конспект урока на тему"Косточка" 3 клас школа 8вида
методическая разработка по чтению (3 класс)

Углова Наталья Юрьевна

Предмет: чтение.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Цели: создать условия для формирования умения выражать своё отношение к герою произведения Л. Н. Толстого «Косточка», для развития умений выделять фамилию автора и заголовок, называть произведение, выделять главную мысль, формировать читательские навыки, воспитывать уважение к взрослым.

Ресурсы: Учебник «Чтение «Ильина С.Ю., Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglova_urokn.yu_.docx43.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Л. Н. Толстой «Косточка» Класс: 3.

Учитель:Углова Наталья Юрьевна

Предмет: чтение.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Цели: создать условия для формирования умения выражать своё отношение к герою произведения Л. Н. Толстого «Косточка», для развития умений выделять фамилию автора и заголовок, называть произведение, выделять главную мысль, формировать читательские навыки, воспитывать уважение к взрослым.

Ресурсы: Учебник «Чтение «Ильина С.Ю., Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте.

Метапредметные:

Регулятивные УУД. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия.

Коммуникативные УУД. Используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Познавательные УУД. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, составляют несложные монологические высказывания о герое, владеют приёмами понимания прочитанного и

прослушанного текста.

Предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), определять жанр и тему; получат возможность научиться

понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности обучающегося.

Формируемые способы деятельности

I Постановка

учебной задачи.

Мотивация к учебной

деятельности.

Создает положительный эмоциональный настрой.

Ну-ка, проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль в порядке, всё ль на месте?

Значит, будем дружно вместе

На вопросы отвечать, все заданья выполнять!

- Сегодня у нас гости. А гостей принято встречать с улыбкой, хорошим настроением. Надеюсь, наш урок таким и будет: добрым, радостным. И никому не будет скучно.

Проявляют положительное

отношение к учебному предмету, желание отвечать на вопросы учителя.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Актуализация опорных знаний.

  • А так как у нас урок чтения, нам предстоит много говорить, читать, нужно провести речевую разминку, чтобы легче работалось.

Кни-га от-кры-ва-ет-ся. Рас-сказ на-чи-на-ет-ся. Ге-рой сом-не-ва-ет-ся.

Чи-та-тель у-лы-ба-ет-ся.

-Что это записано? (предложения, текст)

-Прочитайте только последние слова в каждом

предложении. Что о них можно сказать? Что заметили? (рифма).

  • Какой вывод можно сделать?

-Что мы прочитали?(Стихотворение).

  • Прочитайте первые слова в предложениях.

-С какими понятиями мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Книга, герой, читатель,

рассказ)

  • Сегодня продолжим с вами работать с понятиями

«герой», «рассказ».

Выдвигают предположения. Слушают вопросы учителя.

Ориентируются в системе

собственных знаний по теме.

Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников.

Проявлять эмоциональное отношение в учебно-

познавательной деятельности

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Целеполагание

-Какие цели мы можем поставить пере собой на сегодняшнем уроке?

(Узнать: кто автор произведения, почему оно имеет такое название?

Выяснить, какая тайна живёт в рассказе.

Определяют с помощью учителя цели урока.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

II Изучение нового материала.

Чтение рассказа Л. Толстого

«Косточка».

Итак, открываем учебник на с.30

  • Прочитайте фамилию автора этого произведения.
  • Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете? Послушайте.

(Рассказ учителя о писателе).

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Родители его умерли рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

Всю жизнь Толстой, он прожил 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием.

Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Котенок», «Ноша»,

«Филиппок», «Еж и заяц».

  • Прочитайте хором название рассказа.
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

(Чтение рассказа учителем.)

Слушают рассказ учителя о писателе, рассматривают его портрет.

Слушают чтение рассказа учителем.

Слушать в соответствии с целевой установкой.

Первичное восприятие

произведения.

  • Что вы можете сказать о прочитанном?
  • Докажите, что это рассказ.

-Можно ли сказать, что главным героем является

Отвечают на вопросы, строят простые монологические

высказывания.

Выдвигать предположения и обосновывать их.

слива?

- Кто же главный герой?

Словарная работа

  • Встретились ли вам слова, значение которых непонятно?

Сочла – сосчитала.

Горница – большая светлая комната

  • Эти слова устаревшие, сейчас мы с вами так уже не говорим.

Работа с карточками.

  • Соедините между собой противоположные по смыслу слова.

Индивидуальная работа с

карточками. Взаимопроверка.

Физминутка

Вторичное восприятие

текста.

- А теперь прочитайте текст самостоятельно.

Осуществляют повторное самостоятельное чтение.

Анализ произведения.

  • Может ли человек быть только хорошим или только плохим?
  • А что вы можете сказать о Ване? Какой он? ( маленький, глупый, слабый, лживый)
  • Изменится ли ваше мнение о Ване в конце нашей работы над рассказом.

В каждом человеке есть две половинки: одна белая – хорошая, другая черная, важно только, какую

человек открывает в себе больше. А может быть, ему кто-то помогает это сделать, разобраться в себе, своих поступках и пойти по белой полосе дорожки?

- Сейчас мы с вами и поговорим о Ване, его желаниях и поступках.

