Мои выступления
материал на тему

Выходцева Ольга Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в технологии проблемного обучения

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ

Кратко подведу к теме нашего мастер-класса. 15 уроков

Зафиксировав проблему проверки орфограмм в окончаниях названий действий, мы сначала решаем ответить на вопрос, зачем нужны окончания словам, называющим действия, ведь без этого распространить на эти окончания закон письма невозможно.    (Слайд  )

ТИПЫ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

  1. Окончания инфинитива

                                          стричь  

                                          нес ти

                                          пе ть

  1. Окончания прошедшего времени

                                                           Число

                                                           Род (ед.ч.)

Ед.ч.

Мн. ч.

- и ( ушл и )

М. р.

(ушёл      )

Ж.р.

-а

(ушл  а  )

Ср.р

-о

(ушл  о  )

 

III. Личные окончания (наст. вр. и будущ. вр.)

                                                             Время

                                                             Число

                                                             Лицо

Наблюдая за тем, как изменяются слова, называющие действия, в настоящем времени, дети обнаруживают окончания, которые указывают на лицо и число, т. е. личные окончания:   (Слайд  )

ед. ч.

1 л.  Я беру телефон и звоню приятелю.

2 л.  Ты берёшь телефон и звонишь приятелю.

3 л.  Он берёт телефон и звонит приятелю.

мн. ч.

1 л.  Мы берём телефон и звоним приятелю.

2 л.  Вы берёте телефон и звоните приятелю.

3 л.  Они берут телефон и звонят приятелю.

Различение трех лиц у слов, называющих действия:   (Слайд  )

Лицо

ед. ч.

мн. ч.

1 л.

(я) беру, звоню

(мы) берём, звоним

2 л.

(ты) берёшь, звонишь

(вы) берёте, звоните

3 л.

(он) берёт, звонит

(они) берут, звонят

Вернувшись к первым трем записанным высказываниям, мы обнаруживаем, что в каждой паре записанных изменений слов, называющих действия, окончания выполняют одинаковую работу:    (Слайд  )

Беру   –   1 л., ед. ч.      берёшь –  2 л., ед. ч.            берёт – 3 л., ед. ч.

                =      =                             =      =                                =     =

Звоню –  1 л., ед. ч.      звонишь – 2 л., ед. ч.           звонит – 3 л., ед. ч.

Но сказать, что перед нами одинаковые окончания, мы не можем, поскольку у них разный фонемный состав. Работа с этими окончаниями-синонимами приводит к обнаружению двух наборов личных окончаний, двух типов спряжения, которые отличаются друг от друга тем, что во всех личных окончаниях (кроме 1 -го лица единственного числа) у них разные гласные фонемы:   (Слайд  )

Лицо

I спряжение

II спряжение

              ед. ч.

1-е л.

усну, лью          <у>

сижу, злю         <у>

2-е л.

уснёшь, льёшь <о>

сидишь, злишь <и>

3-е л.

уснёт, льёт     <о>

сидит, злит     <и>

Лицо

I спряжение

II спряжение

               мн. ч.

1-е л.

уснём, льём      <о>

сидим, злим      <и >

2-е л.

уснёте, льёте  <о>

сидите, злите  <и>

3-е л.

уcнуm, пьют    <у>

сидят, злят     <а>

Изменение слов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ

Как видим, в личных окончаниях в словах I спряжения гласные фонемы <о> и <у>, а в словах II спряжения фонемы <и>, <а>.

Ответив на вопрос, зачем словам, называющим действия, нужны окончания, мы можем вернуться к проблеме проверки в них орфограмм.

Теперь нерешенной остается только одна проблема — проверка орфограмм в личных окончаниях. Первым шагом в решении этой проблемы является попытка ответить на вопрос, почему окончания с одинаковой работой и одинаковым звучанием пишутся по-разному:

Цель: конструирование способа действий по определению спряжения глаголов.       (Слайд  )

Раньше встанешь – больше увидишь.

Задание: определите работу окончаний у глаголов

            [иш]      

Встанешь             2 лицо,   ед. ч.

                                 =              =

           [иш]        

Увидишь             2 лицо,   ед. ч.

                       

- Почему окончания с одинаковой работой и одинаковым звучанием пишутся по-разному?            

(с помощью таблицы выясняют, что у них разные спряжения)

Сначала учащиеся записывают слова, в личных окончаниях которых есть слабые позиции и для гласных, без пропусков. Это оказывается возможным, поскольку при этом дети ориентируются на указанный рядом со словом тип спряжения. Зная это, можно записать без пропуска любое личное окончание, ведь безударное окончание пишется так же, как ударное (списки наборов личных окончаний, где гласные фонемы находятся в сильной позиции, уже есть у детей).

(Слайд  )

Личные окончания

Лицо

I спряжение

II спряжение

Ед.ч.

Мн. ч.

Ед.ч.

Мн. ч.

1 лицо

- у ( -ю)

-ем (-ём)

- у ( -ю)

 - им

2 лицо

-ешь (-ёшь)

-ете ( -ёте)

- ишь

 - ите

3 лицо

-ет (ёт)

-ут ( -ют)

- ит

 - ат ( -ят)

 Однако такая ситуация оказывается временной. Дети понимают, что нужно самим научиться определять спряжение слов с безударными личными окончаниями, чтобы грамотно писать такие слова.

 (Слайд  )

- Может быть, есть какие-то предложения по планированию нашей работы? (Нужно поискать признаки, по которым можно узнать спряжение глагола.)

Разгадать секрет определения спряжения помогает одно промежуточное открытие. Сравнение инфинитива и личной формы различных слов, называющих действие, позволяет установить два типа основ инфинитива:  (Слайд  )

1.Усекаемая основа инфинитива

                                     слыш а ть  –  слышу

                                    гор е ть  – горю

                                    лет е ть  –  лечу

В таких основах гласная буква, обозначающая в инфинитиве суффикс, в личной форме выпадает, «усекается».

