Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа рассчитана для 1-4 классов.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок
Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.
Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочка "Я люблю свою Родину!" | 53.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО приказом №______
протокол №___ от ___.___.2013г.
от___.___.2013г. директор школы
______________ _____________
С.В.Петухова Т.А.Голованова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕМУ: «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ №_________
В 1 - 4 КЛАССАХ
учитель Грозав Зинаида Алексеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я люблю свою родину!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Форма организации внеурочной деятельности: кружок
Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.
Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
- формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
- формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
- формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
- формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
- формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
- формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.
- формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет и рассчитана на 4 года обучения и воспитания.
Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МОУ Павливлищевской СОШ на 2013-2017гг. Программа реализовывается в рамках внеурочной деятельности , 2 часа в неделю.
В программу по внеурочной деятельности включён метод проектного обучения. Воспитанники уже в 1 - 2 классе выполняют проектные работы, а в 3 - 4 классах исследовательские. Материал ориентирован на формирование гражданского самосознания у младших школьников, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине.
Материал программы охватывает разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Даная программа поможет в воспитании достойных граждан России.
Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы школа стала вторым домом, и внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования. Интенсивное развитие системы дополнительного образования позволит более полно выявить индивидуальные способности, интересы, склонности детей.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования. В связи с ведением Стандартов второго поколения появилась возможность использовать часы дополнительного образования по разным направлениям воспитательной деятельности: духовно – нравственное, интеллектуальное, здоровье - сберегающее и др. значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи только нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту.
Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.
Содержание программы:
1 класс
«Я и моя семья» (13 ч). Я и моя семья. Очень я люблю маму милую мою (понятие «семья», семейные традиции и праздники, осознание самого себя внутри семьи, отношение к себе членов семьи, обязанности членов семьи).
Задачи:
• формирование представления о семье, членах семьи, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;
• формирование уважения ко всем членам семьи;
• воспитание семьянина, любящего своих родителей.
«Я – человек» (20 ч). Жил-был я. Я и моё имя. Мир моих увлечений. Все работы хороши, выбирай на вкус. Область, в которой я живу. Моя деревня.
Задачи:
• формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
• формирование представления о профессиях взрослых;
• расширение представления о значении имени для человека;
• общее знакомство с понятием «Малая Родина», природой своего края, растительным миром Московской области, деревней, где живём;
• формирование умений строить высказывания о своих увлечениях;
• воспитание уважения к людям разных профессий, интереса к истории своего края;
«Я и Отечество» (11 ч). Наша Родина-Россия. Наши защитники.
Задачи:
• знакомство с понятиями «Родина», «столица» нашей Родины, «символы» России;
• развитие творческих способностей учащихся;
• знакомство с историей праздников «День защитника Отечества» и «День Победы»;
• воспитание интереса к прошлому и настоящему своего Отечества.
«Я и природа» (16 ч). Почему год круглый? Загадки о временах года и явлениях природы. Экскурсия. Информационный проект. Цикл бесед «О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Задачи:
• знакомство с временами года;
• развитие наблюдательности, логического мышления;
• формирование умений строить высказывания по результатам наблюдения;
• воспитание уважения чувства коллективизма.
«Я и мое здоровье» (8ч) Беседа «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». Тематические часы «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь»
Предполагаемый результат деятельности:
• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
• получат возможность участвовать в КТД;
участвовать в проектной деятельности;
о профессиях людей, своих родителей; том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 класс
«Я и моя семья» (21 ч). Моя родня. Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». Изготовление панно «Моя семья». Уважай отца и мать, будет в жизни благодать. Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек. Выставка детских работ «Волшебный мир руками детей»
Задачи:
• расширение представления о семье, семейных традициях и праздниках;
• воспитание любви и уважения к своим родителям;
• развитие творческой активности учащихся.
«Я – человек» (15 ч). О дружбе, доброте, отзывчивости. Что такое хорошо, что такое плохо. О лени и лентяях. Кому нужна моя помощь? Когда у друзей лад, каждый этому рад.
Задачи:
•воспитание доброты, отзывчивости, взаимопомощи, чувства дружбы и коллективизма;
• развитие стремления к взаимопониманию, творческой активности учащихся.
