Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
рабочая программа (1 класс) на тему

Амирова Файруза Масхаровна

Программа разработана для 1 класса 1 час в неделю, всего 33 занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina_1_klass.docx327.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

.Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Челябинской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.

Задачи:

  •  Обучающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
  • Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
  • содействие гармоничному развитию личности школьника;
  • совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;
  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
  • Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

3. Особенности программы.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

 Курс рассчитан на 2 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Изучение факультативного курса “Краеведение” способствует

  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

V. Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут во 2 классе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–2-х классов.

VI. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  1. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;

10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;

11) любовь к родной школе, своему селу, народу, России;

12) уважение к защитникам Родины;

13) умение отвечать за свои поступки.

Содержание программы.

1 класса

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях.

1

2

Родная школа (экскурсия по школе).

1

3

Экскурсия около школы.

1

4

Что растёт на клумбе.

1

5

Трудовая жизнь в школе.

1

6

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

7

С днём рождения, наш класс.

1

8

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

9

Безопасный и короткий путь домой.

1

10

Моё село, почему так названо.

1

11

Моя семья.

1

12

Традиции моей семьи.

1

13

Такие разные профессии.

1

14

Профессии в моей семье.

1

15

Традиционные ремёсла моего края.

1

16

Люди моего села.

1

17

Я и моё имя.

1

18

Наша дружная семья.

1

19

Выставка семейных поделок.

1

20

Моя родословная. Бабушки и дедушки.

1

21

История моей семьи в истории родного села.

1

22

Мой четвероногий друг.

1

23

Зимние забавы наших предков.

1

24

Масленица.

1

25

Проводы русской зимы.

1

26

Мое село.

1

27

Заочное путешествие по Бардабашке .

1

28

Заочное путешествие по селу.

1

29

Экскурсия в музей школы.

1

30

Бардымский  район. Сёла Бардымского района.

1

31-32

Весна в родном селе. Экскурсия.

2

2 класс.

Природа Пермского края.

Программа второго класса представляет собой курс «Природа Пермского края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Челябинской области является её природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн. Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев, праздник зимы.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

В гости к осени. Экскурсия.

1

2

Территория, границы, географическое положение пермского края.

1

3

Богатства нашей земли.

1

4

Климат нашего края.

1

5

Времена года. Сезонные изменения в природе.

1

6

Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища.

1

7-8

Заповедные места Пермского края.

2

9

Экскурсия в музей

1

10-11

Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила сбора.

2

11

Леса нашего края.

1

12

Заочная экскурсия Краеведческого музея.

1

13

Берёзка – символ родины моей.

1

14

В гости к зиме. Урок-экскурсия.

1

15

Акция «Кормушка» (урок-проект).

1

16

Птицы зимой.

1

17

Редкие птицы Пермского края.

1

18

Животные нашего края.

1

19

Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен.

1

20

Редкие животные нашего края.

1

21-22

Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на полях

 Значение сельского хозяйства.

2

23

В гости к весне. Экскурсия.

1

24

Как природа залечивает раны.

1

25-26

Экология Пермского края.

2

27-28

Будь природе другом.

2

29

Красная книга Пермского края.

1

30

Викторина “Край, в котором я живу”

1

31

Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу.

1

32-33

Итоговое занятие “Я живу в Пермском крае ”.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"

Факультативный курс по краеведению в начальной школе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .

       «Краеведение – это радость подробного узнавания  жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....

Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс

Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:·         Федеральный закон от 10 июля 1992 год...

Рабочая программа «С любовью к малой Родине».Летний школьный лагерь "Лада"

Пояснительная записка и планирование работы в летнем школьном лагере с дневным пребыванием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

Рабочая программа по курсу « Моя малая Родина» для 2 класса

Рабочая программа по  курсу « Моя малая Родина»  для 2 класса...