  • Найдите и прочитайте в рассказе ту часть, где Ваня готовится взять сливу.
  • Долго ли Ваня готовился съесть сливу?

Работа в тетради.

с. 9, упражнение 1

  • Выберите из этой части слова, описывающие его

Выборочно читают, отвечают на вопросы.

Осуществлять анализ

содержания произведения, слушать в соответствии с целевой установкой. Строить

понятные для одноклассников высказывания.

действия.

(никогда не ел, нюхал их.

Они нравились. Очень хотелось съесть. Ходил мимо.)

  • О чём вам эти слова говорят? (хотел, но сомневался)
  • А что произошло дальше? (не удержался, схватил и съел)
  • А как мы будем читать эти строчки?
  • Передайте при чтении голосом, что делал медленно, а что делал очень быстро.
  • Как вы думаете, догадались ли родители, кто съел сливу?
  • Что ответили дети? А Ваня?
  • Можем ли мы догадаться, что он чувствовал в этот момент? Какую подсказку дал читателям автор? (Он покраснел, как рак. Значит, ему было стыдно.)
  • Почему же Ваня обманул?

( Испугался, что его накажут. Было стыдно признаться в том, что взял без разрешения.)

  • Можно ли назвать Ваню трусом, вруном или он в данный момент просто струсил и соврал?
  • Зачем же папа сказал, что тот кто проглотил косточку, умрёт?
  • Что чувствовал Ваня? Прочитай.

( Он побледнел от страха)

  • Как же вся семья узнала, что сливу съел именно Ваня? ( Он сказал, что косточку выбросил за окно)
  • Почему же отец, зная, кто съел сливу, не отругал Ваню и не обвинил его в обмане?

Рабочая тетрадь. с. 9

-Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? Работа с карточкой.

Выберите правильный ответ.

  • Ему не понравились сливы.
  • Ему хотелось ещё слив.

Выполняют задания в тетради с последующей самопроверкой и коллективным обсуждением.

Формулируют ответы на вопросы.

  • Ему стало страшно, что он умрёт.
  • Ему стало стыдно, что он сказал неправду.
  • Он съел косточку.
  • Был ли в вашей жизни случай, когда вы испытывали чувство стыда, вас грызла совесть за свой проступок?
  • А как бы вы поступили на месте Вани?
  • Поменялось ли ваше отношение к мальчику в начале рассказа и сейчас? Почему?
  • Почему автор назвал рассказ «Косточка», а не

«Слива»? (именно косточка помогла Ване избавиться от чувства вины)

  • А как еще могла бы закончиться эта история? Работа с карточкой.
  • У вас на партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте.
  • Соедините начало и конец пословицы. Обсудите, какая из пословиц может выражать главную мысль. Почему?

Тайное всегда        ложь никогда

Вся семья вместе         чем родная матушка Кто родителей почитает        и душа на месте

Правда        становится явным

Нет лучше дружка        тот вовек не погибает Ошибку можно простить                всего дороже

  • Можно ли сказать, что семья Вани была дружной. Почему?
  • Для чего Толстой написал этот рассказ? Тайна в этом рассказе живет,

Попробуй её разгадать,

Лишь тот секрет рассказа найдёт, Кто сможет Ваню понять.

Ответы детей: Толстой учит нас не брать без

разрешения. Он учит нас признаваться, если сделал что-нибудь плохое. Толстой учит нас не глотать сливы с косточками и т.д.)

Выполняют задания с

последующей самопроверкой.

Работают в парах с карточкой, обсуждают.

Формулируют ответы на вопросы, делают вывод.

Уметь сотрудничать. Понимать духовно-

нравственный смысл пословиц.

III Рефлексия деятельности.

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

Если мы достигли поставленных целей, если урок был для вас полезным, и вам понравился то покажите сливу, а если вы ничего для себя не усвоили на этом уроке, и у вас остались неприятные ощущения - то

тогда покажите грушу.

-Подарите эти сливы тому, чью работу на уроке вы считаете плодотворной.

-Попрошу встать детей, кому подарили сливу. Молодцы, вы постарались.

Оценивают работу свою и одноклассников на уроке.

Осуществлять самоконтроль и самооценку учебной

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по теме: "Семейный бюджет" Школа России

Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Семейный бюджет»Цели урока:- знакомить с семейным бюджетом;- воспитывать у учащихся экономное  отношение к семейному бюджету, чувство м...

Конспект урока математики. Тема: "Величины" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о единице длины – километр; и об использовании новой единицы измерения на практике; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые рез...

Конспект урока по теме "Телефон" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; ознакомление учащихся с рассказом Н.Н.Носова «Телефон».Планируемые результаты:Предметные:знать:...

Конспект урока по теме "Проговорился" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни Ю.Ермолаева, о произведение Ю.Ермолаева «Проговорился».Планируемые результатыПредметные:знать: содержание рассказа Ю. Ермолаев...

Конспект урока по теме "Фонтан" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с декоративным сооружением - фонтаном с видами фонтанов; учить конструировать изделие «фонтан»; воспитывать интерес к предмету.Планируем...

Конспект урока по теме "Скороговорки" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель деятельности учителя:  создание условий для ознакомления со спецификой жанра скороговорки, совершенствования навыков чтения.Планируемые результаты:Предметные:Знать  особенности отличия ...