Проектная деятельность в работе с родителями
проект на тему

Данный проект реализуется в рамках Программы развития образовательно учреждения. Он направлен на создание условий для реализации активногос сотрудничества семьи и школы на основе ииновационных форм взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_aktivnogo.doc286.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

                                         

Проект

Школа

социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ

         

             

                                              Разработан

                                                                                   творческой группой педагогов:

                                                                               Федорова Н.И.- руководитель

                                                          Усимова Н.А.

                                                         Рубцова В.А.

                                                              Ширшова Е.Ю.

                                                       Гусева О.С.

                                                         Махова Н.М.

г. Арзамас, 2014 г.

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

«Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ»

Структура проекта

Характеристики

1.

Название

Проект «Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ»

2

Актуальность

1. Повышение заинтересованности родителей в  партнерском взаимодействии для  успешной социализации и формирования жизненной компетенции ребенка с ОВЗ. 

2.Совершенствование методической работы по освоению педагогами школы методов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями.

3

Цель

Создание условий для реализации активного сотрудничества семьи и школы на основе реализации инновационных форм взаимодействия

4

Задачи

  • разработать активные современные способы организации совместной деятельности родителей и детей;
  • обновить  систему работы по  просветительской деятельности с  родителями (законными  представителями) в соответствии с новыми ФГОСами;
  • совершенствовать формы  партнерских отношений с семьей;
  • активизировать работу органов родительского самоуправления;
  • повысить уровень участия родителей в соуправлении  ОУ;

5

Благополучатели

Учащиеся, педагоги, родители, партнеры

6

Разработчики

Творческая группа педагогов: Федорова Н.И., Усимова Н.А., Гусева О.С., Рубцова В.А., Ширшова Е.Ю., Махова Н.М., Труфакина С.С.

7

Особенности реализации

Трудности при реализации проекта:

1. Основной контингент родителей не имеет педагогического или специфического образования по работе с детьми, имеющими интеллектуальные отклонения.

2.Стереотипность массового сознания родителей, отрицающих возможные формы сотрудничества.

3.Низкий уровень мотивации и инициативы родителей к совместной деятельности и сотрудничеству со школой. 4.Недостатки действующей системы обучения родителей навыкам партнерства, принятия управленческих решений, экспертной деятельности, взаимодействия и управления в соответствии с новыми требованиями.

5.Увеличение количества родителей:

  • с низким авторитетом у детей;
  • с низким уровнем заинтересованности достижениями детей в учебной и внеурочной деятельности;
  • с  повышенным  уровнем требований к сопровождению детей со сложным дефектом развития и детей, обучающихся на дому.

6. Завышенная оценка   родителями особенностей психофизического состояния детей с ОВЗ, их возможностей, методов их воспитания и обучения.

8

Сроки реализации

01.09.2014 – 31.08.2018

9

Подготовительный этап

  1. Создание творческой группы для реализации проекта.
  2. Анализ теоретического материала по проблеме.
  3. Выделение основных задач, методик, форм  и  оценка их эффективности.
  4. Планирование деятельности по реализации проекта.  

 5.  Установление сроков реализации проекта.

6.  Анализ, обновление банка данных по семьям и социального паспорта семей классов и школы.

7.  Организация работы по изучению социального заказа родителей школе.

8.   Подготовка перечня организационных мероприятий, оценка их эффективности.

 9.  Изучение социального заказа родителей школе.

10

Этап реализации проекта

Направление проектной деятельности

Формы

реализации

Ожидаемые результаты

Педагогический всеобуч

  • университет педагогических знаний;
  • лекций, семинары, практикумы;
  • конференции, тренинги;
  • дискуссии;
  • ролевые игры;
  • консультации (индивидуальные и групповые)
  • переписка с родителями;
  • посещение семьи;
  • родительские собрания;
  • открытые уроки;
  • педагогическая мастерская.

1.Создание системы помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ, в предупреждении негативных проявлений у детей.

