Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби и знай свой край" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Данная программа предназначена обучающимся 4го класса для более глубокого и полного изучения природы и истории Ленинградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_lyubi_i_znay_svoy_kray_lozhkova_tg.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно-нравственное

Предмет: «Люби и знай свой край»

Класс: 4

Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение учащимися 4 класса курса «Люби и знай родной край!» относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Кружок «Люби и знай родной край!» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Программа педагогически целесообразна, является актуальной сегодня. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Ленинградской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Ложковой Татьяны Григорьевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа «Люби и знай родной край» предназначена для проведения кружков в общеобразовательной школе. В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка социальной направленности. Реализация программы рассчитана на 4 класс объёмом в 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 4 классе по 35 минут (34 часа). Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 9-11 лет.

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Предлагаемый курс предполагает использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Цели и задачи курса

Цели программы: 

  1. дать первоначальное знание учащимся об особенностях природы родного края;
  2. сформировать творчески развитую личность ребенка путем расширения знаний и умений, общую краеведческую культуру;
  3. воспитать чувство гордости за родной край.

Она призвана решать следующие задачи:

  1. расширение представлений младших школьников о природе в целом и о малой родине;
  2. углубление теоретических знаний учащихся в области краеведения;
  3. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа предназначена обучающимся 9 -10 лет. В 10-летнем возрасте на первый план выходит учебная деятельность, ей отдается много сил, на ее основе у детей развивается теоретическое сознание и мышление, появляются способности рефлексировать, анализировать, планировать свое настоящее время и будущую жизнь. Потребности обучения подкрепляются мотивами, 10-летние дети должны уметь учиться, оперировать своими знаниями, сохранять в памяти большое количество информации и воспроизводить ее, что позволяет активно вовлекать ребят во внеурочную деятельность. У ребенка обогащается чувство компетентности, которое подкрепляется успешной деятельностью, осознанием своих способностей и умением качественно выполнять различные задания. Компетентность является новым в самосознании ребенка наряду с развитием сферы произвольности. Десятилетний ребенок стремится вписаться в коллектив и общается в основном с детьми своего пола. Потребность в родителях и сильная привязанность ослабевает, но поведение 10-летнего ребенка все еще зависит от воспитания родителей, окружающих.

Рабочая программа составлена на 34 часа в год (1 час в неделю).

При организации внеурочной деятельности по программе «Люби и знай родной край!» используются следующие формы работы с учащимися:.

  • Познавательная деятельность (поиск информации, дополнительного материала по теме, исследовательская деятельность);
  • Проблемно-ценностное общение (беседы, дискуссии по изучаемой тем)е;
  • Досуговое общение (встречи с интересными людьми, совместные наблюдения за природой, практические работы,)
  • В форме игровой деятельности: экологические игры, интерактивные игры «Умники и умницы», ролевые игры, интеллектуально-игровые занятия: «Что? Где? Когда?», «Верю-не верю», составление и отгадывание кроссвордов, ребусов, выполнение занимательных заданий.
  • Экологические проекты (участие ребенка в создании замысла проекта) .
  • Художественное творчество (Конкурсы рисунков)

В ходе проведения занятий по краеведению индивидуальные формы работы с учащимися сочетаются с коллективными, групповыми.

Из способов обратной связи наиболее рациональными являются анализ творческих заданий, педагогические наблюдения, тестирование, интервью.

Из форм подведения итогов реализации данной программы лучше использовать проекты, сообщения по наблюдениям, конкурсы, игры по станциям.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Ленинградской области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

Предметные результаты

В ходе реализации программы у обучающихся сформируется:

  • понимание уникальности, неповторимости природы Ленинградской области;
  • расширение знаний о подземных богатствах, о природных ресурсах области, о водоёмах области;
  • приобщение к экологической культуре;
  • интерес к Красной книге области;

Обучающиеся научатся:

  • Находить информацию о природе области в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой Ленинградской области, ориентироваться и находить нужные объекты;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «географическое положение», «экологические проблемы», «при родные богатства», «заповедники, заказники, памятники природы», «голубая карта» и использовать эти понятия.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

УУД личностные и метапредметные

Что такое малая родина (3ч.)

1

Моя малая родина. Карта Ленинградской области.

Формирование ценностного отношения к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного поведения.

Развитие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Понимание личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Развитие осознанного понимания  себя  как гражданина Ленинградской области, России.

Формирование умения адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Совершенствовать умения:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

2.

Формы поверхности  Ленинградской области

3.

Наши соседи. Города области.

Кладовая Солнца. (7ч.)

4.

Почвы Ленинградской области.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Понимание личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации.

Определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя.

Совершенствовать умения:

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установления причинно-следственных связей;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные мнения во взаимодействии.
  • полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.

