 1.

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

 Ведущий: Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать  вас на очередном музейном занятии. Вижу, что вы готовы к дружной работе  в группах.

 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Ведущий:  Дорогие ребята! Чтобы узнать, о чём сегодня мы будем говорить, я предлагаю отгадать загадки. Читаем хором и отгадываем.

 (Тексты загадок выводим на экран, дети отгадывают. – Слайд 2, 3, 4, 5)

1.Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю, всё сначала начинаю.                             (Кубики)

2.Зверь забавный сшит из плюша: есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу.                                  (Мишка)

3.Тра-та-та, тра-та-та, сверху кожа,

Снизу тоже,  в середине пустота.                                                    (Барабан)

4.Одноног Ивашка - расписная рубашка,

Петь, плясать – мастак, а стоять никак.                                  (Волчок, юла)

5.Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.                                     (Мяч)

6.Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка и улетел за облака.                       (Воздушный шарик)

7.Он и стройный, и красивый, у него густая грива,

Жаль, нельзя на нём промчаться, только можно покачаться. (Конь-качалка)

8.Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.                     (Матрёшки)

Ведущий: Итак, читаем. Это... (Слайд 6) Мишка, барабан, волчок, юла, мяч, воздушный шарик, конь-качалка, матрёшки.

Назовите эти предметы одним словом. (Слайд 7)

 Да, это игрушки. Кто из вас любит играть? Поднимите руку. А у кого из вас есть любимые игрушки, игры?

Я вижу, что у всех есть любимые игрушки или игры.

3. Постановка учебной задачи.

Ведущий: Так как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?  Да,  наше занятие будет посвящено играм.

А все ли из вас задумывались над тем, зачем люди придумывают игры для людей всех возрастов, создают всё новые игрушки?

Вот на эти  вопросы мы сегодня с вами и ответим.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).

Ведущий: Читаем  вопросы, обсуждаем в группах и отвечаем. Первой  группе 1-й вопрос, второй - следующий, третьей группе – 3-й. (Слайд 8) Послушаем ваши ответы на заданные вопросы. Замечательно. А сейчас мы отдохнём, как наши предки отдыхали, играя «Зеваху».

Физкультминутка: Плясовая игра «Зеваха».

Дети становятся в круг или полукруг, ведущий в центре. Он, пританцовывая, ходит по кругу и выбирает партнёра для танца: подходит к одному из участников игры, топает ногой, приглашая на танец. (Начинают подготовленные дети. Учим, чтобы мальчик приглашал девочку, а девочки мальчиков.) Выбрав партнёра, ведущий разворачивается в противоположную сторону и ведёт приглашённого игрока за собой, приглашая следующего. Затем все разворачиваются, и ведущим становится первый приглашённый. Музыка обрывается, когда в игру вовлечено нечётное количество игроков, и танцоры должны быстро образовать пары. Тот, кто останется без пары, считается проигравшим и по правилам игры должен выполнить какое-нибудь задание. Например, спеть частушку, «поймать мышей» (пробежать вдоль игроков, раскрутив по полу поясок; игроки должны перепрыгнуть через поясок), «привезти дров» (прижавшись лбом к стене, постучать, склоняя быстро голову).

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Ведущий: Внимание на экран. Ответ на первый вопрос.  (Слайд 9) Читаем.

«Игрушки – это вещицы, сделанные для забавы, игры или потехи».
(Из словаря В. И. Даля)

Рассмотрите внимательно фотографию. Что на ней запечатлено? Чем занимаются дети? Какие у них игрушки? Какого возраста девочки? Как они одеты? Где они играют? Внимательно рассмотрите фон. Как вы думаете, где сделан снимок и когда?

Да, мы видим, на стёклах окон наклеены полоски бумаги. Значит, это было в годы войны или сразу после войны. А какой войны?

Ребята, мы снова убеждаемся в том, что реликвии, вещи, предметы из прошлого о многом могут рассказать.    О чём нам рассказывает эта фотография, эта реликвия? (О том, что во все времена, даже в годы войны,  человеку   нужна радость. И именно игры и  игрушки делают нашу жизнь более радостной.)

А есть ли музеи игрушек, мы увидим на следующих страницах.

(Слайд 10) Оказывается, такие музеи есть. Это один из них. Художественно-педагогический Музей игрушки РАО, Сергиев Посад, Московская область.

