Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край родной!"
рабочая программа (1 класс) на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Курс «Люби и знай свой край родной» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе  в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения данного курса в начальной школе - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_i_znay.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»

 Рассмотрено   на заседании                                          Утверждено

   педагогического совета                                                приказом МАНОУ «Гимназия №2»                                                                                                                                                                                                                                                                                    

   протокол № ______                                                      № ______                                                                                                  

  от «______»  _____________2017 г.                            от «_____»  _____________2017 г.  

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Люби и знай свой край родной»

для учащихся 1 класса

Составитель:

Заруцкая Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

Мариинск

2017

Рабочая  программа  разработана на основе требований   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями, в соответствии с «Положением  о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам, курсам и курсам внеурочной деятельности   муниципального автономного нетипового общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2», утверждённого  приказом МАНОУ «Гимназия № 2» от 27.06.2016 года №  107.                                                  

Курс «Люби и знай свой край родной» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе  в рамках ФГОС НОО. Специфика курса состоит в том, что он имеет интегративный характер, соединяет в себе обществоведческие, исторические, природоведческие знания и дает обучающимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения данного курса в начальной школе - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Значение курса состоит в том, что это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

Задачи курса:

-   ознакомить с историей и культурой родного края, с бытом местных жителей, их традициями и обычаями;

-   научить младших школьников понимать государственные символы, определять значение изображения, символику цвета;

-   воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к России, своей малой Родине;

- сформировать личность с активной гражданской позицией;

- развить навыки общения со сверстниками и взрослыми, эрудицию и общую культуру.

1.Результаты  освоения  курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения курса являются:

•  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

 

Метапредметными результатами изучения курса являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

•     способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметными результатами изучения курса являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Курс помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

 (1класс – 33 часа).

Тема 1.Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию,  конституция - основной закон страны.

Тема 2.Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет «Прошлое и настоящее флага России», выполненный с использованием     информационных     технологий.     Буклет     включает изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями.

Тема 3. Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края. Волков первооткрыватель каменного угля. Исследователи и путешественники нашего края. Коренное население Кемеровской области. Первые города области. Почетные граждане Кемеровской области.

Практические занятия: экскурсии, выставки, создание и реализация социальных   проектов,   конкурсы,   участие   в   конференциях,   игра путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

Тема 4. Символы Кузбасса.

Гербы Кемерово и Кемеровской области, флаги города и области, гимн города и области.

Тема 5. Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

Конкурс на лучшую краеведческую находку из семейного архива «Семейная реликвия».

Тема 6. Моя школа - моя судьба.

Знакомство  с традициями, историей своей школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, игра путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

Тема 7. С любовью к городу.

Что я знаю о своем районе, городе? Город  Мариинск. История его создания.

Улица, на которой я живу. История улиц района: исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.
История заводов. Памятники города. Почетные граждане города Мариинска.
Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в
общественных местах.                                      

Практические занятия: экскурсии, конкурсы, встречи со старожилами, фотоконкурсы, викторины, заочные путешествия, презентации классных коллективов. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что- либо для того, чтобы их город стал еще краше. 

Тема 8. Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на территории края и города.

Практические занятия:     Детям предлагается узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Составление экспозиции «Дедушкины ордена и медали». Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

Тема 9. В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Знакомство с картой области. Природа родного города. Красная книга Кузбасса. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области; памятники природы района; охранять природу - значит охранять Родину. Изучение местной топонимики.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке - составление кратких сообщений, сбор материалов, экскурсия на природу (общение с живой природой);

- с участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у подъезда, у себя в саду, на даче, уход за ними;

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- операция "Чистый двор".

Тема 10. Уникальные природные объекты России.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами России. Красная книга России.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Тема 11. Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Что такое сам? Кем я хочу быть?

Практические занятия: Экскурсии на предприятия. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования».

Тема 12. Культурное наследие Кузбасса.

Знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми, краеведами. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев, театров, дома художников. Встречи с поэтами, художниками, литературные и музыкальные гостиные, создание сборника стихов о городе, мини проекты, поделки, участие в акциях, выставки, викторины.

Тема 13. Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

В данной теме продолжается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду. "Месяцеслов" - сокровищница народной культуры, где приметы времен года, пословицы, поговорки, присказки, поверья и т.д.