2. Неусекаемая основа инфинитива

                                    слуш а ть – слуш а ю

                                    бел е ть – бел е ю

                                    лет а ть – лет а ю

В таких основах гласная буква, обозначающая суффикс в инфинитиве, сохраняется и в личных формах.

Эта особенность инфинитива и позволяет точно определить спряжение слова.

- Какая у нас с Вами была задача? Чему мы должны научиться?

Нужно самим научиться определять спряжение слов с безударными личными окончаниями.

- Может быть, есть какие-то предложения по планированию нашей работы? (Нужно поискать признаки, по которым можно узнать спряжение глагола.)

Анализируя слова I и II спряжения, дети устанавливают особенности слов II спряжения:
- Перед вами две группы глаголов в инфинитиве I и II спряжения.
 (Слайд  )

Iспр.                                                       IIспр.

сказать                                                слышать  

шептать                                               держать      

ехать                                                    смотреть    

плакать                                                видеть      

слушать                                               терпеть      

свежеть                                               любить

белеть                                                  сушить              

чернеть                                                клеить          

колоть                                                 строить          

бороться                                                  

гаснуть                                                    

тянуть                                                    

кашлять                                                                          

сеять                                                                  

гнить  

     

По каким признакам их можно сравнить?
1. Суффиксы
2. Основа (усекаемая или неусекаемая)

- Итак, какая у нас с Вами задача?

(Указать, какая основа инфинитива у каждого глагола - усекаемая или неусекаемая?)      
Работать будем в группах по  
алгоритму:

1. Выделить суффикс в инфинитиве,

2. Изменить инфинитив в личную форму.

3. Если суффикс сохранился, Н/У основа. Если суффикс не сохранился, У основа.)              (Слайд  )

 ‌                

I спр.                                                       II спр.

сказать      у                                            слышать   у  

шептать    у                                            держать     у      

ехать         у                                            смотреть   у      

плакать     у                                            видеть       у      

слушать    н/у                                         терпеть      у        

свежеть    н/у                                         любить      у  

белеть      н/у                                          сушить      у                

чернеть    н/у                                          клеить       у            

колоть       у                                            строить     у            

бороться  у                                                  

гаснуть     у                                                  

тянуть       у                                                  

кашлять    н/у                                                                          

сеять         у                                                                

гнить        н/у

- Какие основы у глаголов II спряжения? (Усекаемые)
- Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемой основой - глаголы I спряжения?
(Нет)
- Почему?
(У глаголов I спряжения есть и усекаемая и неусекаемая основа)
- Достаточно ли знать, какой является основа инфинитива, чтобы определить спряжение глагола?
(Нет)
- Выделите в записанных глаголах суффиксы.
- Какой суффикс встречается только у глаголов II спряжения?
(суффикс -и-)
- Глаголы с каким суффиксом есть и в I и во II спряжении?
(-и-, -е-, -а-)
- Сравните  глаголы на -еть. Чем они отличаются? (У глаголов I спряжения с суффиксом –е- - неусекаемая основа. У глаголов II спряжения с суффиксом -е- - усекаемая основа.)

- Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -ать с усекаемой основой? (Нет)

- Как же быть?

- Может, есть какое-то другое различие у этих глаголов?
- Проверьте, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения?
(шипящие)
- А у глаголов I спряжения?
(не шипящие)
- Сумеете ли вы теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -ать?

Вынесем  на доску результаты работы:     (Слайд  )


http://festival.1september.ru/articles/573743/1.gif

- Как вы думаете, у слов какого спряжения легче выделить особенности? (У слов II спряжения, так как у них мало суффиксов)

- Определите, чем основы слов I спряжения с такими же суффиксами отличаются от основ слов II спряжения (У слов II спряжения суффикс -а- после шипящего, суффиксы -е-, -и- в усекаемых основах, в словах I спряжения суффиксы -е-, -и- в  словах с неусекаемой основой)

Особенности слов II спряжения:     (Слайд  )

- усекаемая основа;

- суффиксы -и-, -е-, -а-;

- наличие шипящей перед суффиксом -а-

I спр.

II спр.

    У          а         Н/У      а    

   Н/У       е

   Н/У       и

    У/ шипящ.  +   а

    У                       е

    У                       и

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Цель этапа: составление алгоритма по определению спряжения глагола.

Работая в паре, составьте алгоритм определения спряжения слов, называющих действия. (Все варианты выносятся на доску и обсуждаются, составляется алгоритм)    (Слайд  )

Признаки слов  II спряжения и порядок их проверки:  

инфинитив

                 1.              –и ть     +  У    ----   II спр.

                 

                 2.              –е ть     +  У    ----   II спр.

               

                 3.шипящ. –а ть    +  У     ----   II спр.

                                 !  + гнать     ----   II спр.

                !!!   стели ть  =   стлать, I спр.

                !!!   бри ть – Н/У,  I спр.

                !!!   хоте ть –  ед. ч.,  I спр.,   мн. ч. – II спр.  

                       хоч ешь                           хот ите

                       хоч ет                               хот ят

- Нужно ли определять спряжение у слов с суффиксами -о-, -у-, -я-, -ы-? (Не нужно, потому что у слов II спряжения таких суффиксов нет)

-Нужно ли специально выделять признаки глаголов 1 спряжения?

- Оцените свою работу по составлению алгоритма.

По ней определяют спряжение слова с безударным личным окончанием и записывают это слово без пропуска. (Слайд  )

ед_т – ехать  (У, не шип., I спр.) – едет;

пуст_шь – пустить  (У, II спр.) – пустишь;

поддерж_шь – поддержать (У, шип., II спр.) – поддержишь.

Единственное исключение, которое необходимо запомнить детям — это слово гнать:  (Слайд  )

Гон_т – гнать (У, не шип., искл., II спр.) – гонит.

Спряжение других слов, которые считаются исключениями в традиционном обучении русскому языку, легко определяется по этой схеме. К исключениям мы эти слова не относим:   (Слайд  )

Стел_т – стлать (У, не шип., I спр.) – стелет;

Бреет – брить (Н/У, I спр.) –бреет;

Смотр_т – смотреть (У, II спр.) – смотрит;

Преимущество данной схемы (по сравнению со списком признаков слов II спряжения, который вводится в традиционной школе) заключается в том, что её дети могут открыть сами в результате исследования, тогда как список задается в готовом виде. Если мы не будем выстраивать исследование, а давать его результаты в готовом виде, то не стоит рассчитывать на появление тех новообразований, развитие которых является целью в системе Д. Б. Эльконина— В. В. Давыдова. Однако это вовсе не означает, что у детей, обучающихся по программам РО, не будет тех способов действия, которыми пользуются дети, обучающиеся по традиционным программам. Так, например, уже после того, как учащиеся откроют и зафиксируют признаки слов II спряжения и порядок их проверки в виде схемы, в одном из упражнений им предлагается воспользоваться при определении спряжения традиционным списком признаков слов II спряжения. (Слайд  )

Дети должны убедиться в том, что и схема, и список позволяют определить спряжение слова, и с этого момента могут при проверке орфограмм в личных окончаниях пользоваться тем, что им удобнее. Итак, проблема проверки орфограмм в личных окончаниях может считаться решённой.

I спряжение

II спряжение

Все остальные глаголы

Все глаголы на –и ть

 (кроме брить и стелить)

7 глаголов на –е ть:

вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть

4 глагола на –а ть:

гнать, держать, дышать, слышать

Iспр.                                                       IIспр.

сказать                                                слышать  

шептать                                               держать      

ехать                                                    смотреть    

плакать                                                видеть      

слушать                                               терпеть      

свежеть                                               любить

белеть                                                  сушить              

чернеть                                                клеить          

колоть                                                 строить          

бороться                                                  

гаснуть                                                    

тянуть                                                    

кашлять                                                                          

сеять                                                                  

гнить  

Iспр.                                                       IIспр.

сказать                                                слышать  

шептать                                               держать      

ехать                                                    смотреть    

плакать                                                видеть      

слушать                                               терпеть      

свежеть                                               любить

белеть                                                  сушить              

чернеть                                                клеить          

колоть                                                 строить          

бороться                                                  

гаснуть                                                    

тянуть                                                    

кашлять                                                                          

сеять                                                                  

гнить



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ»

Заседание ГМО учителей начальных классов

Выходцева Ольга Евгеньевна,

заместитель директора по УР

МАОУ СОШ №1

г.Покачи

22.01.2015г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Несмотря на всё  разнообразие методов и форм работы в современной школе, личностно-ориентированный урок по-прежнему остается одним их самых актуальных способов достижения педагогических и воспитательных задач.

В ходе решения данных задач создается прочная основа для формирования и развития основных видов универсальных учебных действий сегодняшнего школьника.

От нас требуется при этом не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и более тщательное изучение и использование в практике следующих педагогических позиций:

  • во-первых, любое новое знание должно опираться на субъективный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности;
  • во-вторых, при подготовке к уроку необходимо учитывать психофизические особенности учеников;
  • в-третьих, учебное общение на уроке должно быть построено таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявить себя.

Таким образом,  именно  в ходе личностно-ориентированных уроков раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности, а также складываются, оформляются и развиваются основные виды универсальных учебных действий учащихся. Объединению и реализации этих задач и служит личностно-ориентированный урок.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей.

В сентябре 2012 года я приняла для обучения первоклассников по ФГОС. В технологии развивающего обучения работаю с 1996 года. Можно сказать, что для нас ФГОС наступил уже 19 лет назад.

В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.

Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Урок комбинированного типа в рамках ФГОС НОО решает задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов - «освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Формулирование темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

Формулирование целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет нам уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Так, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками.

Тема урока: «Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и ц»

На доске: Не хвались хорошей работой, ее и так заметят.

(Дети объясняют смысл пословицы)

У. Спишите, объясните орфограммы.

Д. Не со словами действия пишется раздельно. Безударная гласная  а в слове хвались, проверочное слово хвалится. Непроверяемая безударная гласная в слове хорошей; окончание ей в слове хорошей, проверяем: пустой работой. Надо ой, а в слове ей. Объяснить пока не можем, может быть это еще одна орфограмма в падежном окончании, нарушающая закон письма.

У. Поставить пока на этой значимой части вопрос.

(Дети объясняют орфограммы в остальных словах)

  1. Постановка учебной задачи и фиксация темы урока.

У. Какую же орфограмму не смогли объяснить в пословице?  

Д. Хорошей (пустой) работой: является ли падежное окончание в слове хорошей орфограммой нарушающей закон письма и что же это за орфограмма?

У. Какую же задачу поставите перед собой на этот урок?

Д. Выяснить какая еще орфограмма в падежном окончании нарушает законы письма?

ΙΙ. Исполнительский этап.

На доске:  Хорошей работой

                           ?        ЗП

 1. Сравнение окончаний в парах слов, имеющих одинаковый фонемный и разный буквенный состав.

У. Выполните задание. Запишите пары слов, выделите в них окончания. Докажите, что в каждой паре одно и тоже окончание. (один набор окончаний)

- В окончаниях каждой пары слов одна и та же фонема. А одинаково ли она обозначена в каждом из этих слов?

- Как выдумаете, с чем это связано?

- Обратите внимание на звуки перед этими окончаниями. (Шипящие и звук Ц)

На доске:

со свечой – с тучей

с плащом – с товарищем

за отцом – за братцем

в чужом – в рыжем

У. Как будете работать?

Д. В группах.

У. О чем нужно помнить, работая в группах?

Д. Нужно распределить роли; договориться, кто будет отвечать; выслушивать мнение каждого; быть вежливым.

2. Работа в группах.

3. Общеклассное обсуждение вариантов ответов.

Обучать детей планированию работы на уроке возможно уже в первом классе.

Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке. Продумываю формы организации практической деятельности учащихся.

Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах. Работа в парах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Но, прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия. Уже в процессе выработки основных правил под моим руководством ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Перед введением в урок этой формы организации деятельности, в первом классе провела несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно», в ходе которых и были сформулированы основные правила работы в паре. Правила дружной работы: говорите по очереди, не перебивайте друг друга; внимательно слушайте того, кто говорит; если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным. Так, при изучении темы «Числа от 1 до 9» первоклассники составляли карточки для игры «Математическое домино». На следующих уроках наборы использовались для отработки навыка счёта.

Любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: таблицы, графы, блок-схемы, минипрезентации и т. д.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний.

Мотивация и целеполагание:

мотив – это желание что–либо делать

мотивация – это побуждение к деятельности

При личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности:

я хочу узнать...

я хочу научиться...

Желательно мотивом обеспечить не только начало урока, а каждый этап деятельности учеников (т.к. первоначальной мотивации хватает на 7 – 8 мин.)

Самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке обучаю учащихся с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я, как и другие педагоги нашей школы, ввожу её в практику своей работы уже на первых уроках в первом классе.

К концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам. А во втором классе после объяснения критериев к оцениванию письменных работ и выставлению отметок по пятибалльной шкале переход к отметочной системе у ребят проходит без каких-либо стрессов.

Со второго класса наряду с пятибалльной отметкой работа с «оценочными отрезками» продолжается. Теперь она носит прогностический характер. Например, перед написанием словарного диктанта прошу детей предположить, как они справятся с этим видом работы, и отметить на отрезке уровень грамотности. По окончании работы учащиеся имеют возможность после самопроверки увидеть «пробелы» в знаниях, наметить пути по их коррекции.

Обучение оцениванию устных ответов начинаю с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъясняю ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.

Со второго класса вводится такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

Большое внимание уделяю рефлексивной деятельности на уроке. Рефлексия- источник внутреннего опыта, способ самопознания, инструмент мышления. Рефлексия не только итог, но и стартовое звено для новой познавательной деятельности.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями они столкнулись на уроке и как их разрешить. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно…

– Я выполнял задания… – Я понял, что… – Теперь я могу…

– Я почувствовал, что… – Я приобрел… – Я научился…

При систематическом применении описанных выше приёмов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребёнка к себе и другим, что важно, когда речь идёт и о формировании группы личностных результатов.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Организация работы в рамках исследовательского проекта «Такие разные словари» поможет учащимся понять назначение словарей и справочников различного типа. Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока. Для обучения учащихся работе со справочной литературой в процессе совместной деятельности на уроке необходимо создать памятку «Как работать со словарём». При планировании работы на уроке также нужно вводить работу учащихся с энциклопедическими изданиями.

Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

ведение проблемного диалога;

групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся;

работа по решению проектных задач;

проведение ролевых игр;

работа с учебником;

применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман);

работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам);

применение словарей, справочников, ИКТ – технологий;

использование памяток;

организация взаимопомощи;

проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка»;

дифференциация заданий;

применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.



Предварительный просмотр:

 

Внедрение новой системы аттестации кадров как стимула целенаправленного и непрерывного образования

Аттестация педагогических работников образовательных учреждений осуществляется в соответствии с:

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»,

- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования», действующим законодательством Российской Федерации,)

- Приказом Департамента Образования и молодёжной политики ХМАО – Югры от 18 января 2012г. № 18 «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ХМАО – Югры»

- Положением об организационных формах и процедурах аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

- Приказом от  29 мая  2012 №  607  О внесении изменений  и дополнений в приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 18.01.2012  № 18 «Об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений ХМАО – Югры»

Цели и задачи аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определены в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:

Цель аттестации – установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Задачи аттестации:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

          Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Обязательной аттестации не подлежат:

педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

        

Аттестация на соответствие занимаемой должности проводится на основании представления работодателя и результатов проведения квалификационного испытания в форме теста.

Оформляемые материалы в процессе прохождения аттестации педагогических работников с целью  подтверждения соответствия занимаемой должности:

- представление работодателя (обязательно содержит подпись представителя выборного органа соответствующей первичной организации образовательного учреждения или представителя органа самоуправления образовательного учреждения и  визой работника «ознакомлен»; в случае отказа работника от ознакомления с представлением работодателем составляется акт отказа);

- письменная работа в форме тестирования (бланк результата тестирования передается в Аттестационную комиссию;

- аттестационный лист работника в двух экземплярах (заполняется работодателем в части пунктов, не содержащих принятие решения);

- копия аттестационного листа предыдущей аттестации, заверенная работодателем (в случае, если аттестация была);

- копия трудовой книжки (первый лист, последний лист и лист, содержащий запись о присвоении категории или прохождении аттестации);

- копия документа о профессиональном  образовании, квалификации или наличии специальных знаний, подготовки.

Представление на педагогического работника, оформленное по утвержденной  форме, направляется работодателем в Аттестационную  комиссию.

Секретарь комиссии определяет сроки и место проведения квалификационных испытаний в соответствии с графиком работы Аттестационной комиссии, о чем сообщает работодателям в срок, не позднее, чем за месяц до проведения квалификационного экзамена.

