Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения младших школьников.
проект на тему

Подгайная Ирина Николаевна

Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость  в процессе изучения литературного чтения младших школьников.

Подготовила Подгайная Ирина Николаевна, учитель начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nravstvennyh_tsennostey_cherez_ponyatiya.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость  в процессе изучения литературного чтения младших школьников.

Из опыта работы Подгайной И.Н.,  учителя начальных классов.

 «…Влияние литературных произведений

на нравственность очень велико;

то литературное произведение нравственно,

которое заставляет дитя полюбить

нравственный поступок, нравственное чувство,

                                                           нравственную мысль, выраженные в этом произведении.

                                                                  Кроме того всякое искреннее наслаждение изящным

есть уже само по себе источник нравственного чувства».

К.Д. Ушинский

Проблема нравственности существовала с тех пор, как человек осознал себя существом не только мыслящим, но и чувствующим. В настоящее время в связи с разнообразными процессами, происходящими в нашей стране, она приобрела особое звучание, стала необыкновенно острой. Для современной ситуации характерны разворачивание процесса разрушения традиционной для России системы ценностей, падение нравственности, рост потребительских настроений среди подрастающего поколения, которое не может правильно сориентироваться в потоке информации, обрушивающейся на него всевозможными средствами: телевидением, радио, прессой. Увеличился рост социального сиротства и проявлений жестокого обращения с детьми. Одним из отрицательных моментов сегодняшнего дня явилось то, что произошла переоценка ценностей. Люди постепенно забывают о нравственном долге, воспринимают его как нечто абстрактное, а иногда - совершенно ненужное.  

Современные ученые - педагоги  Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева,  Л.И. Божович,  В.С. Мухина, Д. Б. Эльконин, Й. С. Харламов, Б.Т. Лихачев,  А.Ф. Никитин   в своих трудах вопросу нравственного воспитания молодежи уделяют большое внимание. С обеспокоенностью многие из них заявляют о том, что у части молодежи произошло сужение субъективно-духовного пространства, переживание состояния нравственного кризиса, возникновение противоречий с внешним миром. « На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы нравственных отношений человека к окружающему миру и самому себе: представления о добродетели, чувства совести, стыда» (А.Ф. Никитин). «Негативные изменения в сфере ценностных ориентаций школьников - показатель резкого снижения эффективности воспитательного воздействия школы, семьи». (В.С. Мухина).

          В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». Все это требует переоценки форм, средств и методов нравственного воспитания, а в частности воспитания справедливости и доброжелательности,  как стержня нравственного становления личности. По этой причине тему «Формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость в процессе изучения литературного чтения»,  по которой я работаю уже третий год, считаю актуальной.   

        Почти 30 лет работаю учителем начальных классов,   в школе, на базе которой обучаются дети из социально - реабилитационного центра «Гавань» для несовершеннолетних.

      Начальная ступень - период наиболее благоприятный для интенсивного формирования учебной деятельности, является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно я, учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должна уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности, так как  в этом возрасте закладываются

основы нравственного воспитания. А от того, каким образом  и в какой форме они будут заложены, зависит будущее нашей страны.

          Изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии теоретической базы по  проблеме нравственного воспитания.

Проблемы нравственного воспитания младших школьников нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии, общественных деятелей - В.Г. Белинского, К.Н. Вентцеля, Л.С. Выготского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Л. Кольберга, Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других. В исследованиях психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна были заложены основы личностно-ориентированного подхода. Они рассматривали личность как субъект, формирующийся в деятельности и общении с другими людьми и определяющий характер этой деятельности и общения. Такой подход в формировании нравственных ценностей  проявляется в активном, деятельном участии в судьбе другого человека, в сочувствии, сопереживании, сострадании чужой беде, позволяет личности испытать моральное удовлетворение от ценности своего поведения. Анализ работ последних лет, предметом которых является развитие у младших школьников нравственных представлений и понятий (М.И. Скоморохова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова и др.), дает основание для утверждения, что исследование проблемы формирования нравственных ценностей личности в младшем школьном возрасте представлено фрагментарно.  Логика формирования нравственных ценностей подчиняется закономерностям развития психики в целом. Источником психического развития детей, понимаемого как самодвижение, являются противоречия. Моя работа по формированию  нравственных ценностей младших школьников предполагает разрешение противоречий между:

-  абстрактным пониманием и усвоением младшими школьниками нравственных ценностей и конкретным проявлением в жизни нравственного поведения;

- индивидуальным способом усвоения нравственных понятий и формированием умений младших школьников и коллективным характером деятельности, предполагающим проявление нравственных понятий;

-  «ответной» позицией младшего школьника и необходимостью проявления нравственной инициативы в жизни;

         Каждый раз убеждаюсь в том, что литературное чтение  как учебная дисциплина является одной из ведущих в системе гуманитарного образования и играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии. Она сильна своим влиянием на канал сознания, могуществом языковых средств, с помощью которых передает разнообразные переживания чужого жизненного опыта, мысли и чувства художественных образов, воспитывая те или иные личностные качества, помогает растущему человеку обрести ценностные ориентиры.

    Целью моей  работы по теме -  является выявление потенциала уроков литературного чтения в формирование нравственных ценностей через понятия  доброжелательность и справедливость.

     Объект  - процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

     Предмет  - формирование нравственных ценностей через понятия доброжелательность и справедливость  на уроках литературного чтения

младших школьников.

     Перед собой поставила следующие задачи:

1. Создавать для учащихся определенные условия, обнажающие необходимость проявления нравственности в учебной деятельности.

2. Через понятия доброжелательность и справедливость, путём чтения и осмысления литературного произведения,  приобщить  школьника к нравственным ценностям.

3. Формировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

4.Помочь  овладеть прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой.

5. Разработать рекомендации по формированию нравственных ценностей для учителей начальных классов.

        Анализируя работу учителей (в том числе и свою), я пришла к выводу, что эти задачи решить можно при соблюдении нескольких принципиальных условий. Формирование нравственных ценностей будет успешным, если:

Первое – определить уровень  сформированности  нравственных понятий доброжелательности и справедливость  у детей, идущих в первый класс.

         Второе – проследить  систему  формирования нравственных ценностей, реализуемую  на уроках литературного чтения, выстроенную  в логике развития и углубления нравственных понятий дружелюбия  и справедливости.

        Третье – создать для учащихся определенные условия, обнажающие необходимость проявления нравственности в учебной деятельности.

В работе использовались следующие педагогические методы и приемы исследования:

а) Изучение научной, психолого-педагогической литературы;

б) Наблюдение; беседа.