Годовой    цикл    христианских    праздников        Рождество,  Крещение, Благовещение,   Масленица,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице). Задача: познакомить с историей возникновения и развития праздничных ритуалов края, помочь осмыслить праздники, традиции.

Перечень ключевых слов

Родина. Россия.

Символика. Герб, флаг, гимн: России, Кемеровской области. Конституция. Народы.

История. Первооткрыватели. Города. Почетные граждане. Семья. Родословная. Профессии.

Права. Обязанности. Взаимоотношения. Биография. Школа,

Город. Район. История города Кемерово.

Великая Отечественная война. События. Судьба героев.

Географическое положение. Карта. Природа. Красная книга. Внутренние воды. Охрана природы. Памятники природы. Промышленность. Сельское хозяйство. Предприятия. Культура. Наука. Краеведы. Традиции. Обряды. Ритуалы края.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации данной программы являются:

  • Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
  • Участие в социальных акциях;
  • Создание и реализация социальных проектов.

 

Формы работы с детьми. 

Особенностью организации внеурочной деятельности по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, краеведческая деятельность.

3.Тематическое планирование – 1 класс.

№ п\п

Название тем курса

Кол-во часов

Всего

В том числе

Теорет

Практ

1

Наша Родина - Россия

1

 

1

2

Государственные символы

1

 

1

3

Страницы истории родного края.

1

 

1

4

Символы Кузбасса

1

 

1

5

Я и моя семья

1

 

1

6

 Моя школа – моя судьба

1

 

1

7

С любовью к городу

4

1

3

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

1

3

9

В гармонии с природой

4

1

3

10

Уникальные природные объекты России

4

1

3

11

Что дает наш край стране

4

1

3

12

Культурное наследие Кузбасса

4

1

3

13

Традиции, обряды, ритуалы земли родной

3

1

2

 

Итого

33

7

26

 

Приложение к программе

«Люби и знай свой край родной»

Календарно-тематическое планирование курса «Люби и знай свой край родной»

№ п\п

Название тем курса

 Количество часов

Дата проведения занятия

Корректировка дат

1

Наша Родина – Россия.

1

2

Государственные символы России.

1

3

Страницы истории родного края.

1

4

Символы Кузбасса.

1

5

Я и моя семья.

1

6

 Моя школа – моя судьба

1

7

С любовью к городу. Мариинск-музей под открытым небом.

1

8.

С любовью к городу. Достопримечательности  родного города.

1

9.

С любовью к городу. Родная река.

1

10.

С любовью к городу. Знаменитые люди города.

1

11.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Герои войны.

1

12.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Награды.

1

13.

Наш край в годы Великой  Отечественной войны. Госпиталь.

1

14.

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Памятники.

1

15.

В гармонии с природой. Деревья  Кузбасса.

1

16.

В гармонии с природой.  Цветы Кузбасса.

1

17

В гармонии с природой. Лекарственные травы  Кузбасса.

1

18.

В гармонии с природой. Экскурсия   по родным местам.

1

19.

Уникальные природные объекты России. Моря и океаны России.

1

20.

Уникальные природные объекты России. Реки и озёра России.

1

21.

Города России.

1

22.

Курорты России.

1

23.

Что дает наш край стране.

1

24.

Водные ресурсы.

1

25.

Подземные ресурсы. Каменный уголь.

26.

Чем богат наш край?

1

27.

Культурное наследие Кузбасса.

1

28

Писатели Кузбасса.

1

29

В.И.Чивилихин-писатель Кузбасса.

1

30

Музеи Кузбасса.

1

31.

Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

1

32.

Народные гуляния.

1

33

Народные праздники.

1

34.

Итоговый урок.

1

 

Итого

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Люби и знай свой край родной" для обучающихся начальных классов

Викторина ориентирована на обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и способствует формированию патриотических качеств...

«Люби и знай свой край родной»

Цель :углубление знаний о природе  нашего края. Воспитание бережного отношения к природе ,  прививать любознательности. Оборудование: презентация «Поле чудес» , барабан, призы, карточки...

ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край родной"

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край родной" для учащихся начальной школы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай свой край" 4 класс

Данная программа предназначена обучающимся 4го класса для более глубокого и полного изучения природы и истории Ленинградской области....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой край"

Рабочая программа внеурочной деятельности на основе изучения истории и культуры   Хабаровского края....

Программа внеурочной деятельности "Люби и знай свой отчий край"

Задачи программы: Предметные:формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем родного города (села), края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкл...