Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Путешествие в страну Грамматика""
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Бовина Нина Михайловна

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

1) Введение.

В настоящее время перед образовательными учреждениями остро стоят проблемы:

        - формирования орфографической  грамотности учащихся;

        - формирование интереса к изучению русского языка.

 Одним из важных средств  воспитания учащегося, стремящегося к знанию русского языка, является изучение языка в занимательной форме. Предлагаемая программа занятий факультатива «Путешествие в страну Грамматики» направлена на удовлетворение этих требований.

2) Пояснительная записка.

        Представленная программа курса факультатива «Путешествие в страну Грамматики»  рассчитана на применение в образовательной школе, а также  в системе дополнительного образования при систематическом проведении занятий. Программа ориентирована на учащихся начальных классов, проявляющих повышенный интерес к изучению русского языка. Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий. Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.

Цель программы:

  • Углубленное изучение русского языка, формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и речи.
  • Задачи курса:
  1. Познакомить с такими понятиями как метаграммы, фразеологизмы. 
  2. Совершенствовать общее языковое развитие младших школьников.
  3. Обеспечить психологическую готовность учащихся к участию в предметных олимпиадах.
  4. Поддерживать интерес к разностороннему изучению  русского языка.

 Курс предусматривает разнообразные типы занятий:

- лекции;

- практикум;

- игра;

- работа с интернетными ресурсами.

3) Содержание программы.

Программа рассчитана на 17 учебных  часов: из них теоретические занятия – 5 часов, практические занятия  - 12 часов. Занятия факультатива могут проводиться 1 раз в 2 недели по 1 часу  или 1 раз в неделю по 0,5 часа (по  мере необходимости).

Занятия могут проводиться со всем коллективом, по группам или индивидуально.

Формы контроля промежуточных результатов.

Предлагаемая программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

 тесты;

 интеллектуальные игры;

 творческие задания.

Условия реализации программы.

Программа будет успешно реализована, если:

 будет усвоен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;

 будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

 будет использоваться разнообразный дидактический материал.

По окончании курса обучения учащиеся должны  знать:

▫ что означает термин «метаграмма», фразеологизм, анаграмма, шарада;

▫ способы решения грамматических задач.

По окончании курса обучения учащиеся должны уметь:

▫ решать грамматические задачи;

▫ подбирать слова на заданную тему;

По окончании курса обучения учащиеся должны применять полученные знания в жизненных ситуациях:

 использовать  полученные знания при изучении русского языка на уроках;

 грамотно говорить и писать в реальной жизни.

По окончании курса обучения учащиеся должны  иметь возможность научиться:

▫ составлять устный рассказ на заданную тему с помощью группы слов на эту тему;

▫ узнавать фразеологизмы в речи окружающих, использовать фразеологизмы в своей речи;

Содержание

Вводное занятие.(1час)

Знакомство с новым предметом. Значение русского языка в жизни известных писателей. Роль русского языка в жизни каждого человека.

Метаграммы.(3часа)

Цели и задачи:

Познакомить  с понятием метаграммы.

Содержание: Составление цепочек метаграмм  на фиксированное число замен. Повторять одно и тоже слово нельзя.  Слова должны быть существительными. Объяснение значения неизвестных слов. Использование толкового словаря.

Форма занятий: беседа, практикум, игра.

Основные понятия: метаграммы.

Фразеологизмы.(3 часа)

Цели и задачи:

Познакомить с понятием фразеологизм; формировать образность речи в процессе работы над фразеологизмами; развивать умственные, речевые, эмоциональные способности.

Содержание: Выполнение упражнений, направленных на осознание фразеологизмов и актуализацию их в речевой практике. Чтение текста, выделение из него фразеологизмов, отгадывание фразеологизмов по рисунку, объяснение значения фразеологизмов по контексту, изображение в рисунке прямого значения сочетания слов и переносного значения сочетания слов в целом.

Форма занятий: беседа, практикум, игра, рисование.

Основные понятия: фразеологизм, сочетание слов.

Слово о словах.

Цели и задачи:

Организовать деятельность учащихся по подбору слов на тему:  «Осень», «Зима», «Весна»; расширять словарный запас учащихся.

Содержание: Подбор слов на заданную тему. Значение слов. Составление коротких устных зарисовок на темы:  «Зима», «Осень», «Весна», сочинение стихотворений.

 Форма занятий: беседа, устное сочинение.

Основные понятия: тема, сочинение.

Кроссворды.(3часа)

Цели и задачи:

Дать представление о том, что такое кроссворд, как его решать.

Содержание: Знакомство с понятием кроссворд, разгадывание кроссвордов; составление своих несложных кроссвордов.

Форма занятий: беседа, практикум, игра.

Основные понятия: кроссворд.

Языковые игры.

Цели и задачи:

Познакомить с такими понятиями как ребусы, анаграммы, перевёртыши, шарады, развивать смекалку и сообразительность.

Содержание: Знакомство с тем, что такое ребусы, анаграммы, перевёртыши.  Знакомство со способами решения ребусов, анаграмм. Решение ребусов,  анаграмм, чтение перевёртышей.

Форма занятий: беседа, практикум, игра.

Основные понятия: ребус, анаграмма, перевёртыш.

Итоговое занятие.(1час)

Устный журнал «Как делаются слова»

4) Тематическое планирование.

№п/п

Название темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

 2

Фразеологизмы

1

2                    

3

3

Слово о словах. Осенние  слова.

1

1

4

Метаграммы

1

2

3

Слово о словах.

Зимние слова.

1

1

5

Языковые игры.

1

2

3

Слово о словах.

Весенние слова.

1

1

6

Кроссворды

1

2

3

7

Итоговое занятие

1

17

5) Литература для учителей.

  1. Г.М. Ставская. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся / Ставская Г.М. // Начальная школа. – 2000. - № 12
  2. Е.И. Лобчук. Усвоение фразеологизмов / Лобчук Е.И. // Начальная школа.- 1990.- №12.
  3. Т.М.Андрианова. Слово о словах. / Лобчук Е.И. // Начальная школа. – 1990. - №12.
  4. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
  5. В.Г. Махров. Метаграммы на внеклассных занятиях / Махров В.Г. // Начальная школа. -1995. -№4.
  6. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., 1964.

Литература для учащихся.

1. Маршак С. Весёлая азбука. – М., 1999.

2. Сборник загадок.  / Сост. М.Т.Карпенко. – М.,1988.

3. Сапгир Г. Забавная азбука. – М.,2007.

4. Тимофеев Б. Весёлый букварь. – Л., 1999.

5. Шибаев А. Буква заблудилась. – Л., 2009.

6. Шанский Н. М. В мире слов.- М., 2007.

7.Маршак С. Про всё на свете. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...

Программа внеурочной деятельности в 1 "Б" классе "Секреты грамматики"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики»  имеет предметную направленность в области русского языка.Программа  разработана в соответствии с требованиями Федера...

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ"

Рабочая программа внеурочной деятельности с элементами дистанционного обучения "С ГРАММАТИКОЙ НА ТЫ" для учащихся 3-4 классов....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" 3 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "В мире грамматики"

      Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен и удивителен  мир слов.     В процессе изучения грамма...