Проектная деятельность в работе с родителями
проект на тему
Данный проект реализуется в рамках Программы развития образовательно учреждения. Он направлен на создание условий для реализации активногос сотрудничества семьи и школы на основе ииновационных форм взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_aktivnogo.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Проект
Школа
социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ
Разработан
творческой группой педагогов:
Федорова Н.И.- руководитель
Усимова Н.А.
Рубцова В.А.
Ширшова Е.Ю.
Гусева О.С.
Махова Н.М.
г. Арзамас, 2014 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ»
№ | Структура проекта | Характеристики | |||
1. | Название | Проект «Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ» | |||
2 | Актуальность | 1. Повышение заинтересованности родителей в партнерском взаимодействии для успешной социализации и формирования жизненной компетенции ребенка с ОВЗ. 2.Совершенствование методической работы по освоению педагогами школы методов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями. | |||
3 | Цель | Создание условий для реализации активного сотрудничества семьи и школы на основе реализации инновационных форм взаимодействия | |||
4 | Задачи |
| |||
5 | Благополучатели | Учащиеся, педагоги, родители, партнеры | |||
6 | Разработчики | Творческая группа педагогов: Федорова Н.И., Усимова Н.А., Гусева О.С., Рубцова В.А., Ширшова Е.Ю., Махова Н.М., Труфакина С.С. | |||
7 | Особенности реализации | Трудности при реализации проекта: 1. Основной контингент родителей не имеет педагогического или специфического образования по работе с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения. 2.Стереотипность массового сознания родителей, отрицающих возможные формы сотрудничества. 3.Низкий уровень мотивации и инициативы родителей к совместной деятельности и сотрудничеству со школой. 4.Недостатки действующей системы обучения родителей навыкам партнерства, принятия управленческих решений, экспертной деятельности, взаимодействия и управления в соответствии с новыми требованиями. 5.Увеличение количества родителей:
6. Завышенная оценка родителями особенностей психофизического состояния детей с ОВЗ, их возможностей, методов их воспитания и обучения. | |||
8 | Сроки реализации | 01.09.2014 – 31.08.2018 | |||
9 | Подготовительный этап |
5. Установление сроков реализации проекта. 6. Анализ, обновление банка данных по семьям и социального паспорта семей классов и школы. 7. Организация работы по изучению социального заказа родителей школе. 8. Подготовка перечня организационных мероприятий, оценка их эффективности. 9. Изучение социального заказа родителей школе. | |||
10 | Этап реализации проекта | Направление проектной деятельности | Формы реализации | Ожидаемые результаты | |
Педагогический всеобуч |
| 1.Создание системы помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ, в предупреждении негативных проявлений у детей. 2. Повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей с ОВЗ. 3.Создание в образовательном учреждении единого информационного пространства для родителей, педагогов, учащихся. | |||
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. |
экскурсии;
| 1. Раскрытие творческого потенциала родителей. 2. Создание системы массовых мероприятий с участием родителей, работы по организации совместной общественно-значимой деятельности. 3. Участие родителей в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работе школы. 4. Активное вовлечение в воспитательную работу школы родительской общественности, основанное на партнерских отношениях. | |||
Участие родителей и общественности в управлении школой |
| 1.Выявление родительского актива и вовлечение его в управление школой. | |||
11 | Итогово - обобщающий этап | 1.Анализ: анализ результатов, подведение итогов. 2.Прогноз: планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа. 3.Обобщение методических материалов проекта. | |||
12 | Мониторинг реализации проектной деятельности | 1.Отслеживание: мониторинг, диагностика эффективности реализации проекта:
Критерии оценки эффективности реализации проекта | |||
Количественные | Качественные | ||||
Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью | Степень доверия родителей школе | ||||
Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы | Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей | ||||
Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др. | Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот | ||||
Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями | Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей | ||||
Наличие организационной структуры в работе с родителями | Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах | ||||
Конкретные дела родителей, помощь школе и классу |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский.
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству, вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство. Главное в этой деятельности - объединение усилий общеобразовательного учреждения и семьи, совместная работа которых может гарантировать качество образования, успешную интеграцию и адаптацию ребенка в обществе.
Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. В основе союза взрослых должно быть единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов, совместное решение возникающих проблем.
К ним следует отнести:
- не готовность родителей сотрудничать со школой;
- не готовность школы поделиться своими управленческими функциями с родителями;
- не совершенная система родительского всеобуча;
- недостаточное использование активных форм организации нормативного, психолого-педагогического просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня;
- недостаточное понимание родителями необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса.
Взаимного сотрудничества можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье. Наиболее успешно взаимодействие складывается, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу, что они равноправные субъекты социального воспитания и образования детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.
Организация сотрудничества родителей и школы на основе единой педагогической позиции происходит через:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- включение родителей в совместную со школой деятельность с детьми;
- правовое просвещение родителей;
- оказание помощи родителям в семейном воспитании;
- оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
- совместная со школой организация социальной защиты детей;
- организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия между учителями и родителями являются доверительные партнерские взаимоотношения, при которых у родителей возникает интерес к процессу учебно-воспитательной деятельности школы, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом.
Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.
Вторым немаловажным условие является вооружение семьи нормативными, педагогическими знаниями и умениями через «Университет педагогических знаний», как одной из форм просвещения родительской общественности.
Организация занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики.
Третье условие - взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- знакомство с бытовыми условиями учащихся;
- составление социального паспорта семей;
- составление программ совместных действий.
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного соуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.
Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов, помощь во взаимодействии со спонсорами.
И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.
Поэтому одним из направлений, составляющих программу развития школы, стал проект «Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ».
Цель проекта:
Создание в образовательном учреждении оптимальных условий для активного и продуктивного сотрудничества семьи и школы на основе реализации инновационных форм взаимодействия.
Задачи:
- активно осваивать и внедрять современные способы организации совместной деятельности родителей и детей;
- обновить систему просветительской работы родителей (законных представителей) в соответствии с новым ФГОС для учащихся с ОВЗ;
- совершенствовать формы партнерских отношений с семьями учащихся;
- активизировать работу органов родительского самоуправления;
- повысить уровень участия родителей в управлении ОУ;
- укреплять взаимоотношения педагогического коллектива и родителей учащихся через расширение сферы партнёрства.
Основные условия реализации проекта «Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ»:
- активное вовлечение семьи в учебно–воспитательное пространство школы;
- переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
- осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
- систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
- родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
Сроки реализации проекта:
01.09.2014 – 31.08.2018.
Мониторинг реализации проекта:
I этап – вводная диагностика, направленная на определение ожиданий родителей от школы, анализ уровня удовлетворенности родителей работой школы и характера воспитания ребенка в семье.
II этап – промежуточная диагностика, которая предполагает проведение качественной и количественной оценки родителями и педагогами эффективности реализации проекта.
III этап – итоговая диагностика, которая направлена на определение уровня реализации проекта в текущем учебном году и выявление динамики по всем годам реализации проекта.
Мониторинг реализации программы осуществляет творческая группа педагогов при координирующей роли педагога-психолога.
Результаты мониторинга отражаются в сравнительных диаграммах и заключениях педагога-психолога и подводятся на итоговом совещании педагогического коллектива при директоре.
В качестве диагностического инструментария используются разработанные педагогами опросники и адаптированные варианты следующих психологических и педагогических методик:
Вводная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 четверть | 2 четверть |
|
|
1.Формирование команды реализации проекта. 2.Вводная диагностика семей учащихся:
3.Составление информационного банка. 4.Комплектование целевой группы родителей - родительский актив 4.Тренинг родительского актива «Сплочение». | 1.Семинар-практикум «Методика ведения обучающих семинаров для учащихся, родителей и других пользователей системы «Дневник.ru», различения в интерфейсах, права доступа к информации». 2.Оформление соглашений на размещение личной информации учащихся. 3.Тренинг родительского актива «Социальные навыки». | 1.Мини-проект «Семейная академия». 2.КТД «Семейные традиции». 3.Общешкольное родительское собрание «Участие родителей в общественно-государственном управлении ОУ». 4.Тренинг родительского актива «Работа в команде». | 1.День открытых дверей. 2.Мониторинг активности родителей. 3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами. |
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 четверть | 2 четверть |
| 4 четверть |
1.Вводная диагностика семей «Ожидания от школы», « Воспитательный потенциал семьи» 2.Обновление информационной базы. 3.Корректировка состава родительского актива 4.Семинар- практикум «Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с ОВЗ» | 1.Тренинг «Эмоциональное сплочение родительского актива». 2.Круглый стол «Жизнь ребенка и его успехи в школе» | 1.Семинар «Медиакультура Родителей - эффективный способ воспитания и обучения ребенка ОВЗ» 2.КТД (год литературы) 3.Общешкольное родительское собрание | 1.День открытых дверей. 2.Мониторинг активности родителей. 3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами. |
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть |
|
1.Вводная диагностика семей учащихся: «Ожидания от школы». «Характер родительского отношения». 2.Обновление информационной базы. 3.Корректировка состава родительского актива 4.Мини-проект «Семейные традиции» | 1.Фотоконкурс «Секреты бабушек и дедушек». 2.Выставка поделок «Мир наших увлечений» 3.Общешкольное родительское собрание «Семейные традиции» (по результатам совместного проекта родителей и учащихся). | 1.КТД «Ярмарка профессий» (по результатам совместного проекта дети, родители, педагоги) | 1.День открытых дверей 2.Мониторинг активности родителей 3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами |
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть |
|
1.Вводная диагностика семей: «Ожидания от школы», «Характер родительского отношения» 2.Обновление информационной базы. 3.Корректировка состава родительского актива 4.Ролевая игра «Самоуправление-это круто. Формирование готовности родителей к инновационной деятельности в условиях ФГОСов» | 1.Мини-проект «Семейные ценности» 2.Общешкольное родительское собрание «Семейные ценности» (по итогам реализации проекта) | 1.КТД «Ярмарка профессий» | 1.День открытых дверей 2.Мониторинг активности родителей 3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами |
Ожидаемые результаты реализации проекта | |
Количественные | Качественные |
Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью | Степень доверия школе |
Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы | Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей |
Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др. | Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот |
Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями | Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей |
Наличие организационной структуры в работе с родителями | Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах |
Конкретные дела родителей, помощь классу и школе |
Следует отметить, процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний, успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога и администрации, стилем и тоном их отношений.
Литература.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
- Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
- Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М., 1996.
- Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997.
- Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». Начальная школа, №3, 1999.
- Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.
- Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
- Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5, 2002.
- Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность (опыт работы)
Данная презентация представляет опыт применения метода проектов в начальной школе. Ниже приведены слайды из презентации. Proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_mladshih_klassov3.jpg Proektnaya_deyatel...
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ.
Презентации, проекты вошли в школьную жизнь и сейчас без них невозможно представить урок, школу....
Совместная проектная деятельность учителя, учащихся и родителей во внеклассной работе. Путешествие по сказкам Чуковского.
Чем увлечь ребенка? Как увлечь ребенка? Что предложить такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа тебе на встречу?...
"Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями".
Выступление на семинаре по теме "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"...
Презентация "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"
Презентация к выступлению на семинаре "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"...
Проектная деятельность по работе с родителями в ДОУ "Тесное сотрудничество"
Семья– уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального ...
Особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
Выступление на конференции (из опыта работы)...