Главные вкладки

    Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина" 2 класс
    рабочая программа (2 класс) на тему

    Попова Елена Васильевна

    Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:

    ·         Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 “Об образовании”;

    ·         Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”;

    ·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

     Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО.  К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.

    В программе реализуются следующие направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

    Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_moya_malaya_rodina_2_klass.doc146 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное образовательное учреждение

    Лицей № 27

    РАССМОТРЕНО:            СОГЛАСОВАНО:                  УТВЕРЖДАЮ:

    МО учителей нач.классов     Зам.дир. по УВР по нач школе     Директор МАОУ лицей №27

    _________ Цыдыпова С.Ж.   _____________ Ванзатова Б.Р.     ____________ Асанова Л.А.  

    «     » _________ 20____ г.         «     » _________ 20____ г.        «     » _________ 20____ г.

    Приказ №  _________  от «    » _______________ 2014 г.

    Рабочая программа

    По курсу «Моя малая Родина» во 2 классе

    на 2014 – 2015 учебный год

    34 часа (1 час в неделю)

    Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта по краеведению и государственной программы по краеведению во 2 классе

    Учитель: Попова Елена Васильевна

    Стаж: 15 лет; категория: первая.

    Год аттестации: 2014.

    Г. Улан – Удэ

    2014г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Нормативно-правовой и документальной основой рабочей Программы внеурочной деятельности обучающихся являются:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

     Данная рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО.  К программе прилагаются разработанные методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания, методические рекомендации по исследовательской работе в начальной школе, работы учащихся и методические разработки.

    В программе реализуются следующие направления: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов, родителей учащихся и социальных партнёров общеобразовательного учреждения.

    Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

    Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:

    • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Спасска и Спасского района для учащихся начальной школы;
    • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей и заповедник);
    • недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.

    Город Улан – Удэ, Железнодорожный район, республика Бурятия богаты рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природными и географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. В нашем городе существуют реальные возможности планировать и проводить совместные мероприятия по истории и краеведению в содружестве школы и таких организаций, как городской краеведческий, библиотеки города.

    Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения.

    Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

    Содержание предполагает решение следующих задач:

    Обучающие:

    • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, республики, страны;
    • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

    Развивающие:

    • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
    • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
    • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

    Воспитательные:

    • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
    • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
    • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

    Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

    • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
    • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
    • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
    • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
    • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
    • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
    • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

    Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся.

    Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсияпрезентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов.

    Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

    Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).

    Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

    Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества). Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

    Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

    • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
    • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

    В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

    При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

    • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
    • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
    • ориентация на понимание причин успеха в урочной и  внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
    • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
    • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
    • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
    • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и республики.

    При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
    • различать способ и результат действия.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
    • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
    • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
    • выражать речь в устной и письменной форме;
    • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
    • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:

    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
    • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    Обучающийся получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
    • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

    Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

    1 уровень:

    • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый “портфель достижений” обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы;
    • создание исследовательских мини – проектов совместно с учащимися;

    2 уровень:

    • оценка достижений обучающихся (портфолио);
    • создание и защита собственных проектов;
    • создание и защита презентаций – представлений по изученной теме;

                       Содержание программы

          Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

         

    1. Введение (1час)

    Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения республики. Вклад выдающихся ученых в исследования республики.

    Раздел I: «Я и моя семья» (8 часов)

    Перед первым занятием даем учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Далее выясняем, кто у них из родных воевал, какие имеет награды. Можно пригласить кого– либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.

    Профессии в моей семье. Традиции моей семьи.

    Раздел II: «Я и мой посёлок» (7 часов)

    Занятие проводится на основе рассказов учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках. Данные выступления на усмотрение учителя могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).

    На усмотрение преподавателя и учащихся выбираются несколько улиц. По выбранным объектам проводится экскурсия, в ходе которой учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты на улице, интересные люди, проживающие на улице, мемориальные доски.

    Попутно могут решаться задачи обучения правилам поведения вне дома.

    В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей лицея, выпускниками, которыми гордится лицей.

    Бережное отношение к школьному имуществу.

    1. Экскурсия – прогулка.

    Обращается внимание на название посёлка, историю его названия, его размеры, значение.

    2. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении – старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения.

    Раздел III: «Я и мой город» (10 часов)

    В результате прохождения раздела  учащиеся должны понять, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что– либо для того, чтобы их город стал еще краше.

    Творческая работа ребят по созданию символа (герба) своего города. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”. Подчеркивание необходимости беречь старинные здания, другие памятники истории и культуры.

    Раздел IV: «Моя малая Родина» (8 часов)

    На занятиях рассматривается название нашей республики, её размеры, историческая роль. Следует обратить внимание на то, что не все дети различают понятия «республика» и «город». Целесообразно использовать впечатления детей, которые с родителями бывали в других городах страны. Это позволит постепенно расширить круг представлений о Родине. Даётся понятие о своёй республике  как составной части Родины. Изучается символика нашей  республики. Конкурс рисунков «Моя малая родина».


