Главные вкладки

    Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
    статья на тему

    Ревенко Юлия Владимировна

    Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_metod_proekta_v_nachalnoy_shkole.docx40.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК «Школа России» в рамках реализации ФГОС второго поколения

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений.

    Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

    Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

    Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

    Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод – это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означало «помеху, препятствие, задачу, вопрос».  Исходя из этого можно сказать, что проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее.

    Метод проектов зародился во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях “прагматической педагогики”, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).

    Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

     С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

    Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

     Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми сказку или праздник, даем детям подготовить небольшие сообщения к уроку на заданную тему, а оказывается - это проект.

    Сущность методов проекта

    Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

    Требования к проектной деятельности

    1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
    2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

    Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем  будет обработана, и представлена участниками проектной группы.

    1. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
    2. Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое  средство решения проблемы.

    Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

    То есть проект – это «пять П»:

    Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

    Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

    Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.

    Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

     

    Этапы работы над проектом

    № п/п

    Наименование этапа работы под проектом

    1

    2

    1.

    Поисковый

    - Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

    - анализ имеющейся информации;

    - определение и анализ проблемы;

    - определение потребности в информации;

    - сбор и изучение информации

    2.

    Аналитический

    - Постановка цели проекта:

    - определение задач проекта;

    - определение способа разрешения проблемы;

    - анализ рисков;

    - составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

    - анализ ресурсов;

    - планирование продукта;

    - анализ имеющейся информации;

    - определение потребности в информации;

    - сбор и изучение информации

    3.

    Практический

    - Выполнение плана работ;

    - текущий контроль

    4.

    Презентационный

    - Предварительная оценка продукта;

    - планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

    - презентация продукта

    5.

    Контрольный

    - Анализ выполнения проекта;

    - оценка продукта;

    - оценка продвижения

    КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОЕКТОВ

    1. По целям и задачам.

    а) Практико-ориентированный проект.

    Ц е л ь: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

    б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

    Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

    в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

    Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

    г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

    1. По предметно-содержательной области.

    а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

    б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    1. По характеру контактов между участниками.

    а) Внутриклассные;

    б) внутришкольные;

    в) региональные;

    г) межрегиональные;

    д) международные.

    Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации  деятельности  участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

    1. По продолжительности.

    а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

    б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

    Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

    в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

    г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

    ПРИ  РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

    По мнению исследователей данного вопроса (например Н.Ю. Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

    1-й этап: учитель – ученик;

    2-4 этапы: учитель – ученик;

    Последний этап: учитель – ученик.

    Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу  сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

    На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

    - консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

    - мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

    - помогает: помощь учащимся  при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

    - наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.

    Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.  Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов  деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

    Следует признать, что каждый ученик имеет право:

    - не участвовать ни в одном из текущих проектов;

    - участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

    В любой момент начать новый проект.

    Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

    - выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

    - выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

    - оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и  других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало  каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

    Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

    Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

    ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

    В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

    - темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться  в зоне ближайшего развития;

    - длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

    - целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации.

    Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.

    Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

    - умение спрашивать (выяснить точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

    - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

    - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

    - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

    Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

    Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

    Прежде всего имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

    - развитие аналитико-синтетических действий;

    - сформированность алгоритма сравнительного анализа;

    - умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

    - возможность выделять общий способ действий;

    - перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

    При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

    К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

    Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го ар 4-ый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

    В качестве третьего показателя готовности младших школьников  к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

    - адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

    - обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

    - выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

    Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

    Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ   ПРОЕКТОВ

    Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

    Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

    Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, web-сайте, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д.

    Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

    В и д ы    п р е з е н т а ц и й   п р о е к т о в:

    - доклады;

    - слайд-шоу;

    - компьютерная презентация;

    - игра;

    - стендовая презентация;

     - концерт;

    - литературный альманах;

    - видеофильм;

    - реклама;

    - заочная экскурсия;

    - спектакль;

    - театрализованное представление;

    - демонстрация электронных пособий и т.д.

    В качестве примера представляю первый творческий проект, который я выполнила с детьми в 1 классе – "Научились мы читать, Азбуке поставим "5"!". Дети совместно с родителями готовили презентацию буквы, которую выбрал ребенок самостоятельно. Работа была проведена огромная: поиск литературы, где есть материал о буквах; сочинение собственных стихов, загадок, иллюстрирование, поделки. Итогом работы стал праздник «Прощание с азбукой».

