Урок російської мови у 2 класі школи з українською мовою навчання
методическая разработка (2 класс) на тему

Матвеева Светлана Афанасьевна

Формировать представление о понятии суффикс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rosiyska_mova_2_klas.docx856.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Суффикс (закрепление материала).

Цель: формировать представление о понятии суффикс как части слова и его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; закреплять навыки нахождения в словах частей слова корня; развивать мыслительные операции: мышление, умение анализировать, сравнивать; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник “Русский язык” 2класс, с.60.

                                       Ход урока

І. Организация класса.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». слайд

- Определите своё настроение, нарисуйте карандашом личико на полях своей тетради. Надеюсь, что урок принесёт вам удовольствие и радость.

- Сегодня к нам на урок пришел гость. А какой, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто пугливей всех зверей? Уши у кого  длинней?

 В огороде ест морковку и капустную листву.

 Удирать умеет ловко, если встретит вдруг лису...

 Сильно глазками косит, всех боится и дрожит. (Зайчик)

- Правильно, это Зайчик. Она пришел к нам на урок из Лесной школы, принес для вас задания. И будет наблюдать, как вы будете отвечать.

ІІ. Проверка домашнего задания.

  • Сейчас Зайчик проверит, как вы выполнили домашнее задание. Что в нем надо было сделать? (выделить суффиксы)
  • Назовите слова, в которых вы выделили суффиксы (дубочку, чиженьки, рыженький, маленькой, сапожочек, аленький).

ІІІ. Каллиграфическая минутка.

          Подготовка к письму. Физминутка для рук и глаз.

- Приготовьте ваши ручки и глазки для письма, сделайте круговые движения руками.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Зайчик приготовил для вас каллиграфическую минутку.

- Записать большую и маленькую букву Ии.  что за чем ?

- Напишите ее в воздухе, носиком, правым локтем.

ІV. Актуализация знаний.

1. Повторение изученного материала.

- А сейчас наш гость хочет, чтобы вы вспомнили, из чего состоит слово. (из основы и окончания)

- Что такое окончание? (это изм. часть слова, кот. служит для связи слов в предлож.)

- Как выделяется?

- Что такое основа? (это часть слова без окончания)

- Как выделяется?

а) повторение о корне и родственных словах.   слайд

-Дети, как вы думаете, что есть общего у кустов, деревьев и слов? (Корень)

- Правильно, корень.

(Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней на доске.)

Так же, как и у кустов корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды…

- Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом?

- Почему?

б) образование родственных слов с корнем -дом-.

 ДОМ                  ИК

                             ОВОЙ                     ?

- С помощью чего образовалось новое слово?

- Как называются эти слова? (Родственные)

в) Игра «Да-нет»

- Если слова являются однокоренными, родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является - хлопать не нужно (нет).

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

Физминутка в стихах

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.

Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

в) составление слов с суффиксами;

- На прошлом уроке мы начали изучать новую часть слова. Какую? Вспомните. (суффикс)

- А что такое суффикс? (суф. – это часть слова, кот. стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Послушайте небольшую сказку. Жил-был суффикс –чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс.

- Запишите, какие слова получатся (экран)

Палец - …(пальчик)

Стул - …(стульчик)

Заяц - …(зайчик)

- Молодцы, мы все вспомнили. А теперь Зайчик дает такое задание. слайд

                        ?

- Составьте слова с суффиксом – ок. Запишите их в тетрадь.

3. Работа с учебником и на доске.

- Найдите упр. 78. Максим, прочитай задание. Запишите эти слова. (один пишет на доске сзади, я запишу чудо, пожар, кулак, голос, нос)

       Физминутка. Маятниковые движения носками ног.

- Давайте немного отдохнем. Ноги согнуты в коленях с упором на пятку. Приподнимите носки ног и поверните ими влево-вправо, круговые движения вправо, потом влево, друг другу, друг от друга.

4. Игра «Побудь волшебником»

- Вот у Зайчика «волшебная» палочка, а вот слова: нос, карандаш, шар, кот, слон, стол, дом. Кому Зайчик даст свою волшебную палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

- С помощью чего вы образовали новые слова? (с пом. суф. ик)

- Так для чего служит суффикс.

V. Итог урока.

Помните ,что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы.

Во-первых: они из одних слов могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение.

Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки.

Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный.

- Итак, что такое суффикс? (это часть слова)

- После чего стоит? (стоит после корня)

- Что можно образовать с помощью суффикса? (новые слова)

Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях знак суффикса цветным карандашом:

зеленый – всё понятно;

желтый – остались вопросы;

красный – многое непонятно.        

- Молодцы, вы хорошо поработали. Зайчик вами очень доволен, вы сегодня его очень порадовали. А сейчас ему пора прощаться, пора бежать к другим детям.

VІ. Домашнее задание (инструктаж)      Упр. 81, с. 56, повт. правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок з української мови 2 клас "Ввічливість"

Урок з української мови для 2-го класу шкіл з російською мовою навчання. Урок містить ігрові завдання, роботу в групах.Може бути використаний і на уроках "Я і Україна", в позакласній роботі....

Презентації з української мови

Презентації з української мови...

Урок російської мови у 3 класі школи з українською мовою навчання

Формирование умения отличать предлог от приставки....

Урок української мови в 1 класі

Розробка уроку української мови для учнів 1 класу " Будьмо охайними. Засвоєння нових слів"...

Конспект урока з української мови для 4 класу. Дієвідміни дієслів.

Конспект уроку з української мови для 4 класу. Дієвідміни дієслів....

Конспект уроку з української мови для 4 класу. Правопис дієслів другої особи однини.

Конспект уроку з української мови для 4 класу. Правопис дієслів другої особи однини....

Конспект уроку з української мови для 4 класу. Правопис дієслів третьої особи. Розбір дієслова як частини мови.

Конспект уроку з української мови для 4 класу. Правопис дієслів третьої особи. Розбір дієслова як частини мови....