Главные вкладки

    Рабочая программа (1 класс) на тему:
    Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "Секреты грамматики"

    Пономарева Оксана Валерьевна

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики»  имеет предметную направленность в области русского языка.

    Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sekrety_grammatiki.doc144 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты грамматики"

    разработана учителем начальных классов ГБОУ Школы № 281 г. Москвы  I  категории

    Пономарёвой Оксаной Валерьевной

    Пояснительная записка

      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики»  имеет предметную направленность в области русского языка.

    Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

    Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

    Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

    Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национальногосамосознания.
    В программе  реализуются следующие задачи:

    • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
    • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
    • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
    • воспитание познавательного интереса к родному языку;
    • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
    • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
    • содействие развитию речи детей.

    Формы работы:

    • Деловые игры;
    • Беседы,  викторины;
    • Исследовательская деятельность;
    • Коллективные творческие дела;
    • Смотры-конкурсы, выставки;
    • Соревнования;
    • Экскурсии

    В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

    • личностно ориентированные,
    • здоровьесберегающие,
    • развивающие,
    • информационно-коммуникационные.

    Методы обучения:

    • в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
    • в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

    Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

    Программа рассчитана  на один год обучения.

    Программа является модульной и  состоит из 4 модулей, общим объёмом 33 часа, из них теоретических 9 часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю продолжительностью 45 минут.

     Реализация программы  рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

    Возраст детей, участвующих в данной программе,  7- 8 лет

       

     В процессе изучения программы обучающиеся

          должны знать:

    1. Понятие слово. Толковый словарь.
    2. Однозначные и многозначные слова.
    3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
    4. Понятие о тексте. Тема текста.
    5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

         должны уметь:

    1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
    2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
    3. Редактировать простое предложение.
    4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
    5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

    Роль программы «Секреты грамматики» в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.

          Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

          К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

    • Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
    • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
    • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

           В коммуникативной сфере:

    • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
    • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
    • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

          В познавательной сфере:

    • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
    • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
    • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

          В ценностно-ориентационной сфере:

    • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
    • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
    • развитие чувства прекрасного;
    • умение следовать плану в своём учебном труде

    Содержание программы

     1 класс – 33 часа (1 час в неделю)

    Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

     Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

    Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

    Слово – 14 часов

    Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).  Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

    Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

    Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

    Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

    Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.

    Культура общения – 4 часа

      Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

    Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

    Текст – 10 часов

    Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

    Резерв – 3 часа

    Учебно-тематический план программы «Секреты грамматики»

    № п/п

    № п/т

    Дата план

    Дата факт.

    Тема

    Теория

    Практ.

    Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

    1

    1

    7.09

    Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

    1

    2

    2

    14.09

    Тише, громче. Регулирование  громкость речи, темп речи.

    1

    Слово – 14 часов

    3

    1

    21.09

    Слово. Лексическое значение слова.

    1

    4

    2

    28.09

     Озорные буквы

    1

    5

    3

    5.10

    Слова играют в прятки

    1

    6

    4

    12.10

    Слово и его значение

    1

    7

    5

    19.10

    Прямое и переносное значение слова

    1

    8

    6

    26.10

    Экскурсия в школьный музей

    1

    9

    7

    Многозначные слова

    1

    10

    8

    Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.

    1

    11

    9

    Тематические группы слов.

    1

    12

    10

    Наш цветной мир

    1

    13

    11

    Что на что похоже.

    1

    14

    12

    Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит»

    1

    15

    13

    Голоса природы.

    1

    16

    14

    Загадки

    1

    Культура речи – 4 часа

    17

    1

    Культура речи. Вежливые слова.

    1

    18

    2

    Пословицы.

    1

    19

    3

    Учимся рассуждать.

    1

    20

    4

    Посещение детской библиотеки

    1

    Текст – 10 часов

    21

    1

    Текст.

    1

    22

    2

    Заглавие текста.

    1

    23

    3

    Тема текста.

    1

    24

    4

    Посещение спектакля

    1

    25

    5

    Повторение пройденного.

    1

    26

    6

    Опорные слова.

    1

    27

    7

    Мы строим текст.

    1

    28

    8

    План текста.

    1

    29

    9

    План текста. Проверочная работа.

    1

    30

    10

    Праздник  «Прощай, первый класс!»

    1

    Резерв – 3 часа

    9

    21

    Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

    1. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
    2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).
    3. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001
    4. АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003
    5. Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
    6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
    7. Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
    8. 8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
    9. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
    10. Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
    11. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
    12. Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:

    http://www.nachalka.com/konkurs

    1. Познавательный портал: http://clow.ru/
    2. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
    3. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 

    Планируемые результаты

    1-й класс

    Личностные результаты:

    • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
    • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
    • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
    • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Метапредметне результаты 

    Регулятивные УУД:

    • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
    • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
    • учиться работать по предложенному учителем плану

    Познавательные УУД:

    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
    • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    Коммуникативные УУД:

    • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
    • слушать и понимать речь других;
    • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности в 1 классе в рамках ФГОС «Я - исследователь»

    Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Я - исследователь" в 1 классе....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в начальных класах " Проектная деятельность".

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальных классах....

    "Духовно - нравственное воспитание обучающихся начальных классов в ходе выполнения программ внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

    В статье раскрыта тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление...

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

    Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...