Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)
статья (3 класс) по теме

Губина Елена Михайловна

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособиям для учителей, родителей и детей "Все узнаю,все смогу"авторов: А.В,Горячева,Н.И.Иглиной,а также по рабочим тетрадям Р.И.Сизовой  ,Р.Ф.Селимовой "Учусь создавать проект",являющегося инновационным пособием

для детей.Также вы познакомитесь с интересной  работой учеников 3 "Г" класса над  познавательным  проектом "Море".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iz_opyta_raboty.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                   Статья на тему:

«Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников».    

                     (Из опыта работы)

Современное российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально-экономическими преобразованиями в России и общемировыми тенденциями перехода от индустриального общества к информационному.

Задачами  современного школьного образования  являются: формирование коммуникативной и информационной компетенции, обучение через желание,

 изменение отношений учитель- ученик, применение знаний на практике.

Главная задача школьного образования сегодня-это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях

Одним из средств формирования такой личности призван компетентностный   подход к целям, содержанию образования ,организации образовательного процесса и оценке достижений учащихся.

В связи с этим актуальна  в наши дни идея повышения эффективности обучения младших школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности, такой как проектная деятельность,

Таким образом организация проектной деятельности учащихся становится все популярнее

и актуальнее в современной образовательной практике, не только у старшеклассников, но и в первую очередь у младших школьников, и не только в урочной, но в внеурочной деятельности, именно поэтому я выбрала эту тему для своей методической работы.

Для организации и проведении такого рода деятельности применяется метод проектов

и существует научная дисциплина «Управление проектами»

Большое значение имеет формирование учебной самостоятельности младших школьников

в процессе организации проектной деятельности.

В процессе самостоятельной работы учащихся включается личностная  мотивация начинается процесс творчества, процесс самостоятельной мыслительной работы.

Руководители  и методисты программы «Школа 2100»,такие как  Р.Н.Бунеев, М.В.Дубова, А.В.Горячев, Н.И. Иглина,  выпустили интересные практические пособия: пособие для учителя начальных классов: «Организация проектной деятельности младших школьников», а также  и пособие, предназначенное для учителей, детей, родителей:

«Все узнаю, все смогу» руководствуясь которыми в этом учебном году я организовываю и  провожу работу над проектами со своими учениками  во 3 «Г» классе

 ГБОУ СОШ  2100 во внеурочной деятельности.

Эти пособия сыграли важную роль в освоении работы над проектами и были ориентированы на формирование универсальных учебных действий.

Особенно интересно и познавательно идет работа у нас с  детьми по пособию «Все узнаю, все смогу»,так как  популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни учеников класса позволяли объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах, их видах и организовать работу над ними.

Особое внимание уделяю  работе с источниками информации поэтому проектная деятельность осуществлялась в два этапа: 1) работа над темой (сбор и обобщение сведений) и 2)работа непосредственно над проектом.

За занятиях по внеурочной деятельности ученики работают по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект» под редакцией Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой –по инновационному пособию для будущих проектантов.

Каждое занятие постепенно знакомит учеников с проектной технологией ,с алгоритмом

построения проекта, с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

В процессе работы  мы выяснили, что под проектом подразумевается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета.

По определению АВ Горячева: « Проект - уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение  взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений».

 По определению НИ Иглиной: «Проект - работа, которая должна завершиться определенным оригинальным результатом, новым ярким решением».

Целями  проекта являются:

1)Достижение успешности, альтернативной учебной.

Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения

2)  Формирование общеучебных организационных умений

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

3) Формирование общеучебных умений поиска сведений

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации,  использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

4) Формирование творческих общеучебных умений

 Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

5) Применение полученных знаний

Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.  

6) Привлечение родителей.

Привлечение родителей необходимо  для  установления взаимопонимания и взаимной работы.

 Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.

Работа над проектами – способ формирования общих учебных умений (УУД):

-организационных (регулятивных)

-интелектуальных (познавательных)

-оценочных (личностных)

-коммуникативных

На занятиях по внеурочной деятельности, работая по рабочей тетради я знакомлю

учеников с методами проектно-исследовательской деятельности, которые они в дальнейшем применяли в своей работе над проектом:

      1)Подумать самостоятельно

2)Посмотреть книги  о том, что исследуешь

3)Спросить у других( у взрослых)

4)Познакомиться  с кино и телефильмами по теме своего исследования.

5) Обратиться к компьютеру, посмотреть в  компьютерной сети Интернет.

6)Наблюдение

7)Анкетирование

8)Опрос

Существуют  особенности организации проектной деятельности:

 I. Двухкомпонентная система организации проектной деятельности.

Работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Делаем. Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.
По завершении представляют готовые проекты.

II. Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой.

Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов

Существуют определенные этапы проектной деятельности.

1)Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.

2)Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.

3)Поиск информации по выбранным детьми темам.

4)Завершение работы над темой -оформление найденных сведений.

5)Выбор учениками проектов.

6)Работа над проектами.

7)Презентация проектов. 

 Работая  и изучая  пособие Н.И. Иглиной и А.В.Горячева мы выяснили какие бывают проекты:

Классификация проектов:

I По результату:

А) изделие

Б)мероприятие

В)знания

Г)решенная проблема

II По времени:

А) краткосрочные

Б)длительные

III По количеству участников

А)индивидуальные

Б)групповые

В)коллективные

В зависимости от этого проект может быть индивидуальный, групповой и коллективный. 

Особенность проектной деятельности в том,  что нет постоянной иерархии:

Командиров, главных конструкторов, режиссеров. Главным на проекте может стать любой ребенок, так как мы работали одновременно над несколькими проектами.

А теперь я хочу рассказать, как я организовывала проектную деятельность и как мы  вместе с детьми и непосредственном участии родителей работали над  своим проектом в этом учебном году:

 

 Этапы  нашей проектной деятельности:

1)Выбор общей темы

Меня  и детей заинтересовала тема: «Море», речь о морях у нас зашла на одном из занятий по внеурочной деятельности  в начале сентября месяца, когда дети вернулись с отдыха после летних каникул. Однако это очень широкая тема, поэтому посоветовавшись с родителями и детьми, мы решили ,что каждый выберет себе индивидуальную тему проекта.

 2) Выбор своей индивидуальной подтемы

  Затем  на следующем из  занятий  по проектной деятельности я предложила детям     заманчивую россыпь под тем общей темы «Море ».

 Каждый из учеников нашего класса выбрал  самостоятельно свою индивидуальную подтему общего проекта «Море».

 Так Косякин Егор, Кудряшова Екатерина, Захарченко Григорий, Слободянюк Ксения  выбрали подтему: «Черное море», Буторова Елена выбрала подтему: «Цветные моря»,  Беланова Ксения и Иванова Валерия выбрали  подтему: « Украшения со дна моря»,Ефимов Егор и Фендт Тимофей  выбрали подтему: « Кругосветные путешествия», Николаев Алексей, Елистратов Кирилл выбрал подтему: « Море в древних мифах», куклы», Волуевич Сергей и Катков Михаил выбрали под тему: « Флот: история и современность»,  Железнов Савелий и    выбрали подтему: «  Подводная археология»,

Федулова Анастасия выбрала и Горностаева Анастасия выбрали  подтему: « Море на кухне»,Лайко Егор и Данилин Сергей  выбрали подтему:  «Морские баталии»,      Ермалюк Маргарита и Гетманова Ольга выбрали тему: «  Морские обитатели»

Результат этой работы: выбор учениками своей личной под темы.

3)Сбор сведений (поиск информации)

Затем дома и в школе дети самостоятельно искали информацию ,пользуясь различными источниками: книгами, энциклопедиями, словарями, Интернет-ресурсами   по теме своей подтемы  при активном участии родителей ,так  сведения собирались из наблюдений  и на экскурсиях и при посещении выставок и кукольного театра им С. Образцова.

(Предварительно с родителями на родительском собрании была проведена беседа

о необходимой помощи родителей в работе над проектом и в формировании у детей

самостоятельности в работе над проектом)

Этот этап занял занимает 1-2 недели, результатом  были найденные сведения

4)Завершение работы над темой 

Над  этой подтемой каждый   из детей самостоятельно  работал: находил   нужные , интересные сведения, выделял   самое важное, а затем  с помощью родителей  заносил избранные сведения  на   листок отчета, оформлял его и предоставлял готовый листок отчета -лист единого формата (А4)

На этих листах были иллюстрации, простые схемы, фото ,зарисовки, текст написан крупным четким шрифтом или напечатан на компьютере.