(Слайд 11) Он был открыт в Москве в 1920 году. В 1931 году музей был переведён в подмосковный город Загорск (Сергиев Посад).

(Слайд 12)  Основателем музея и его директором был  Николай Дмитриевич Бартрам – художник, собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки.  Дети называли его «дядей Музеем».

(Слайд 13) Здесь можно было потрудиться, самому сделать игрушку – для этого выделялась специальная мастерская.

(Слайд 14) Особенно   привлекали в музей спектакли кукольного театра «Петрушки», где выступали со своими куклами настоящие актёры, участники народных представлений.

(Слайд 15) Уникальное учреждение представлял Музей игрушки. Это была и выставка, и театральное зрелище, и творческая мастерская, и место детских игр.

(Слайд 16) Уже в конце прошлого века народную игрушку начали активно коллекционировать. Сейчас она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже и Русском музее, в Российском этнографическом музее и Историческом музее.

(Слайд 17) В залах музея посетителей ожидают новые впечатления – встречи с игрушками разных времён и народов.

        Эти встречи волнуют, возвращая нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков, наших бабушек и дедушек.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Ведущий: И сейчас мы окунёмся в далёкое детство наших прадедушек, прабабушек, наших предков, которые жили задолго до нас на нашей усть-цилемской земле. Какие усть-цилемские народные игры вам знакомы? Обсудите в группах. Назовите усть-цилемские народные игры.

Вы назвали некоторые усть-цилемские народные игры, любимую вами игру «Колечко» не забыли. Это замечательно. А вот в сборнике «Детский фольклор Усть-Цильмы», составителем которого является  Татьяна Ивановна Дронова (материалы для данной работы собирали старшие дети в Усть-Цильме), названо достаточно много игр наших предков.  Прочитаем только некоторые их названия.

(Слайд 18) Усть-цилемские народные игры:

  •  игры-потешки, молчанки, дразнилки (игра-перебранка), скороговорки, загадки, считалки и др.
  • подвижные: бача, лапта, 12 палочек, рюха, грехи, свинки, прятанком, чехарда и др.
  •  посидочные игры: ручеёк, мигалочки, вечорка, фанты, зеваха, по разуму и др.
  • настольные: бараньи (барашки) и др.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Ведущий: Ребята, сейчас мы увидим сюжет занятия в нашей школе на тему  «Как играли наши бабушки». Посмотрите внимательно. Какие из названных усть-цилемских игр продемонстрированы в данном эпизоде. (Слайд 19 – видео. Необходимо навести курсор на изображение и щёлкнуть по левой части мышки 1 раз.)

Какие же игры вы увидели? Да, это игры для самых маленьких - игры-потешки.

8. Рефлексия деятельности (итог занятия).  

Ведущий: Ребята, подходит к концу наше занятие, а мне хочется продемонстрировать один из экспонатов нашей музейной комнаты. Он находится в шкафу, на полочке, в жестяной  интересно расписанной банке с крышкой (ведущий достаёт экспонат на глазах у детей).  Как вы думаете, что может находиться внутри этой упаковки? (Предположения детей.)

Ребята, здесь хранится замечательная народная усть-цилемская настольная игра «Бараньи» или по-другому её называли «Барашки» (рассыпает бараньи кости на столе).  Кому из вас хочется узнать, как играли в «Бараньи»  и научиться играть в «Барашки»?

Прекрасно, сегодня, я думаю, вы все задумались над важной ролью игр, игрушек в жизни человека, узнали, что существуют музеи игрушек и вспомнили некоторые игры наших предков. А вот на следующем занятии мы научимся с вами играть в «Бараньи».

Ведущий: (Слайд 20) Любите свои игрушки, бережно храните, ухаживайте за ними. В старину считалось,  если с игрушками обращаться небрежно и неряшливо, то не миновать неприятностей.  А чем усерднее ребёнок играет, тем больше в семье благополучия и достатка будет. Помните об этом.

Спасибо всем за внимание!

Тема: «В гостях у игрушки»

Занятие 2

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

 Ведущий: Здравствуйте. Все ли готовы к очередному музейному занятию? Похлопайте в ладоши, если да. Замечательно. Мне приятно работать в таком дружном коллективе.

 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Ведущий: О чём мы говорили на прошлом занятии? Что вам особенно запомнилось?