2. Повышение педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей с ОВЗ.

3.Создание в образовательном учреждении единого информационного пространства для родителей, педагогов, учащихся.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  • работа  кружков, секций, клубов;
  • участие в совместных творческих делах;
  • помощь в укреплении материально-технической базы;
  • родительский патруль;
  • дни здоровья;
  • дни открытых дверей;
  • выставки семейного творчества;
  • походы выходного дня;

экскурсии;

  • презентация опыта семейного воспитания;
  • вечера вопросов и ответов;
  • родительский клуб;
  • родительский ринг;
  • наглядные методы;
  • фотоконкурсы, фотопанорамы;
  • индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.

1. Раскрытие творческого потенциала родителей.

2. Создание системы массовых мероприятий с участием родителей, работы по организации совместной общественно-значимой деятельности.

3. Участие родителей в учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работе школы.

4. Активное вовлечение в воспитательную работу школы родительской общественности, основанное на партнерских отношениях.

Участие родителей и общественности в управлении школой

  • координационный совет;
  • общешкольный родительский комитет;
  • попечительский совет (Постановление правительства Российской Федерации от 10.12 1999г. № 1379 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»);
  • классные родительские комитеты.

1.Выявление родительского актива и вовлечение его в управление школой.

11

Итогово - обобщающий этап

1.Анализ:  анализ результатов, подведение итогов.

2.Прогноз: планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

3.Обобщение методических материалов проекта.

12

Мониторинг реализации проектной деятельности

1.Отслеживание: мониторинг, диагностика  эффективности реализации проекта:

  • уровень удовлетворенности образовательным процессом;
  • уровень участия родителей в общественной жизни школы;
  • уровень активности родительского актива в управлении образовательным процессом.

Критерии оценки

эффективности реализации проекта

Количественные

Качественные

Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью

Степень доверия родителей школе

Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы

Контроль  за успеваемостью учащихся со стороны родителей

Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др.

Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот

Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями

Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей

Наличие организационной структуры в работе с родителями

Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах

Конкретные дела родителей, помощь школе и классу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский.

Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству,  вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство.  Главное в этой деятельности  - объединение усилий общеобразовательного учреждения и семьи,  совместная работа которых может гарантировать качество образования, успешную интеграцию и  адаптацию ребенка в обществе.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. В основе союза взрослых  должно быть  единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов, совместное  решение возникающих проблем.

К ним  следует отнести:

  • не готовность родителей сотрудничать со школой;
  • не готовность школы поделиться своими управленческими функциями с родителями;
  • не совершенная  система  родительского всеобуча;
  • недостаточное  использование активных форм организации нормативного, психолого-педагогического просвещения родителей, повышения  их культурно-образовательного уровня;
  • недостаточное  понимание родителями необходимости участия  в учебно-воспитательном процессе школы и класса.

Взаимного сотрудничества  можно достичь при условии создания открытых воспитательных систем, способных обеспечить содействие семье других социальных институтов, государственных и общественных учреждений, оказать всестороннюю помощь в решении её насущных проблем, организации психолого-педагогической поддержки семье. Наиболее успешно взаимодействие  складывается, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу, что они равноправные субъекты социального воспитания и  образования  детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Организация сотрудничества родителей и школы  на основе единой педагогической позиции происходит  через:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • включение родителей в совместную со школой  деятельность с детьми;
  • правовое просвещение родителей;
  • оказание помощи родителям в семейном воспитании;
  • оказание родителями материально- финансовой помощи школе;
  • совместная со школой организация социальной защиты детей;
  • организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия между учителями и родителями являются доверительные партнерские взаимоотношения,  при которых   у родителей возникает  интерес к процессу учебно-воспитательной деятельности школы,   потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом.

Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

Вторым немаловажным условие является вооружение семьи нормативными,  педагогическими знаниями и умениями через   «Университет педагогических знаний», как  одной  из форм просвещения родительской общественности.

