ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ
классный час (3 класс) на тему

Дубинчик Светлана Анатольевна

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.odt21.11 КБ
Microsoft Office document icon duhovno-nravst.doc92.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСТВО - ВРЕМЯ ЗОЛОТОЕ

 

Новый год - самый волшебный и долгожданный праздник, который любят все – и взрослые, и дети. Потому что это – самый главный праздник года – его начало! Это момент подведения итогов и загадывания самых сокровенных желаний!

 

 

 


Время, когда взрослые могут на мгновение вернуться в своё детство, почувствовать себя детьми – поверить в сказку! И, разумеется, сотворить сказку для детей.

 

Поэтому мы с огромным удовольствием представляем Вам сказку о новогоднем Петушке-2017 – смелом, современном и неунывающем!

 

ОГНЕННЫЙ ПЕТУШОК - КРАСНЫЙ ГРЕБЕШОК

 

Это весёлый и простой сценарий, который можно разыграть в детском саду и даже в каждой семье. Эта сказка 2017 года, которая зарядит бодростью, сказочным и игривым настроением на весь предстоящий год!

 

Персонажи:


Петушок Красный Гребешок;

Лиса Алиса;

Дед Мороз;

Снегурочка;


Приглушённый свет. На сцену выходит Петушок, он в свете рампы.


Петушок:


Я волшебный Петушок –
Новогодний гребешок.
Огнена головушка,
Красная бородушка.

Очень рано я встаю.

Деткам Новый год дарю!
Кукареку ко-ко-ко,
Новый год недалеко!

Солнце красное, вставай!
Деткам ёлку наряжай!


Из-за занавеса выглянуло солнышко (картонное на палке, освещенное направленным светом). Включается полный свет. Крадучись из-за кулис выходит Лиса Алиса.

 

Лиса Алиса, нюхая воздух:

 

Чую, курьим духом пахнет. Мммм, вкуснятинка, петушатинка!

 

Злобно хихикает, чуть прикрывая рот рукой:

 

Хи-хи-хи, ха-ха-ха,
Вижу я петуха!
Вот он близко совсем!
Я сейчас его съем!


Отворачивается в сторону, делает вид, что не заметила Петушка. Подмигивая, как бы ища поддержки, обращается в зал:


Какое небо голубое…
Я не сторонница разбоя.
На Петушка не нужен нож.
Ему немного попоёшь,
И делай с ним, что хошь.


Лиса, припевая:


Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?


Петушок:


Тоже мне, чудеса!
Ты не в теме, Лиса!
В этот год прекрасный
Гребешок мой красный!


Проводит рукой по голове:


И враньё, напраслина:
Голова не масляна!


Лиса:


Ах, родной мой Петушок,
Да, твой красен гребешок.
А про маслице – шалю:
С маслом курочку люблю!
Дай тебя приправлю –
Маслица добавлю!


Плещет маслом на Петушка (машет в сторону Петушка пластиковой бутылкой, достав её из мешка) и сразу резко отшатывается, как от жара.

 

 

 


Лиса:


Ай, как жарко, что такое?
То куриное жаркое?
Ай, убавь скорей огонь!
Ай, огонь, меня не тронь!

 

Петушок:


Огненный я Петушок!
Вот тебе, Лиса, урок:
Масла ты в огонь не лей,
Не обманывай людей,
Петушков ты не кради,
В лес дремучий уходи!


Лиса убегает.


Петушок:


А теперь давайте и нашу ёлочку включим.
Скажем дружно «раз-два-три,
Ну-ка, ёлочка, гори»!


Дирижирует:


Раз-два-три, ёлочка, гори!
Вот так ёлка, вот так диво!
Всё так ярко и красиво!
Позову теперь Деда Мороза. Самое время!


Зовёт:


Кукареку!
Ой, не так.

 

Ещё раз:

 

Кукареку!
Опять не получилось.