Подземные богатства.

 Гранит, известняк, песок, глина.

6.

Подземные богатства.

 Бокситы, фосфориты, горючие сланцы, торф.

7.

Про машины, про станки и две рабочие руки.

8.

Про машины, про станки и две рабочие руки.

9

10

.

Игра « Все работы хороши- выбирай на вкус!

Кто на стройке самый главный?

Про зелёные леса и лесные чудеса – 5 часов.

11.

Почему говорят: лес – наше богатство?

Формирование ценностного отношения к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного поведения.

Развитие уважительного отношения к иному мнению.

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Преобразование информации из одной формы в другую.

Совершенствовать умения:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
  • работа по предложенному учителем плану или самостоятельно составленному плану;
  • установления причинно-следственных связей.

12.

Растения Ленинградской области.

13.

Красная книга Ленинградской области.

14.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение .

Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны

15.

Заповедные места родного края.

Жители лесов, лугов, полей – 6 часов.

16.

Кто живёт на дереве, кто – под деревом?

Ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя.

Совершенствовать умения:

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • установления причинно-следственных связей.
  • задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

17.

Птицы нашего края.

18.

19

Экскурсия в Зоологический музей

Почему птицы осенью улетают?

20

Кто на болоте живёт?

21.

Красная книга Ленинградской области.

Изучаем экологические связи в живой природе – 5 часов.

22.

Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.

Стремление преодолевать возникающие затруднения.

Совершенствовать умения:

  • установления причинно-следственных связей.
  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
  • работа по предложенному учителем плану или самостоятельно составленному плану;
  • установления причинно-следственных связей.

23.

Экологические связи в живой природе на примере дубового леса.

 («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».

24.

Причины сокращения численности растений и меры их охраны.

25.

Экологическая сказка.

26.

Экологические игры.

Реки, речки и моря на Земле текут не зря – 4 часов

27.

Реки Ленинградской области:, Вуокса, Свирь, Луга.

Развитие познавательных интересов.

Стремление преодолевать возникающие затруднения.

Готовность понимать и принимать советы одноклассников.

Совершенствовать умения:

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
  • установления причинно-следственных связей;
  • задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентирование  в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Развитие познавательных интересов.

28.

Как воды поток добывает ток.  Волхов. Волховская ГЭС.

29.

Озёра Ленинградской области: Онежское, Ладожское.

30.

Финский залив – устье Невы.

31.

Болота Ленинградской области

Выясняем, что такое «краеведение и экология» – 3 часа

32.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

33.

Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

34.

Связи между природой и человеком.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В программе для 4 класса выделено 7 тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов.

Темы построены таким образом, чтобы обучающиеся могли использовать изучаемый материал на уроках Окружающего мира, для создания проектов, исследовательской деятельности.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Это самые разные вопросы и задания в виде викторин , кроссвордов, творческие задания, требующие использования дополнительных источников информации.

Темы курса:

Выясняем, что такое малая родина – 3 часа (теория – 2ч, практика – 1 ч.).

  • Ленинградская область на карте. Работа с картой Ленинградской области.
  • Формы поверхности  Ленинградской области.
  • Наши соседи. Города области.

Формы организации образовательного процесса: теоретические, викторины, сообщения, презентации, , практические: работа с картой Ленинградской области)

Кладовая Солнца– 7часов (теория – 3,5ч, практика – 3,5 ч.)

  • Почвы Ленинградской области.
  • Подземные богатства. Гранит, известняк, песок, глина.
  • Подземные богатства. Бокситы, фосфориты, горючие сланцы.
  • Про машины, про станки и две рабочие руки – 2 ч.
  • Кто на стройке самый главный?

Формы организации образовательного процесса: теоретические, экскурсия, сообщения, рассказы, выставка, практические: работа с картой Ленинградской области)

Про зелёные леса и лесные чудеса – 5 часов (теория – 2,5ч, практика – 2,5 ч.)

  • Почему говорят: лес – наше богатство?
  • Растения Ленинградской области.
  • Красная книга Ленинградской области.
  • Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение . Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны.
  • Заповедные места родного края.

Формы организации образовательного процесса: теоретические, сообщения, рассказы, выставка, проекты, практические: работа с картой Ленинградской области.

Жители лесов, лугов, полей – 6 часов (теория – 3ч, практика – 3 ч.).

  • Кто живёт на дереве, кто – под деревом?
  • Птицы нашего края.
  • Почему птицы осенью улетают?
  • Кто на болоте живёт?
  • Красная книга Ленинградской области.

Формы организации образовательного процесса: теоретические, рассказы, выставка экскурсия, сообщения, практические: работа с картой Ленинградской области)

Изучаем экологические связи в живой природе – 5 часов (теория – 1,5 ч, практика – 3,5 ч.)