Организация занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу «Университета» вовлекаются не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики.

Третье условие -  взаимодействие социальной службы с семьями. Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

  • изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
  • знакомство с бытовыми условиями учащихся;
  • составление социального паспорта семей;
  • составление программ совместных действий.

Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.

Четвертое направление - вовлечение родителей в органы школьного соуправления. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы.

Нельзя не отметить неоценимую помощь родителей в укреплении материально-технической базы школы, оснащении учебных кабинетов,  помощь во взаимодействии со спонсорами.

И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая  друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.

Поэтому одним из направлений, составляющих программу развития школы, стал проект «Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ».

Цель проекта:

Создание в образовательном учреждении оптимальных условий для активного и продуктивного сотрудничества семьи и школы на основе реализации инновационных форм взаимодействия.

Задачи:

  • активно осваивать и внедрять современные способы организации совместной деятельности родителей и детей;
  • обновить систему просветительской работы  родителей (законных  представителей) в соответствии с новым ФГОС для  учащихся с ОВЗ;
  • совершенствовать формы  партнерских отношений с семьями учащихся;
  • активизировать работу органов родительского самоуправления;
  • повысить уровень участия родителей в управлении  ОУ;
  • укреплять взаимоотношения педагогического коллектива и родителей учащихся через расширение сферы партнёрства.

Основные условия  реализации проекта «Школа социально активного и эффективного родителя ребенка с ОВЗ»:

  • активное вовлечение семьи в учебно–воспитательное  пространство школы;
  • переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;
  • осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;
  • родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

Сроки реализации проекта:

   01.09.2014 – 31.08.2018.

Мониторинг реализации проекта:

I этап – вводная диагностика, направленная на определение ожиданий родителей от школы, анализ уровня удовлетворенности родителей работой школы и характера воспитания ребенка в семье.

II этап – промежуточная диагностика, которая предполагает проведение качественной и количественной оценки родителями и педагогами эффективности реализации проекта.

III этап – итоговая диагностика, которая направлена на определение уровня реализации проекта в текущем учебном году и выявление динамики по всем годам реализации проекта.

Мониторинг реализации программы осуществляет творческая группа педагогов при координирующей роли педагога-психолога.

Результаты мониторинга отражаются в сравнительных диаграммах и заключениях педагога-психолога и подводятся на итоговом совещании педагогического коллектива при директоре.

В качестве диагностического инструментария используются разработанные педагогами опросники и адаптированные варианты следующих психологических и педагогических методик:

Вводная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

  • Методика А.А. Андреевой « Ожидания от школы»
  • Методика Е.Н.Степанова «Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг
  • Социальная активность
  • Методика В.В.Бойко «Эмоционального выгорания»
  • Методика О.А.Кабановой «Проба на совместную деятельность»
  • Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга и В.В. Столина
  •  Методика Е.Н.Степанова «Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг»
  •  Методика Е.Н.Степанова «Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг
  • Статистический анализ «Участие родителей в УВП»
  • Статистический анализ «Уровень участия родителей в жизни школы»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 четверть

2 четверть

  1. четверть
  1. четверть

1.Формирование команды реализации проекта.

2.Вводная диагностика семей учащихся:

  • ожидания от школы;
  • ключевые компетенции родителей;
  • социальная активность;

3.Составление информационного банка.

4.Комплектование целевой группы родителей - родительский актив

4.Тренинг родительского актива «Сплочение».

1.Семинар-практикум «Методика ведения обучающих семинаров для учащихся, родителей и других пользователей системы «Дневник.ru», различения в интерфейсах, права доступа к информации».

2.Оформление соглашений на размещение личной информации учащихся.

3.Тренинг родительского актива «Социальные навыки».

1.Мини-проект «Семейная академия».

2.КТД «Семейные традиции».

3.Общешкольное родительское собрание «Участие родителей в общественно-государственном управлении ОУ».

4.Тренинг родительского актива «Работа в команде».

1.День открытых дверей.