Да, мы решили с вами научиться играть в усть-цилемскую народную игру «Бараньи». А что это за игра? Вспомните, ведь игры бывают разные. Если мы будем играть в «Третий лишний», а в эту игру играли ещё ваши родители, то мы скажем, что играем в подвижную игру. Если сядем за стол играть в лото, то скажем, что играем в настольную игру.  «Зеваха» - плясовая игра, «Колечко» - посидочная. Так что же мы скажем про игру в «Бараньи»? Да, это настольная игра. (Слайд 2)  Игра эта замечательна уже тем, что пользовалась большой популярностью и у детей, и у молодёжи, и у взрослых. Играли семьями в зимнее время, вечерами, особенно во время постов, когда развлечения недопустимы и на вечорках ни попеть, ни поплясать нельзя было. Но многие ли умеют сейчас играть в «Бараньи»?

3. Постановка учебной задачи.

 Как вы думаете, в наше время, когда можно поиграть в компьютерные игры, посмотреть телевизор, нужны ли настольные игры? Чем они увлекательны? У вас на столах стоят  старинные металлические коробки с крышками, раньше в них хранили чай, а после барашки для игры в «Бараньи». Есть инструкции для игры. Попробуем разобраться в игре?

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).

Сегодня, как и на прошлом занятии, вы сидите тремя большими дружными группами. Представьте, что вы в кругу большой семьи, а у наших предков семьи были большие. В одном доме часто жили представители четырёх поколений. Возьмитесь все за руки, пожмите друг другу руки… и начинаем наше знакомство с игрой.

Внимание на экран. (Слайд 3) «Барашки» - это кости из коленных суставов овец.

В игре фиксировалось четыре положения, каждое из которых имело своё название:

(Слайд 4) 1 положение. Если барашка стояла на боку и верхняя сторона её была гладкая без вмятины – это «сак».

(Слайд 5) 2 положение. Если кость поставить на другой бок, то там имеется два углубления – эта сторона называется «молоха»

(Слайд 6) 3 положение. Барашка, расположенная лёжа выпуклой стороной вверх, – «чиста».

(Слайд 7) 4 положение. Барашка, расположенная противоположной стороной третьего положения, - «рак».

Запомним, что первые две позиции являлись определяющими при распределении очерёдности игроков. Так, «сак» считался главной фигурой, а «молоха» - второстепенной. Три «молохи» равнялись одному «саку».

(Слайд 8) Повторим. 1 положение – это… («сак»). 2 положение – это… («молоха»). 3 положение – это… («чиста»). 4 положение – это…(«рак»).

(Слайд 9) Главная фигура - это… («сак»). Второстепенная фигура- это… («молоха»). Три «молохи» равняются… (одному «саку»).

Начинаем игру. (Слайд 10)  (Далее ведущий объясняет ход игры, а участники выполняют действия)

 Высыпаем барашки в одну кучку на стол и берём кости из общей кучи по равному количеству, например, по шесть. Остаётся общий запасник.

Затем по очереди бросаем барашки на стол и смотрим, у кого больше «саков» и «молох», тот начинает игру, забирая кости у всех игроков.

Собрав все кости вместе, (Слайд 11, 12) он раскатывает барашки по столу и начинает их выбивать (щёлкать): «сак» в «сака», «молоху» в «молоху», «чиста» в «чисту», «рака» в «рака».

Попав в кость, игрок забирает одну из барашек себе, складывает их в стороне, отдельно от тех костей, что в игре. Если игрок, щёлкнув, попадает в третью барашку или промахивается, то ход передаётся другому.

Физкультминутка. Ребята, все встали. Послушайте, когда игрок щёлкает, остальные приговаривают, желая сопернику промаха.  Сейчас мы, маршируя на месте, запомним эти слова: (Слайд 13) «Кошка мимо, кошка в двух, кошка сразу в четырёх». (Повторяем 5 раз.)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Продолжаем игру. Следующий игрок, соединив барашки, вновь раскатывает их по столу.

Когда все барашки будут выбиты, игроки вновь берут кости из общего запасника (до тех пор, пока все кости не будут введены в игру).

В ходе игры у каждого игрока образуется свой запасник, из которого в дальнейшем брали кости для игры.