            В 3 классе моно - проектом по русскому языку стал альбом «Тайна имени». Цель проекта: развитие интереса к тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальный, краткосрочный. Я начала с себя. Подробно рассказала о том, что означает мое имя, откуда оно произошло, показала оформление и дала домашнее задание: узнать и рассказать о своем имени. Для начала мы определили: откуда можно взять нужную информацию: библиотека, интернет, беседа с родителями. На следующий урок все свои оформленные работы дети поместили на доску, где каждый ребенок рассказывал о происхождении своего имени.

    Интересно проходила работа над проектом «Красная книга, или Возьмем под защиту». Межпредметные связи: Технология, ИЗО, литературное чтение, русский язык. Продолжитель-ность проекта 1 месяц. Основополага-ющий вопрос. Как люди охраняют окружающую природу? Проблемные вопросы Почему Красная книга так названа?

    Есть ли Красная книга у нашего региона?

    Зачем люди создали Красные книги?

    Какого цвета страницы Красной книги?

    Что мы знаем об этом растении? Об этом животном?

    Почему это растение (животное) попало в Красную книгу региона?

    Как человек может сберечь это растение? Это животное?

    Вопросы, направляющие проект

    Основополага-ющий вопрос

    Как люди охраняют окружающую природу?

    Проблемные вопросы

    Зачем нужна Красная книга?

    Какие растения и животные нуждаются в охране?

    Что мы можем сделать для охраны растений и животных Земли прямо сейчас?

    Учебные вопросы

    Почему Красная книга так названа?

    Есть ли Красная книга у нашего региона?

    Зачем люди создали Красные книги?

    Какого цвета страницы Красной книги?

    Что мы знаем об этом растении? Об этом животном?

    Почему это растение (животное) попало в Красную книгу региона?

    Как человек может сберечь это растение? Это животное?

    Этапы работы над проектом и деятельность участников

    1 этап. Введение в проект.

    Цель этапа - мотивировать детей на участие. Учитель проводит урок введения в проект, на котором дети обсуждают ответы на основополагающий вопрос проекта, пытаются сформулировать ответы на проблемные вопросы проекта; формулируют свои желания и ожидания от проекта.

    2 этап. Организация.

    Цель этапа – формирование групп (ботаники, зоологи, экологи) участников. Определяется цель и задачи проекта, в краткой форме записывается план работы над проектом, определяются пути решения проблемы, планируют работу под руководством учителя.

    3 этап. Исследование.

    Цель этапа – собрать и подготовить материал.Участники групп посещают библиотеки, работают с энциклопедиями, научными изданиями, набирают материал о выбранном растении и животном, делают записи об источниках. Задача учителя – консультирование детей по вопросам.

    4 этап.

    Продукт

     Цель этапа – разработка и создание продукта проекта.

    Учащиеся вырабатывают идеи по разрешению проектной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями, затем выбирают лучшую идею и на её основе создают продукт проекта.

    5 этап. Защита проекта.

     Цель этапа - анализ результатов и презентация (защита) проекта.

    Учитель проводит консультацию по подготовке к защите. На защите каждая группа не только представляет свою работу, но и выступает экспертом выступлений одноклассников, а также задает вопросы, заранее подготовленные или спонтанно возникающие по ходу. Задача учителя на защите – организовывать процесс чередования выступлений и вопросов проекта.

    Что мне дал метод проектов.

    Метод проектов позволил мне:

    - обучить детей находить некую значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированного знания;

    - подвести детей к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической творческой и познавательной деятельности;

    - развить творческие, исследовательские способности и применить их на практике;

    - создать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.

    Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад по теме "Использование ИКТ - технологий в начальной школе"

    Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного ...

    Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

    Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

    Метод проектов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

    Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижен...

    Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

     В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

    Представление опыта по теме «Использование метода проектов в начальной школе»

              Использование метода проектов является одним из способов реализации требований ФГОС НОО  и  способствует формированию всех групп универсальных учебн...

    Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках реализации ФГОС

    В статье кратко описываются некоторые приемы с интерактивной доской, ее функции. Статья может быть полезной учителям, начинающим работать с интерактивной доской....

    Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

    В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...