«Я и Отечество» (11 ч) История деревни. Деревня и ее символы. Мастер-класс «Кулон – оберег». Мои земляки. Экскурсии. Обычаи и традиции русского народа. Знакомства с ветеранами Великой Отечественной войны.
Задачи:
• формирование общественной активности учащихся;
• воспитание у них сознательного отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости; любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему;
• развитие познавательной и творческой активности учащихся;
«Я и природа» (12 ч). Мы маленькие дети на большой планете. Мир украшают деревья, цветы. Природа и фантазия. Игра «Все на белом свете – солнышкины дети». Экскурсия. Викторина «Знай и люби родную природу»
«Я и мое здоровье» (7ч) Цикл часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться».
Задачи:
• воспитание у детей потребности в бережном отношении к природе;
• развитие наблюдательности, логического мышления.
Формы работы: экскурсии, тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Предполагаемый результат деятельности:
• сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;
• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
3 класс
«Я и моя семья» (12 ч). Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет». Конкурс чтецов «Славим руки матери». Вся семья вместе, так и душа на месте. Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья». Коллективное творческое дело «Семейный альбом». Беседа «Фотографии из семейного альбома», Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого», Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи).
Задачи:
• формирование умений объяснять значение пословиц по заданной теме;
• воспитание потребности уважения к семье и семейным традициям;• развитие логического мышления.
«Я – человек» (11 ч). Мы школьники, а это значит… Друг в моей жизни. За что уважают в семье и обществе. Игра – практикум «Подари другому радость». Полезные и вредные привычки. Как научиться разговаривать с людьми. Как научиться преодолевать трудности вместе. Как понять друг друга без слов.
Красота и здоровье.
Задачи:
• формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
• формирование норм школьного поведения;
• воспитание культуры общения;
• развитие потребностей в здоровом образе жизни.
«Я и Отечество» (23 ч). Кто такие патриоты? Конкурс чтецов «Моя Россия, моя страна!» Беседа «Чтоб Защитником стать». Творческий проект «Герои живут рядом».
Беседа с ветеранами ВОВ «О чём рассказала награда?». Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». Чем и кем славится моя деревня? Интересные факты из газет и журналов о моей стране, области, деревне. Викторина «Золотое кольцо России». Беседа «Человек поднялся в небо»
Тематическая выставка «Через тернии к звёздам». КВН для мальчиков «Защитники Родины». День памяти. Заочная экскурсия «Две столицы». Подвижные игры на свежем воздухе.
Задачи:
• формирование понятия «патриот», основ экологической культуры;
• воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений;
• формирование представлений о многообразии флоры, фауны, культуры Московской области, национальных традициях;
• развитие творческого потенциала детей.
«Я и природа» (13 ч). Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами в Московской области». Сбор информации для проекта. Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Ветка яблони». Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. Игра – путешествие «Лидер». Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»
«Я и мое здоровье» (9ч) Цикл часов по ПДД :
- «Мы и дорога»,
- «Азбука безопасности»,
- «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
- «ПДД мы знаем – хорошо их выполняем»
Задачи:
• знакомство с профессией пожарного;
• воспитание бережного отношения к природе;
• развитие желания участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
Формы работы: экскурсии, тематические беседы, коллективные творческие дела,
конкурсы, викторины, праздники, устный журнал, встречи с интересными людьми.
Предполагаемый результат деятельности:
• сформировано умение беречь природу;
интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
• получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».
4 класс
«Я и моя семья» (6 ч). Доброе семя – добрый и всход. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Конкурс творческих работ «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).
Задачи:
• формирование представлений о родословной семьи;
• воспитание интереса к истории своей семьи;
• развитие потребности к изучению истории и традиции своей семьи.
«Я – человек» (17 ч ). Я имею право. Кодекс моих прав. «Благодарность – это…». Умеем ли мы обижаться. «Мои мечты – мои желания». Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?». Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».
Задачи:
• формирование представлений о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного
поведения;
• формирование понятия «культурный человек»;
• развитие способностей в определении собственных творческих возможностей;
• воспитание потребности к самовоспитанию.