 

Снова:


Дед, Кукареку!
Дети, помогите мне позвать Деда Мороза, а то у меня всё время получается только «кукареку».


Дети зовут Деда Мороза. Появляются Дед Мороз и Снегурочка.


Дед Мороз, с мешком подарков за спиной:


Вот я, Дедушка Мороз.
Раз позвали – не вопрос!
Слышу, где меня зовут.
Появляюсь сразу тут!
И Снегурочка со мной,
И подарки за спиной.

 

Дети, у меня на Севере нет календаря. Скажите, какой год заканчивается?

 

Дети отвечают: 2016!

 

А какой начинается?

 

Дети отвечают: 2017!

 

А по гороскопу это какой год будет?

 

Дети отвечают: Год Петуха

 

А какой это Петух по цвету?

 

Дети отвечают: Красный, Огненный

 

Ишь ты, красный, огненный Петух. А где он сам-то?


Петушок:


Я тут!


Дед Мороз:


Зёрнышки любишь?


Петушок:


Очень!


Дед Мороз:

 

Вот они

 

Делает жест руками, будто бросает перед собой зёрнышки, которые зависают в воздухе


Детки, все вы знаете, что наш Петушок не простой, а волшебный. И зёрнышки он клюёт не простые, а волшебные. Каждое зёрнышко завёрнуто в загадку. Мы со Снегурочкой будем загадывать загадки, а вы отгадывайте. Так мы накормим нашего волшебного Петушка, и он будет весь год петь нам весёлые песенки на счастье.


Дед Мороз и Снегурочка по очереди задают каждому из детей загадку. А Петушок после отгадки кланяется – клюёт невидимое зёрнышко.

 

Загадки про снег:


Скатерть бела весь свет одела.


Белый, а не сахар. Ног нет, а идёт.


Во дворе горой, а дома водой.


Без крыльев, да летит.

 

Падает, да не слышно.


Бел, как мел, с неба прилетел.

 

Зиму пролежал, в землю убежал.


Зимой гуляет – людей дома запирает, а весной тает – людей из дома выпускает.


Белая птица без крыльев летает, на всех садится – никого не боится.


Загадки про зиму:


Прихожу – все радуются, ухожу – ещё пуще веселятся.


Все дороги замела, стала вся земля бела.


Про мороз:


Гость гостил – без пилы и топора мост мостил.


Без кисточки рисует, без зубов кусает.


Тепло уволок и стоит у ворот. Сам стоит, а другим бежать велит.


Про сосульки:


Какая морковка вверх корнем растёт?


Ледяная бахрома разукрасила дома. Уцепилась за карниз и растёт макушкой вниз.


Солнце съело леденец, и зиме пришёл конец.


Дед Мороз и Снегурочка всех детей обошли с загадками, Петушок склевал все зёрнышки.


Петушок:


Ой, спасибо, детки, накормили!


Выбегает Лиса:


А мне чего-нибудь вкусненького? Я тоже голодная. Только не зёрнышек, я это не ем.


Пожалейте Лису – очень голодно в лесу!


Дед Мороз:


А ты обещаешь не обижать Петушка?


Лиса:


Ага, обидишь его! Он ого-го какой, огненный! Я к нему и не подойду больше!


Дед Мороз:


Отгадай и ты, Алиса, загадку.
У кого нос морковкой?


Лиса:


У Буратино!


Дед Мороз:


У Снеговика!


Вот ещё тебе загадка:


Деревянный, на дереве висит, птичек в гости зовёт.


Лиса:


Буратино!


Дед Мороз:


Почему Буратино?


Лиса:


Ну это когда мы с котом Базилио его на дереве повесили и ждали, когда пять золотых монет изо рта вывалятся.


Дед Мороз:

 

А птички тогда при чём?


Лиса:


Ну, наверное, он птичек звал. Мысленно. Ведь рот-то у него закрыт был.