в) Педагогический эксперимент;

         С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

      Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы. Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

    Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критериях художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания

действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка. Читая  художественную литературу, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы  личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

        А.М. Горький, признавая огромное значение книги для формирования нравственного облика человека, писал: « Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Книга знакомит ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учит справедливости и доброте, воспитывает нетерпимость к безобразному. Но нельзя допустить, чтобы младший школьник читал всё, что попадёт ему в руки. Мне далеко не безразлично, что читают дети. Это подчеркивалось еще дореволюционными методистами. Так, у Д. И. Тихомирова, в его руководстве к книге для чтения «Вешние всходы» мы читаем: «Классное чтение не может ставить себе исключительною задачею... усвоение учениками одних только навыков разумного чтения - независимо от того, на каком словесном материале эти навыки будут приобретены. Такая выучка, влияя до некоторой степени на изощрение лишь мыслительных способностей (формальное развитие), не даст мысли и чувству воспитывающего содержания, не окажет влияния на воспитание вкуса в выборе чтения, не определит дальнейшего направления и склада духовной жизни учащегося». Д. И. Тихомиров рекомендует «воспитывать ум и чувство ученика при помощи избранного содержания, так как для дальнейшего правильного духовного роста» учащихся это имеет исключительное значение.

   К сожалению, родители часто устраняются от руководства детским чтением. Они считают, что, если ребёнок научился читать, пусть он сам и книги выбирает. Я  в этом случае прихожу на помощь семье,  рекомендуя родителям книги, которые может и должен читать младший школьник, советую, как помочь ребёнку выбрать книгу, как с ним беседовать о прочитанном.    

     В настоящее время разработано много новых программ литературного образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка, формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую деятельность в детском коллективе. Наиболее интересным, в плане возможностей нравственного развития школьников, на мой взгляд, является  курс  «Литературное чтение»  О. В. Кубасовой, в УМК «Гармония», по которому работаю седьмой год.

      Придя в первый класс, многие школьники эмоционально глухи и не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших, а нередко именно это составляет основу рассказа ("Тема и Жучка" Н. Гарина-Михайловского, "Кнопка" В.Каверина, "Акула" Л.Толстого, "Морской котик" С.Баруздина и др.). В период обучения грамоте, как обычно, преследую не только цель обучить детей чтению и письму, подготовить базу для успешного овладения чтением, но и помочь детям по-новому посмотреть на свою речь, сделать её предметом их собственных наблюдений, дать почувствовать красоту речи, её лаконичность, логичность и образность. Стараюсь,  чтобы на первых занятиях чтения младшие школьники почувствовали доброе отношение к их ответам, соображениям, мыслям. В доброжелательной обстановке дети активнее проявляют желание говорить перед классом, читать стихи, рассказывать сказки. А это невольно побуждает их следить за своей речью, вычленять главное в рассказе, показать свои знания. Потребность передавать свои знания другим должна формироваться у ребёнка очень рано. Когда ребёнок хочет передать свои знания другим детям, он активнее познаёт окружающую его действительность и стремится знания добывать самостоятельно.

      На уроках литературного чтения  ежедневно ставлю конкретные задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, слежу за тем, чтобы за каждым произнесённым  ребёнком словом стоял точно понятый смысл, особенное внимание уделяю стройности речи ребёнка. В I классе,  прежде всего, обращаю внимание на формирование представлений о доброжелательности и справедливости. Под доброжелательностью понимается внимательное, сочувственное отношение к людям; под справедливостью – объективная нравственная оценка своих и чужих поступков и мнений. В учебнике 1 класса  произведения,  предназначенные для изучения,   сгруппированы в разделы: «Звенит звонок, начинается урок», «Там чудеса…», «Что такое хорошо и что такое плохо», где на примерах рассказов Л.Толстого «Правда всего дороже»,  «Кто прав?»,  «Два раза не умирать», В Осеевой «Все вместе», Э. Мошковской «Не надо больше ссориться» ребята учатся оценивать поступки героев и сравнивать со своими поступками.  

      Во II классе дети уже лучше знают друг друга, и, помимо  товарищеских отношений, между ними возникают и дружеские контакты. Используя тексты для чтения, стараюсь расширить представление детей об истинном товариществе и верной дружбе (Л. Толстой «Косточка», В. Осеева «Просто старушка», Э. Мошковская «Обида»), о необходимых для этого качествах (чуткости, отзывчивости, справедливости и взаимопомощи), показать им, что мешает настоящей дружбе.  Литературные произведения, предназначенные для чтения во II классе, сгруппированы в разделы: «О доброте и отзывчивости»; «О товариществе и дружбе»; «Любить все живое». Учебник  содержит сказки, рассказы, стихотворения, позволяющие поговорить с детьми о дружбе и товариществе (Л. Пантелеев «Честное слово», Ш. Перро «Мальчик спальчик»), о помощи слабым или попавшим в беду людям (Е. Киселева «Мальчик – огонек», Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»), о том, как важно быть заботливыми и чуткими в отношениях с людьми (В. Осеева «Печенье», Н. Артюхова «Трудный вечер»). Подбор художественных произведений  в учебнике для чтения осуществлен таким образом, чтобы на их основе можно  развивать нравственную культуру во взаимоотношениях второклассников. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.  На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные  отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Так, после чтения рассказа Н.Богданова «Солдатская каша» ребята, характеризуя бойца – повара, подвели главную черту его характера: доброту. «Он накормил голодных детей, несмотря на то, что это были дети врагов. Он понимал, что дети не виноваты». Гениально просто говорил с ребенком о серьезных вещах Л.Н.Толстой. Удивительно красиво, просто и ясно объяснил он в своей притче «Старый дед и внучек» сложнейшую жизненную ситуацию.

    Этические беседы, проводимые на основе этих произведений, вызывают обычно большой интерес у детей, если они затрагивают отношения ребенка с близкими, товарищами. Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствует, таким образом, не только уточнению нравственных представлений, но и расширению жизненного опыта детей. В беседах  обязательно разговариваем  с детьми об организации практических дел. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм. Очень важно обращать внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для второклассника нередко служит эталоном, по которому он оценивает поступки товарищей и свои собственные. Направленность вопросов, подведение итогов обсуждения прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть «проблемными». Это значит, что второклассники под моим руководством  сами разрешают поставленный вопрос, выводят правило, а не получают  решение в готовом виде. Разбор произведения должен обеспечить единство знаний и чувства ребенка, на уроке создаю такую обстановку, которая побуждает ребенка пережить прочитанное.

  На уроках чтения в III классе углубляются имеющиеся у детей представления о доброжелательности и справедливости в отношениях с людьми, о дружбе и товариществе.   В отличие от первых двух классов  не только обращаю внимание детей на проявления тех или иных нравственных качеств, но и работаю  с ними над определениями соответствующих понятий: что такое доброжелательность и справедливость в человеческих отношениях, что такое товарищество и дружба?  Под доброжелательностью понимается внимательное, сочувственное отношение к людям, готовность прийти на помощь; под справедливостью - умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам и мнениям, беспристрастное следование правде в своем поведении.  Под товариществом - уважительное и заботливое отношение детей друг к другу, желание прийти на помощь, умение принимать помощь, готовность в случае необходимости пожертвовать личными интересами для товарища;

       Литературные произведения, предназначенные для чтения в III классе, сгруппированы в разделы: «Жизнь дана на добрые дела»;  «Ежели вы вежливы», «За доброе дело стой смело»; «Кто родителей почитает, тот во век не погибает»; «Любовь – волшебная страна».  Как помочь детям использовать нравственные понятия в жизни,  в поведении? Работая над анализом текста, более глубоко  изучаем чувства персонажей. Так, в анализе рассказа В. Драгунского «Друг детства»  включаю такие вопросы: Кем мечтал стать Денис, когда вырастет? Зачем ему нужно было отрабатывать  силу удара?  За что обиделся Денис на папу? Что предложила ему мама вместо груши? Обрадовался ли Денис маминому решению? Почему он не стал отрабатывать силу удара на игрушечном медведе? Какие чувства испытывал мальчик, глядя на своего старого друга? Как это характеризует героя? Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше (В.Осеева «Волшебное слово»), сделать что-то хорошее. Так в рассказе Любови Воронковой «Что сказала бы мама?» важнейший нравственный центр – совесть Вани. Хотя в тех обстоятельствах, какие предлагает писательница, Ванина совесть – самое обычное, но дефицитное человеческое качество. Без назиданий,  стараюсь показать  стремление ребенка к взрослению, его движение к «храму человечности»: доброте, отзывчивости, сочувствию к ближнему, способности к самопожертвованию. Дети видят сложность проявления нравственных качеств, например доброты и трусости («На катке» Осеевой В.),доброты и черствости («Бабка» Осеевой В.), доброты и благодарности за нее («Заячьи лапы» К.Паустовский.)   Если в опыте ребенка имеется случай, аналогичный тому, который описывается в рассказе, связанный с его личными переживаниями, рассказ поможет ему глубже осмыслить пережитое. Литературные произведения благодаря своей огромной впечатляющей силе оказывают большое воспитательное воздействие на ребенка. К нравственному просвещению подключаю чувства, переживания детей. Читая сказку, рассказ, я интонацией подчеркиваю переживания героев и обращаю свое внимание на переживания слушателей. Прошу детей рассказать, что они переживали, когда я читала им то или иное место произведения, что переживают, вспоминая рассказ. Если произведение произвело на класс сильное впечатление, обсуждение его лучше отложить до следующего урока, чтобы дети глубже прочувствовали прочитанное.

          Надо стремиться к тонкому пониманию учащимися поведения литературных героев, не только их поступков, но и чувств, переживаний, а также причин, лежащих в основе их поведения. Анализ причин позволяет подвести ребенка к более глубокому пониманию психологии героев, избежать грубой прямолинейности его суждений и оценок. И здесь необходимо подчеркнуть важность выразительности чтения.

Обучая, я  в своих действиях основываюсь на знании возможностей познавательной деятельности детей: учитываю степень развития таких процессов, как внимание, восприятие, память, воображение, степень сформированности нравственных представлений и эстетических чувств, степень развития мышления и речи в процессе обучения.

        Слушание художественного произведения в чтении учителя помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, а работа детей над текстом порождает вдумчивое отношение к слову, помогает понять богатство и красоту русского языка, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие. Отсутствие выразительности чтения или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста, о неподготовленности ребенка к определению задачи своего чтения и выбора в соответствии с ней конкретной интонации. Для того чтобы читать выразительно, необходимо владеть определенными умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности.  Что значить читать выразительно? Выразительно читать, говорить - это значит, по К.С. Станиславскому, "действовать словами", т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий».

     Конечная  задача чтеца, пишет Г.В. Артоболевский, - "передать средствами звучащей, речи воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определенном направлении". К.С.Станиславский называл эту конечную задачу "сверхзадачей". Для того чтобы речь была действенной, читающий должен знать цель своего чтения, определить тему произведения, понять основную мысль автора, чтобы понять идею.                                

    Практически я формировала указанные умения следующим образом. После первичного чтения определялась общая эмоциональная направленность произведения или состояние героя, отношение к нему. Например, читаю произведение Д.Мамина-Сибиряка "Серая Шейка" и спрашиваю:

    -  Когда мы читали об оставшейся в замерзшей полынье одинокой Серой Шейке и встрече ее с лисой, какое чувство у нас вызывала судьба уточки? (Ее было жаль). А какие чувства испытывала сама Серая Шейка?" (Чувство страха, одиночества, она очень боялась лисы.). Работая с текстом при повторном чтении, мы соотносили героев с их поступками, определяли эмоциональное состояние каждого по ремаркам-словам действующих лиц или автора, например: Серая Шейка — "бедная", "беззащитная". Определили, что заяц ей сочувствует, а Лиса злорадствует и радуется беде уточки. Это можно установить путем анализа отрывков текста. В произведении отношения лежат на поверхности, их легко определить по словам автора. Следующая ступень более сложная — определение скрытых чувств, подтекста. Если в произведении несколько героев, то выявляю эмоциональное восприятие поступка, состояния одного из них.

     Особенно выразительны в произведениях диалоги. Проводили наблюдения за эмоциональным состоянием двух героев, их отношением друг к другу. Более сложным является ситуация, когда на протяжении действия меняется эмоциональное состояние героя (Л.Толстой "Акула", Н.Носов "Огурцы"). В подобных случаях путем наблюдений последовательно уточняла, почему и когда происходит изменение эмоционального состояния героя. Например, в начале рассказа Н.Носова "Огурцы" герой радуется огурцам, не осознавая своей вины, затем плачет от стыда и в конце испытывает облегчение, даже радость, от того, что сумел загладить свою вину.

  Сложным, однако, необходимым, является умение определять в тексте основную задачу чтения. Задача чтения - это "осознанное читающим желание вызвать у слушающих определенное отношение к содержанию текста..." (Т.Завадская). Это умение также включает ряд частных умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования.  Сложное умение определять задачу чтения включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения.

       Приведу пример. Читаем "Волшебное слово" В.Осеевой. После первичного чтения выявляю  первоначальное восприятие: почему Павлик был зол на весь мир? Кто в этом виноват? При повторном чтении рассматриваем  первый эпизод: разговор Павлика со стариком. Определяем состояние мальчика. (Он сердит, разговаривает со стариком грубо, считает виноватыми всех.) Рисуем словесную картину "Разговор Павлика со стариком". Выясняю  отношение детей к Павлику. (Он не прав, очень груб.) После этого определяю задачу чтения этого эпизода: читая слова Павлика, рассказывающего о своих "несчастьях" старику, мы должны помочь слушающим нас осудить Павлика за грубость.

      И только после определения задачи чтения пробуем соответствующую ей интонацию: Павлик говорит резко, бессвязно, грубо, бубнит, возмущается.

      Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения.

Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних фактов. Например, при обсуждении рассказа В. Осеевой «Перышко» часть детей осуждает мальчика Мишу за то, что тот будто бы «пожалел для своего товарища новое перышко». Другие чувствуют, что Миша поступил справедливо, но не могут выразить эту мысль, поскольку она связана с внутренними нравственными переживаниями героя. И те и другие ограничиваются чаще всего словами «поступил хорошо» или «поступил плохо». Помочь детям выразить мысль более точно и определенно - значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.

Обращаю внимание детей на различные формы проявления одного и того же нравственного качества.  Предлагаю учащимся дать характеристики героям рассказа, сравнить поведение, поступки героев двух рассказов, выделить общее и различное в поведении разных героев.

Что касается степени осознания задачи чтения, то она находится в прямой зависимости от понимания учениками ситуаций, в которых оказываются герои произведения. Ученики II класса под моим руководством уже способны осознать простейшие задачи чтения при анализе произведений, содержание которых совпадает с жизненным опытом детей. В III и IV классах дети все чаще встречаются в художественных произведениях с такими ситуациями, которых не было в их личном опыте.

В III классе чаще, чем в младших, детям предлагаю нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Дети таким путем учатся отстаивать правильную позицию, доказывать ее верность, убеждать в ней других. Тексты для чтения в учебнике  дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную сторону взаимоотношений людей.

    С помощью родной речи ребенок развивается и интеллектуально и эмоционально, учится видеть богатство родного языка, «богатство духовных сил всех поколений русского народа, создателя этого языка», проникается национальной гордостью за свой язык, ощущает себя неотъемлемой частицей своего народа, своей страны, воспринимает ее идеалы, заботы и радости как свои собственные. Направленные на решение этих вопросов методические средства «должны оцениваться как средства воспитания - развития духовных сил человека».

          Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования,  психическое развитие ребенка идет интенсивно.

          Для выявления состояния уровня сформированности  нравственных понятий «доброжелательность» и «справедливость»  у первоклассников проводила  диагностические опросы. Исследовала  1-ый класс в количестве  24-х человек.

На первом этапе исследования, ученикам был предложен тест с целью анализа сформированности нравственных понятий детей.

Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня сформированности  нравственных понятий «доброжелательности» и «справедливость».

Во время проведения воспитательной работы постоянно проводились различные тесты с целью коррекции подаваемого материала.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт первоклассников, были выбраны такие моральные понятия, как «доброжелательности» и «справедливость», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих понятий. На указанные признаки моральных норм я ориентировалась при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

Задачи исследования определили выбор методик. При этом я исходила из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные мной методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

При исследовании нравственного опыта младших школьников я использовала ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

 Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, классу предлагала  прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа ученикам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях  детей проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Беседа о дружбе и товариществе. Давала задание детям внимательно присмотреться, как дружат разные ребята (не обязательно из своего класса), как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся; подумать о своих товарищах, о дружбе с ними, да и о самом себе, как о товарище, что нравится в дружбе, что огорчает.  Напоминала детям о тех рассказах, которые им  раньше читала (В. Драгунский «Друг детства»; В. Осеева «Добрая хозяюшка») Это задание давала за неделю до беседы.

В беседе ставлю  перед детьми вопросы, направленные на выяснение сущности гуманных отношений между людьми:

За что люди, дети и взрослые, ценят дружбу и товарищество?

Что значит хорошо дружить?

Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

Что значит выручить товарища?

Как быть, если твой товарищ не хочет, чтобы ты ещё с кем-нибудь дружил?

Может ли тот, кто ябедничает, быть настоящим товарищем?

Беседа о доброжелательности и равнодушии. В начале беседы дети вспоминают сюжеты рассказов, ранее прочитанных им, например «На катке» и «Бабка» В. Осеевой.  Потом задаю  детям вопросы, вокруг которых и ведётся обсуждение.

Витя (из рассказа «На катке») сбил с ног девочку и хотел помочь ей подняться. Но, когда какие-то школьники стали над ним смеяться, он бросил девочку плачущей. Чего Витя побоялся?

Бабушка (из рассказа «Бабка») была доброй, заботливой. Как относился к ней Боря? Почему он так переживал, когда бабушки не стало?

Содержание рассказов позволяет мне поговорить с детьми о качествах, противоположных доброжелательности,— о равнодушии, черствости. Следует объяснить детям, что значит равнодушие. Равнодушный человек — тот, которому нет дела до других, который думает только о себе.

Дети обращаются и к собственному жизненному опыту, к своим переживаниям.  Они вспоминают о тех чувствах, которые они испытывали, когда в трудную минуту кто-то пришел им на помощь, о чувстве обиды от несправедливого, равнодушного отношения окружающих.

В процессе обсуждения упомянутых рассказов перед детьми возникают довольно сложные моральные проблемы: доброта и трусость («На катке»), доброта и черствость («Бабка»). Конечно, они не могут быть разрешены в беседе полностью, но даже одно то, что дети поймут противоречивость, сложность поступков и чувств людей, имеет большое значение для формирования у них нравственных чувств и понятий.

Как правило, дети понимают под доброжелательностью умение поделиться чем-то с другими (сладостями, вещами), выполнить просьбу. В беседе стараюсь  показать детям, что доброта — сложное чувство, она проявляется в способности человека войти в положение другого, сопереживать вместе с ним. Помогать другим нужно не за похвалу, а бескорыстно.

Подводя итоги беседы, обращаю внимание детей на то, что быть добрым — это не значит все прощать. Быть добрым — значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным, мужественным. Там, где один не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща, поддерживать друг друга, и тогда победит добро.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитываю  рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого ученика  просила  представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

При определении уровня сформироанности нравственных понятий первоклассников использовала  следующие критерии:

степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся;

обобщенность знаний;

их глубина и широта;

степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний учащихся выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавала по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На этапе исследования младшим школьникам были предложены задания,  ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое справедливость?

Как обычно ведет себя справедливость человек?

Как обычно ведет себя  несправедливый человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Анализ ответов и высказываний испытуемых 1 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки.

Примерно 40 % класса (десять человек) не совсем правильно понимают, что такое справедливость и доброжелательность. Эти школьники выделены в группу с низким уровнем нравственного опыта. Учащиеся данной группы предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

      Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания  этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка. Нравственные знания  этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенного анализа, я выделила  данных испытуемых в группу со средним уровнем нравственного опыта. Она составляет 40%  класса.

       Оставшиеся испытуемые (четыре человека) образовали группу с высоким уровнем нравственного опыта – 20% класса.  Все проявления нравственных знаний у  этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака справедливости и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.  Для нравственных отношений детей этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм. На основе сказанного я  выделила  этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

При анализе нравственного опыта учащихся 1-го класса образовались  три группы – с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта.

Для сравнения сформированности нравственных понятий справедливости  и доброжелательности  у младших школьников,   в процессе обучения проводила исследование в 3 классе (III четверть, конец марта). В диагностике участвовали 24 школьника.

При этом содержание исследования  не изменялось, менялся только характер его протекания.

  Доброжелательность и справедливость оценивались  следующим образом:

-   организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий  на уроках чтения;

- систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий;

- беседы учителя

-  наблюдение

Как видно из указанных направлений формирования я старалась избегать прямого научения младших школьников, создавала условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания младших школьников.

Для организации взаимной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения учащимся давала  различные коллективные задания.

Подготовка самодельных книжек. Составить альбом на тему «Времена года». Для этого выделяются четыре группы детей, каждая подбирает материал об определенном времени года — картинки, стихи, небольшие описания природы. Вариант: составить альбом из своих рисунков, стихов, сочинений.