Результатом были: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе  альбом с оглавлением, созданный учителем или родителями.

5)Выбор  учениками проектов

Работа на этом этапе начиналась с обзора мною возможных проектов.

  Многие дети выбрали индивидуальный проект, были и групповые проекты,

один проект был коллективный.

Ученики нашего класса: Слободянюк Ксения, Кудряшова Екатерина, Косякин Егор и Захарченко Григорий под моим руководством и при непосредственном участии своих родителей  решили  работать над своим групповым проектом: «Черное море».

 Результат: выбранные детьми проекты

6)Работа над проектом

Работа проводилась   в школе во внеурочное время и дома, при активном участии родителелей. 

Дети  учились   на занятиях по внеурочной деятельности:

-составлять паспорт проекта- краткое описание проекта,

-составлять анкеты для проекта

  (Анкетирование-проведение письменного опроса с помощью разработанной анкеты)

-создавать постер- и мини-постер -стендовый  вариант представления проекта.

7) Представление результатов

На занятиях по внеурочной деятельности, работая по рабочей тетради «Учусь создавать проект» каждого ученика учила делать мини-сообщение, выступать

в течение семи минут перед своими товарищами и незнакомой аудиторией, с презентацией своего проекта.

Во время этого сообщения дети будут  рассказывать о целях,

задачах своего проекта, раскрывать основное содержание проекта, делать выводы.

Затем представление результатов будет происходить  на Научно-практической конференции ,где будет происходить конкурс проектно-исследовательских  работ, где ученики нашего класса: Кудряшова Екатерина, Слободянюк Ксения, Захарченко Григорий, Косякин Егор под моим руководством и при непосредственном  активном участии своих родителей  представят  с помощью презентации  свой коллективный проект: «Черное море» и   предоставят  свой альбом «Тайны и загадки морей»,  а также поделки и рисунки, изображающие  море ,морское дно ,морских обитателей, сделанные самостоятельно и дома, и в школе, пластилина, теста и природных материалов.

Также результатами нашего проекта стали:

Поделки:

- поделки из пластилина ,природных материалов и теста  на тему:  «Морские обитатели»,Макет корабля»,

 - панно  и коллаж на тему: «Морское дно»

- рисунки про Черное море и его обитателях

-альбом «Тайны и загадки морей»

-стихотворение собственного сочинения «Черное море,мое!»

-кроссворд про Черное море ,придуманный учениками  и их родителями

-Тест по окружающему миру для учеников 3-их классов на тему: «Что я знаю о Черном море?»

Мероприятия:

-выставка поделок и рисунков из природного материала, пластилина и теста

-тестирование среди обучающихся 3-их классов

 Исследование:

-выращивание кристаллов

Решение проблем:

Экологическая проблема Черного моря и пути ее решения

Мы работаем над несколькими проектами одновременно.

Наши проекты по времени оказались длительные(мы работали  с сентября по февраль месяц),по направленности проекты были  исследовательские, творческие и информационные, по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективный.

В заключении хочу сказать, что нами была проделана большая серьезная работа  по работе над нашим  проектом  в  непосредственном сотрудничестве с учениками и родителями, и при их активном и заинтересованном участии и только благодаря этому

достигнуты серьезные результаты в формировании учебной самостоятельности младших школьников ,как условия организации проектной деятельности учащихся на занятиях по внеурочной деятельности.

В результате хочу отметить, то в течение  этого учебного года  мною проводилась большая серьезная работа по организации и проведении проектной деятельности во 3 «Г» классе на занятиях по внеурочной деятельности и она дала свои серьезные результаты  и продукты деятельности благодаря совместной дружной работе: учеников,  родителей и учителя.

Работа прошла успешно благодаря заинтересованному отношению детей к нашим занятиям и неравнодушному отношению родителей к нашей работе.

Я довольна тем, что в начале учебного года выбрала своей методической темой - тему:

«Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности» ,потому что эта тема актуальна и интересна в наше время и открывает большие возможности для ее реализации на практике, которые мы с учениками

использовали и будет в дальнейшем использовать  в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Развитие творчества и самостоятельности, формирование исследовательских умений младших школьников (из опыта работы)

В процессе исследовательской деятельности ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработ...

"Личная концепция профессионально-педагогической деятельности по формированию каллиграфических навыков младших школьников (обобщение опыта работы)

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и п...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...