Особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
материал

Мызина Ирина Владимировна

Выступление на конференции (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myzina_i.v._seminar.docx94.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мызина Ирина Владимировна,

 воспитатель группы продлённого дня,

учитель начальных классов,

ГБОУ гимназии №11

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Тема: Особенности организации проектной деятельности в  работе с младшими школьниками (из опыта работы)

  Сегодня в образовании мы сталкиваемся с проблемами: изучая материал по разным предметам, дети до конца его не понимают, так как это знание не пропущено через призму собственного опыта ребёнка; дети не могут применить это знание на практике; низкий уровень самостоятельности детей в учебном процессе. «Понять – значит уяснить себе, уразуметь смысл чего-нибудь, начать понимать, постигнуть» (Толковый словарь Ушакова). И этот путь понимания начинается только с собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой.

  Задача школы подготовить человека мыслящего, знающего, умеющего самостоятельно добывать знания, а главное, применять их в жизни. Существует множество разных технологий, которые помогают овладевать этими умениями.

Помочь понять мир, призвана, в том числе, и проектная деятельность. В современных учебниках введено большое количество проектов, проектных задач. Но для осуществления проекта иногда требуется больше времени, чем урок, поэтому проекты мы, чаще всего, выполняем в группе продлённого дня.

В процессе проектной деятельности у младших школьников происходит развитие таких умений, универсальных учебных действий как:

  • исследовательских,
  • проектировочных,
  • экспериментальных,
  • информационных,
  • презентационных,
  • коммуникативных,
  • технологических,
  • рефлексивных,
  • оценочных,
  • умения решать поставленные проблемы и т. д.

Любой школьный проект имеет следующую структуру:

1. Анализ ситуации (относительно которой появляется необходимость создать новый продукт – идея проекта), формулирование замысла, цели (конкретизация проблемы), выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в задачу или серию задач.

2. Выполнение (реализация проекта): планирование этапов, планирование возможных средств решения задач.

3. Собственно реализация проекта.

4. Подготовка итогового продукта, обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров и т. д.). Сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов, оформление результатов, выводы.

  Если короче,  проект – это «пять «П»: проблема, планирование (проектирование), поиск информации, продукт, презентация продукта.

Чтобы проектная деятельность младших школьников была более эффективной, необходимо учитывать следующее:

1. Проект для детей должен быть посильным и вызывать у них интерес (должны учитываться возрастные особенности).

2. При распределении ролей необходимо учитывать индивидуальные психолого-физиологические особенности детей (гиперактивность, стеснительность, боязнь выступать на публике…).

3. На протяжении всего проекта необходимо поддерживать заинтересованность детей. Дети быстро «загораются» - включаются в проект, но так же быстро «потухают» - устают. Надо мотивировать детей и поощрять их даже за незначительные успехи. Чтобы было интереснее надо проводить социальные акции, экскурсии, наблюдения…

4. Учитель должен предоставлять детям большую самостоятельность, сам выступая в роли консультанта или помощника.

5. Не создавать большие группы, иначе ребёнок может «потеряться» среди более активных и не сумеет себя проявить.

6. В начальной школе к работе над проектами часто привлекаются родители (особенно в 1-2 классах). Важно объяснить им, в чем заключается их роль: мотивация, совет, помощь в сборе информации и оформлении работы. Главное, чтобы они не выполняли работу за ребёнка. Об этом мы говорим на индивидуальных консультациях.

7. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей (проблема должна быть лично-значимая или социально-значимая, знакомая школьникам).

8.Темы проектов должны относиться к практическим вопросам, требующим привлечения знаний учащихся не по одному предмету (интеграция из разных областей).