Дата, место и время проведения квалификационных испытаний письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников.

Педагогические работники выполняют письменное задание в виде ответов на вопросы теста с использованием дистанционных технологий. Используя свой логин и пароль, педагог входит в программу тестирования и приступает к выполнению письменной работы.

Тест состоит из четырех блоков вопросов, позволяющих выявить уровень компетентности педагога по четырем ее составляющим:

  1. «Профессиональная компетентность» - 30 вопросов
  2. «Коммуникативная компетентность» – 10 вопросов
  3. «Информационная компетентность» - 10 вопросов
  4. «Правовая компетентность» - 10 вопросов

Общее количество вопросов в тесте  - 60.

По окончании выполнения письменной работы педагог и региональный оператор автоматизированной программы получают заключение о результатах прохождения процедуры. Вместе с заключением о результатах прохождения процедуры, региональный оператор  получает формализованный анализ, включающий указания на ошибки, допущенные педагогом.

Аттестационная комиссия на очередном заседании принимает решение о результатах аттестации на соответствие занимаемой должности. Процедура аттестации считается пройденной, если педагог ответил правильно на 45 вопросов теста (75% выполнения теста).

Педагогический работник не прошедший аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности имеет право на повторное прохождение процедуры аттестации не ранее, чем через один год, после предыдущей аттестации.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Оформляемые материалы в процессе прохождения аттестации педагогических работников для установления уровня квалификации с присвоением первой квалификационной категории:

- карта результативности педагогической деятельности с экспертными листами;

- анализ  видеоурока  или мультимедийной разработки учебного занятия (воспитательного мероприятия) с экспертными листами (материал видеоурока или мультимедийной разработки на электронном носителе направляется секретарю Аттестационной комиссии вместе с аттестационными материалами);

- аттестационный лист работника в двух экземплярах (заполняется работодателем в части пунктов, не содержащих принятие решения);

- копия аттестационного листа предыдущей аттестации, заверенная работодателем;

- копия трудовой книжки (первый лист, последний лист и лист, содержащий запись о присвоении категории или прохождении аттестации);

- копия документа о профессиональном  образовании, квалификации или наличии специальных знаний, подготовки.

Аттестация на первую квалификационную категорию проводится на основании заявления работника и результатов квалификационных испытаний в два этапа:

- заполнение карты результативности педагогической деятельности;

- подготовка и очная защита мультимедийной разработки  учебного занятия  или видеоурока.

         Экспертиза педагогической деятельности работника осуществляется Экспертными группами под руководством члена Аттестационной комиссии, представляющего территорию или ведомство.

       Работник направляет заявление по установленной форме вместе с картой результативности педагогической деятельности (оформленной в соответствии с требованиями) территориальному или ведомственному члену комиссии. Карты представляются на бумажном носителе  с сопроводительным письмом с подписью руководителя и печатью образовательного учреждения.

        Территориальный или ведомственный член Аттестационной комиссии на основании поданных заявлений формирует графики заседания экспертных групп.

В соответствии с установленными графиками организуется экспертиза представленных карт результативности педагогической деятельности и очной защиты педагогами мультимедийной разработки  учебного занятия  или видеоурока.

Для экспертизы карты результативности назначается один независимый эксперт. В случае если результат оценивания карты одним экспертом показал значение ниже 25 баллов -  дополнительно назначается  второй эксперт. В итоговой карточке специалистом Департамента рассчитывается средний результат.

Для экспертизы  видеоурока или мультимедийной разработки назначаются два эксперта. Каждый эксперт оформляет и подписывает  свой экспертный лист.

Результаты оценивания карты результативности педагогического опыта и видеоурока или мультимедийной разработки  оформляются и передаются секретарю Аттестационной комиссии через территориального или ведомственного  члена комиссии не позже, чем за 2  недели до заседания Аттестационной комиссии. Итоговый результат по всем экспертным листам рассчитывается и оформляется специалистом Департамента, ответственным за аттестацию.

Если работник не прошел первый этап  аттестации – не  достиг порогового значения по карте результативности (набрал менее 25 баллов) или нарушил процедуру представления документов, то он не допускается к следующему этапу аттестации  и  считается, не прошедшим  процедуру аттестации в целом.

Документы педагога, не прошедшего первый этап  аттестации, передаются секретарю Аттестационной комиссии.

Секретарь Аттестационной комиссии готовит уведомление педагогическому работнику, не прошедшему первый этап процедуры аттестации.

Территориальный член Аттестационной комиссии знакомит педагога, не прошедшего первый этап аттестации, с уведомлением под роспись не позднее трех дней после заседания Аттестационной комиссии.

Ко второму этапу аттестации допускаются только педагогические работники, достигшие порогового значения при экспертизе карты результативности (набравшие не менее 25 баллов).

Для присвоения первой квалификационной категории необходимо набрать не менее 50 баллов по итогам двух этапов аттестации.        

Педагогический работник, не прошедший аттестацию, имеет право на повторное прохождение процедуры аттестации при достижении им более высокого уровня результативности педагогической деятельности.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • имеют установленную первую квалификационную категорию;
  • владеют современными образовательными технологиями и методиками, в том числе ИКТ,  и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания

Оформляемые материалы в процессе прохождения аттестации педагогических работников для установления уровня квалификации с присвоением высшей квалификационной категории:

- карта инновационного педагогического опыта с экспертными листами;

- проектная работа, оформленная в соответствии с установленными требованиями (на бумажном и электронном носителях) с экспертным листом;

- аттестационный лист работника в двух экземплярах (заполняется работодателем в части пунктов, не содержащих принятие решения);

- копия аттестационного листа предыдущей аттестации, заверенная работодателем;

- копия трудовой книжки (первый лист, последний лист и лист, содержащий запись о присвоении категории или прохождении аттестации);

- копия  документа о профессиональном  образовании, квалификации или наличии специальных знаний, подготовки.

