Инклюзивное образование: проблемы и перспективы
статья на тему

Пермякова Ольга Эрнестовна

В данной статье описаны проблемы и перспективы инклюзивного образования в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fayl.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Откровения души или мечты сбываются…»

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Будущее принадлежит тем,

кто верит в красоту своей мечты.

Э. Рузвельт

         Все люди, конечно же, мечтаем о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем могли быть полезны обществу…

Чем и как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос возникает у родителей сразу, когда появляется на свет такой «особенный ребёнок». И параллельный вопрос – как и где он получит образование?  Сегодня ответ есть.

О чём мечтали?

        Система инклюзивного образования получила своё развитие в нашем образовательном учреждении.  Уже сегодня мы можем привести некоторые примеры её успешного внедрения.

        За пять лет практики в ОУ сложилась принимающая  атмосфера всех участников процесса. Идея инклюзивного обучения привнесла качественные изменения во взаимоотношения учителей, учеников, родителей. Дети, обучающиеся в интеграции, становятся гуманнее и  добрее  друг к другу. Более того она дала мощнейший толчок для создания педагогического коллектива единомышленников. Мечты  стали реальностью.

          Создана гибкая система обучения - современные  технологии с использованием дифференцированного подхода в урочной и внеурочной деятельности,  включая социум.

          В настоящее время в Гимназии действует междисциплинарная команда специалистов психолого-педагогического сопровождения, готовая  принять и  включить любого ребёнка с  ОВЗ в общеобразовательную среду и реализовать его право на получение качественного образования на всех уровнях (Конвенция ООН о правах инвалидов 2006г. ст.24).

        Мы убеждены, что у особого ребёнка особые образовательные потребности. Ему необходимо  больше человеческого тепла, энергии и ярких эмоций и впечатлений. Поэтому модель инклюзивной системы Гимназии - солнце. Каждый лучик Солнца - образовательное направление, имеющее свою специфику и ведущего специалиста: логопеда, психолога, дефектолога, педагога - предметника. Все лучи преломляются и распадаются на слои радуги. Образуется спектр компетенций, подходов, техник и технологий психолого - педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

        В нашем образовательном учреждении создаётся безбарьерная среда для детей с ОВЗ: учебное пространство - рабочее место, внеурочное пространство - сенсорная и песочная комнаты, зал ЛФК, санитарно-гигиеническая комната, комната отдыха; оборудование - пандусы,  лестницы с перилами, подъёмники. Таким образом, реализуется базовая потребность инклюзии - безопасность.

        Поддерживается доступная, развивающая образовательная среда. Ведется активная работа по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ОВЗ – разрабатываются и апробируются дидактические материалы, адаптируется содержание образовательных программ, разрабатываются и апробируются инновационные формы, методы, технологии работы педагогов.

        Так, специальные психологические тренинги создают основу для мотивированного повышения педагогической компетентности, то есть:

- принять философию инклюзии;

- научиться наблюдать за ребёнком, отмечая изменения в его         поведении и обучении;

- развенчать предрассудки, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями;

- выявить ресурсы для организации эффективной работы;

- поставить цели для мотивированного восполнения пробелов в профессиональных знаниях;

- осуществить реальное междисциплинарное сотрудничество как внутри педагогического коллектива, так и во всех внешних структурах.

        Стоит только захотеть:

 - консультации учителей по поводу психологических особенностей ребёнка, особенностей коммуникации и поведения, дифференциации целей и подходов, применения адаптированных методов, технических средств и т.д.  - сотрудничество с родителями;

- кооперацию с внешкольными учреждениями: СМИ с целью популяризации продвижения идей инклюзивного обучения в обществе, УМЦ "Диалог"  обучение, форумы, конференции  по обмену опытом.        

        В настоящее время одной из актуальных проблем в развитии инклюзивного образования рассматривается отсутствие региональной правовой базы.

        Мало специальных программ, в штатное расписание не включены специалисты сопровождения.

        Таким образом, возникает потребность в формировании федеральных и региональных программ как основного механизма запуска системы изменений в организации инклюзивного образования.

Для преодоления этих трудностей  школа уже сейчас стремится:

- обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;

- обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;

- создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

- разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);

- активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;

- обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

        На сегодняшний день, в этом плане в нашем образовательном учреждении предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Все дети социализированы. Учатся и ежедневно общаются с одноклассниками, принимают участие во всех гимназических событиях.

Реализация мечты! И всё закружилось, завертелось!

Повысилась компетентность педагогов и родителей; ведутся: мониторинг, консультации, составляются памятки, инструкции, методические рекомендации и т.д.

Да, бывало трудно, были ошибки… А кто сказал, что накопление практического опыта проходит легко? Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если хочется чего-то достичь, то в команде единомышленников всегда преодолеешь все препятствия!

Наше солнце - это система, которая непосредственно взаимодействует с ребёнком, видя его «микроскопические» достижения, а, главное, показывает эти достижения его родителям и педагогам;

Здесь родитель в любой момент может получить реальную помощь в воспитании и обучении своего ребёнка, а педагог методическую помощь.

Это место, где всегда можно найти поддержку, взаимопонимание, а порой и критичное отношение коллег.

Среди коллег окрылённых одной общей идеей возникает желание познавать и покорять новые вершины инклюзивного образования.

И нам хочется идти дальше и дальше. Вместе с коллегами, вместе с друзьями, вместе с «новой» системой образования где есть место для всех.

Говорят, у человеческой мечты есть одно интересное свойство: она всегда сбывается!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

В данной статье раскрываются проблемы, связанные с инклюзивным образованием, и пути их решения....

Инклюзивное образование:проблемы, поиски решений.

В статье рассмотрены основные проблемы с которыми сталкиваются педагогические работники если в классе обучается ребенок с особыми образовательными потребностями....

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы.

 Все люди, конечно же мечтают, о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем ...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...