Можно подготовить самодельную книжку из детских сочинений на темы, данные учителем, или свободные, выбранные детьми.  Предлогались такие темы: «День Победы», «Рассказы о дружбе», «Самый счастливый день моей жизни», «Рассказы о животных, которые у меня жили», «Мои любимые герои книги», «О тех, кого я люблю», «Сказки наших дней».

Изготовление фильма для игрушечного телевизора. Дети вместе обдумывают содержание фильма, дают ему название, готовят рисунки, составляют текст к кадрам. Каждый принимает посильное участие в работе. Успех общего дела радует всех.

Задания по внеклассному чтению. Подготовить чтение по ролям отрывков из рассказов; составить викторину «Любимые книги».

Работа с карточками. Работая над целостным восприятием текста, я стремилась вначале сформировать умение понимать предметную (фактическую) сторону — факты, события, то есть, как говорят психологи, план значений. Когда видела, что уже все учащиеся справляются с этим этапом работы, включала более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого. Для этого важно увидеть эти факты, события, определить их взаимосвязи, дальнейшее развитие, а затем уже осознать смысл описанных фактов, событий, поступков, персонажей, высказать к ним свое отношение.

Осмысливание фактов предполагает сформированность умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения. Поэтому, формируя осознанное чтение в разных его формах (вслух и молча), я подбирала тексты, которые обеспечили бы ребенку возможности понимания на разных уровнях.

Зная, каков уровень понимания у ребенка,  осуществляла дифференцированное обучение. Задания в виде карточек  направлены непосредственно на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений. Задания  построены таким образом, чтобы одновременно с обучением осуществлялся гибкий контроль, обратная связь между учеником, и учителем. Задания вводила по мере овладения младшими школьниками той или иной ступенью понимания текста.

Прочитав тексты и задания к ним, учащиеся должны  выбрать ответ, пометив знаком "плюс" свое согласие и знаком "минус" несоответствие вопроса содержанию текста.

Карточка №-1

ёжик и кот.

Ежик куда-то спешил. Он смешно семенил ногами. Вдруг ежик увидел кота. Ежик попыхтел и подошел к нему. Кот захотел понюхать незнакомца. Но он уколол свой нос и отскочил. От страха кот залез на дерево. Ежик презрительно фыркнул вслед. А через минуту они мирно лакомились хлебом с молоком. Это был кошачий ужин.

(По Г.Филиппову)

Выбери правильный ответ.

1.   Ежик торопился.

2.   Кот испугался.

  1. Ежик испугался.
  2. Ежик и кот подружились.

Далее в содержании уже вычленяется поступок, определяется его причина; ребенок учится высказывать свое отношение к поступку. Задания также сопровождаются практическими действиями.

Карточка №-2

Прочти рассказ.

Пронумеруй вопросы по порядку. Какой вопрос будет 1, 2, 3, 4, 5-ым?

1. Кто помог бабушке?

2. Как старушка несла воду?

3. Кого встретили ребята?

4. Что сказал Толя?

5. Куда возвращались Толя и Витя?

Горькая вода

Толя с Витей возвращались в лагерь. Навстречу им шла старушка с ведром воды. Пройдет несколько шагов — и остановится отдыхать.

— Подожди, — сказал Витя, — надо помочь.

Он прервал разговор на самом интересном месте и побежал к старушке.

— Куда ты? — крикнул Толя. — Разве всем поможешь?

Но Витя не послушал товарища и помог бабушке отнести ведро.

Определи, о чем говорится в произведении, его содержание?

Через несколько дней Толя шел один по лесу. Ему страшно хотелось пить.

Толя решил зайти в первую избу и попросить воды. Только он открыл дверь — увидел ту же самую старушку.

— Пей, сыночек, пей, - ласково сказала старушка, подавая ему воду. Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выбежал на улицу. А вода показалась ему горькой.(В.Осеева)

Правильно ли поступил Витя? Подчеркни: да, нет. А Толя? (Да, нет)

Как встретила Толю старушка? Отметь галочкой (^) это место в рассказе.

Что чувствовал Толя, когда пил воду? Подчеркни эти слова.

Объясни название рассказа.

Передай содержание рассказа и вырази свое отношение к мальчикам.

Карточка №-3

Найди поступок и его причину

КОСТОЧКА.

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему понравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит — одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:

— Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

— Нет, я не ел. Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил в окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.  

                                                                                                        (Л.Толстой)

А. Отметь в тексте галочкой (^) описание поступка.

Б. Подчеркни объяснение причины: почему Ваня заплакал?

В. Какие чувства вызвал у тебя Ваня?

Взял — схватил. Какое слово больше подходит? Почему?

Карточка №-4

Читаем рассказ. Определяем его основную мысль.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое, как же это случилось? Ведь вы же шли вместе!

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.                 (В.Оееева)

А. Какой случай описан в рассказе? Где начало? Отметь в рассказе это место

В. Дружба до первого дождя — настоящая ли это дружба? (Да, нет.)

Какими словами из текста ты озаглавил бы рассказ? Подчеркни их.

                                                    Карточка №-5

Определяем, что главное.

Два товарища.

Два товарища шли по лесу. На них выскочил медведь. Один спрятался на дереве. Другой упал на землю. Он притворился мертвым. Медведь понюхал его и ушел. Тогда первый слез с дерева и засмеялся: "Ну, что тебе медведь говорил?". Человек ответил: "Он сказал мне: плохие те люди, которые оставляют товарища в беде".

(По Л.Толстому)

1 . Не бросай в беде товарища.

2. От медведя можно спрятаться на дереве.

3. Медведя можно перехитрить.

Анализируя данные диагностики, я составила следующую сводную диаграмму: «Уровень сформированности нравственных понятий  у младших школьников на уроках литературного  чтения».

           Как видно из данной таблицы динамика роста нравственности у младших школьников очевидна. К концу  исследования на низком уровне остался один школьник. На среднем уровне было - 10, стало - 14 учащихся. А на высоком уровне было 4 , стало - 9 учащихся.

Диаграмма 1. «Уровень сформированности нравственных понятий  у младших школьников на уроках литературного  чтения»

Для выявления уровня  сформированности нравственных качеств   у младших школьников,  проводила  тест в 1 классе (II четверть, конец декабря).

В диагностике участвовали 24 школьника.

Метод ранжирования. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: красивый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, добрый,». Обработав данную анкету, я увидела, что по результатам замера главным качеством  учащиеся выбрали «модный» - 59 баллов,  затем «нарядный» - 70баллов, «красивый» - 89 баллов.  Анализируя данные замера, я  увидела, что главное для детей 7-летнего возраста быть модным, красивым, нарядным. Такие качества как «доброта» - 143 балла  и «честность» - 120 баллов, оказались на последних местах. Это говорит о том, что ребенок приходит в школу с отсутствием нравственных качеств.

Для сравнения сформированности нравственных качеств у младших школьников,  провела повторный  тест в 3 классе (III четверть, конец марта). В диагностике участвовали 24 школьника.

Метод ранжирования. Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: красивый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, добрый».