Аттестация на высшую квалификационную категорию проводится на основании заявления работника и результатов квалификационных испытаний в два этапа:

- заполнение карты инновационной деятельности педагога;

- представление и очная защита проектной работы педагога.

Экспертиза педагогической деятельности работника осуществляется Экспертными группами под руководством члена Аттестационной комиссии, представляющего территорию или ведомство (территориальный или ведомственный член комиссии).

Работник направляет заявление по установленной форме вместе с картой инновационной деятельности (оформленной в соответствии с требованиями) территориальному или ведомственному члену комиссии. Карты представляются на бумажном носителе  с сопроводительным письмом с подписью руководителя и печатью образовательного учреждения.

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

        включает три группы параметров, по которым осмысливается инновационный опыт:

  1. Формальные, отражающие формальные характеристики педагогического работника; имеющие место в карте инновационного педагогического опыта, они не являются объектом оценивания, а дают возможность экспертам наиболее полно представить картину о содержании инновационного опыта и его носителе.
  2. Содержательные, характеризующие сущностную (смысловую) сторону инновационного педагогического опыта;
  3. Результативные, указывающие на эффективность инновационного педагогического опыта с точки зрения его апробации в реальной практике.

        Объем: не более 15 страниц

1. Формальные параметры:

Объем: не более 1 страницы

1.1. Наименование педагогического опыта.

1.2. Автор – разработчик педагогического опыта.

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта.

1.5. Адрес педагогического опыта.

2. Содержательные параметры:

Объем: не более 9 страниц

2.1. Актуальность педагогического опыта.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта (программа, проект, технология, методика и т.д.). Доказательная характеристика соответствия представленного опыта той или иной форме.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

2.4. Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.  

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность педагогического опыта. Цели, задачи, содержание и его представление, формы, методы и средства педагогического работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требования педагогической науки.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Основные субъекты, вовлеченные в осуществление педагогического опыта и для которых данный опыт предназначен. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (воспитанников).

2.7. Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников). Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.  

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. Обеспечению.

        3. Результативные параметры:

Объем: не более 5 страниц

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

3.2. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

        3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность педагогического опыта на протяжении определенного количества лет. Доказательство неслучайности влияние педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении (процент обучающихся (воспитанников), освоивших образовательные программы (% от количества обучающихся (воспитанников), обучаемых педагогом, рейтинг учащихся по результатам государственной (итоговой) аттестации и единого регионального экзамена и пр.)

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта. Количественные показатели участия педагогов и обучающихся (воспитанников) в осуществлении педагогического опыта.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Объем: не более 25 страниц. Время защиты: 10-15 минут

1. Титульный лист

2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)

3. Обоснование необходимости проекта

4. Цели и задачи проекта

5. Основное содержание проекта

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

7. Партнеры.

8. Целевая аудитория

9. План реализации проекта

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект

11. Перспективы дальнейшего развития проекта

12. Литература.

Территориальный или ведомственный член комиссии на основании поданных заявлений формирует графики заседания экспертных групп.

В соответствии с установленными графиками организуется экспертиза представленных карт инновационной  деятельности педагога.

Для экспертизы карты инновационной деятельности назначаются два независимых эксперта. Каждый эксперт оформляет и подписывает  свой экспертный лист. В итоговой карточке специалистом Департамента рассчитывается средний результат по всем экспертным листам.

Результаты оценивания карты инновационной деятельности оформляются и передаются секретарю Аттестационной комиссии через территориального члена комиссии вместе с проектной работой педагога не позже, чем за 2 недели до заседания Аттестационной комиссии.

        Если работник не прошел первый этап  аттестации – не  достиг порогового значения по карте инновационной деятельности (набрал менее 70 баллов), или нарушил процедуру представления документов, то он не допускается к следующему этапу аттестации  и  считается, что он не прошел процедуру аттестации в целом.

        Документы педагога, не прошедшего первый этап  аттестации, также передаются секретарю Аттестационной комиссии.

        Секретарь Аттестационной комиссии готовит уведомление педагогическому работнику, не прошедшему первый этап процедуры аттестации.

Территориальный член Аттестационной комиссии знакомит педагога, не прошедшего первый этап аттестации с уведомлением под роспись.

С уведомлением о не прохождении первого этапа процедуры аттестации педагогический работник должен быть ознакомлен членом территориальной Аттестационной комиссии под роспись не позднее трех дней после заседания Аттестационной комиссии.

       Ко второму этапу аттестации допускаются только педагогические работники, достигшие порогового значения при экспертизе карты инновационной деятельности (набравшие не менее 70 баллов).

        Экспертиза проектных работ педагогов осуществляется экспертной группой Аттестационной комиссии. Руководит работой экспертной группы секретарь Аттестационной комиссии – работник Автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».

Для экспертизы проекта назначаются два независимых эксперта. Каждый эксперт оформляет и подписывает  свой экспертный лист. В итоговой карточке специалистом Департамента ответственным за аттестацию педагогических работников,  рассчитывается средний результат по всем экспертным листам.

Проекты педагогов, оформленные не в соответствии с установленными требованиями, не принимаются к рассмотрению экспертами и Аттестационной комиссией.

Защита проектных работ педагогов может проводиться в очной форме –  с выездом педагогов к месту заседания Экспертов или дистанционно с использованием системы видеоконференции или вебинара.

        Для присвоения высшей квалификационной категории необходимо набрать не менее 140 баллов по итогам двух этапов аттестации.        

        Педагогический работник,  не прошедший аттестацию на высшую квалификационную категорию имеет право на прохождение процедуры аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой  квалификационной категории.