  • Солнце как источник тепла и света для живых существ.
  • Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. («Дуб и всё вокруг него»). Понятия «прямые связи» и «косвенные связи».
  • Причины сокращения численности растений и меры их охраны.
  • Экологическая сказка.
  • Экологические игры.

Формы организации образовательного процесса: теоретические, сообщения, презентации, выставка, проекты, викторина.

Реки, речки и моря на Земле текут не зря – 4 часа (теория – 2ч, практика – 2ч.)

  • Реки Ленинградской области: Вуокса, Свирь, Луга.
  • Как воды поток добывает ток.  Волхов. Волховская ГЭС.
  • Озёра Ленинградской области: Онежское, Ладожское.
  • Финский залив.
  • Болота Ленинградской области.

Формы организации образовательного процесса: теоретические, сообщения, рассказы, выставка, проекты, практические: работа с картой Ленинградской области.

Выясняем что такое «краеведение и экология» – 3 часа(теория – 1ч, практика – 2 ч.)

  • Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
  • Краеведение – изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.
  • Связи между природой и человеком.

Формы организации образовательного процесса: теоретические, сообщения, презентации, рассказы, выставка, проекты, игры, викторины.

Методическое обеспечение образовательной программы

При организации внеурочной деятельности по программе «Люби и знай родной край!» используются следующие формы работы с учащимися:

В разделе «Выясняем, что такое Малая родина»: рассказ, демонстрация видеоматериала по теме, работа с картой Ленинградской области, экскурсия, викторина, сообщения.

В разделе «Кладовая Солнца»: рассказ, демонстрация видеоматериала по теме, экскурсия, викторина, выставка, работа с картой Ленинградской области.

В разделе «Про зелёные леса и лесные чудеса»: рассказ, демонстрация видеоматериала по теме, поиск информации, выставка, проекты.

В разделе «Жители лесов, полей, лугов»: рассказ, демонстрация видеоматериала по теме, экскурсия, сообщения, работа с картой Ленинградской области)

В разделе «Изучаем экологические связи в живой природе»: рассказ, демонстрация видеоматериала по теме, выставка, проекты, викторина составление кроссвордов.

В разделе «Выясняем, что такое краеведение и экология»: рассказ, демонстрация видеоматериала по теме, игры,  сообщения, викторина.

В разделе «Учимся передавать свои знания другим ребятам»: проекты, рассказ, выставка, демонстрация видеоматериала по теме, : работа с картой Ленинградской области)

ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

Для учеников:

  1. Рабочая тетрадь.
  2. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. Краеведение.. С-Пб АО «Норинт» 2009г.
  3. А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка» Москва, «Педагогика-Пресс». 2011г.

Для учителя:

  1. Ермолаева Л.К. Лебедева И.М. «Краеведение» С-Пб АО «Норинт» 2009г.
  2. А. Дитрих, Г. Юрмин «Почемучка» Москва, «Педагогика-Пресс». 2011г.
  3. Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области, Лениздат, 1978
  4. Биржаков М.Б, Кузнецов Ю.В, Карташева Р.А, Усыскин Г.С. Туристский путеводитель по Ленинградской области, М-СПб, из-во «Невский фонд», 2007
  5. Борисов В.А. и др, Охраняемые природные территории мира, М, 1985
  6. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М, из-во «Просвещение», 1979
  7. Красная книга природы Ленинградской области. Том 1. ООПТ. Под ред. Фокина Ю.В. СПб, 1999
  8. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие, М, 2000
  9. Погодина В.Л. Природа Ленинградской области как объект и ресурс туризма. 75 лет Ленинградской области. Прошлое, настоящее и будущее. СПб, 2002
  10. Погодина В.Л. Природный рекреационный потенциал Ленинградской области, Состояние и перспективы развития туризма в СНГ, СПб, 2002
  11. Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы, сборник, СПБ, из-во «Паритет»2006

1. Видеофильмы:

  1. DVD – «Санкт-Петербург и пригороды» (Кронштадт, Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ораниенбаум), Валаам
  2. Видеофрагменты, записанные с передачи ЛОТ (5 канал)

2. Мультимедиа:

  1. Познавательная игра «Неизвестная Ленинградская область», разработана Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, 2007 с приложением « Карта Ленинградской области».
  2. Путеводитель: «Россия».
  3. Энциклопедия: «Достопримечательности России».
  4. Интернет. www.paslo.ru - сайт «ООПТ Ленинградской области».

3. Карты и атласы:

  1. Физическая карта России
  2. Физическая карта Ленинградской области
  3. Атлас «Ленинградская область»
  4. Атлас «География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Издательство Московского университета, 2006

Интернет - ресурсы

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  • Официальный сайт УМК «Школа России».
  • Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
  • Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.uroki.ru
  • Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education