Обработав данную анкету, я увидела, что по результатам замера главным качеством человека учащиеся выбрали «умный» - 56 баллов, затем следуют: «честный» - 58 баллов,  «справедливый» - 78 баллов, «добрый» - 90 баллов «красивый» - 109 баллов «нарядный» - 138 баллов, «модный»- 143 балла. Анализируя данные замера, я увидела четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит,  он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», некоторые дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым и добрым. Сделав сравнительный анализ тестов 1класса и  3 класса я увидела,  что работа, направленная на формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения, дала положительные результаты.

Диаграмма 2. «Анализ сформированности нравственных качеств   методом «ранжирования».  

  Моя работа показала, что у детей моего класса средний уровень нравственного воспитания.  Пока еще  теоретические знания преобладают над практическими умениями. Я  вижу, что работу по формированию нравственных  ценностей на уроках литературного чтения надо продолжать.      

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения влияют на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных понятий  и ценностей организаций.

Результаты моей  работы по формированию нравственных ценностей  младших школьников на уроках литературного чтения подтвердили выдвинутую мной  гипотезу.

Я  пришла  к выводу, что успешному формированию нравственных ценностей способствуют:

Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности младшего школьника.

Конкретизация представлений младших школьников о нравственных понятиях, элементах учебной деятельности на уроках литературного чтения.

Формирование умений проявлять свои нравственные качества в процессе выполнения младшими школьниками отдельных заданий на уроках  литературного чтения.

Проведение специальных бесед, направленных на привлечение внимания младшего школьника к качествам личности.

Установление внутренних, нравственных контактов между учителем и учениками, поддержание доверия детей к своему учителю.

Коллективная и творческая работа на уроках литературного чтения.

Выразительность и эмоциональность чтения младшими школьниками, стремление донести до слушателей то, что понимают и чувствуют сами, что наиболее интересно и важно в тексте с их точки зрения.

Для успешного формирования  младших школьников нравственных ценностей я  рекомендую учителям начальных классов:

- Создавать для учащихся определенные условия, обнажающие необходимость проявления нравственности в учебной деятельности.

С этой целью я рекомендуем применять следующие задания:

а) Коллективные задания в небольших группах;

б) Задание “Незаконченный рассказ”;

в) Задание “Нестандартная ситуация”.        

- Решение “конфликтных” задач, способствующих появлению у учащихся своей точки зрения, которую они должны отстаивать независимо от мнения других учеников, учителя.

- Введение в обучение диалога “учитель – ученик”, “ученик – учитель”, “ученик – ученик”, в котором учащиеся высказывает свое мнение, соглашаются или опровергают мнение учителя.

- Успех формирования нравственных ценностей  младших школьников на уроках литературного чтения во многом определяется его систематичностью.

- Эффективность формирования нравственных ценностей младших школьников на уроках чтения возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

- Включение в школьную программу  произведений Л. Н. Толстого,  В.А.

Осеевой. С моей точки зрения, это могло бы способствовать формированию

нравственных ценностей  младших школьников.

-  Чтобы добиться успеха в обучении, воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

          Долго еще шагать моим ученикам из класса в класс плечом к плечу. И хотя еще не все проблемы, поставленные мной, решены до конца, очень хочется верить, что я сумею заложить в их сердца семена добра, научить дорожить дружбой и мечтать, быть справедливыми и  достойными своей Родины. Чтение и литература – неиссякаемый источник нравственного воспитания. 21 век – век компьютеров. Но, чтобы простое человеческое слово не утратило свою силу, чтобы литературные произведения заставляли смеяться и плакать наша задача – взрастить душу ребёнка и разжечь огонёк доброты, милосердия и человечности в каждом из них.

                                           

                                           

                                      Урок литературного чтения

3 класс

Тема: В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цели: развитие восприятия эмоционального содержания текста и его выразительное чтение.

Развитие творческого воображения учащихся.

Воспитание нравственных чувств: дружбы и товарищества, любви и преданности.

Учитель делает небольшое вступление, чтобы привлечь внимание к рассказу:

- Сегодня мы прочитаем с вами рассказ и узнаем трогательную историю его героя. Прочитайте заглавие, фамилию автора (Основные герои этой истории записываются на доске: Стриж Белое брюшко, стрижонок Скрип, стрижиха -  мама, стрижата.) Но главный герой – стрижонок Скрип. О чём нам говорит заглавие «Стрижонок Скрип»? Что мы можем предположить, каким был Скрип? (Он был маленьким.) Ну, вот и посмотрим, что же здесь произошло.

    Текст рассказа первый раз читает учитель. Дети слушают с закрытыми книгами. Потом проверяется первичное, ориентировочное восприятие текста рассказа:

- Так кто же был стрижонок Скрип? Как сложилось его детство? Какое чувство пробудила у вас эта история? Что понравилось вам в этой истории?

          Учащиеся прониклись сочувствием к стрижонку, отметили, что сначала он лишился отца, а потом матери. История грустная, но ребятам понравилось, что стрижи не оставили осиротевших птенцов одних, не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. Понравилась им и самостоятельность стрижонка.

        Учитель выражает и своё отношение к истории:

        - А я обратила внимание на то, как мама заботливо ухаживала за своими детьми. Она была большая труженица. Я подумала о дальнейшей судьбе Скрипа. Мне кажется, он вырастет сильным и вернется назад. Жаль маму, жаль и неопытного стрижонка, но он не один. Вот это важно. Он всегда найдет поддержку у стаи.

      Вторичное, осмысленное восприятие рассказа осуществляется путем повторного чтения текста детьми с конкретными заданиями по абзацам. Сначала читается первая часть. Необходимо  осуществить анализ текста таким образом, чтобы подготовить детей к выразительному чтению, а значит, опереться на выразительность - эмоциональное состояние, сопереживание, образное "видение", смысл (подтекст).

     Чтение учащимися первого абзаца сопровождается выяснением того, о чем в нем говорится, то есть определением темы:

      - О чем мы прочитали? Как родился стрижонок? Какие слова автор употребляет? (Вылупился, пискнул.) Прочитайте, как повел себя стрижонок. Хорошо ли ему было в гнёздышке?

      Учащиеся читают отрывок о том, как стрижонок испугался света, прижался тельцем к маме и задремал. (Стрижонку было тепло, уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился.)

      Далее учитель предлагает прочитать отрывки о том, как вели себя птенцы без мамы. (Они пищали, беспокоились, звали маму.)

      - Зачем улетела мама? (Она искала пищу птенцам.) Понравилась ли стрижонку капелька дождя? (Стрижонок жалел, что капля мала, она была очень вкусная.)А как вела себя мама? (Она радовалась, что Скрипу нравится капелька, и полетела за другой.)

     - Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части-рассказики. Вспомним, о чем первый. (Как родился Скрип. Рождение Скрипа.)

      А второй? (Стрижата первый раз остались одни.) А третий? (Мама прилетела!) Давайте еще раз посмотрим эти части.

      Каждый ряд готовится к чтению одной части (решают, где кончается каждая часть, и распределяют по рядам тексты).