  Работая с детьми в группе продлённого дня, я опираюсь на пособия: РОСТ книга «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект (авторы: Сизова, Селимова). Из этих пособий беру теоретическую часть, рассказываю детям из каких частей состоит проект, как правильно искать информацию, презентовать свою работу, ставить задачи и строить план проекта, как научиться слушать собеседника, работать в группе, паре, отстаивать свою точку зрения…

Сизова, Селимова - Учусь создавать проект. 1 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС обложка книгиСизова, Селимова - Учусь создавать проект. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС обложка книгиСизова, Селимова - Учусь создавать проект. Рабочие тетради для 3 класса. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС обложка книги Сизова, Селимова - Учусь создавать проект. 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС обложка книги 

   Если на уроке выдвигается проблема, составляется план, то вторая половина дня отводится для осуществления замыслов, подготовке материалов,  подготовке презентаций проектов. Снова на уроке всем классом смотрим конечный результат.

   Расскажу о нескольких проектах, к которым дети подошли творчески, проявив самостоятельность,  где дети видят результаты своего труда.

Уже в 1-ом классе выполняем краткосрочные проекты, с быстрым получением проектного продукта: «Азбука», «Генеалогическое древо – моя семья», «Путешествие по Васильевскому острову», «Собака - друг человека». Темы детских проектов я выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Выбираем творческие и образовательные проекты.

   Во втором классе учащиеся уже владеют навыками письма, некоторыми навыками работы с дополнительной литературой, работают со словарями и энциклопедиями. Мы делали такие проекты: «Мир глазами братьев наших меньших», «Солнечная система», «Сочини сказку». Результаты своей работы дети представляли в виде сообщений, альбомов, устных журналов, выставок поделок, рисунков.

   В третьем классе работаем с практико-ориентированными и социальными проектами. Работа над проектом осуществляется по группам. Проекты «Как вести себя в библиотеке» (памятка), «Названия улиц Санкт-Петербурга», «Зимушка-зима», «Кормушка для птиц». «День учителя». Постановка Новогодней сказки «Золушка на новый лад». В условиях коронавирусных ограничений, когда нельзя было собирать родителей, мы создали фильм-сказку и записали её на видео. Это был творческий проект.  Дети были на экскурсии на Ленфильме, в Мюзик-холле Санкт-Петербурга, знакомились с профессиями: артист, режиссёр-постановщик, звукооператор, костюмер, художник по гриму.

   В четвёртом знакомимся с научно-исследовательскими проектами. Учимся ставить цели, определять объект и предмет исследования, планировать работу над проектом, оформлять проект, продумывать способы презентации своей работы, участвуем в школьных научно-практических конференциях. Проекты: «Мифологический словарь» (учебное пособие, презентация). «Экскурсия по любимым местам Санкт-Петербурга» (мероприятие для детского сада). Фотогазета «Зелёное кольцо славы». Проект «Дневник путешественника – «Россия – сказочная страна».

  Проекты в начальной школе не такие большие и серьёзные как у старшеклассников. Проектная деятельность предоставляет ребёнку широкое поле новой для него деятельности, расширяет круг его интересов, повышает уровень его познавательной активности, формирует его убеждения. Происходит формирование у детей личностных качеств (самостоятельность, усидчивость, доброжелательность, внимательность). У детей развиваются познавательные интересы. При этом данный метод помогает в сплочении коллектива. Этот метод формирует огромное количество умений и навыков,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД через проектно исследовательскую деятельность младших школьников (из опыта работы)

В данной статье описывается работа по формированию универсальных учебных действий через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников....

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Организация проектной деятельности на уроках младших школьников.

Тема выступления на методическом семинаре...

Проектная деятельность как средство формирования УУД младших школьников. (Из опыта работы Пупыниной Л.Н.)

Какие же УУД формируются в процессе работы над проектом?1.    Регулятивные УУД формируются на этапах:-нахождения проблемы;-выдвижения гипотезы;-постановки цели.2.    Позн...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Проектная деятельность :роль проектных задач в развитии мышления младших школьников (из опыта работы воспитателя ГПД)

Одним из важных направлений работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...