ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Буркут Елена Алексеевна

В формировании личности ценностных установок необходимо учитывать возрастные периоды.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon burkut_e._a.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования много внимания уделено духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций обучающегося, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения обучающихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

В формировании личности, его ценностных установок необходимо учитывать возрастные периоды. Младший школьный возраст (7 – 10 лет) является периодом ученичества, способствующего формированию творческих способностей личности. Представления о себе, отношение к себе, к своему «Я», (потребность в изменении себя и развитии способностей), выход за пределы ограниченных представлений и знаний о внешнем мире, личностное принятие таких ценностей, как отчий дом, семья, отчизна, родной край, родной язык, нации (российский народ), осознание себя человеком, перешагнувшим границу детства, - это базисное основание личности младшего школьника, его ценностных ориентаций (личностных, национальных). Очень важно заметить у школьника положительные задатки, которые можно и нужно развивать, и, главное, ставить вопрос не о том, каков ребёнок есть, а каким он может стать. Этому способствует деятельностный, личностно – ориентированный, системный подход к воспитанию нравственности и духовности детей этого возраста.

Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности. Развитию патриотического сознания, патриотических чувств, убеждений, навыков патриотического поведения способствует учебный процесс: ориентация на отечественные произведения на уроках литературного чтения, развитие интереса к познанию прошлого своих предков, умение видеть в настоящем опыт предыдущих поколений, наблюдения, практические и творческие работы; рассматривание изделий мастеров родного края, ролевые игры «Встречают по одёжке», «В семье крестьянина» по предмету «Окружающий мир», составление аппликаций «Прошлое и настоящее».

Я считаю, что духовно-нравственное воспитание  и развитие личности формируется на каждом уроке.  Но для самых основных, важных и  значимых моментов воспитания целесообразнее отводить время во внеурочной деятельности. Огромные возможности для реализации духовно-нравственного воспитания дают занятия по программе «Тропинки истории», разработанной на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко и др.), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализующей духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Основной целью программы «Тропинки истории» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. В основу интеграции содержания по курсу «Тропинки истории» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество».

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, знакомится с понятиями «малой Родины» и её географическим расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположении на карте Ростовской области, узнает о символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности. Дети знакомятся не только со вчерашним, но и сегодняшним, завтрашним днем родного города. А это способствует вдумчивому отношению детей к городу, осознанию ими важности своей заботы о городе, о своем родном крае. Выразить свое отношение к родному городу детям помогают такие сочинения, как «Наша школа — самая...», «Мой любимый уголок», «Главные достопримечательности нашего города». Велика роль школьного музея в патриотическом воспитании детей. В нашей школе функционирует музей боевой и трудовой славы гуковчан, истории нашей школы. Важнейшей задачей музея является осуществление связи поколений. Экскурсии в школьном музее проводятся по следующим направлением:

- ветераны Великой Отечественной войны, освобождавшие г. Гуково;

- родные – участники Великой Отечественной войны;

- истории учителей, учеников, классов  нашей школы.

Содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края.

Очень важно вовлекать младших школьников в проектную деятельность. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с ребятами экскурсии, прогулки – наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных, для которых предназначен детский возраст. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Великая Отечественная война в истории наших семей», «Знаменитые люди нашего города», «Наш школьный двор», «Школьные традиции» и т.д.  

Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…» - эти слова А. С. Пушкина могут стать эпиграфом к нашей программе.

Огромные возможности для реализации духовно-нравственного воспитания дают занятия по программе «Жизнетворчество». Эта работа позволяет ученикам рассмотреть понятие дружбы, сплочённости коллектива, освоить правила поведения в обществе как основы выстраивания дружеских отношений, социализирует способы поведения учащихся посредством осознания и внутреннего принятия общепринятых правил поведения, нацелена на развитие взаимоотношений между детьми и взрослыми. В рамках данной программы ребята работают по следующим направлениям: «Я и моя семья», «Моя школа», «Появление человека духовного», «Права и обязанности человека», «Я творю свою жизнь по общечеловеческим ценностям», «Правила поведения в обществе», «Для чего я живу?», «Любовь человеческая» и т. д.

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов, обладающих соответствующим уровнем знаний, и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к сплочённости коллектива, мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Тема семьи проходит через весь курс. Кроме того, большое количество заданий касается опыта семейных отношений самого ребёнка и может быть выполнено как без помощи семьи, так и с помощью старших членов семьи. Приведу примеры:

  • Какие семейные традиции есть у твоего народа? Какие – у твоей семьи?
  • Знаешь ли ты профессии своих близких?
  • Зачем сохраняют памятные вещи? Есть ли они в твоей семье? О чём они рассказывают?
  • Сколько поколений твоей семьи ты можешь видеть на фотографиях, хранящихся в доме?

Семейная тема предлагается и для исследовательских проектов, в которых родители или другие члены семьи могут принять участие, скажем, в качестве основных источников информации, например:

  • Современные семейные традиции.
  • Почему я горжусь своей фамилией.
  • Мой предок. Чему нас учит его жизнь.

Рассказ о своих предках может быть представлен ребёнком в виде сочинения или презентации. Таким образом, через личный опыт и знакомство с многообразным опытом семей своих ровесников ребёнок расширяет свои представления о семье, приближается к пониманию главной идеи семейной темы – ценности нравственных отношений внутри семьи, которые зависят от людей, её составляющих. Много заданий обращено к жизненному опыту, чувствам ребёнка.

Преемственность классной и внеурочной деятельности позволяют в групповом взаимодействии расширить творческие возможности детей и за рамками уроков погрузиться в изучение какой-то конкретной темы; ещё раз   вернуться к тем вопросам, которые не затронули внимание ученика или остались недостаточно освещёнными на уроках, применить теоретические знания и просто получить удовольствия от совместной работы, продемонстрировав результат своего труда всем желающим.    Например, при изучении сказок можно их инсценировать. Каждый ребёнок может пройти путь художника, сценариста, актёра. Ребята перечитывают немало сказок, чтобы выбрать наиболее интересную и подходящую. Выбирают стишки и песни, чтобы подчеркнуть характер того или иного героя. И когда в школе проводится «День театра», дети показывают сказки родителям, малышам и всем желающим.

Важно, что замысел каждого этапа работы реализовался, и каждый в практической деятельности увидел и почувствовал зависимость результата, успеха спектакля у зрителей и качества подготовки.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что во внеурочной работе реализуются цели духовно-нравственного воспитания, что является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для её организации необходимо взаимодействие школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Психологическое просвещение педагогов "Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"

Психологическое просвещение педагогов" Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"Воспитательная парадигма школы тре...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...