Рабочая программа "Чудесный город"
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Швайкова Светлана Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности  «Чудесный город» для 3- 4 класса разработана на основе программы "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_spb_3-4_klass.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чудесный город» для 3- 4 класса разработана на основе программы "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.  

Цель и задачи курса

Цель программы: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их городском пространстве.  

Задачи:

  • создать условия для проявления познавательного интереса к изучению города.
  • создать условия для получения элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
  • создать условия для формирования представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
  • формирование краеведческих умений:
  • развитие монологической речь и мыслительных умения:
  • воспитание чувств товарищества.
  • формированиегражданской позиции, патриотизм
  • воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность - терпимость).

Место программы в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 2 года (68 часов) Возраст на который рассчитана данная программа обучающиеся 3-4 класса. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 35 минут.

Планируемые результаты освоения программы

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные результаты:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные результаты:

Регулятивные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные результаты:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные результаты:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • развитие интереса к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
  • находить информацию; о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан. Для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • объяснять различные понятия и использовать их.

Содержание  программы

Курс «Страницы истории  Санкт-Петербурга»  содержит 2 основных раздела. Темы каждого года перекликаются между собой. В каждом новом разделе повторяются ранее изученный материал и расширяются, пополняются знания о городе. Этот принцип гибкости курса позволяет детям ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого уровня обучения.

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий на базе школы и в других помещениях. Рассказ о курсе: особенности, тематика,  ход проведения занятий, работа с раздаточным материалом.

1 раздел: «Наш  город -Санкт- Петербург».

Раздел «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

2  раздел: «Санкт-Петербург- город музеев и театров».

Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Обсуждение полученных знаний и умений. Открытое занятие с использованием различных видов игр.

Формы организации деятельности воспитанников

  • групповая
  • индивидуальная
  • малые группы

Формы проведения занятия

  • беседа
  • диспут
  • виртуальная экскурсии
  • конкурс
  • викторина
  • практикум.

Система  оценки планируемых результатов

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого раздела  проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?», «Что, Где, Когда». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий обучающимися.

Формы подведения итогов реализации программы

- тестирование

- контрольное занятие

- викторина.

Учебно-тематический план

3 класс

1 раздел. Наш город Санкт-Петербург

1 глава «Так  начинался Петербург»(16ч)

Основание Санкт-Петербурга(история, легенды и мифы). Петропавловская крепость. История строительства. Первые постройки: Домик Петра1, Троицкая площадь. Петропавловский собор. Адмиралтейство-первая верфь города. Меншиковский дворец- первая каменная постройка. Летний дворец Петра 1. Летний сад: вчера сегодня.

2 глава «Архитектурные ансамбли Петербурга»(12ч)

Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. Стрелка Васильевского острова. Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси. Путешествие по площадям города.

3 глава Просвещение. Наука. Культура (5ч)

Академия наук и Академия художеств. История появления Ботанического сада

Итоговое занятие (1ч)

4 класс

2 раздел. Петербург Город музеев и театров

1 глава «Петербург. Город музеев» (26ч)

Государственный музей истории Санкт - Петербурга. Музеи - памятники Петровской эпохи. Город военной славы. Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945). Эрмитаж. Живопись Русского музея. Мемориальные Музеи Петербурга.

2 глава  «Петербург. Город театров» (7ч)

Первые театры в Петербурге. Театр в Петербурге в 18 веке. Современные театры. «Путешествие в театральный Петербург»

Итоговое занятие (1ч)

п/п

Разделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

3 класс

1 раздел. Наш город –Санкт-Петербург

1глава. Так начинался Петербург          

16

9

7

2 глава. Архитектурные ансамбли Петербурга

12

8

4

3 глава. Просвещение, наука, культура

5

3

2

Итоговое занятие

1

1

итого

34

20

14

4 класс

2 раздел. Санкт-Петербург город музеев и театров

1 глава. Город музеев

24

14

10

2 глава. Город театров

9

5

   4

Итоговое занятие

1

    1

итого

34

19

15

Список литературы:

