Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
рабочая программа (1 класс) на тему

Грозав Зинаида Алексеевна

Данная программа рассчитана для 1-4 классов. 

Форма организации внеурочной деятельности: кружок

 

Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственности за будущее своей страны.

 

Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

 

Задачи:

  • формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;

  • формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;

  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

  • формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

  • формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;

  • формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.

  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочка "Я люблю свою Родину!"53.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАВЛИЩЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАНО                                                                              УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО                                                                          приказом №______

протокол №___                                                                                 от ___.___.2013г.

от___.___.2013г.                                                                               директор школы

______________                                                                                 _____________

С.В.Петухова                                                                                     Т.А.Голованова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                  НА ТЕМУ: «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ  №_________

В 1 - 4  КЛАССАХ

учитель Грозав Зинаида Алексеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Я люблю свою родину!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Форма организации внеурочной деятельности:  кружок

Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание  ответственности за будущее своей страны.

Цель: организация занятий патриотической направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

  • формирование  патриотизма,  активной гражданской  позиции, понимание прав и свобод личности;
  • формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за  героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
  • формирование  нравственной основы личности, повышение  уровня духовной культуры;
  • формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;
  • формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
  • формирование трудовой мотивации, приобретение  основных навыков  поведения в социуме.
  • формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

        Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.   Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно - вещевые" по характеру, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

 Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:                                                                                                          

  Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

      Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.  

   В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

      В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

        Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

        Программа разработана для учащихся 7 – 11 лет и рассчитана на 4 года обучения и воспитания.

Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся  МОУ Павливлищевской СОШ на 2013-2017гг. Программа реализовывается в рамках внеурочной деятельности , 2 часа в неделю.

       В программу по внеурочной деятельности включён метод проектного обучения. Воспитанники уже в 1 - 2 классе  выполняют проектные работы, а в 3 - 4 классах исследовательские. Материал ориентирован на формирование гражданского самосознания у младших школьников, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине.

        Материал программы охватывает разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Даная  программа поможет в воспитании достойных граждан России.

          Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться  творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями в кружке, чтобы школа стала вторым домом, и внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования. Интенсивное развитие системы дополнительного образования позволит более полно выявить индивидуальные способности, интересы, склонности детей.

          В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования. В связи с ведением Стандартов второго поколения появилась возможность использовать часы дополнительного образования по разным направлениям воспитательной деятельности: духовно – нравственное, интеллектуальное, здоровье - сберегающее и др. значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей  при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи только нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту.

           Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

           Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

          Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность:  участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям.   

 Содержание программы:

1 класс

«Я и моя семья» (13 ч). Я и моя семья. Очень я люблю маму милую мою (понятие «семья», семейные традиции и праздники, осознание самого себя внутри семьи, отношение к себе членов семьи, обязанности членов семьи).

Задачи:

• формирование представления о семье, членах семьи, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

• формирование уважения ко всем членам семьи;

• воспитание семьянина, любящего своих родителей.

«Я – человек» (20 ч). Жил-был я. Я и моё имя. Мир моих увлечений. Все работы хороши, выбирай на вкус. Область, в которой я живу.  Моя деревня.

Задачи:

 формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

 формирование представления о профессиях взрослых;

 расширение представления о значении имени для человека;

 общее знакомство с понятием «Малая Родина», природой своего края, растительным миром Московской области, деревней, где живём;

 формирование умений строить высказывания о своих увлечениях;

• воспитание уважения к людям разных профессий, интереса к истории своего края;

«Я и Отечество» (11 ч). Наша Родина-Россия. Наши защитники.

Задачи:

 знакомство с понятиями  «Родина», «столица» нашей Родины, «символы» России;

• развитие творческих способностей учащихся;

 знакомство с историей праздников «День защитника Отечества» и «День Победы»;

• воспитание интереса к прошлому и настоящему своего Отечества.

«Я и природа» (16 ч). Почему год круглый? Загадки о временах года и явлениях природы. Экскурсия. Информационный проект. Цикл бесед «О братьях наших меньших», «Русские берёзки», «Цветы в былинах и мифах», «Мой домашний любимец», «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Задачи:

 знакомство с временами года;

• развитие наблюдательности, логического мышления;

 формирование умений строить высказывания по результатам наблюдения;

• воспитание уважения чувства коллективизма.

