Формы контроля и проверки знаний с использованием ИКТ на уроках в начальной школе
методическая разработка по теме

Коваленко Людмила Владимировна

 

Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают  обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

    Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

    Система контроля и оценки ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_kontrolya_s_ispolzovanie_ikt.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Формы контроля и проверки знаний с использованием ИКТ»

учителя начальных классов Коваленко Л.В.

    В 2010-2011 году я работала с 1 классом.  Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Внимание обучающихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

    Задача учителя и состоит в том, чтобы заинтересовать детей предметом, привлечь внимание обучающихся на этом этапе обучения, чтобы дети захотели получать предложенные им знания, привлечь их внимание и учились добывать знания сами.

    Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые применяются при организации творческой познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Современные информационные технологии открывают  обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения.

     ИКТ применяю практически на каждом уроке. Одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными  возможностями. Ни один урок окружающего мира не проходит без показа презентаций с использованием компьютера и интерактивной доски. Это яркие красочные и озвученные фильмы по каждой теме.

    Очень помогают такие технологии на уроках письма, русского языка и математики. Разлиновка заменяет школьную доску, что гораздо удобнее и эффективнее для учителя. На уроке обучения грамоте очень удобно и быстрее представлять печатные тексты для чтения в начале урока на интерактивной доске.

    Уроки, составленные в виде презентации в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов.

     Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

    Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития.

    Система контроля и оценки ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

    Поэтому электронная форма контроля позволит каждому учащемуся самостоятельно проверить свои знания по тому или иному предмету. Ребенок, выполняя задания, видит, правильно ли он ответил, или допустил ошибку, правильно ли он вставил букву или нет. Компьютер сразу показывает, сколько баллов набрал ученик. И позволяет ему самому оценить полученный результат.

Компьютерные обучающие игры.

    В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребёнком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т. д.)

   Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Мониторинг учебной деятельности

    Проблема достоверной оценки знаний, умений и навыков, обучающихся чрезвычайно важна и значима для всей системы образования в целом и для каждого учителя в частности. Как оценить именно труд ребенка, а не процесс обучения? Как сделать так, чтобы и ученик почувствовал свой рост, и родители ощущали продвижение (или задержку) в обучении и развитии ребенка.

    В современной практике постоянно растет роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений.

   Основной функцией тестирования является функция контроля. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами последнего сводятся к следующему: все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнить их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке.

     За основу в своей работе в 1 классе я  взяла диски «Кирилл и Мефодий»

  1. Компакт-диск "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 1 класс.
  2. Компакт-диск "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 1 класс"
  3. Компакт-диск "Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс"

    Электронное пособие для первого класса  содержит демонстрационные материалы и обеспечивает возможность тренировки ученика в решении всех типов задач и примеров для первого класса с предложением в каждом типе задач 3-5 вариантов постановки вопроса и неограниченного количества изменений численных значений используемых объектов.

    Тренажёр пособия охватывает объем материала, изучаемого в первом классе школьной программы, и обеспечивает эффективную тренировку учеников в устном счете и решении типовых задач.

    Тренажер имеет два режима работы:

Режим обучения Предназначен для использования учеником во время учебного процесса. Он выбирает тему, а тренажер генерирует задание. Каждое последующее задание по теме отличается от предыдущего параметрами, условием и формулировкой вопроса.

Режим контроля. В этом режиме формируется группа из нескольких заданий, решение которых позволяет объективно оценить знания учения по выбранной теме (оценка выставляется компьютером).

   Динамика развития класса и индивидуально каждого ученика, как в целом по контрольным работам, так и по отдельным навыкам позволяет своевременно вносить коррективы в учебный процесс.

    Критерием развития является динамика уровня коэффициента успеха — отношение результатов ученика и возрастной группы, а не абсолютное значение в баллах, что гарантирует объективность получаемой информации.

    Для получения всех отчетов необходимо ввести в компьютер только результат (верно, не верно, не приступал) выполнения учеником (классом) заданий контрольных работ, предложенных в данном сборнике.

     Таким образом, использование электронных приложений по математике и русскому языку позволяет выделить ряд достоинств:

— систематизация результатов обучения каждого ученика;

— индивидуальная диагностика успеваемости по всем проверяемым навыкам;

— максимально исключается субъективная оценка обучающегося учителем;

    Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он «путешествует» по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Система контроля и учета знаний учащихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.В основе общих подходов к оцениванию при безотме...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков по математике в начальных классах.

Общим  стержневым понятием выступает «контроль».Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.Проверка - выявление и измерение....