      - Но чтобы прочитать выразительно, нам необходимо решить ряд вопросов: что должны понять наши слушатели? Какие чувства у них мы должны пробудить?

     Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям и какое отношение они вызывают у нас, то есть нужно вместе определить вместе задачу чтения каждого отрывка.

         Обсуждается первый отрывок - "Рождение Скрипа".

     - Давайте представим себе появление на свет Скрипа и первые минуты его жизни. Итак, Скрип вылупился из яйца, посмотрел кругом... (Испугался, прижался к маме. Хорошо ему стало, тепло, и Стрижонок задремал. Шел дождь, а ему казалось, что это мама долбит по яйцам клювом.)

   - Нам нравится Скрип? Мы рады, что ему хорошо? (Да, мы симпатизируем Скрипу.)

Когда будем читать, что передадим слушателям? (Что Скрипу спокойно, хорошо, он доволен.)

   - А теперь готовьтесь сами, подумайте, как эту мысль лучше выразить. Подумайте, каким тоном будете читать, прочитайте отрывок сначала для себя, потренируйтесь. Посоветуйтесь с товарищами, где нужны паузы, решите вместе.

    Учащиеся первого ряда приступают к работе.

    Далее выясняется, какова задача у второго ряда при чтении второго отрывка. (Беспокойство стрижат. Мама улетела.)

  - Если бы мы заглянули в гнездышко, то что бы там увидели? (Пищат, беспокоятся голые стрижата. И Скрип беспокоится, а мамы нет.) Значит, какое состояние стрижат мы передаем слушателям? (Беспокойство стрижат.  Стрижата зовут маму.)

Ведется работа по третьему отрывку - "Возвращение мамы".

  - Какое настроение стрижат мы должны теперь передать слушателям? (Веселое, радостное.)

   А чувство Скрипа? (Удовольствие от вкусной капельки дождя, желание получить еще одну.)

  - Итак, мы вместе со стрижатами рады, что мама наконец вернулась, а Скрип доволен вдвойне: ему досталось капелька. С одной стороны, он испытал радость, удовольствие, а с другой — выразил нетерпение: ведь ему еще хочется!

   Выразить ясно эти мысли и чувства - задача чтецов последнего ряда.

  - Все готовимся! (Дается еще 3 минуты на самоподготовку и обсуждение чтения с соседом.)

   Затем предлагаются варианты чтения.

   От каждого ряда читают два представителя, обсуждается их чтение, выяснилось, что ребята с задачей справились.

   Аналогично проводится  работа по второй части. Первые два абзаца о том, как улетела мама и затем кормила стрижат. Вторая микрочасть - как обиделся Скрип, когда его оттолкнула мама и дала еду следующему птенцу.

   В этой части обращается внимание на характер Скрипа. (Он хотел всю пищу съесть сам, не делиться с братьями.) Оценивается его поступок. (Скрип обижался зря - мама должна накормить всех, он в семье не один.) Последняя часть характеризует маму (понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама), жизнь семьи, трудолюбие стрижихи и любовь ее к своим детям.

   Выясняется, как автор относится к стрижихе. (Она самоотверженная мать не жалеет себя, летает, одна кормит детей.)

   Решается коллективно, каковы задачи чтения каждого из отрывков.

   В первом отрывке все сочувствует птенцам и осуждают Скрипа, который старался отобрать у малышей пищу. Во втором отрывке одобряют поведение мамы, которая наказывала стрижонка справедливо. И в третьем отрывке вместе с автором восхищаются трудолюбием мамы и сочувствуем ей, труженице, одной кормящей детей. Попутно выясняем, почему у птенцов не было отца. (Его убили из рогатки.)

   В каких словах выражается симпатия автора к стрижихе-маме? (Маме-стрижихе тяжело было одной прокормить детей. Но она была старательная мать.)

   После упражнений в чтении учитель обращает внимание детей на последние строки части, в которых говорится о том, что мальчишки, стоящие на берегу, не понимали, что стрижи - большие труженики, им казалось, что они просто играют летая.

    Для домашнего чтения предлагается задание к следующей части рассказа - определить задачу чтения и подготовиться читать выразительно отрывок, где говорится, как дружно защищались стрижи от врагов всем миром. Надо перечитать и озаглавить 1, 2 и 3-ю части, вспомнить задачу чтения отрывков из предыдущих двух частей.

 

                                         

                              Урок литературного чтения (продолжение)

Тема: В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цели: развитие восприятия эмоционального содержания текста и его выразительное чтение.

Развитие творческого воображения учащихся.

Воспитание нравственных чувств: дружбы и товарищества, любви и преданности.

 На следующем уроке проверялось домашнее чтение с предварительным называнием задачи чтения и соответствующей ей интонации, части озаглавливались. Заголовки обсуждались, выбирались наиболее точные и записывались в тетрадь. Продолжалась детальная работа над следующими двумя частями ("Гибель мамы-стрижихи", "Стриж учится летать").

    - Четвертая часть делится на три микрочасти. В первой из них говорится о битве и смерти матери, во второй - о бедственном положении сирот стрижат и в третьей - о помощи всех стрижей бедняжкам.

    После чтения всей части коллективно решается, как ее поделить. Выясняется, почему погибла мама.

    При  чтении первого отрывка сначала надо сообщить слушателям о хитрости коршуна, потом о храбрости мамы, которая одна гналась за врагом, и наконец - о коварстве коршуна, который убил и унес маму-стрижиху.

    Определяется и свое отношение к событиям: при чтении выражается свое одобрение храбрости всего птичьего войска и мамы.

    После подготовки к чтению отрывка все читают его вслух, добиваясь точной передачи с помощью интонации, соответствующей задаче чтения. Второй отрывок от слов "Долго ждал стрижонок маму..." рассказывает о беде стрижат.

   - Что мы увидели в гнезде? (Темно, холодно. Голодные стрижата жмутся друг к другу. Некому их обогреть и накормить.)

    Задача чтения: выражаем свое сочувствие стрижатам и показываем, как им плохо.

    После чтения последнего отрывка выясняется:

    - Как были спасены птенцы? Как называет автор стрижей? (Это дружный народ.) Какое чувство у нас и автора вызывают стрижи? (Мы благодарны стрижам за спасение птенцов и восхищаемся их дружбой,)

    Вот это и есть задача нашего чтения: передать слушателям наше и авторское отношение к самоотверженным стрижам.

    Пятая часть читается самостоятельно, молча.

   - О чем в ней говорится? (Автор описывает, как Белое брюшко учил летать Скрипа.)

    Найдите отрывок, где описывается, как стрижонок летал самостоятельно. Определите, какие чувства испытывал он вначале и когда убедился, что умеет летать. Как сформулировать задачу своего чтения? (Надо показать ужас стрижонка вначале и счастье, радость, когда он стал свободно летать. Я тоже рад за стрижонка, он стал счастливым.)

    Отрывок перечитывается вслух.

    Последняя и предпоследняя части читаются вслух по абзацам.