«Я и мое здоровье» (8ч) Беседа «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». Тематические часы «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь»

                            Предполагаемый результат деятельности:

• сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;

• получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;

• получат возможность участвовать в КТД;

участвовать в проектной деятельности;

о профессиях людей, своих родителей; том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

                                                        2 класс

«Я и моя семья» (21 ч). Моя родня. Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения». Изготовление панно «Моя семья». Уважай отца и мать, будет в жизни благодать. Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек. Выставка детских работ «Волшебный мир руками детей»

Задачи:

• расширение представления о семье, семейных традициях и праздниках;

• воспитание любви и уважения к своим родителям;

• развитие творческой активности учащихся.

«Я – человек» (15 ч). О дружбе, доброте, отзывчивости. Что такое хорошо, что такое плохо. О лени и лентяях. Кому нужна моя помощь? Когда у друзей лад, каждый этому рад.

Задачи:

•воспитание доброты, отзывчивости, взаимопомощи, чувства дружбы и коллективизма;

• развитие стремления к взаимопониманию, творческой активности учащихся.

«Я и Отечество» (11 ч) История деревни. Деревня и ее символы. Мастер-класс «Кулон – оберег». Мои земляки. Экскурсии. Обычаи и традиции русского народа. Знакомства с ветеранами Великой Отечественной войны.

Задачи:

• формирование  общественной  активности учащихся;

• воспитание у них сознательного  отношения к народному достоянию, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости;  любви к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему;

• развитие познавательной и  творческой активности учащихся;

«Я и природа» (12 ч). Мы маленькие дети на большой планете. Мир украшают деревья, цветы. Природа и фантазия. Игра «Все на белом свете – солнышкины дети». Экскурсия. Викторина «Знай и люби родную природу»

 

«Я и мое здоровье» (7ч) Цикл  часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться».

Задачи:

• воспитание у детей потребности в бережном отношении к природе;

• развитие наблюдательности, логического мышления.

Формы работы: экскурсии, тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

                         Предполагаемый результат деятельности:

• сформированы понятия «родня», «дружба», «Отечество»;

• получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.

                                                        3 класс

«Я и моя семья» (12 ч). Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья. Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет». Конкурс чтецов «Славим руки матери». Вся семья вместе, так и душа на месте. Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья». Коллективное творческое дело «Семейный альбом». Беседа «Фотографии из семейного альбома», Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого», Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи).

Задачи:

 формирование умений объяснять значение пословиц по заданной теме;

• воспитание потребности уважения к семье и семейным традициям;• развитие логического мышления.

«Я – человек» (11 ч). Мы школьники, а это значит…  Друг в моей жизни. За что уважают в семье и обществе. Игра – практикум «Подари другому радость». Полезные и вредные привычки. Как научиться разговаривать с людьми. Как научиться преодолевать трудности вместе. Как понять друг друга без слов.

Красота и здоровье.

Задачи:

 • формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери,  сына, мужа, жены.

• формирование норм школьного поведения;

• воспитание культуры общения;

• развитие потребностей в здоровом образе жизни.

«Я и Отечество» (23 ч). Кто такие патриоты? Конкурс чтецов «Моя Россия, моя страна!» Беседа «Чтоб Защитником стать». Творческий проект «Герои живут рядом».

Беседа с ветеранами ВОВ «О чём рассказала награда?». Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране». Чем и кем славится моя деревня? Интересные факты из газет и журналов о моей стране, области, деревне.  Викторина «Золотое кольцо России». Беседа «Человек поднялся в небо»

Тематическая выставка «Через тернии к звёздам». КВН для мальчиков «Защитники Родины». День памяти. Заочная экскурсия «Две столицы». Подвижные игры на свежем воздухе.

Задачи:

• формирование понятия «патриот», основ экологической культуры;

• воспитание  толерантности по отношению к людям других национальностей; политических взглядов и убеждений;

• формирование представлений о многообразии флоры, фауны, культуры Московской области, национальных традициях;

• развитие творческого потенциала детей.

«Я и природа» (13 ч).  Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами в Московской области». Сбор информации для проекта.  Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Ветка яблони». Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. Игра – путешествие «Лидер». Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

«Я и мое здоровье» (9ч) Цикл часов по ПДД :

  • «Мы и дорога»,
  • «Азбука безопасности»,
  •  «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.
  • «ПДД мы знаем – хорошо их выполняем»

Задачи:

• знакомство с профессией пожарного;

• воспитание бережного отношения к природе;

• развитие желания участвовать  в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

Формы работы: экскурсии, тематические беседы, коллективные творческие дела,

конкурсы, викторины, праздники, устный журнал, встречи с интересными людьми.

                                           Предполагаемый результат деятельности:

• сформировано умение беречь природу;

 интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;

• получат возможность участвовать в создании экологических проектов: «Брешь в зелёном царстве», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Янтарное светило», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».

