Система контроля и учета знаний учащихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе
статья на тему

Бондарева Ольга Леонидовна

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

В основе общих подходов к оцениванию при безотметочном обучении лежат следующие ключевые вопросы:

·                   что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

·                   как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);

·                   каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);

·                   что нужно учитывать при таком оценивании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                             АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

МКОУ «Ш-И №18»

Россия, 652471, город Анжеро-Судженск, Кемеровская область, ул. Прокопьевская, 18А

тел. (8-384-53) 4-13-89; 4-14-57     Е-mail: Lidiyasergeevna-74@mail.ru

Система контроля и учета знаний учащихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе

Составитель: учитель – дефектолог,

учитель начальных классов

2016

Система контроля и учета знаний учащихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе

 (Слайд №1) Система контроля и учета знаний учащихся в условиях безотметочного обучения в начальной школе.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

В основе общих подходов к оцениванию при безотметочном обучении лежат следующие ключевые вопросы:

  • что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
  • как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
  • каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
  • что нужно учитывать при таком оценивании

Безотметочное обучение вводится в 1 классе и первой четверти 2-го класса начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

(Слайд №2) Основные принципы безотметочного обучения (Галина Анатолевна Цукерман )

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
  • критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериях. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
  • приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (  оценка предстоящей работы  и оценка выполненной работы). Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя;
  • непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, при этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
  • гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал для успеваемости и развития ученика;
  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки.  Качественная оценка обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
  • естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

Нужно помнить, что учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, оценивать  прежде всего динамику успешности учащихся относительно самих себя. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок.

(Слайд №3) Функции безотметочного оценивания в начальном образовании

 Здоровьесберегающая — основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.

Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника.

Динамическая — оценивания дает возможность получения объективной оценки собственного развития, так как оно может быть измерено различными способами и шкалами.

Методологическая-  координаторами на
всех этапах учебного процесса  являются: администрация школы, психологическая служба, которые организуют обучение учителей и родителей.

(Слайд №4) Приемы оценочной  деятельности при  
безотметочном обучении:

Вы спросите меня, в  чём же суть безотметочного обучения?

  • в рабочих тетрадях не выставляются отметки;
  • за устные ответы даётся словесная оценка;
  • при оценивании срезовых работ внимание акцентируется на качественной стороне выполнения (безошибочность, каллиграфия прочность усвоения программы);
  •  учитель фиксирует степень продвижения каждого ученика в усвоении основных разделов программы.

Предлагаю вашему вниманию возможные приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. Текущую оценку учебных достижений учащихся, учитель фиксирует достижения учащихся:

  • зеленый цвет - средний уровень;
  • голубой цвет - не достиг уровня.
  • красный цвет - высокий уровень;

Такой способ оценивания явился “заменителем” отметочной системы.

(Слайд №5)

  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

(Слайд №6)

  • «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

(Слайд №7) «Символы»

 Фиксация оценки производится следующим образом:

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

^ - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

- ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

- - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

(+ согласен  ? предлагаю повторить материал   !- поработаем ещё раз вместе)

(Слайд №8)  Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Такой учет делает этот процесс зримым, т.е. сразу видно кто из учащихся завышает свои успехи, не умеет оценивать реально, значит, учителю с таким учеником надо над этим работать и наоборот. Некоторые учащиеся не умеют отстаивать свои достижения, занижают себя, чувствуют неуверенность по жизни. Учителю видна другая сторона работы.

(Слайд № 9) Система контроля и учета знаний учащихся

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.

Учитель должен владеть постоянной и системной информацией о том, как идет продвижение каждого ученика (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды. Такую информацию можно получить, организуя систематическое отслеживание процесса обучения и фиксирование динамики его результатов. Нужен кропотливый учет, который возможен при проведении мониторинга и анализе его результатов.

(Слайд № 10) «Папка индивидуальных учебных достижений» являются средством организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; а так же общеучебные умения. Учителю и родителям становится понятно, в какой области или в какой теме с ребёнком нужно поработать дополнительно.  

В этой же папке находятся анализы контрольных работ по математике, русскому языку.

(Слайд №11) «Листы учебных достижений»  могут быть использованы для ученической самооценки, в качестве рефлексии заполняется в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ.  Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету.

(Слайд №12) Лист «Самооценка моей работы на уроке». Очень важно  научить детей рефлексивному контролю, самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения; фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов.

(Слайд №13) «Портфолио» -  Создание портфолио демонстрирует успехи и достижения ученика. Работа с портфолио позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащегося, определить преобладающую мотивацию ребёнка, оценить уровень владения умениями и навыками.

(Слайд №14) « Индивидуальная карта развития учащегося» предназначена для контроля и оценки уровня универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) по всем нормативным показателям  и классам с указанием диагностик.

Все эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.

(Слайд №15)  Безотметочное обучение

Безусловно, безотметочная система учебных достижений младших школьников улучшает психологическое состояние детей, устраняет тревожность, побуждает  исправить свой прежний результат, помогает  ребенку найти себя не только в учебной, но и в других видах деятельности, подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка.

                                          

Основные виды контроля

Предварительный контроль позволяет определить исходный уровень обученности и развития учащихся.

Текущий контроль позволяет определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала.

Итоговый контроль определяет итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников по содержанию.

Прогностический или планирующий контроль определяет последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия.

Пооперационный контроль управляет правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия.

Контроль по результату сравнивает фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия.

По субъектам контрольно-оценочной деятельности контроль подразделяется на внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка); внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре "Контроль и оценка деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения" ( 08.11.12)

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Мониторинг качества обученности учащихся в условиях безотметочного обучения

Иные способы фиксации и формализации оценкиЛисты индивидуальных достижений, карта успешности, рубежный контроль...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

Безотметочное обучение в начальной школе

В данной презентации представлен опыт работы по безотметочному обучению в начальной школе....

Формирование контрольно-оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения.

Актуализация темы.Условие возникновения опыта.Основные педагогические идеи.Теоретическая база опыта.Понятие "Творчество"Понятие "Способности"Внеурочная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС...

Современные формы и методы контроля и учета знаний учащихся

Учет и контроль в образовательной деятельности занимают такое же место, как соответствующие процедуры в управлении. Иными словами, поскольку педагогический и управленческий цикл построены аналогично, ...