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ

    № урока по плану

    Дата

    Тема уроков

    Цели уроков

    Универсальные учебные действия

    УУД

    Характеристика деятельности ученика

    Домашнее задание

    1.

    Введение

    Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.

    Бурятия на карте России. Представление о Бурятии как части России. Этимология слова «Бурятия» , родственные слова к слову  «Бурятия»

    1. находить на карте России Бурятию, местоположение Улан – Удэ;
    2. называть с опорой на карту «соседей» республики близлежащие крупные города России;
    3. определять  месторасположение городов Бурятии на карте республики.

    Работа по карте. Входная диагностика умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  осуществлять поиск и выбор эффективных средств её осуществления.

    Раздел I: «Я и моя семья» (8 часов)

    2.

    Профессии в моей семье

    Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители.

    Рисование на тему «Моя мама (папа) на работе.

    3.

    Семейный архив

    Знакомство с  семейными  реликвиями /открытки, фотографии и т.д./.

    Организация выставки семейных реликвий /открытки, фотографии и т.д./

    4.

    Жизнь каждого члена семьи. 

    Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

    Рассказ учащихся о составе семьи, каждом её члене и обязанностях каждого в доме..

    5.

    Отношения в семье. 

    Этика и психология семейных взаимоотношений в русских и бурятских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

    Рассказ учащихся о взаимоотношениях между членами в семье.

    6.

    Моя родословная. 

    Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

    Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

    7.

    Я и мое имя. 

    Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

    Игры с использованием имен.

    8-9.

    Защита проекта.

    Защита учащимися своих проектов.

    Раздел II: «Я и мой посёлок» (7 часов)

    10.

    Мой дом.

    Экскурсия по посёлку.

    Объяснение названий улиц в посёлке.

    Рассказы  учащихся о своем доме, о его отличительных чертах, достоинствах и недостатках могут сопровождаться рисунками ребят, выполненных в реалистичном или сказочном преставлении (зависит от фантазии учеников).

    11.

    Моя улица.

    Названия улиц по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к лицею. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

    Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

    12.

    Мой лицей.

    В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей лицея, выпускниками, которыми гордится лицей.

    В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей лицея, выпускниками, которыми гордится лицей.

    13.

    Мой посёлок.

    Экскурсия – прогулка.

    Экскурсия по посёлку.

    14.

    Что я знаю о Восточном.

    Название посёлка, история его названия, его размеры, значение.

    Сообщения учащимися о прошлом посёлка.

    15-16.

    Защита проекта.

    Подготовка выставки «Мой посёлок».

    Раздел III: «Я и мой город» (10 часов)

    15.

    Река, давшая жизнь городу.

    Уда  в истории города. Современное состояние реки.  Экология.

    16.

    История имени города.

    История имени города, представление о территории города.

    17.

    Страницы истории Улан – Удэ.

    Представление об истории возникновения города.

    18.

    Современный Улан – Удэ.

    Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

    19-20.

    Достопримечательности  города.

    Беседа о достопримечательностях города: памятниках, парках,  площадях, исторических местах.

    Игра – путешествие «Достопримечательности Улан – Удэ».

    21.

    Город на карте России.

    Физико-географическая характеристика города. Географическое положение. Климат.

    22.

    Символы нашего города.

    Знакомство с символикой нашего города.

    23-24.

    Защита проекта.

    Защита проекта «Будущее моего города».

    Раздел IV: «Моя малая Родина» (8 часов).

    25.

    Бурятская земля.

    Физико-географическая характеристика республики. Географическое положение. Климат.

    Работа с картой России.

    26.

    Государственная символика республики.

    Знакомство с символикой нашей республики.

    Рисование символов республики.

    27.

    Водоёмы Бурятии.

    Название водоёмов республики. Географическое местоположение. Экология.

    Доклады учащихся о реках и озёрах Бурятии.

    28.

    Жемчужина республики.

    Географическое местоположение. Экология. Растительный и животный мир.

    29.

    Растительный мир Бурятии.

    Растительный и животный мир.

    – Внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение;

    – объекты природы своей области;

    – памятники природы района;

    – охранять природу – значит охранять Родину.

    30.

    Животный мир Бурятии.

    31.

    Красная книга Республики Бурятии.

    Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

    Творческая работа учащихся – создание Красной книги.

    32.

    Заповедники Бурятии.

    Название заповедников республики. Географическое местоположение.

    33-34.

    Защита проекта.

    Рассматривается место нашей малой родины как составной части страны, её значение.

    Защита проекта «Моя Бурятия».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

    Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

    Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

    Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

    Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

    Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

    Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...