«Я и Отечество» (29 ч). Я – гражданин России. Символы Российских городов. (рассматривание видеороликов, составление ребусов, головоломок, лабиринтов, кроссвордов по теме, словесные игры). «Деревня, в которой я живу. Мой любимый уголок». КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём». Тематическая выставка «История школы в лицах и фактах». Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России.) Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен). Города - герои (слайд – шоу). Юные герои Великой Отечественной войны(фотовыставка). Военно – спортивная игра «Следопыт». Конкурс презентаций о городах Московской области. Мастер – класс «Северные россыпи» (работа с бисером).
Задачи:
• формирование понятия «гражданин», «город-герой»;
• знакомство с юными героями Великой Отечественной войны;
• развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле, готовности к защите своей Родины.
«Я и природа» (10 ч). Загадки окружающего мира (экологический КВН). В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! Деловая игра: «Мы вместе». Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему). Беседа «Береги природу – наш дом»
«Я и мое здоровье» (6ч) Анкетирование учащихся:
- «Вредные привычки и мы»,
- «Мой режим дня»,
- «ЗОЖ»
Задачи:
• формирование экологической культуры, представлений о взаимосвязях между человеком, обществом, природой;
• воспитание потребности в бережном отношении к окружающему миру-источнику радости и творчества людей;
• развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;
• развитие желания наблюдать за объектами природы;
• формирование умений оценивать своё поведение в природе;
Формы работы: конкурсы, игры, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты.
Предполагаемый результат деятельности:
• сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
• сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
• получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Внеурочная программа реализовывается в форме кружковой работы, в 1 - 4классах проводится по 2 часа в неделю. В 1 классе 66часов (по 2 часа в неделю — 33 учебных недели), во 2-4 классах 68 часов (по 2 часа в неделю — 34 учебных недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
– беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
– динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
– деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание программы способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами программы у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание программы интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный проект, презентацию на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Основные направления работы кружка:
- «Я и моя семья» (изучение своей родословной; способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни).
- «Я – человек» (воспитание культуры личности; уважение к старшим, к людям воинам).
- Я и Отечество. (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине, любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству; проявление уважения к людям пожилого возраста).
- Я и природа (расширение представления школьников о природных особенностях своей Родины; стимулировать осознание о необходимости охранять и беречь природу своей страны и формирование способов экологической деятельности).
- Я и мое здоровье (расширение представлений школьников о необходимости сохранять свое здоровье, формировать у ребёнка признание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья).
Материально-технические средства для реализации программы
Учебно-методическая литература руководителя кружка
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010 | Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. | Примерные программы. |
2. | Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007 | Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007. | Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию |
3. | Дик Н.Ф. 2008 | Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008. | Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы |
4. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах |
5. | Дик Н.Ф. 2004 | Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004. | Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах |
6. | Дереклеева Н.И. 2005 | Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005. | Справочник классного руководителя |
7. | Кулинич Г.Г. 2006 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006. | Сценарии общешкольных и клубных мероприятий |
8. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 1 класс |
9. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 2 класс |
10. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 3 класс |
11. | Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005 | Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005. | Внеклассные мероприятия 4 класс |
12. | Буковская Г.В.2006 | Формирование экологической культуры младших школьников Москва Гуманитарный Издательский центр «Владос» | Игры, внеклассные занятия |
13. | Гамаль Е.В. | Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007. | Методические рекомендации для учителей. |
14. | Игонина Г.С., Горелова Н.А. | Наша Родина – Россия Москва «Просвещение», 2007 | Кроссворды, ребусы, головоломки |
Техническое оснащение кабинета (игровой комнаты для проведения занятий)
• компьютер с программным обеспечением по патриотическому воспитанию;
• мультимедийный проектор;
• интерактивная доска.
• телевизор + видеомагнитофон.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 КЛАСС.
