Рабочая программа к спецкурсу "Моя малая Родина"
рабочая программа по окружающему миру по теме

Кувшинова Оксана Вячеславовна

Факультативный курс по краеведению в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speckurs_moya_malaya_rodina.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Бучальская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей начальных классов

___________ Кувшинова О.В.

Протокол  № _____

 от «____» ____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______________Бахтина А.В.

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Бучальской СОШ

__________ Корешкова Н.А.

«____»______________2012 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Факультатив

«Моя малая Родина»

(духовно - нравственное направление)

1 – 4 классы

Составитель:

учитель начальных классов

Кувшинова О.В.

2012-2013  учебный год

Пояснительная записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.  Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.  Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать  процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.  Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

2.Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Тульской области, воспитанию любви к природе, истории и культуре родного края.

Задачи:

  •  Обучающие задачи: способствовать  развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родно края.
  • Воспитательные задачи: создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
  • содействие гармоничному развитию личности школьника;
  • совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
  • гуманное отношение к окружающей среде;
  • воспитание патриотизма, любви к родному краю;
  • создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
  • Развивающие задачи: способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

3. Особенности программы.

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презенации
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Курс рассчитан на 4 года обучения. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется  материал, усложняются формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Изучение факультативного курса “Краеведение” способствует

  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

V. Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

VI.  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

            6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

            7) знакомство с основными нормами  морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8)  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  1.  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;

            10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;

            11)  любовь к родной школе, своему  городу, селу, народу, России;

            12) уважение к защитникам Родины;

  1.  умение отвечать за свои поступки;

4. Содержание программы.

1 класс.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

№  урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Введение в краеведение. Что изучает краеведение? Техника безопасности на занятиях.

1

2

Родная школа (экскурсия по школе).

1

3

Экскурсия около школы.

1

4

Что растёт на клумбе.

1

5

Трудовая жизнь в школе.

1

6

Моя школа – мой дом. Из истории школы.

1

7

С днём рождения,  наш класс.

1

8

Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил.

1

9

Безопасный и короткий путь домой.

1

10

Моё село, почему так названо.

1

11

Моя семья.

1

12

Традиции моей семьи.

1

13

Такие разные профессии.

1

14

Профессии в моей семье.

1

15

Традиционные ремёсла моего края.

1

16

Люди моего села.

1

17

Я и моё имя.

1

18

Наша дружная семья.

1

19

Выставка семейных поделок.

1

20

Моя родословная. Бабушки и дедушки.

1

21

История моей семьи в истории родного села.

1

22

Мой четвероногий друг.

1

23

Зимние забавы наших предков.

1

24

Масленица.

1

25

Проводы русской зимы.

1

26

Мой город.

1

27

Заочное путешествие по городу Кимовску.

1

28

Экскурсия по селу Бучалки.

1

29

Экскурсия в краеведческий музей школы.

1

30

Кимовский район. Сёла Кимовского района.

1

      31-32

Весна в родном селе. Экскурсия.

2

2 класс.

Природа Тульского края.

Программа второго класса представляет собой курс «Природа Тульского края». Любой уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей Тульского края является его природа. Данная программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.  Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы. Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег, встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.

Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных, отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке лесов и т.д.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

В гости к осени. Экскурсия.

1

2

Территория, границы, географическое положение Тульской области.

1

3

Богатства нашей земли.

1

4

Климат нашего края.

1

5

Времена года. Сезонные изменения в природе.

1

6

Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища.

1

7-8

Заповедные места Тульского края.

2

9

Заочная экскурсия в музей – заповедник «Ясная Поляна».

1

10-11

Растения нашего края. Лекарственные растения, их виды, правила  сбора.

2

11

Леса нашего края.

1

12

Заочная экскурсия по территории музея Куликово поле.

1

13

Берёзка – символ родины моей.

1

14

В гости к зиме. Урок-экскурсия.

1

15

Акция «Кормушка» (урок-проект).

1

16

Птицы зимой.

1

17

Редкие птицы Тульской области.

1

18

Животные нашего края.

1

19

Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен.

1

20

Редкие животные нашего края.

1

21-22

Сельское хозяйство  нашего края. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

2

23

В гости к весне. Экскурсия.

1

24

Как природа залечивает раны.

1

25-26

Экология Тульской области.

2

27-28

Будь природе другом.

2

29

Красная книга Тульской области.

1

30

Викторина “Край,  в котором я живу”

1

31

  Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу.

1

32-33

Итоговое занятие “Я живу в Тульской области”.

2

3 класс.

Тульский край в литературе и искусстве.

Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Тульского края, её людях, литературе, искусстве, спорте. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за своих земляков.

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Фольклор – духовное богатство народа.

1

2-3

Наш край в устном народном творчестве.

2

4-5

Литературное творчество  Тульского края.

2

6

Жизнь и творчество писателя Сергея Михайловича Голицына (с.Бучалки)

1

7

Жизнь и творчество поэта Владимира Сергеевича Суворова. (с. Гремячее)

1

8

Тульский край – земля Льва Николаевича Толстого.