    В шестой части ("Скрип отроит свое гнездо") сначала обращается внимание на то, что Скрип был неопытным строителем и чуть не погиб. Это заставило его достроить гнездо. Учитель предупредил детей, что чтение должно быть логически правильным, каждый новый абзац при чтении должен отделяться от другого паузой. Часть озаглавливается.

   Дочитывается последняя часть ("Пора улетать"), предлагается прочитать отрывок о том, как улетали стрижи.

   -  Какое у них было настроение? С каким чувством с ними расставались люди?

       Заканчивается чтение рассказа вопросами:

   - Что больше всего запомнилось? Какие чувства вы испытали при чтении рассказа? Когда вы особенно сильно беспокоились за Скрипа?

   Дома учащиеся готовят выборочный рассказ о Скрипе по вопросам учебника, для выразительного чтения - один из понравившихся отрывков.

 

    В начале следующего урока проверяется домашнее чтение по рассказу "Стрижонок Скрип". Учащиеся читают понравившиеся отрывки из текста, предварительно сообщая задачу своего чтения, включающую отношение чтеца к читаемому. Дети обсуждают ответ и утверждают задачу чтения каждого отрывка, уточняя ее. Далее по вопросам, данным в учебнике, они рассказывают о Скрипе (вопросы открыты, и ученик может ими руководствоваться):

  Как появился Скрип?

  Как мама помогла ему, когда он был совсем маленьким?

  За что она наказала Скрипа?

  Какие уроки жизни получил Скрип?

  Как началась его самостоятельная жизнь?

  Что испытал стрижонок, когда убедился, что сам может летать?

  Когда Скрип стал узнавать свою норку?

  Как закончился рассказ о Скрипе? (Первый и последний вопросы мы добавили, чтобы у рассказа детей было начало, основная, смысловая часть и конец.)

  Важно задать вопросы:

  - Какие мысли и чувства волновали вас, когда вы читали рассказ? Какое суждение вам хочется высказать?

  - Подумайте об отношении к своим героям автора. (Мне хочется сказать, как автор относится к стрижонку, маме и всем стрижам. Автор показал дружную семью стрижей. Они защищали друг друга, когда появлялись враги. Стрижи были смелыми, автор их называет "дружный народ". Особенно мне понравилась мама. Это заботливая птичка. Она любила своих детей, много работала, чтобы их прокормить.)

  - Как характеризует ее автор? (Она была старательная мать, серьезная и строгая и очень сильная.)

  - Каким вам представился Скрип? (Он сначала был глупым, маленьким, не понимал, что он не один в гнезде, дрался за еду. Потом мне было его жалко, когда мама погибла и он остался один. Но все-таки Скрип выжил. Ему помогли и научили летать. Он стал взрослым, самостоятельным. Я тоже думаю, что Скрип прилетит в свое новое гнездо и заведет там свою семью.)

  - А какой герой напоминает нам стрижонка? Помните, он тоже был неопытным, глупым и очень хвастался?

  Ребята дружно поднимают руку и называют воробьишку из рассказа Горького. Они сами нашли сходство двух мам: обе были заботливыми, учили своих детей и спасали от опасности.

  Проверка домашней работы была важна: высказывались оценочные суждения, сопоставлялись герои, выявлялась авторская позиция и закреплялось умение выразительно читать, опираясь на задачу чтения, свои суждения.

                                     

                                       Валентина Осеева. "Почему?"

Урок литературного чтения в 3-м классе

Цели:

  1. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
  2. Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
  3. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст.

На первом уроке состоялось первичное знакомство с рассказом.

После прочтения рассказа ученики высказывали своё мнение о главном герое, а так же предполагали, каким может быть продолжение рассказа. Суждения учащихся фиксировались на диктофон. Второй урок полностью посвящён анализу рассказа.

Оборудование: диктофон с записью, краски, кисточки, вода в баночке, листы с текстом, карточки с выдержками,  (DVD), рабочие тетради.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, (а цели дети попробуют поставить сами).

- Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А.Осеевой “Почему?” Первое знакомство с произведением произошло у нас на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

 - Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”

-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.

- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?

(Учитель фиксирует на доске цели, которые ставят дети.)

- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим изменится ли ваше отношение к мальчику.

3. Работа с текстом.

- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

Тихонько сполз     заменила на     Встал

- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)

- Далее.

Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.

- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?

- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?

(Они помогают оценить состояние мальчика.)

- Молодцы! Давайте дальше.

Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”

- Ну и что подумаешь какие-то точки!

- Почему они важны?

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

- В подтверждение этой мысли, я предлагаю вам следующее задание:

перед вами незаполненный кластер, ключевым словом которого является слово ПРИРОДА. Работая с текстом в учебнике, заполним недостающие звенья кластера.

        

                        

        

4. Творческая работа. (Дети заполняют кластер.)

- Посмотрите на эту картину. Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые вызывает у вас такое описание природы.

(Дети рисуют. Учитель берёт несколько работ и вывешивает на доске.)

- Ребята, с чем связано такое настроение природы? (C настроением мальчика.)

- Так как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги? (Настроение или душу мальчика.)

- А теперь в учебнике найдите и прочитайте эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (Читают дети.)

- Обратившись опять к краскам, давайте попробуем предположить, какой теперь стала душа мальчика в этот момент признания.

(Дети рисуют.)

- Давайте сравним. (Первая иллюстрация у детей тёмными цветами, а вторая яркими. Учитель берёт несколько работ и вывешивает на доске.)

Его душа после признания стала гораздо светлее и чище.

- Что живёт в душе мальчика? Отгадав ключевое слово синквейна, мы ответим на этот вопрос.

Синквейн:

1. … .

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. Стыд не дым, а глаза ест.

5. Честь.

(Дети отгадывают – совесть.)

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

- Мы обратимся к нашей помощнице, волшебной коробочке, в которую вы уже вкладывали свои волшебные желания, после прочтения рассказа “Цветик - семицветик”. Сейчас, я предлагаю вам на своих волшебных листочках написать поступок, который вам не очень приятно вспоминать и наша волшебная коробочка попытается исправить ситуацию.

5. Итог урока.

- Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами поставили в начале урока. Получились ли у нас реализовать цели урока?

Смогли ли мы ответить на самый главный вопрос ПОЧЕМУ?

Сейчас, каждый из вас должен задать себе такой вопрос: “Чему я научился на этом уроке?”

6. Домашнее задание.

- В качестве домашнего задания, у вас есть рабочая тетрадь. В ней, вы дома, заполните страничку, которая называется “Стихи в записную книжку”.

                         Урок окончен, до свидания!                                                                

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как формирование нравственной ценности у младших школьников

Цель данной работы – анализ особенностей сказки как средства воспитательного воздействия на подрастающее поколение.Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:рассмотреть понятия м...

Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения младших школьников

Проблема повышения качества образования во всех развитых странах рассматривается как приоритет национальной политики. Ведущая роль в ее решении отводится приобщению школьников к культуре чтения....

Информационная поддержка формирования нравственных ценностей младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Luxi Serif",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Time...

Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность

В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны.   В статье описывется роль учителя в формиро...

«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"

Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников  через внеурочную деятельность"...