От аттестационных процедур второго этапа при аттестации на первую  и высшую квалификационные категории решением Аттестационной комиссии освобождаются педагогические работники, которые в межаттестационный период:

- получили почетные звания, отраслевые знаки отличия,  государственные награды, полученные за достижения в педагогической деятельности;

- являются победителями конкурсного отбора лучших учителей на федеральном и региональном уровнях, Всероссийских конкурсов профессионального мастерства, учредителями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации;

- подготовили победителей или призеров окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, международных предметных олимпиад, Всероссийских олимпиад профессионального мастерства;

- подготовили победителей или призеров Чемпионата России, Первенства России, Спартакиады России, Чемпионата Европы, Первенства Европы, Мира, округа.

1.7. В случае если по результатам рассмотрения заявления педагогического работника и его карты инновационного опыта,  Аттестационная комиссия выносит отрицательное решение  и не  освобождает данного педагогического работника от аттестационных процедур второго этапа, то педагогический работник аттестуется на первую квалификационную категорию в общем порядке.

1.8. Результаты участия обучающихся и воспитанников педагогических работников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях могут учитываться только для оценки педагогических работников, деятельность которых связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся.

Отсутствие объективных возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории.

  1. Истечение срока действия квалификационной категории в период рассмотрения Аттестационной комиссией заявления работника не является основанием для отказа педагогическому работнику в прохождении аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к высшей (первой) квалификационной категории, а также не дает основания для признания уровня квалификации педагогического работника не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей (первой) квалификационной категории, либо для отказа в установлении ему этой квалификационной категории, а также для снижения уровня оплаты труда.

В соответствии с настоящим пунктом сохранение уровня оплаты труда допускается до даты принятия решения аттестационной комиссией о присвоении квалификационной категории или решения о не соответствии требованиям, предъявляемым к высшей (первой) квалификационной категории.

  1. В случае истечения срока действия квалификационной категории работника, которому до пенсии по возрасту осталось не более одного года, по заявлению такого работника ему сохраняется уровень оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории. При  этом в случае продления педагогической деятельности после достижения возраста, предоставляющего право на пенсию, квалификационная категория не сохраняется и аттестация таких педагогических работников осуществляется на общих основаниях.
  2. В случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогического работника в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также в период длительной болезни, в период нахождения в длительных отпусках, предоставляемых в соответствии со ст. 335 Трудового кодекса Российской Федерации  и ст. 55 Федерального закона «Об образовании» или прохождения военной службы в рядах вооруженных сил России, по заявлению такого работника при выходе на работу ему сохраняется уровень оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории до прохождения аттестации в установленном порядке, но не более чем на один год после выхода на работу.
  3. При возобновлении работником педагогической деятельности, прерванной в связи с уходом на пенсию по любым основаниям, в случае истечения срока действия квалификационной категории, допускается устанавливать уровень оплаты труда для таких работников по ранее имевшейся квалификационной категории до прохождения аттестации в установленном порядке, но не более чем на один год после возобновления педагогической деятельности.

Чтобы аттестация прошла успешно и Вы чувствовали себя комфортно в процессе аттестации:

  • Изучите стандарты второго поколения, в которых задаются ориентиры развития системы образования и результаты образования, ожидаемые личностью, обществом и государством.
  • Активно участвуйте в образовательных событиях города (района), края, распространяя свой опыт, одновременно знакомьтесь с образовательными практиками коллег.
  • Обратитесь к нормативным документам и интернет-ресурсам.
  • Примите участие в курсах повышения квалификации. Если вопросы нового порядка аттестации не включены в содержание курсов, Вы можете обратиться к куратору Ваших курсов с просьбой об организации консультации.
  • Настройте себя психологически на объективную самооценку. Чем выше квалификационная категория, на которую Вы претендуете, тем выше должен быть уровень Вашей профессиональной компетентности. Заявляя квалификационную категорию, соотнесите свой педагогический опыт, профессиональные результаты, достижения учащихся с предъявляемыми требованиями. С этой целью  мы сегодня заполним Лист самооценки педагогической деятельности, включенный в «Методику оценки уровня квалификации педагогических работников», предлагаемую Министерством образования и науки РФ.

Очень надеемся, что аттестация в рамках новых требований будет способствовать нашему успешному продвижению в профессиональной деятельности и повышению качества образования.

Лист самооценки педагогической деятельности

Уважаемые учителя! Ваша профессиональная деятельность одна из самых важных и сложных. Для того чтобы больше узнать о том, какие приемы и способы Вы используете в своей работе, предлагаю Вам заполнить лист самооценки. Надеюсь, что предлагаемая методика будет содействовать Вашему профессиональному развитию. Вы сможете по достоинству оценить собственные сильные стороны, выявить резервы для дальнейшего профессионального роста. Вам предлагается оценить ряд утверждений, которые отражают отдельные действия и качества, необходимые для профессиональной педагогической деятельности, используя 5-ти балльную шкалу:

5 Вы абсолютно согласны с утверждением

4 – Вы скорее согласны с утверждением

3 – Вы выбираете нечто среднее, ваше мнение зависит от ситуации, обстоятельств, дополнительных факторов

2 – Вы скорее не согласны с утверждением

1 – Вы абсолютно не согласны с утверждением

Вопросы:

  1. Я безразличен(-на) к критике в свой адрес
  2. Я поощряю даже самые маленькие успехи обучающихся
  3. Я хорошо знаю основные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам обучения по своему предмету
  4. Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися
  5. Окружающие не прислушиваются к моим предложениям
  6. Считаю важным различать цель и тему урока
  7. На моих уроках отсутствуют условия для формирования устойчивой позитивной мотивации обучающихся
  8. Мое знание внутрипредметных и межпредметных связей требует серьезного улучшения
  9. Новаторство – кредо каждого хорошего учителя
  10. На моих уроках обучающиеся делают все по алгоритму, они не рассуждают самостоятельно
  11. Мой общий кругозор достаточно ограничен
  12. Все мои обучающиеся принимают участие в постановке целей и задач урока
  13. Я не считаю нужным анализировать уровень усвоения предлагаемого материала и развития обучающихся
  14. У меня достаточно поверхностное представление о возрастных особенностях обучающихся
  15. Я не считаю необходимым демонстрировать успехи обучающихся их родителям (другим взрослым)
  16. Я не применяю на уроках новые информационно-коммуникативные технологии
  17. Я затрудняюсь в обосновании достоинств и ограничений выбранной мною образовательной программы
  18. Я умею разрешать конфликты оптимальным способом
  19. Для меня характерно «держать себя в руках»
  20. У меня есть большой опыт участия в работе групп по разработке программ, дидактических и методических материалов
  21. Я уделяю много внимания формированию навыков учебной деятельности у обучающихся
  22. Я отдаю предпочтение обучающимся, которые тщательно и точно выполняют требования учителя
  23. Используемый мною набор дидактических и методических материалов для различных категорий обучающихся достаточно ограничен
  24. При принятии решения в проблемной ситуации отдаленные последствия не важны
  25. Считаю, что учитель не обязан комментировать обучающимся выставляемые им оценки
  26. Я обращаю внимание на плохое настроение своих коллег
  27. При постановке целей урока должны доминировать нормативные требования, а не индивидуальные особенности обучающихся
  28. Я так организую урок, чтобы обучающиеся рассуждали, дискутировали, выполняли нестандартные задания
  29. Моя рабочая программа не предполагает решение воспитательных задач
  30. У меня легко получается решать несколько задач одновременно
  31. Я не трачу время на то, чтобы обучающиеся формулировали цель их деятельности на уроке
  32. Лишь некоторые обучающиеся с большой заинтересованностью работают на моих уроках
  33. При подготовке к урокам, помимо основного материала, я использую дополнительные материалы по предмету
  34. У меня нет дидактических и методических материалов, разработанных самостоятельно
  35. Мне приходится часто слышать, что обучающиеся не поняли изложенный мною материал
  36. Моя осведомленность об актуальных событиях социальной жизни достаточно ограничена
  37. Все мои обучающиеся хорошо осознают причины своих успехов и неудач
  38. Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности (например, подготовить задание со слабым обучающимся; придумать задания для самостоятельной работы и т. п.)
  39. Я использую в педагогических целях даже «внештатные» ситуации, казалось бы, не имеющие отношения к изучаемому предмету
  40. Я умею сохранять спокойствие в самых непредвиденных ситуациях
  41. Обучающимся не обязательно знать критерии оценивания их работы
  42. Мне очень трудно управлять ходом беседы или переговоров
  43. Я постоянно предлагаю обучающимся самостоятельно осуществлять контроль за достигнутыми результатами
  44. Я не умею дозировать задачи так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех
  45. Я всегда готовлю разные варианты проведения уроков для обучающихся разного уровня одной параллели
  46. Моя рабочая программа недостаточно обоснована
  47. У меня есть значительный опыт совместной работы по подготовке и реализации различных мероприятий, проектов, программ и др.
  48. На моем рабочем месте всегда порядок
  49. На моих уроках обучающиеся не могут ответить на вопрос "Что должно быть достигнуто в результате занятия?"
  50. Мотивация обучающихся – это ответственность учителя
  51. Мне нужна дополнительная подготовка, чтобы преподавать свой предмет студентам вуза
  52. Считаю, что можно успешно изложить новый материал без учета ранее освоенных знаний и умений
  53. Я легко поддерживаю разговоры на отвлеченные или связанные с другими предметами темы
  54. Никто из обучающихся на моих уроках не принимает участие в постановке целей и задач
  55. Я преподаю такой предмет, который не может заинтересовать обучающихся
  56. Мнение и реакция других участников образовательного процесса неважны при принятии педагогических решений
  57. На моих уроках часто используются приемы взаимооценки и самооценки обучающихся
  58. Мне всегда интересно, какие чувства вызывают у других людей мои слова и поступки
  59. Обычно я озвучиваю цель урока несколько раз в течение занятия
  60. Мои обучающиеся смело берутся за трудные задачи
  61. Я владею ограниченным набором современных методов преподавания
  62. Я создаю рабочую атмосферу и поддерживаю дисциплину на уроке недирективными методами
  63. В плане урока я всегда пошагово прописываю этапы достижения цели
  64. Негативное отношение к учебе – это следствие ошибок в педагогической деятельности
  65. Нет "каверзных" вопросов от обучающихся, а есть незнание учителя
  66. Мои методические и дидактические разработки никогда не становились победителями конкурсов
  67. Гуманизм учителя не является важным критерием оценки его работы
  68. Я часто затрудняюсь сделать цели урока личностно значимыми для обучающихся
  69. Бывает, что я ставлю обучающемуся высокую оценку не за правильный, а за творческий ответ
  70. Я хорошо ориентируюсь в социальной ситуации класса, знаю и учитываю взаимоотношения обучающихся в педагогических целях
  71. Я легко меняю принятое решение под влиянием новой информации
  72. Формирование навыков самооценки у обучающихся не относится к задачам учителя

На основании полученных результатов можно определить соответствие требованиям первой или высшей квалификационной категории. Для этого следует получить средний балл по результатам самооценки и соотнести с нормативной таблицей.

Уровень квалификации

Значение показателя уровня квалификации

Первая квалификационная категория

От 3,3 до 4,29 баллов

Высшая квалификационная категория

От 4,3 баллов и выше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....