Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС
статья (1 класс) по теме

Фахретдинова Альфия Гайсаровна

Формирование оценочной деятельности младших школьников
в условиях ФГОС


 В появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_otsenochnoy_deyatelnosti.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование оценочной деятельности
учащихся в условиях внедрения ФГОС
Подготовила:  Фахретдинова Альфия Гайсаровна

Формирование оценочной деятельности младших школьников
в условиях ФГОС


 В появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса. Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, чаще получают отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Учителю необходимо стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Ни одного участника образовательного процесса традиционная система не удовлетворяет. Практика показывает низкий уровень развития умений самооценивания у большинства школьников. Среди учеников, оканчивающих начальную школу, выявлено только 10% детей, обладающих умениями самооценивания в учебной деятельности. Причину данного явления мы видим в том, что оценка как компонент учебной деятельности осуществляется учителем, а ученик освобождается от необходимости самостоятельно оценивать еѐ. Поэтому, по словам Ш.А. Амонашвили, отметка становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой». Введение федерального государственного стандарта основного общего образования требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена. Понимание ФГОС как общественного договора проявляется в согласованности потребностей и интересов государства, общества и личности. Проецируя это положение на систему оценки, мы понимаем, что на всех уровнях должна быть согласована оценочная политика.
На уровне государства интересы и потребности в достоверной и содержательной информации о результатах школьников сформулированы и зафиксированы в виде требований к планируемым результатам освоения ООП ООО и системе оценки их достижения. На уровне образовательного
учреждения оценочная политика должна быть согласована между всеми педагогами и администрацией школы. Преемственность подходов к оценке образовательных результатов школьников играет важную роль в достижении единства требований, методов, форм, инструментария и других составляющих системы оценки. Содержание раздела ООП ООО «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО» должна рассматриваться как норма, регулирующая оценочную практику всего педагогического коллектива образовательногоучреждения.
На уровне общественности оценочная политика должна быть понятна и социальным партнерам, заинтересованным в эффективной деятельности образовательного учреждения, и родителям обучающихся. Что оценивается? Как оценивается? По каким критериям? Ответы на эти и другие вопросы об оценке должны быть представлены школой и согласованы с общественностью.
На уровне личности обучающегося оценочная политика также должна быть согласована. Ученику должно быть понятно: что и каким образом будет оцениваться. Более того, ученик должен выступать как полноправный субъект оценочной деятельности. В нашей школе второй год осуществляется введение ФГОС нового поколения. В связи с этим мы уделяем большое внимание формированию оценочной деятельности. Оценочную деятельность младших школьников мы рассматриваем как деятельность, сознательно направленную на регуляцию производимого действия и сличение результатов реализации этого действия с заданным эталоном; на оценку результата своей деятельности согласно оценочным критериям; на анализ причин, способствующих успеху или неудаче, и коррекцию результатов. В организации формирования оценочной деятельности младших школьников мы выделяем следующие места: - урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебнойдеятельности - внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности. В процессе урочной деятельности первоначально формируется умение оценивать по критериям (правильно, аккуратно, соответствует теме) Уроки, относительно формирования умений оценивания, можно разделить на три вида: - урок с преобладающей целью выработать способы оценки; - урок, где оценивание является только этапом урока; - обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль уровня овладения предметными знаниями и способами действия. На уроке с преобладающей целью выработать способы оценивания, непосредственно переносятся на конкретные виды учебной деятельности и предметный материал. Например. Сначала ученики выполняют задание, оценивают. Затем проверяются работы учителем, но не указываются ошибки. На следующем уроке организуется проверка и оценка в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии. На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой, парной, но чаще всего в индивидуальной работе. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на уроке, и определяют оценку всей работы. На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель. Далее, ребѐнок соотносит свои оценки, проводит анализ работы, выделяет свои «трудности» (проблемы). В начале учебного года несоответствие отметки ученика и учителя было заметным. Сейчас оно снижено. На данном этапе ученик принимает решение о том, согласен ли он с количеством баллов и претендует ли на большее. Если претендует, тогда он составляет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения.

Актуализация темы.Условие возникновения опыта.Основные педагогические идеи.Теоретическая база опыта.Понятие "Творчество"Понятие "Способности"Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС...

Формирование оценочной деятельности учащихся в рамках ФГОС

Новый стандарт образования на первое место выдвигает обучение детей самоорганизации, самоконтролю, саморегуляции. Контроль и фиксирование (знаковое обозначение) на основе самоконтроля помогают развити...

Оценочная деятельность учителя в условиях внедрения ФГОС

Ориентиры развития образования, требования к содержанию и организации образовательного процесса, требования к уровню выпускников....

Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»

Аннотация на статью И.Е. Сюсюкиной  «Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС»...

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью.

Возможности урочной деятельности в формировании жизненной    компетенции учащихся в условиях внедрения ФГОС для учащихся с умственной отсталостью....

«Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО»

Презентация «Внедрение в практику новых подходов к образовательному процессу с целью активизации деятельности учащихся в условиях реализацииФГОС ООО»...