Затем игроки смотрели, у кого меньше всех барашек. Например, у одного игрока пять барашек, а у другого семь. У кого-то всего три. Значит, все игроки берут по три барашки и раскидывают. У кого «сак» или «молоха», тот забирает все барашки и начинает щёлкать.

Заканчивается игра тогда, когда один игрок перещёлкает все барашки и заберёт их себе.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 (Дети играют, пользуясь инструкцией и обращаясь за помощью к ведущему). (Слайд 14) 

7. Рефлексия деятельности (итог занятия).  

Ведущий: За игрой время пролетело незаметно. Мне хочется узнать, понравилась ли вам игра наших предков? Замечательно. Ребята,  я познакомила вас с игрой, которую узнала от своих дедушки и бабушки, мне бы очень хотелось, чтобы эта игра сохранилась, чтобы о ней знали и через 100 лет. Как вы думаете, это возможно? Что для этого нужно делать?

 (Слайд 15) (Нужно беречь, сохранять и передавать следующим поколениям традиции наших предков.) (Слайд 16)

Литература, электронные ресурсы:

  • Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- Москва, Просвещение, 1994
  •  «Детский фольклор Усть-Цильмы»/ составитель Т. И. Дронова. Сыктывкар, 2000.
  • Образцов С.  Всю жизнь я играю в куклы.- Малыш,  1983
  • Смирнов Н.И. И …оживают куклы. -Москва, Просвещение,  1982
  • http:// www.google.ru/search?q=картинка
  • http://www.myshared.ru/slide/148843/

Приложение 1. Инструкция к игре «Бараньи» («Барашки»).

Усть-цилемская народная игра «Бараньи» - это настольная игра.

Она пользовалась большой популярностью и у детей, и у молодёжи, и у взрослых. Играли семьями в зимнее время вечерами, особенно во время постов, когда развлечения недопустимы и на вечорках ни попеть, ни поплясать нельзя было.

 «Барашки» - это кости из коленных суставов овец.

В игре фиксировалось четыре положения, каждое из которых имело своё название:

 1 положение. Если барашка стояла на боку и верхняя сторона её была гладкая без вмятины – это «сак».

 2 положение. Если кость поставить на другой бок, то там имеется два углубления – эта сторона называется «молоха»

 3 положение. Барашка, расположенная лёжа выпуклой стороной вверх, – «чиста».

4 положение. Барашка, расположенная противоположной стороной третьего положения, - «рак».

Первые две позиции являются определяющими при распределении очерёдности игроков. Так, «сак» считался главной фигурой, а «молоха» - второстепенной. Три «молохи» равнялись одному «саку».

Начало игры. Высыпаем барашки в одну кучку на стол и берём кости из общей кучи по равному количеству, например, по шесть. Остаётся общий запасник.

Затем по очереди бросаем барашки на стол и смотрим, у кого больше «саков» и «молох», тот начинает игру, забирая кости у всех игроков.

Собрав все кости вместе, он раскатывает барашки по столу и начинает их выбивать (щёлкать): «сак» в «сака», «молоху» в «молоху», «чиста» в «чисту», «рака» в «рака».

Попав в кость, игрок забирает одну из барашек себе, складывает их в стороне, отдельно от тех костей, что в игре. Если игрок, щёлкнув, попадает в третью барашку или промахивается, то ход передаётся другому.

Когда игрок щёлкает, остальные приговаривают, желая сопернику промаха: «Кошка мимо, кошка в двух, кошка сразу в четырёх».

Следующий игрок, соединив барашки, вновь раскатывает их по столу.

Когда все барашки будут выбиты, игроки вновь берут кости из общего запасника (до тех пор, пока все кости не будут введены в игру).

В ходе игры у каждого игрока образуется свой запасник, из которого в дальнейшем берут кости для игры.

Затем игроки смотрят, у кого меньше всех барашек. Например, у одного игрока пять барашек, а у другого семь. У кого-то всего три. Значит, все игроки берут по три барашки и раскидывают. У кого «сак» или «молоха», тот забирает все барашки и начинает щёлкать.

Заканчивается игра тогда, когда один игрок перещёлкает все барашки и заберёт их себе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»

Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край родной"

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край родной" для учащихся начальной школы...

Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».

Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край родной!"

Курс «Люби и знай свой край родной» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе  в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет ин...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры   Хабаровского края....

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой отчий край"

Задачи программы: Предметные:формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкл...