Главные вкладки

    Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
    рабочая программа по окружающему миру по теме

    Кувшинова Оксана Вячеславовна

    Факультативный курс по краеведению в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon speckurs_moya_malaya_rodina.doc202.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бучальская средняя общеобразовательная школа

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО учителей начальных классов

    ___________ Кувшинова О.В.

    Протокол  № _____

     от «____» ____________2012 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    ______________Бахтина А.В.

    «____»____________2012 г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ Бучальской СОШ

    __________ Корешкова Н.А.

    «____»______________2012 г.

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Факультатив

    «Моя малая Родина»

    (духовно - нравственное направление)

    1 – 4 классы

    Составитель:

    учитель начальных классов

    Кувшинова О.В.

    2012-2013  учебный год

    Пояснительная записка

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.  Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.  Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать  процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.  Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

    2.Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тульской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.

    Задачи:

    •  Обучающие задачи: способствовать  развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
    • Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
    • содействие гармоничному развитию личности школьника;
    • совершенствование духовных и физических потребностей;
    • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
    • гуманное отношение к окружающей среде;
    • воспитание патриотизма, любви к родному краю;
    • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
    • Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

    3. Особенности программы.

    Формы проведения занятий

    • лекции;
    • практические занятия
    • экскурсии
    • опыты, наблюдения
    • исследовательская деятельность
    • презенации
    • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

    В каждом занятии прослеживаются три части:

    • игровая;
    • теоретическая;
    • практическая.

     Курс рассчитан на 4 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

    Изучение факультативного курса “Краеведение” способствует

    • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
    • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
    • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

    V. Основные методы и технологии

    • технология  разноуровневого обучения;
    • развивающее обучение;
    • технология  обучения в сотрудничестве;
    • коммуникативная технология.

    Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

    VI. Описание места курса  в учебном плане

            Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

    VI.  Планируемые результаты.

    Личностные результаты:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
    7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
    8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
    9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
    10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
    13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
    14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
    15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    Предметные результаты:

    1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
    2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
    3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
    5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

                7) знакомство с основными нормами  морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    8)  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

    1.  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;

                10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;

                11)  любовь к родной школе, своему  городу, селу, народу, России;

                12) уважение к защитникам Родины;

    1.  умение отвечать за свои поступки;

    4. Содержание программы.

    1 класс.

    Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

    Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

    №  урока

    Тема урока

    Количество часов

    Дата проведения

    1

    Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях.

    1

    2

    Родная школа (экскурсия по школе).

    1

    3

    Экскурсия около школы.

    1

    4

    Что растёт на клумбе.

    1

    5

    Трудовая жизнь в школе.

    1

    6

    Моя школа – мой дом. Из истории школы.

    1

    7

    С днём рождения,  наш класс.

    1

    8

    Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

    1

    9

    Безопасный и короткий путь домой.

    1

    10

    Моё село, почему так названо.

    1

    11

    Моя семья.

    1

    12

    Традиции моей семьи.

    1

    13

    Такие разные профессии.

    1

    14

    Профессии в моей семье.

    1

    15

    Традиционные ремёсла моего края.

    1

    16

    Люди моего села.

    1

    17

    Я и моё имя.

    1

    18

    Наша дружная семья.

    1

    19

    Выставка семейных поделок.

    1

    20

    Моя родословная. Бабушки и дедушки.

    1

    21

    История моей семьи в истории родного села.

    1

    22

    Мой четвероногий друг.

    1

    23

    Зимние забавы наших предков.

    1

    24

    Масленица.

    1

    25

    Проводы русской зимы.

    1

    26

    Мой город.

    1

    27

    Заочное путешествие по городу Кимовску.

    1

    28

    Экскурсия по селу Бучалки.

    1

    29

    Экскурсия в краеведческий музей школы.

    1

    30

    Кимовский район. Сёла Кимовского района.

    1

          31-32

    Весна в родном селе. Экскурсия.

    2

    2 класс.

    Природа Тульского края.

    Программа второго класса представляет собой курс «Природа Тульского края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Тульского края является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.  Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.

    Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

    № урока

    Тема урока

    Количество

    часов

    Дата проведения

    1

    В гости к осени. Экскурсия.

    1

    2

    Территория, границы, географическое положение Тульской области.

    1

    3

    Богатства нашей земли.

    1

    4

    Климат нашего края.

    1

    5

    Времена года. Сезонные изменения в природе.

    1

    6

    Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища.

    1

    7-8

    Заповедные места Тульского края.

    2

    9

    Заочная экскурсия в музей – заповедник «Ясная Поляна».

    1

    10-11

    Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила  сбора.

    2

    11

    Леса нашего края.

    1

    12

    Заочная экскурсия по территории музея Куликово поле.

    1

    13

    Берёзка – символ родины моей.

    1

    14

    В гости к зиме. Урок-экскурсия.

    1

    15

    Акция «Кормушка» (урок-проект).

    1

    16

    Птицы зимой.

    1

    17

    Редкие птицы Тульской области.

    1

    18

    Животные нашего края.

    1

    19

    Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен.

    1

    20

    Редкие животные нашего края.

    1

    21-22

    Сельское хозяйство  нашего края. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

    2

    23

    В гости к весне. Экскурсия.

    1

    24

    Как природа залечивает раны.

    1

    25-26

    Экология Тульской области.

    2

    27-28

    Будь природе другом.

    2

    29

    Красная книга Тульской области.

    1

    30

    Викторина “Край,  в котором я живу”

    1

    31

      Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу.

    1

    32-33

    Итоговое занятие “Я живу в Тульской области”.

    2

    3 класс.

    Тульский край в литературе и искусстве.

    Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Тульского края, её людях, литературе, искусстве, спорте. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

    № урока

    Тема урока

    Количество часов

    Дата проведения

    1

    Фольклор – духовное богатство народа.

    1

    2-3

    Наш край в устном народном творчестве.

    2

    4-5

    Литературное творчество  Тульского края.

    2

    6

    Жизнь и творчество писателя Сергея Михайловича Голицына (с.Бучалки)

    1

    7

    Жизнь и творчество поэта Владимира Сергеевича Суворова. (с. Гремячее)

    1

    8

    Тульский край – земля Льва Николаевича Толстого.

    1

    9

    Творчество Владимира Сергеевича Сапронова.

    1

    10

    Куликовская битва в поэзии и прозе. Творчество С.Куняева, Ю.Кузнецова,  Н.Старшинова.

    1

    11

    Иван Сергеевич Тургенев и Тульский край.

    1

    12

    С.Есенин и Тульский край.

    1

    13

    О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.

    1

    14

    Филимоновская игрушка. История возникновения.

               1

    15

    Песенное творчество нашего края. Народные песни Тульской области.

    1

    16

    Песни и стихи о Туле. Гурьян Владимир Саулович «Тульская оборонная».

    1

    17

    Творчество Игоря Талькова.

    1

    18 - 19

    Язык живописи. Тульские художники: П.Н.Крылов, В.Д.Поленов.

    2

    20

    Тульский край  на полотнах живописцев.

    1

    21-22

    Музеи Тульского края. Ясная Поляна – жемчужина России. Куликово поле – поле русской славы.

    2

    23

    Памятники на Куликовом поле. Работы скульпторов В.М.Клыкова, О.К.Комова, архитектора А.П.Брюллова.

    1

    24

    Достопримечательности Тульского Кремля.

    1

    25

    Тула - город мастеров. Тульская гармонь. Музей Н.И.Белобородова.

    1

    26

    Тула -  город мастеров. Тульский пряник. Музей «Тульский пряник».

    1

    27

    Тула - город мастеров. Тульские самовары. Музей «Тульские самовары».

    1

    28

    Оружейный завод – гордость туляков. Петр I – основатель оружейного завода в Туле. Государственный музей оружия.

    1

    29

    Газета Кимовского района  «Районные будни».

               1

    30

    Проба пера. Проект «Статья в газету о родном крае».

                1

    31-33

    Развитие спорта в нашем районе

               3

    32-34

    Итоговый урок. Брейн – ринг «Искусство и  Тульский край».

               1

    4 класс.

    История родного края.

    Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории. Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Тулы, Кимовска и Кимовского района. Учащиеся знакомятся с этапами становления городов Тульской области, с историческими событиями, повлиявшими на становление городов.

    На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год).

    № урока

    Тема урока

    Количество

    часов

    Дата проведения

    1

    Государственная символика России.  Герб Тулы, Кимовска.

    1

    2

    История возникновения города Тулы. Главные исторические события области.

    1

    3-5

    Историческая справка области. Тульский край в XV - XVІ  веках. Тульский кремль. Героическая оборона Тулы 1552 года. Освоение тульского края в  XVІ  веке.

    3

    6

    Тульский край в период Смуты (начало XVІІ века).

    1

    7 - 8

    Тульский край в XVІІ - XVІІІ  веках. Тула оружейная. Хозяйственное развитие тульской провинции.

    2

    9

    Тула – губернский город. Наука и техника.

    1

    10

    Из истории городских улиц.

    1

    11-12

    Тульский край в период Отечественной войны 1812 года. Туляки – герои  войны 1812г.

    2

    13-14

    Тульский край в первой половине XІX века. Тульские мастера. В преддверии реформ.

    2

    16

    Тульский край во второй половине XІX века – начале XX века. Хозяйственное развитие Тульской губернии. Промышленная Тула. На пути к новой власти.

    1

    17

    Тульский край в 1918 – 1920 годы XX века. Новая экономическая политика. Индустриализация. Коллективизация.

    1

     18 - 20

    Тульская область в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) Начало героической обороны Тулы. Решающие бои под Тулой. Тульские партизаны. Юные герои войны.

    1

    21

    Тульский край с конца 40-х годов XX века по настоящее время.

    1

    22

    История возникновения города Кимовска. Герои - земляки.

    1

    23

    Кимовск в 50-70 годы.

    1

    24

    Современный город: жизнь и быт. Городская архитектура. Памятники. Памятные знаки.

    1

    25-26

    История Кимовских предприятий.

    2

    27-28

    Родина моя. Село Бучалки, село Молоденки. Взгляд в прошлое.

    2

    29

    Почётные граждане Тульской области.

    1

    30

    Православные храмы.

    1

    31

    Экскурсии на предприятия родного села.

    1

    32

    Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области, если бы был губернатором”

    1

    33-34

    Обобщающие уроки «Знатоки родного края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

    2

    Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину»

    • Назови дату образования Тульского края?
    • Из каких субъектов образовался Тульский край?
    • Что изображено на гербе Тульского края? Что изображено на гербе твоего района?
    • Какие народы проживают на территории Тульского края?
    • Какие полезные ископаемые добывают в Тульском крае?
    • Назови несколько растений и животных Тульского края. Какие из них занесены в Красную книгу?
    • Какие промышленные предприятия есть в Тульском крае и в твоём городе?
    • Назови имена известных людей, чьи судьбы связаны с Тульским краем и твоим городом.
    • Можешь ли ты прославить свой край и чем?

    На  день рождения принято дарить подарки. Твои подарки -  добрые дела, которые ты совершил, чтобы жизнь в крае стала лучше?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа кружка " Моя малая родина"

    Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Малая Родина"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности. Соответствует ФГОС. Носит проекно - поисковый характер....

    программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

    Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «С чего начинается Родина» краеведческой направленности для 1-4 классов

    Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности для 1-4 классов....

    Программа кружка "Моя малая Родина. Моя Тунка!"

    В современном обществе очень актуальны вопросы воспитания у школьников патриотизма, знания и уважение к традициям своего народа, страны, любви и бережного отношения к окружающему миру: природе, памятн...

    Программа кружка "Моя малая родина"

    Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...