Комплексная работа и её оценивание как форма контроля освоения ООП НОО
статья на тему

Доклад на педсовете для учителей-предметников. Цель: ознакомление с формами контроля освоения ООП НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад21.11 КБ
Файл Презентация к докладу640.63 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная работа

и её оценивание

как форма контроля освоения ООП НОО

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ (слайд 2) – итоговая комплексная работа. Это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа проводится в конце каждого года обучения и позволяет оценить  сформированность универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе. Комплексная работа является основным инструментом итоговой оценки.

(Слайд 3) Цель комплексной работы –  оценка  достижения планируемых  результатов у младших школьников по междисциплинарным программам  «Чтение:   работа   с  информацией»  и  «Программа формирования  универсальных учебных  действий».

(Слайд 4) Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

(Слайд 5) При проведении комплексных работ оценивается способность учеников работать с информацией, представленной в явном и неявном виде; решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий; (слайд 6) способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; определять тему и главную мысль текста; владеть общим приёмом решения задач; способность преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу; оценивать правильность выполнения действий и т. д., т. е. мы видим, что происходит оценка метапредметных результатов. А достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Именно поэтому использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.

(Слайд 7) Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с 1-го по 4-й.

(Слайд 8) Все они имеют схожую структуру, а именно:

1) Текст разного содержания (для примера взята часть комплексной работы 2 класса).

(Слайд 9) 2) 12-20 заданий на межпредметной основе.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной (обязательной) и дополнительной.

Задания основной части направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как “учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно”. Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. 

(Слайд 10) В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельного “рождения” ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Поэтому выполнение заданий дополнительной части для обучающегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

(Слайд 11) 3) Рекомендации по оценке выполнения заданий; план комплексной работы: объект оценки умения, тип задания, максимальный балл.

Время на выполнение заданий каждой части – один урок. Работа выполняется в течение двух дней.

(Слайд 12)В работе используются разнообразные формы и типы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

- с выбором одного или нескольких правильных ответов;

- на установление последовательности и соответствия;

- со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте, следует указать местоположение предмета);

- со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

(Слайд 13)Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений.

(Слайд 14) Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.

Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Кроме того, предлагаемые работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

(Слайд 15) Обучающиеся имеют право на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и (при желании) на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высоких уровней учебных достижений.

(Слайд 16, 17) При выполнении итоговых комплексных работ обучающиеся моего класса показывали  разные результаты. Анализ показывает, что результаты выполнения работы в большей степени зависят от осознанности чтения и в меньшей – от темпа. Даже медленно читающие дети могут успешно выполнить эту работу,  если их не ограничивать во времени.

(Слайд 18) Какие выводы сделала я лично для себя:

- большую работу нужно проводить на формирование осмысленного и беглого чтения обучающихся;

- систематически проводить работы подобного вида, начиная с третьей четверти уже 1 класса, увеличивая постепенно степень самостоятельности детей;

- необходимо заострять внимание учеников на внимательном чтении заданий теста;

- детей нужно готовить психологически к таким видам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы контроля при обучении чтению младших школьников на уроках английского языка

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Использование чтения в качестве источника получения ин...

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.

В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика. Выполнение заданий педагогической диагностики тр...

Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"

Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...

Формы контроля и проверки знаний с использованием ИКТ на уроках в начальной школе

Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школь...

Развитие логического и абстрактного мышления на уроках математики с использованием математических диктантов, как форма контроля.

Математический диктант – хорошо известное средство обратной связи между учителем и  учащимися.Проведение математического диктанта на этапе  устного счёта способствует не только развити...

О.Узорова "Все комплексные работы. Стартовый и итоговый контроль" 3- 4 классы

О.Узорова "Все комплексные работы. Стартовый и итоговый контроль" 3- 4 классы...

Формы контроля освоения учащимися курса ОРКСЭ

    Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его ...