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
Раздел «Я и моя семья» | |||
Вводное занятие. Понятие родословной. | 1 | ||
Поколение, потомки, предки. | 1 | ||
Родословное древо. | 1 | ||
Я и моя семья. Составление родословного древа семьи. | 1 | ||
Очень люблю мама милую. | 1 | ||
Семейные традиции и праздники. | 2 | ||
Обязанности членов моей семьи. | 1 | ||
Рисунок «Моя семья» | 1 | ||
Я помогаю по дому. | 1 | ||
Наши любимые бабушки. | 2 | ||
Раздел «Я - человек» | |||
Жил, был я. | 2 | ||
Я и моё имя. | 2 | ||
Как родители выбирают имя ребенку. | 1 | ||
Тайны наших имен. | 1 | ||
Моя фамилия. Моё отчество. | 1 | ||
Говорящие фамилии. | 1 | ||
Мир моих увлечений. | 2 | ||
Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||
Все работы хороши, выбирай на вкус. | 2 | ||
Я выбираю профессию. | 1 | ||
Страна, в которой я живу. | 2 | ||
Область, в которой я живу. | 1 | ||
Моя деревня — дом родной. | 1 | ||
Правила общения в коллективе. | 1 | ||
Я и мои друзья. | 1 | ||
Раздел «Я и Отечество» | |||
Что такое Отечество. | 1 | ||
Наша Родина — Россия. | 2 | ||
Наши защитники. | 1 | ||
Символы нашей страны. | 1 | ||
Прошлое и настоящее моего Отечества. | 2 | ||
Праздники нашего народа. | 2 | ||
Наш родной язык. | 1 | ||
Раздел «Я и природа» | |||
Почему год круглый. | 1 | ||
Загадки о временах года и явлениях природы. | 1 | ||
Экскурсия по родной деревне. | 1 | ||
О братьях наших меньших. | 1 | ||
Природные богатства нашей страны. | 1 | ||
Русские березки. | 1 | ||
Цветы в былинах и мифах. | 2 | ||
Что мы оставим нашим потомкам. | 1 | ||
Мой домашний любимец. | 1 | ||
Мы в ответе за тех, кого приручили. | 1 | ||
Природа моей родной деревни. | 2 | ||
Создание коллажа «Моя родная деревня» | 1 | 2 | |
Раздел «Я и моё здоровье» | |||
Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек. | 1 | ||
В здоровом теле — здоровый дух. | 1 | ||
Уроки Мойдодыра. | 2 | ||
Откуда берутся грязнули. | 1 | ||
Ослепительная улыбка на всю жизнь. | 1 | ||
Я расту, я развиваюсь. | 1 | ||
Береги здоровье смолоду. | 1 | ||
ИТОГО 66 часов | 60 | 6 |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
Раздел «Я и моя семья» | |||
Моя родня. | 2 | ||
Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». | 2 | ||
Изготовление панно «Моя семья». | 3 | ||
Уважай отца и мать, будет в жизни благодать. | 2 | ||
Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек. | 1 | 2 | |
Выставка детских работ «Волшебный мир руками детей» | 1 | ||
Профессии моих предков. | 2 | ||
Профессии моих родителей. | 2 | ||
Мои братья и сёстры. | 2 | ||
Фамильный герб и фамильный девиз. | 2 | ||
Итоговое занятие «Мы не свалились с Луны» | 1 | ||
Раздел «Я - человек» | |||
О дружбе, доброте, отзывчивости. | 3 | ||
Что такое хорошо, что такое плохо. | 2 | ||
О лени и лентяях. | 2 | ||
Сила воли. | 2 | ||
Кому нужна моя помощь. | 2 | ||
Путешествие в страну «Мультфильмию». | 2 | ||
Когда у друзей лад, каждый этому рад. | 2 | ||
Раздел «Я и Отечество» | |||
История деревни. | 1 | ||
Деревня и ее символы. | 1 | ||
Мастер-класс «Кулон – оберег». | 2 | ||
Мои земляки. | 3 | ||
Обычаи и традиции русского народа. | 3 | ||
Праздники, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню победы. | 2 | ||
Я — будущий защитник Отечества. | 2 | ||
Раздел «Я и природа» | |||
Мы маленькие дети на большой планете. | 2 | ||
Мир украшают деревья, цветы. | 3 | ||
Природа и фантазия. | 3 | ||
Игра «Все на белом свете – солнышкины дети». | 1 | ||
Экскурсии по родной деревне. | 2 | ||
Викторина «Знай и люби родную природу» | 1 | ||
Раздел «Я и моё здоровье» | |||
«Умей всем страхам в лицо рассмеяться». | 2 | ||
Правила ПДД | 3 | ||
Я один дома. | 2 | ||
ИТОГО 68 часов | 62 | 6 |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
Раздел «Я и моя семья» | |||
Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. | 1 | ||
Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет». | 1 | 1 | |
Конкурс чтецов «Славим руки матери». | 1 | 1 | |
Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 | ||
Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья». | 1 | ||
Коллективное творческое дело «Семейный альбом». | 1 | 1 | |
Беседа «Фотографии из семейного альбома» | 1 | ||
Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого» | 1 | ||
Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи). | 1 | ||
Раздел «Я - человек» | |||
Мы школьники, а это значит… | 1 | ||
Друг в моей жизни. | 1 | ||
За что уважают в семье и обществе. | 1 | ||
Игра – практикум «Подари другому радость». | 1 | ||
Полезные и вредные привычки. | 1 | ||
Как научиться разговаривать с людьми. | 2 | ||
Как научиться преодолевать трудности вместе. | 2 | ||
Как понять друг друга без слов. | 1 | ||
Красота и здоровье. | 1 | ||
Раздел «Я и Отечество» | |||
Кто такие патриоты? | 1 | ||
Конкурс чтецов «Моя Россия, моя страна!» | 2 | ||
Беседа «Чтоб Защитником стать». | 1 | ||
Творческий проект «Герои живут рядом». | 2 | 1 | |
Беседа с ветеранами ВОВ «О чём рассказала награда?». | 1 | ||
Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». | 1 | ||
Чем и кем славится моя деревня? | 2 | ||
Интересные факты из газет и журналов о моей стране, области, деревне. | 1 | 1 | |
Викторина «Золотое кольцо России». | 1 | ||
Беседа «Человек поднялся в небо» | 2 | ||
Тематическая выставка «Через тернии к звёздам». | 2 | ||
КВН для мальчиков «Защитники Родины». | 1 | ||
День памяти. | 1 | ||
Заочная экскурсия «Две столицы». | 1 | ||
Подвижные игры на свежем воздухе. | 2 | ||
Раздел «Я и природа» | |||
Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами в Московской области». | 1 | ||
Сбор информации для проекта. | 1 | 1 | |
Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Ветка яблони», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны». | 6 | ||
Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | 2 | ||
Игра – путешествие «Лидер». | 1 | ||
Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» | 1 | ||
Раздел «Я и моё здоровье» | |||
| 2 | ||
| 3 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
ИТОГО 68 часов | 62 | 6 |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
Раздел «Я и моя семья» | |||
Доброе семя – добрый и всход. | 2 | ||
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. | 2 | ||
Конкурс творческих работ «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы). | 1 | 1 | |
Раздел «Я - человек» | |||
Я имею право. | 2 | ||
Кодекс моих прав. | 2 | ||
«Благодарность – это…». | 2 | ||
Умеем ли мы обижаться. | 2 | ||
«Мои мечты – мои желания». | 2 | ||
Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?». | 1 | ||
Круговая беседа – представление «Я и мои таланты». | 2 | ||
«Я берегу школьное имущество» | 2 | ||
«Правила поведения в школе» | 2 | ||
Раздел «Я и Отечество» | |||
Я – гражданин России. | 2 | ||
Символы Российских городов. | 2 | ||
«Деревня, в которой я живу. Мой любимый уголок». | 2 | ||
КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём». | 1 | 2 | |
Тематическая выставка «История школы в лицах и фактах». | 2 | ||
«История создания гимна России» | 2 | ||
Словесные игры «Города России» | 2 | ||
Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России.) | 2 | ||
Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен). | 2 | ||
Города - герои (слайд – шоу). | 1 | ||
Юные герои Великой Отечественной войны(фотовыставка). | 1 | 1 | |
Военно – спортивная игра «Следопыт». | 1 | ||
Конкурс презентаций о городах Московской области. | 2 | ||
Мастер – класс «Северные россыпи» (работа с бисером). | 2 | 2 | |
Раздел «Я и природа» | |||
Загадки окружающего мира (экологический КВН). | 2 | ||
В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! | 2 | ||
Деловая игра: «Мы вместе». | 1 | ||
Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему). | 2 | 1 | |
Беседа «Береги природу – наш дом» | 2 | ||
Раздел «Я и моё здоровье» | |||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 62 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Программа разработана для 1 класса 1 час в неделю, всего 33 занятия...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Красота своими руками» (начальное образование)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Красота своими руками" (начальное образование).Как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет кр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город" 1-4 класс...