                                               4 класс

«Я и моя семья» (6 ч). Доброе семя – добрый и всход. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Конкурс творческих работ «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).

Задачи:

• формирование представлений о родословной семьи;

• воспитание интереса к истории своей семьи;

• развитие потребности к изучению истории и традиции своей семьи.

«Я – человек» (17 ч ). Я имею право. Кодекс моих прав. «Благодарность – это…». Умеем ли мы обижаться. «Мои мечты – мои желания». Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?». Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».

Задачи:

• формирование представлений о Кодексе прав ребёнка, нормах школьного

поведения;

• формирование понятия «культурный человек»;

• развитие способностей в определении собственных творческих возможностей;

 • воспитание потребности к самовоспитанию.

«Я и Отечество» (29 ч). Я – гражданин России. Символы Российских городов. (рассматривание видеороликов, составление ребусов, головоломок, лабиринтов, кроссвордов по теме, словесные игры). «Деревня, в которой я живу. Мой любимый уголок». КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём». Тематическая выставка «История школы в лицах и фактах». Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России.) Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен). Города -  герои (слайд – шоу). Юные герои Великой Отечественной войны(фотовыставка). Военно – спортивная игра «Следопыт». Конкурс презентаций о городах Московской области. Мастер – класс «Северные россыпи» (работа с бисером).

 Задачи:

 • формирование понятия «гражданин», «город-герой»;

• знакомство с юными героями Великой Отечественной войны;

 • развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле,   готовности к защите своей Родины.

«Я и природа» (10 ч). Загадки окружающего мира (экологический КВН). В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно! Деловая игра: «Мы вместе». Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему). Беседа «Береги природу – наш дом»

«Я и мое здоровье» (6ч) Анкетирование учащихся:

  • «Вредные привычки и мы»,
  •  «Мой режим дня»,
  • «ЗОЖ»

Задачи:

• формирование экологической культуры, представлений о взаимосвязях между человеком, обществом, природой;

• воспитание потребности в бережном отношении к окружающему миру-источнику        радости и творчества людей;

•  развитие активной гражданской позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;

   • развитие желания наблюдать за объектами природы;

   • формирование умений оценивать своё поведение в природе;

 Формы работы:  конкурсы, игры, тематические беседы, коллективные творческие  дела, викторины, проекты.

                                Предполагаемый результат деятельности:

• сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,   любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.

• сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

 получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

 

МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Внеурочная программа реализовывается в форме кружковой работы, в 1 - 4классах проводится  по 2 часа в неделю. В 1 классе 66часов (по 2 часа в неделю — 33 учебных недели), во 2-4 классах 68 часов (по 2 часа в неделю — 34 учебных недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ «Я ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ»

 

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.                                                                                                          Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

–      беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;

–      динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;

–      деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.                                                                                     

 Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.                                                                                                              Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования.                                                                      

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание программы способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.                                                                                                  

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами программы у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.                                                                                                                         Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание программы интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.                                                                                                                       

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.                                                                                                                    Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.                                                                                                                                   Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

  1. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;

  1. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
  2. использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;

  1. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;
  2. умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;
  3. развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный проект, презентацию на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

                                        Основные направления работы кружка:

  • «Я и моя семья» (изучение своей родословной; способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни).
  • «Я – человек»   (воспитание культуры личности; уважение к старшим, к людям воинам).
  • Я и Отечество.   (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине, любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству; проявление уважения к людям пожилого возраста).
  • Я и природа (расширение представления школьников о природных особенностях своей Родины; стимулировать осознание о необходимости охранять и беречь природу своей страны и формирование способов экологической деятельности).
  • Я и мое здоровье (расширение представлений школьников о необходимости сохранять свое здоровье,  формировать у ребёнка признание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья).

Материально-технические средства для реализации программы

Учебно-методическая литература руководителя кружка

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В., 2010

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Примерные программы.

  2.

Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007

Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007.

Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию

3.

Дик Н.Ф. 2008

Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008.

Фольклорные праздники, конкурсно игровые программы

  4.

 Дик Н.Ф.  2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах

5.

Дик Н.Ф. 2004

Сердце отдаю детям Ростов – на – Дону Феникс, 2004.

Классные часы и нестандартные уроки в 3-4 классах

6.

Дереклеева Н.И. 2005

Педагогика, психология, управление Москва «Вако», 2005.

Справочник классного руководителя

7.

Кулинич Г.Г. 2006

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006.

Сценарии общешкольных и клубных мероприятий

8.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 1 класс

9.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 2 класс

10.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 3 класс

11.

Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2005

Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2005.

Внеклассные мероприятия 4 класс

12.

Буковская Г.В.2006

Формирование экологической культуры младших школьников Москва Гуманитарный Издательский центр «Владос»

Игры, внеклассные занятия

13.

Гамаль Е.В.

Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2007.

Методические рекомендации для учителей.

14.

Игонина Г.С., Горелова Н.А.

Наша Родина – Россия

Москва «Просвещение», 2007

Кроссворды, ребусы, головоломки

Техническое оснащение кабинета (игровой комнаты для проведения занятий)

• компьютер с программным обеспечением по патриотическому воспитанию;

• мультимедийный проектор;

• интерактивная доска.

• телевизор + видеомагнитофон.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  

 1 КЛАСС.

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Вводное занятие. Понятие родословной.

1

Поколение, потомки, предки.

1

Родословное древо.

1

Я и моя семья. Составление родословного древа семьи.

1

Очень люблю мама милую.

1

Семейные традиции и праздники.

2

Обязанности членов моей семьи.

1

Рисунок «Моя семья»

1

Я помогаю по дому.

1

Наши любимые бабушки.

2

Раздел «Я - человек»

Жил, был я.

2

Я и моё имя.

2

Как родители выбирают имя ребенку.

1

Тайны наших имен.

1

Моя фамилия. Моё отчество.

1

Говорящие фамилии.

1

Мир моих увлечений.

2

Экскурсия в библиотеку.

1

Все работы хороши, выбирай на вкус.

2

Я выбираю профессию.

1

Страна, в которой я живу.

2

Область, в которой я живу.

1

Моя деревня — дом родной.

1

Правила общения в коллективе.

1

Я и мои друзья.

1

Раздел «Я и Отечество»

Что такое Отечество.

1

Наша Родина — Россия.

2

Наши защитники.

1

Символы нашей страны.

1

Прошлое и настоящее моего Отечества.

2

Праздники нашего народа.

2

Наш родной язык.

1

Раздел «Я и природа»

Почему год круглый.

1

Загадки о временах года и явлениях природы.

1

Экскурсия по родной деревне.

1

О братьях наших меньших.

1

Природные богатства нашей страны.

1

Русские березки.

1

Цветы в былинах и мифах.

2

Что мы оставим нашим потомкам.

1

Мой домашний любимец.

1

Мы в ответе за тех, кого приручили.

1

Природа моей родной деревни.

2

Создание коллажа «Моя родная деревня»

1

2

Раздел «Я и моё здоровье»

Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.

1

В здоровом теле — здоровый дух.

1

Уроки Мойдодыра.

2

Откуда берутся грязнули.

1

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

1

Я расту, я развиваюсь.

1

Береги здоровье смолоду.

1

ИТОГО                                                                       66   часов                                                           

60

6

2 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Моя родня.

2

Обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».

2

Изготовление панно «Моя семья».

3

Уважай отца и мать, будет в жизни благодать.

2

Изготовление сувениров для пап и мам, бабушек и дедушек.

1

2

Выставка детских работ «Волшебный мир руками детей»

1

  Профессии моих предков.

2

   Профессии моих родителей.

2

   Мои братья и сёстры.

2

  Фамильный герб и фамильный девиз.

2

  Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

1

Раздел «Я - человек»

О дружбе, доброте, отзывчивости.

3

Что такое хорошо, что такое плохо.

2

О лени и лентяях.

2

Сила воли.

2

Кому нужна моя помощь.

2

Путешествие в страну «Мультфильмию».

2

Когда у друзей лад, каждый этому рад.

2

Раздел «Я и Отечество»

История деревни.

1

Деревня и ее символы.

1

Мастер-класс «Кулон – оберег».

2

Мои земляки.

3

Обычаи и традиции русского народа.

3

 Праздники, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню победы.

2

Я — будущий защитник Отечества.

2

Раздел «Я и природа»

Мы маленькие дети на большой планете.

2

Мир украшают деревья, цветы.

3

Природа и фантазия.

3

Игра «Все на белом свете – солнышкины дети».

1

Экскурсии по родной деревне.

2

Викторина «Знай и люби родную природу»

1

Раздел «Я и моё здоровье»

«Умей всем страхам в лицо рассмеяться».

2

Правила ПДД

3

Я один дома.

2

ИТОГО                                                                         68 часов

62

6

3 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Самые родные для нас слова: мама, Родина, семья.

1

Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет».

1

1

Конкурс чтецов «Славим руки матери».

1

1

Вся семья вместе, так и душа на месте.