  1. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г.Гаврилова, Н.Л.Григорьева, Н.Е.Абакумова, О.Ю.Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.
  2. Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
  3. Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
  4. Гурьева Н.А.Первое знакомство с Петербургом СПб.,»Паритет»2014,
  5. Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург культура и быт: пособие по истории города. СПб. КОРОНА принт 2010год.
  6. Дмитриева Е.В. Санкт- Петербург: пособие по истории города. СПб., КОРОНА принт 2010 год.
  7. Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.
  8. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998.
  9. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. -  СПб., СМИО Пресс, 2001.
  10. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
  11. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
  12. Зимина М. С., Преслицкая М.Г. Санкт-Петербург. Музеи: пособие по истории города. СПб. :КОРОНА принт, 2005год.
  13. Лившиц Лия «Сказочный Эрмитаж» СПб.,»Издательство Альфа-колор» 2014.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Раздел и тема

Дата

по плану

по факту

1 четверть- 9ч

1 раздел. Наш город Санкт-Петербург

1 глава   «Так  начинался Петербург» 16ч

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ

Основание Санкт-Петербурга (история, легенды и мифы).

Петропавловская крепость. История строительства.

Петропавловская крепость. История строительства.

Первые постройки: Домик Петра1, Тройцкая площадь

Первые постройки: Домик Петра1, Тройцкая площадь

Петропавловский собор.

Петропавловский собор.

Игра «Что, Где, Когда»(по пройденному материалу)

2 четверть – 7ч

Адмиралтейство-первая верфь города. (виртуальная экскурсия).

Адмиралтейство-первая верфь города. (виртуальная экскурсия).

Меншиковский дворец- первая каменная постройка.

Меншиковский дворец- первая каменная постройка.

Летний дворец Петра 1 (виртуальная экскурсия по залам дворца)

Летний дворец Петра 1 (виртуальная экскурсия по залам дворца)

Летний сад: вчера сегодня. (исследование)

3 четверть – 10ч

2 глава. «Архитектурные» ансамбли Петербурга (12ч)

Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь.

Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь.

Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь.

Стрелка Васильевского острова.

Стрелка Васильевского острова.

Стрелка Васильевского острова.

Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси.

Площадь искусств. Площадь Островского. К.И.Росси.

Виртуальная  экскурсия по площадям города

Путешествие по площадям города (игра по карте города).

4 четверть – 8ч

Проект. Как изменились площади города.

Проект. Как изменились площади города.

3 глава «Просвещение. Наука. Культура» 5ч

Академия наук и Академия художеств.

Академия наук и Академия художеств.

Академия наук и Академия художеств.

История появления Ботанического сада

История появления Ботанического сада

Итоговое занятие (1ч)

Урок-игра (ребусы по 2,3 главе)1

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Раздел и тема

Дата

по плану

по факту

1 четверть – 9ч

2 Раздел. Петербург - город музеев и театров.

1 глава: Петербург - город музеев (26ч)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ

Государственный музей истории Санкт- Петербурга

Музеи- памятники Петровской эпохи..

Игра «Что, Где, Когда».

Город военной славы.

Город военной славы.

Город военной славы.

Город военной славы.

Город военной славы.

1 четверть – 7ч

Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945)

Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945)

Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945)

Памятники Великой отечественной Войны (1941-1945)

Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа

Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа

Виртуальная экскурсия по залам Эрмитажа

3 четверть – 10ч

Живопись Русского музея.

Живопись Русского музея.

Живопись Русского музея.

Игра «Узнай по описанию памятник, экспонат».

Мемориальные Музеи Петербурга.

Мемориальные Музеи Петербурга.

Мемориальные Музеи Петербурга.

Видеоэкскурия  экскурсия.

2 глава. Петербург - город театров (9ч)

Первые театры в Петербурге

Первые театры в Петербурге

4 четверть –7ч

Театр в Петербурге в 18 веке.

Театр в Петербурге в 18 веке.

Игра «Посещение театра»

Современные театры.

Современные театры.

Современные театры.

Современные театры.

Итоговое занятие (1ч)

Игра «Найди на карте». Путешествие в театральный Петербург»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Город мастеров" 2 класс /Рабочая программа и КТП/

Кружок во 2 классе "Город мастеров" /общекультурное направление/...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...

Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.

23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...