Инклюзивное образование: проблемы и перспективы.
статья

Галеоттинова Елена Николаевна

   Все люди, конечно же мечтают, о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем могли быть полезны обществу...

   Чем и как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос вопрос возникает у родителей сразу, когда появляется на свет такой "особенный ребёнок".И параллельный вопрос- как и где он получит образование? Сегодня ответ есть.

    Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети,  в независимости от их физических, психических интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

Будущее принадлежит тем,

кто верит в красоту своей мечты.

Э. Рузвельт

         Все люди, конечно же, мечтаем о чём-то своём личном, что символизирует успех, процветание и счастье. Мы всегда мечтаем о том, чем будем заниматься в своей жизни, кем могли бы стать и чем могли быть полезны обществу…

Чем и как помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья? Этот вопрос возникает у родителей сразу, когда появляется на свет такой «особенный ребёнок». И параллельный вопрос – как и где он получит образование?  Сегодня ответ есть.

    Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование регулируется документами:

- «Конвенция ООН о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированная Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и действительная ныне на всей территории Российской Федерации.

- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», сверхзадачей которой по существу является устранение разного рода барьеров на пути доступа различных групп населения к образовательным ценностям. Программа в максимальной степени актуализирует внимание к проблемам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов).

-Конституция Российской Федерации ( статья 43 провозглашает право каждого на образование)

- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. 

- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф.

- постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации. 

        Система инклюзивного образования получила своё развитие в нашем образовательном учреждении.  Уже сегодня мы можем привести некоторые примеры её успешного внедрения.

        За 6 лет практики в ОУ сложилась принимающая  атмосфера всех участников процесса.

   Идея инклюзивного обучения привнесла качественные изменения во взаимоотношения учителей, учеников, родителей.

   

          В настоящее время в школе         команда специалистов психолого-педагогического сопровождения, готовая  принять и  включить любого ребёнка с  ОВЗ в общеобразовательную среду и реализовать его право на получение качественного образования.

В школе обучаются категории детей с ОВЗ: 

  • Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Дети с умственной отсталостью (УО)
  • Дети с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
  • Дети с комплексом нарушений психофизического развития

        Мы убеждены, что у особого ребёнка особые образовательные потребности. Ему необходимо  больше человеческого тепла, энергии и ярких эмоций и впечатлений.

Работа школы в направлении реализации инклюзивного обучения заключается в следующем:

Создание адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования для детей с ОВЗ.

 

  • В  школе несколько «особых» учащихся, и приходится одному учителю  разрабатывать несколько  программ,  для каждого индивидуально.

- Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка.

- Осуществление коррекционно-развивающей деятельности (индивидуальные занятия с психологом).

- В принятии идеи инклюзивного образования помогает тьюторское сопровождение ребенка. Тьютор – это специалист, который помогает ребенку с особенностями развития адаптироваться в школьной среде и проявить свои способности. Тьютор находится рядом с ребенком в течении всего учебного дня, способствует включению ребенка в учебный процесс помогая ребенку раскрыться и освоить учебный материал. Кроме того, он помогает выстраивать отношения школьника с другими детьми, что немаловажно.

- Создание «безбарьерной» среды: учебное пространство - рабочее место, санитарно-гигиеническая комната, оборудование - пандус,   подъёмник, благодаря которому реализуется базовая потребность инклюзии - безопасность.

Хотелось бы и внеурочное пространство - сенсорная и песочная комнаты, комната отдыха.        

        Стоит только захотеть:

 - консультации учителей по поводу психологических особенностей ребёнка, особенностей коммуникации и поведения, дифференциации целей и подходов, применения адаптированных методов

- сотрудничество с родителями;

- кооперацию с внешкольными учреждениями: СМИ с целью популяризации продвижения идей инклюзивного обучения в обществе, УМЦ "Диалог"  обучение, форумы, конференции  по обмену опытом.        

        В настоящее время одной из актуальных проблем в развитии инклюзивного образования:

        Мало специальных программ, в штатное расписание не включены специалисты: логопед, дефектолог.

- Проводится мониторинг освоения адаптированной образовательной программы ребенком. Если учащийся с ОВЗ не усваивает программный материал, для него разрабатывается новая индивидуальная программа или корректируется прошлая. Активное участие в мониторинге и разработке индивидуального маршрута принимает психолого-медико-педагогическая комиссия.

- Для повышения своего профессионального мастерства педагоги проходят  курсы повышения квалификации. Изучались различные программы и технологии работы с детьми с ОВЗ, чтобы создать индивидуальную программу развития ребенка.

- Мониторинг толерантного отношения обычных детей к учащимся с ОВЗ.

- Консультации для родителей.

      Благодаря проделанной работе социализация у наших особенных детей проходит успешно.

     Учатся и ежедневно общаются с одноклассниками, по возможности принимают участие во всех школьных событиях.

   

   Да, бывало трудно, были ошибки… А кто сказал, что накопление практического опыта проходит легко? Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если хочется чего-то достичь, то в команде единомышленников всегда преодолеешь все препятствия!

В школе сложилась система, которая непосредственно взаимодействует с ребёнком, видя его «микроскопические» достижения, а, главное, показывает эти достижения его родителям и педагогам.

Это место, где всегда можно найти поддержку, взаимопонимание, а порой и критичное отношение коллег.

Среди коллег окрылённых одной общей идеей возникает желание познавать и покорять новые вершины инклюзивного образования.

И нам хочется идти дальше и дальше. Вместе с коллегами, вместе с «новой» системой образования,  где есть место для всех.

     Говорят, у человеческой мечты есть одно интересное свойство: она всегда сбывается!  При долгой, терпеливой работе по разработанным адаптированным программам рано или поздно обязательно будет результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

В данной статье описаны проблемы и перспективы инклюзивного образования в массовой школе....

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Инклюзивное образование: проблемы и пути их решения.

В данной статье раскрываются проблемы, связанные с инклюзивным образованием, и пути их решения....

Инклюзивное образование:проблемы, поиски решений.

В статье рассмотрены основные проблемы с которыми сталкиваются педагогические работники если в классе обучается ребенок с особыми образовательными потребностями....

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы

Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...