1

Старт поисковой операции «Как образовалась моя семья».

1

Коллективное творческое дело «Семейный альбом».

1

1

Беседа «Фотографии из семейного альбома»

1

Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»

1

Беседа «Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи).

1

Раздел «Я - человек»

Мы школьники, а это значит…

1

Друг в моей жизни.

1

За что уважают в семье и обществе.

1

Игра – практикум «Подари другому радость».

1

Полезные и вредные привычки.

1

Как научиться разговаривать с людьми.

2

Как научиться преодолевать трудности вместе.

2

Как понять друг друга без слов.

1

Красота и здоровье.

1

Раздел «Я и Отечество»

Кто такие патриоты?

1

Конкурс чтецов «Моя Россия, моя страна!»

2

Беседа «Чтоб Защитником стать».

1

Творческий проект «Герои живут рядом».

2

1

Беседа с ветеранами ВОВ «О чём рассказала награда?».

1

Беседа: «Что значит быть счастливым в своей стране».

1

Чем и кем славится моя деревня?

2

 Интересные факты из газет и журналов о моей стране, области, деревне.

1

1

Викторина «Золотое кольцо России».

1

Беседа «Человек поднялся в небо»

2

Тематическая выставка «Через тернии к звёздам».

2

КВН для мальчиков «Защитники Родины».

1

День памяти.

1

Заочная экскурсия «Две столицы».

1

 Подвижные игры на свежем воздухе.

2

Раздел «Я и природа»

 Просмотр фильма: «Борьба с лесными пожарами в Московской области».

1

Сбор информации для проекта.

1

1

Презентации исследовательских проектов на школьной научно – практической конференции «Первые шаги в науку»: «Брешь в зелёном царстве», «Мобильный телефон – друг или враг?», «Янтарное светило», «Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух деревни Павлищево», «Ветка яблони», «Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны».

6

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

2

Игра – путешествие «Лидер».

1

Брейн-ринг «Знаешь ли ты животных»

1

Раздел «Я и моё здоровье»

  • Беседа «Мы и дорога»

2

  • «Азбука безопасности»

3

  •  «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д.

2

  • «ПДД мы знаем – хорошо их выполняем»

2

ИТОГО                                                                             68 часов

62

6

4 КЛАСС

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Раздел «Я и моя семья»

Доброе семя – добрый и всход.

2

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

2

Конкурс творческих работ «Мама, папа, я – очень дружная семья» (семейные творческие работы).

1

1

Раздел «Я - человек»

Я имею право.

2

Кодекс моих прав.

2

«Благодарность – это…».

2

Умеем ли мы обижаться.

2

«Мои мечты – мои желания».

2

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?».

1

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты».

2

«Я берегу школьное имущество»

2

«Правила поведения в школе»

2

Раздел «Я и Отечество»

 Я – гражданин России.

2

Символы Российских городов.

2

 «Деревня, в которой я живу. Мой любимый уголок».

2

КТД «Школа – наш дом, будь хозяином в нём».

1

2

 Тематическая выставка «История школы в лицах и фактах».

2

 «История создания гимна России»

2

Словесные игры «Города России»

2

Чудо, сотворенное когда-то (интерактивное занятие, памятники духовной и материальной культуры России.)

2

Я бы с песни начал свой рассказ (история создания военных песен, исполнение военных песен).

2

Города -  герои (слайд – шоу).

1

Юные герои Великой Отечественной войны(фотовыставка).

1

1

Военно – спортивная игра «Следопыт».

1

 Конкурс презентаций о городах Московской области.

2

Мастер – класс «Северные россыпи» (работа с бисером).

2

2

Раздел «Я и природа»

Загадки окружающего мира (экологический КВН).

2

В лесу шуметь не нужно, живи с природой дружно!

2

Деловая игра: «Мы вместе».

1

 Мы в ответе за планету! (сбор информации для индивидуальных проектов, обсуждение собранного материала, защита индивидуальных проектов на предложенную тему).

2

1

 Беседа «Береги природу – наш дом»

2

Раздел «Я и моё здоровье»

  • Анкетирование «Вредные привычки и мы»

2

  • Беседа «Мой режим дня»

2

  • Беседа «ЗОЖ»

2

  • ИТОГО                                                                            68 часов

62

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"

Программа разработана для 1 класса 1 час в неделю, всего 33 занятия...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"

 Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Красота своими руками» (начальное образование)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Красота своими руками" (начальное образование).Как отметил Сухомлинский «Искусство – это время и пространство. В котором живет кр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Узнай свой край" для обучающихся 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Люби свой город" 1-4 класс...