Организация проектной деятельности на уроках младших школьников.
методическая разработка на тему

елизаветаигоревнапирка

Тема выступления на методическом семинаре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._seminar.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности на уроках младших школьников.

    На современном этапе перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной личности, способной к осмыслению жизни , преобразованию общества. Таким образом, необходимо построить образовательный процесс так, чтобы обучающийся находился в активной позиции познающего, ошибался и искал пути выхода из сложных учебных и социальных ситуаций, совершал выбор, нес за него ответственность.

  •    На мой взгляд, проектная технология способствует формированию у обучающихся высокой познавательной активности, самостоятельности, ответственности, а главное – умение работать в команде, находить компромиссы, добиваться результатов. Проектная технология   может применяться и на уроках, и во внеурочной деятельности, и во внеклассной работе.
  •  Метод проектов – способ достижения цели, через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым результатом.

  Конечно, идея проекта  не является новой в мировой педагогике. В начале 20века в США его называли и методом проекта, и методом проблем. Разработчиком данного метода был американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они были убеждены, что обучение должно строиться через целесообразную деятельность ученика с ориентацией на его личный интерес именно в этом знании.

  Требования, которые предъявляются к проекту известны. (показ слайда)

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации.

4.Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.

5.Проект требует на завершающем этапе презентации своего  продукта.

 Учебные проекты могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Я начинаю заниматься проектно-исследовательской деятельностью с 1 класса. С второклассниками и третьеклассниками чаще используем групповые формы работы. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими обучающимся уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. 

В своей практике  реализую следующие типы проектов:

  • творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма ), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  • ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать ,таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нём; ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  • практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

 Вначале работы над проектом знакомлю родителей и выдаю детям  памятки ( показ слайда) следующего содержания:

  1. Не ограничивай собственных исследований.
  2. Действуй и  не бойся совершить ошибку.
  3. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов.

  Применяя проектную технологию, реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология  делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным

Этапы проекта или «Шесть ППП». 

Проблема 

Проектирование (планирование)

Поиск информации  

Продукт 

Презентация

Портфолио

Когда родители спрашивают, где найти темы для детских проектов, отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу несколько примеров проектов: « Достопримечательности Таганрога», «Моя Родина»,  «Белая черемуха под моим окном…», « Тихий Дон», «Секрет книжки-малышки», «Удивительные растения», «Ростовская область-часть России», «Речевой этикет», «Грамматика Зимы»,  «Животный  и растительный мир нашего края», «Водоемы Ростовской области», «Великие открытия человечества», «Солнечная система», «Семейное древо»,  «Былинный богатырь Илья Муромец»,  «Меры длины в сказках», « Юный инспектор дорожного движения».

Самый лучший вариант, если тема проекта вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.

В мой класс в этом году перешло пять новых учеников,  некоторые переехали из других городов. Николай до этого года проживал на  острове Сахалин. Он часто вспоминает, рассказывает  о своей Родине , о ее красоте и хотел познакомить ребят с  ней. У него возникла идея создать   проект «Моя родина Сахалин» . Ребята из класса в ответ  решили познакомить новых ребят с памятными местами нашего города,  провести дистанционно экскурсию,  чтобы Таганрог стал  нашим  общим любимым местом проживания, так  появилась тема проекта «Достопримечательности Таганрога».

            К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Проектная деятельность  приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту,  знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Ребята ведут себя по-разному: одни  активно ищут информацию для своих исследований в библиотеках, по  Интернету, другие привлекают к своей работе родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Такие ребята, чувствуя свою значимость, стараются помочь учителю и вовлекаются в исследовательскую работу проекта.

        Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление проекта с использованием информационных технологий, так как родители ищут готовый текст или пишут его за ребенка, поэтому собираю сама и привлекаю к этой работе родителей , обучающихся копилку рисунков, картинок, иллюстраций, которыми можно пользоваться при оформлении проектов.

       Интересна и коллективная проектная  работа обучающихся  непосредственно на уроках. Обучаю своих ребят использовать исследовательские методы при проведении интегрированных уроков, во внеурочной деятельности. Например, мы провели уроки-исследования  «Безударная гласная в корне слова», «Как предсказывают погоду народные предметы»,  «Местоимение — часть речи» и другие.

        Выполняя проекты  в группах, дети разного уровня подготовки и способностей имеют возможность развить лидерские качества, успешнее учиться.

         Защита проекта - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию школы, родителей обучающихся других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов... В нашем классе на конкурсе проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

Проектная деятельность в обучении младших школьников.

Что такое проект для учителя? Что такое проект для ученика? Какие общеобразовательные навыки развиваются в процессе выполнения проектов? Классификация проектов. К выступлению имеется презентация....

Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника с ОВЗ

Метод проектов сегодня относится к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в окружающем мире. Метод творческого проектирования ориентирован на средние и старши...

Проектная деятельность в обучении младших школьников

Отчет по самообразованию  "Проектная деятельность в обучении младших школьников"...

Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.Местный материал очень важен при установлении связи и...