Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "Секреты грамматики"
рабочая программа (1 класс) на тему

Пономарева Оксана Валерьевна

  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики»  имеет предметную направленность в области русского языка.

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_grammatiki.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности "Секреты грамматики"

разработана учителем начальных классов ГБОУ Школы № 281 г. Москвы  I  категории

Пономарёвой Оксаной Валерьевной

Пояснительная записка

  Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики»  имеет предметную направленность в области русского языка.

Программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования,  учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национальногосамосознания.
В программе  реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.

Формы работы:

  • Деловые игры;
  • Беседы,  викторины;
  • Исследовательская деятельность;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Соревнования;
  • Экскурсии

В процессе обучения  используются следующие педагогические технологии:

  • личностно ориентированные,
  • здоровьесберегающие,
  • развивающие,
  • информационно-коммуникационные.

Методы обучения:

  • в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический;
  • в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа рассчитана  на один год обучения.

Программа является модульной и  состоит из 4 модулей, общим объёмом 33 часа, из них теоретических 9 часов и 21 практических, рассчитана на первый уровень результатов внеучебной деятельности. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю продолжительностью 45 минут.

 Реализация программы  рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время.

Возраст детей, участвующих в данной программе,  7- 8 лет

   

 В процессе изучения программы обучающиеся

      должны знать:

  1. Понятие слово. Толковый словарь.
  2. Однозначные и многозначные слова.
  3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
  4. Понятие о тексте. Тема текста.
  5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

     должны уметь:

  1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
  2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
  3. Редактировать простое предложение.
  4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
  5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Роль программы «Секреты грамматики» в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.

      Данная программа предназначена для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

      К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • Личностные результаты – общие представления о мире, осознание языка, как основного средства общения между людьми;
  • Метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младших школьников
  • Предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах русского языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово, предложение.

       В коммуникативной сфере:

  • Речевая компетенция – говорение (вести элементарный этикетный диалог в типичных ситуациях общения;
  • Языковая компетенция – фонетическое произношение и различение на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах, фразах; применение основных правил графического изображения букв, слов, предложений; употребление в речи синонимов, антонимов, многозначных  слов, расширение запаса активного словаря младшего школьника.
  • Социокультурная осведомлённость – элементарные знания из истории русского языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.

      В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного языка на уровне отдельных букв, звуков, слов, предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений, использование знаково-символических средств;
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных для младших школьников пределах.

      В ценностно-ориентационной сфере:

  • представление о русском языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  • приобщение к культурным ценностям через загадки, пословицы, сказки, литературные произведения;
  • развитие чувства прекрасного;
  • умение следовать плану в своём учебном труде

Содержание программы

 1 класс – 33 часа (1 час в неделю)

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

 Речь и её значение в жизни. Техника речи. Речь устная и письменная . Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово – 14 часов

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Многозначные слова, слова-«родственники», слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).  Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова-«родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым»сходством.

Культура общения – 4 часа

  Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

Текст – 10 часов

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Резерв – 3 часа

Учебно-тематический план программы «Секреты грамматики»

№ п/п

№ п/т

Дата план

Дата факт.

Тема

Теория

Практ.

Речь. Техника и выразительность речи – 2 часа

1

1

7.09

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи.

1

2

2

14.09

Тише, громче. Регулирование  громкость речи, темп речи.

1

Слово – 14 часов

3

1

21.09

Слово. Лексическое значение слова.

1

4

2

28.09

 Озорные буквы

1

5

3

5.10

Слова играют в прятки

1

6

4

12.10

Слово и его значение

1

7

5

19.10

Прямое и переносное значение слова

1

8

6

26.10

Экскурсия в школьный музей

1

9

7

Многозначные слова

1

10

8

Синонимы – слова-друзья. Омонимы. Антонимы.

1

11

9

Тематические группы слов.

1

12

10

Наш цветной мир

1

13

11

Что на что похоже.

1

14

12

Посещение Новогоднего праздника в ДК «Визит»

1

15

13

Голоса природы.

1

16

14

Загадки

1

Культура речи – 4 часа

17

1

Культура речи. Вежливые слова.

1

18

2

Пословицы.

1

19

3

Учимся рассуждать.

1

20

4

Посещение детской библиотеки

1

Текст – 10 часов

21

1

Текст.

1

22

2

Заглавие текста.

1

23

3

Тема текста.

1

24

4

Посещение спектакля

1

25

5

Повторение пройденного.

1

26

6

Опорные слова.

1

27

7

Мы строим текст.

1

28

8

План текста.

1

29

9

План текста. Проверочная работа.

1

30

10

Праздник  «Прощай, первый класс!»

1

Резерв – 3 часа

9

21

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь» : Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях/ - М.: РОСТ, 2011. – 2-е изд. - (Юным умникам и умницам).
  2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь: Методическое пособие. 1 класс / - М.: РОСТ, 2011. - (Юным умникам и умницам).
  3. Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки. - Кострома: 2001
  4. АрсирийА. Т., Дмитриева Т. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. - М.: «Просвещение», 2003
  5. Григорян Л. Т. Экспериментальные материалы для внеклассной работы по русскому языку. - М.: «Просвещение», 2000.
  6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: просвещение, 1990.
  7. Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1989.
  8. 8.Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.
  9. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Академия холдинг, 2002.
  10. Ушакова Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
  11. Продукция компании Кирилла и Мефодия: http://nachalka.info/
  12. Сетевые конкурсы и олимпиады для учеников начальных классов:

http://www.nachalka.com/konkurs

  1. Познавательный портал: http://clow.ru/
  2. Сайт "Лукошко сказок": http://www.lukoshko.net
  3. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 

Планируемые результаты

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты....

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Занимательная грамматика» НОО

Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Программа ...