1

9

Творчество Владимира Сергеевича Сапронова.

1

10

Куликовская битва в поэзии и прозе. Творчество С.Куняева, Ю.Кузнецова,  Н.Старшинова.

1

11

Иван Сергеевич Тургенев и Тульский край.

1

12

С.Есенин и Тульский край.

1

13

О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.

1

14

Филимоновская игрушка. История возникновения.

           1

15

Песенное творчество нашего края. Народные песни Тульской области.

1

16

Песни и стихи о Туле. Гурьян Владимир Саулович «Тульская оборонная».

1

17

Творчество Игоря Талькова.

1

18 - 19

Язык живописи. Тульские художники: П.Н.Крылов, В.Д.Поленов.

2

20

Тульский край  на полотнах живописцев.

1

21-22

Музеи Тульского края. Ясная Поляна – жемчужина России. Куликово поле – поле русской славы.

2

23

Памятники на Куликовом поле. Работы скульпторов В.М.Клыкова, О.К.Комова, архитектора А.П.Брюллова.

1

24

Достопримечательности Тульского Кремля.

1

25

Тула - город мастеров. Тульская гармонь. Музей Н.И.Белобородова.

1

26

Тула -  город мастеров. Тульский пряник. Музей «Тульский пряник».

1

27

Тула - город мастеров. Тульские самовары. Музей «Тульские самовары».

1

28

Оружейный завод – гордость туляков. Петр I – основатель оружейного завода в Туле. Государственный музей оружия.

1

29

Газета Кимовского района  «Районные будни».

           1

30

Проба пера. Проект «Статья в газету о родном крае».

            1

31-33

Развитие спорта в нашем районе

           3

32-34

Итоговый урок. Брейн – ринг «Искусство и  Тульский край».

           1

4 класс.

История родного края.

Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории. Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Тулы, Кимовска и Кимовского района. Учащиеся знакомятся с этапами становления городов Тульской области, с историческими событиями, повлиявшими на становление городов.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год).

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Государственная символика России.  Герб Тулы, Кимовска.

1

2

История возникновения города Тулы. Главные исторические события области.

1

3-5

Историческая справка области. Тульский край в XV - XVІ  веках. Тульский кремль. Героическая оборона Тулы 1552 года. Освоение тульского края в  XVІ  веке.

3

6

Тульский край в период Смуты (начало XVІІ века).

1

7 - 8

Тульский край в XVІІ - XVІІІ  веках. Тула оружейная. Хозяйственное развитие тульской провинции.

2

9

Тула – губернский город. Наука и техника.

1

10

Из истории городских улиц.

1

11-12

Тульский край в период Отечественной войны 1812 года. Туляки – герои  войны 1812г.

2

13-14

Тульский край в первой половине XІX века. Тульские мастера. В преддверии реформ.

2

16

Тульский край во второй половине XІX века – начале XX века. Хозяйственное развитие Тульской губернии. Промышленная Тула. На пути к новой власти.

1

17

Тульский край в 1918 – 1920 годы XX века. Новая экономическая политика. Индустриализация. Коллективизация.

1

 18 - 20

Тульская область в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) Начало героической обороны Тулы. Решающие бои под Тулой. Тульские партизаны. Юные герои войны.

1

21

Тульский край с конца 40-х годов XX века по настоящее время.

1

22

История возникновения города Кимовска. Герои - земляки.

1

23

Кимовск в 50-70 годы.

1

24

Современный город: жизнь и быт. Городская архитектура. Памятники. Памятные знаки.

1

25-26

История Кимовских предприятий.

2

27-28

Родина моя. Село Бучалки, село Молоденки. Взгляд в прошлое.

2

29

Почётные граждане Тульской области.

1

30

Православные храмы.

1

31

Экскурсии на предприятия родного села.

1

32

Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области, если бы был губернатором”

1

33-34

Обобщающие уроки «Знатоки родного края». Конкурс исследовательских работ «Юный краевед».

2

Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину»

  • Назови дату образования Тульского края?
  • Из каких субъектов образовался Тульский край?
  • Что изображено на гербе Тульского края? Что изображено на гербе твоего района?
  • Какие народы проживают на территории Тульского края?
  • Какие полезные ископаемые добывают в Тульском крае?
  • Назови несколько растений и животных Тульского края. Какие из них занесены в Красную книгу?
  • Какие промышленные предприятия есть в Тульском крае и в твоём городе?
  • Назови имена известных людей, чьи судьбы связаны с Тульским краем и твоим городом.
  • Можешь ли ты прославить свой край и чем?

На  день рождения принято дарить подарки. Твои подарки -  добрые дела, которые ты совершил, чтобы жизнь в крае стала лучше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка " Моя малая родина"

Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...

программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «С чего начинается Родина» краеведческой направленности для 1-4 классов

Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности для 1-4 классов....

Программа кружка "Моя малая родина"

Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Россия - Родина моя". 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Россия - Родина моя". 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «ПАТРИОТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ»

Рабочая программа « Патриоты своей Родины» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:· Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Р...