"Первый раз в первый класс"
консультация на тему

Советы родителям первоклассника позволит помочь ребёнку легко адаптироваться в школьной среде, успешно учиться

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Первый раз в первый класс» Советы родителям первоклассника

Психологическая поддержка ребёнка во время школьного обучения со стороны родителей – очень важная и большая проблема. К процессу обучения в школе должен быть готов не только первоклассник, но и его родители. Главное в этот период – стимуляция мотивации к развитию интереса учиться, узнавать новое; способствование созданию ситуаций успеха для учащегося в процессе освоения знаний, умений и навыков.

Для успешной адаптации первоклассника родителям необходимо:

1 -  учесть все факторы, на основе которых Вам предстоит сделать выбор школы для ребёнка (репутация школы, какой УМК будет осваивать первоклассник, соответствуют ли требования программы физиологическим возможностям ребёнка, личность педагога, соответствие личностных характеристик учителя учащемуся, и самое главное – готовность самого ребёнка к школе (эмоционально-поведенческая сфера, мыслительные качества).

2 – иметь самим  определённые навыки. Например, встречать своего первоклассника после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?» Если он ответит - «Ничего интересного», вы можете ненавязчиво продолжить: - «Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило, чему-то новому учился». Ребёнок напрягается, вспоминает, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но вспомнит что-то из урока или прочитанное в учебнике, может быть, расскажет о том, что  случилось на перемене. Если встретив ребёнка после уроков, вы находите его  расстроенным, лучше не задавайте  вопросов, а просто отразите в своих словах то, что вы видите его состояние и предположите, что могло так расстроить его. Ваша фраза могла бы звучать следующим образом: "Похоже, ты расстроен. Наверное, неудачно ответил на уроке."  Интонация должна быть повествовательной - вы утверждаете (предполагаете), но не спрашиваете. Данный способ даёт ребёнку возможность прислушаться к себе, вспомнить, что же его в действительности расстроило и, может быть не сразу, а через какое-то время, но поделиться с вами.  Выдержка (не надо торопить ребенка и требовать от него ответа немедленно) - главное со стороны родителя в подобных ситуациях. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. Таким образом, в дальнейшем вы сможете ненавязчиво укреплять и направлять эти способности. Сдерживайте себя и не критикуйте школу и учителей в присутствии ребёнка так как невелирование их роли не позволит учащемуся испытать радости познания. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми класса. Любите и принимайте его таким, какой он есть, уважайте его неповторимость. Если вы требовательны, то будьте последовательны. Например, если вы хотите вырастить ребёнка самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, тем более, что-то делать за него. Дайте ребёнку время пережить какую-либо ошибку, возможность учиться на своих ошибках. Помните, что учёба – нелёгкий труд, ваш первоклассник только начал учиться, и не всё у него может получиться сразу. Запаситесь терпением, не бросайте фраз, которые могут не только ранить, но и снизить самооценку, а следовательно и снизить познавательную активность ученика. Помните, первый год – самый трудный, важный не только для вас. Вы должны быть рядом с ребёнком в любой ситуации, радоваться вместе с ним  его успехам, вместе справляться с трудностями. Не бойтесь хвалить ребёнка, даже если повод на ваш взгляд незначительный. Очень важно помнить, что родительские ожидания не всегда совпадают с возможностями учащегося. Это определяет развитие способности ребёнка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность. Итак, ваша вера в ребёнка, в его успех, поддержка, помогут ему преодолеть все преграды. В 6–7 лет только формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в учебные заведения только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась. А немалое число современных школьников имеют состояние, которое именуется "психический инфантилизм", что весьма затрудняет их успешную адаптацию к школьным условиям.

Ряд правил, соблюдая которые вы сможете избежать проблем с адаптацией и даже болезней, возникающих у учащихся 1 класса:

1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго, или даже третьего класса.

 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут, сходить куда-либо. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. И, конечно же, все задания письменные ребёнок должен выполнять в правильно оборудованном месте.

3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. 

4. Больше всего на свете в течение первого года учёбы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у ребёнка складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Ведь всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упрёков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя

— Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других. 
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка. 
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком. 
— Учите ребёнка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми. 
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. 
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребёнку. 
— Всегда говорите ему правду, даже когда вам это невыгодно. 
— Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка. 

— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребёнка. 
— Признавайте права ребёнка на ошибки. 
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. 
— Ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. 
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребёнка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним
.

Список используемых материалов

1. Патрушина А., Филякина Л. К. / Первоклассник на пороге школы. Советы родителям, советы учителям./ Издательство: Речь, Сфера, Образовательные проекты, 2009 г., 112с.

2. Кулагина  И. Ю. Младшие школьники: Особенности развития Издательство:    Эксмо Серия: Журнал "Расти первоклашка" рекомендует, 2009, 176 с.

3. Чистякова О. В. Памятки для родителей младших школьников, Издательство: Литера, 2009 г., 64 с.

4. Журнал «Здоровье школьника»

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе.

Первый раз в первый класс. Дети в первом классе, или как ребенок привыкает к школе. ...

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс!"...

Сценарий первого урока "Первый раз в первый класс"

Разработка интересного сценария первого урока для первоклашек....

Проведение первого урока в 1-м классе 1 сентября, посвященного Дню знаний «Первый раз в первый класс!»

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.познакомить детей...

Сценарий первого урока в первом классе "Первый раз - в первый класс"

Конспект первого урока в первом классе  с  презентацией "Правила поведения в школе"....