2.Мониторинг активности родителей.

3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами.

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 четверть

2 четверть

  1. четверть

4 четверть

1.Вводная диагностика семей

«Ожидания от школы»,

« Воспитательный потенциал семьи»

2.Обновление информационной базы.

3.Корректировка состава родительского актива

4.Семинар- практикум «Психолого-педагогическая компетентность родителей детей с ОВЗ»

1.Тренинг «Эмоциональное сплочение родительского актива».

2.Круглый стол «Жизнь ребенка и его успехи в школе»

1.Семинар «Медиакультура

Родителей - эффективный способ воспитания и обучения   ребенка ОВЗ»

2.КТД  (год литературы)

3.Общешкольное родительское собрание

1.День открытых дверей.

2.Мониторинг активности родителей.

3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами.

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 четверть

2 четверть

3 четверть

  1. четверть

1.Вводная диагностика семей учащихся:

«Ожидания от школы».

«Характер родительского отношения».

2.Обновление информационной базы.

3.Корректировка состава родительского актива

4.Мини-проект «Семейные традиции»

1.Фотоконкурс «Секреты бабушек и дедушек».

2.Выставка поделок «Мир наших увлечений»

3.Общешкольное родительское собрание «Семейные традиции» (по результатам совместного проекта родителей и учащихся).

1.КТД

«Ярмарка профессий»

(по результатам совместного проекта дети, родители, педагоги)

1.День открытых дверей

2.Мониторинг активности родителей

3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами

2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 четверть

2 четверть

3 четверть

  1. четверть

1.Вводная диагностика семей:

«Ожидания от школы»,

«Характер родительского отношения»

2.Обновление информационной базы.

3.Корректировка состава родительского актива

4.Ролевая игра «Самоуправление-это круто. Формирование готовности родителей к инновационной деятельности в условиях ФГОСов»

1.Мини-проект «Семейные ценности»

2.Общешкольное родительское собрание «Семейные ценности» (по итогам реализации проекта)

1.КТД  «Ярмарка профессий»

1.День открытых дверей

2.Мониторинг активности родителей

3.Мониторинг удовлетворенности родителей образовательными услугами

Ожидаемые результаты реализации проекта

Количественные

Качественные

Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью

Степень доверия школе

Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы

Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей

Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др.

Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот

Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями

Использование форм работы с семьей, повышающих  активность родителей

Наличие организационной структуры в работе с родителями

Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах

Конкретные дела родителей, помощь классу и школе

Следует отметить,  процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов  без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний,  успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога и администрации, стилем и тоном их отношений.

Литература.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2001.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б.  Почему учиться трудно? М., 1996.
  4. Воликова Т. В. Учитель и семья. - Москва, 1997.
  5. Гейко В.А. «Роль семьи в развитии школьных успехов». Начальная школа, №3, 1999.
  6. Гребенщиков И. В. Школа и семья. - Москва, 1995.
  7. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М.: Просвещение, 1990.
  8. Лернер П. «О жизненном самоопределении школьника». Домашнее воспитание, №5, 2002.
  9. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. - Москва, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность (опыт работы)

Данная презентация представляет опыт применения метода проектов в начальной школе. Ниже приведены слайды из презентации.  Proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_mladshih_klassov3.jpg Proektnaya_deyatel...

ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ.

Презентации, проекты вошли в школьную жизнь и сейчас без них невозможно представить урок, школу....

Совместная проектная деятельность учителя, учащихся и родителей во внеклассной работе. Путешествие по сказкам Чуковского.

Чем увлечь ребенка? Как увлечь ребенка? Что предложить такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа тебе на встречу?...

"Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями".

Выступление на семинаре по теме "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"...

Презентация "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"

Презентация к выступлению на семинаре "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"...

Проектная деятельность по работе с родителями в ДОУ "Тесное сотрудничество"

Семья– уникальный первичный социум,  дающий  ребенку  ощущение психологической     защищенности,     «эмоционального     ...