Дед Мороз:


Эх, Алиса… Это же скворечник. Ну ладно, вот тебе загадка попроще. Снегурка, а ну загадай Лисе загадку про себя.

 

Снегурочка:


Я внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
За мной по пятам скачет зайка.
А кто я – давай, угадай-ка.


Лиса:


Зайка? Где зайка? Мммм, обожаю зайчатину!


Дед Мороз:


Да, Лису перевоспитывать бесполезно! Ну да ладно, что с тобой поделаешь, дикое ты существо? На тебе подарочек.


Лиса:


Мммм, конфетки, фрукты, печенюшки… Убегает.


Петушок:


Убежала, даже спасибо не сказала. Никакой культуры!т

 

Из-за кулис Лиса выглядывает снова:


А где Колобок?


Пока Снегурочка говорит следующие слова, Лиса крадётся и встаёт вместе со всеми персонажами. И потом присоединяется к совместному поздравлению.

 

Снегурочка:


Повернулся Петушок
Головою на восток.
Солнцу песенки поёт,
Прославляя Новый год.



Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.

Одна из важнейших задач, которую решает школа 21 века - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ российских школьников.

- Какова степень актуальности поставленной выше задачи?

  • Рост детской преступности
  • Деформация жизненных ценностей
  • Отсутствие, неопределенность механизмов регуляции и рамках ювенального права.
  • Несовершенство системы социально-психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях
  • Кризис семьи как единственного источника репродуцирования населения
  • Экономический кризис
  • Кризис духовного развития современного общества и т.д. ...

- Какова степень новизны поставленной проблемы?

  • Обратимся к истории развития общества - не возникает сомнения, что на всех этапах развития общества (и, прежде всего, Российского общества) данная проблема представлена как первостепенная.
  • На всех этапах развития общества основу духовного развития составляла система ценностей, представленных в данном обществе

Ценности  что положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных , культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению... Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и .моральных поступках. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную.

Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них -структуру общества, характер отношений внутри него Ценности своего рода иммунная система человека и общества.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА? - Неопределенность и несогласованность нравственно-духовных ценностей в реальном социальном процессе.

ПОЧЕМУ ОНАСУ ШЕСТВУЕТ? -

•   Кардинально изменились социально-экономические условия в жизни современного общества


«В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие может быть только добровольным...» (В.В.Путин)

Заявленное демократическое общество - обеспечивает свободу выбора самоопределения и т,д. Школа выполняет социальный заказ семьи.

•  Далеко не каждый человек (а тем более школьник) психологически готов к реализации 'этого права.

ЗАДАЧА ПОСТАВЛЕНА - РЕШАТЬ ЕЕ НЕОБХОДИМО.

Министерством образования сформулирована концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с Законом «Об образовании» ст.7, ст.9 и Федеральным государственным образовательным стандартом.

Разработана программа духовно-нравственного развития, воспитания школьников.

Содержательная основа данной программы в значительной мере повторяет принятую в СССР систему коммунистического воспитания. НО есть некоторое существенное отличие: 1. Влияние традиционных российских религиозных организаций; 2. Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.

Включение данных позиций не имеет правовой основы- 1.церковь отделена от государства, 2. Система ювенального права в России отсутствует.

ЧТО РЕАЛЬНО ДЕЛАЕТСЯ в направлении решения поставленной задачи:

  1. Очерчена система ценностей, как составляющая духовно-нравственного
    воспитания.
  2. Подтверждена психолого-педагогическая основа духовно-
    нравственного развития личности (
    Духовно-нравственное развитие
    личности в своей основе представляет формирование знаний о
    нравственных ценностях, формирование отношений к окружающему
    миру , деятельности и формирование, опыта нравственно  духовного
    поведения,
  3. Разрабатываются УМК по духовно-нравственному воспитанию (в основном на базе начального обучения). Обобщение опыта УМК
    свидетельствует о наработке достаточно интересных технологий
    воспитания маленьких школьников...

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ проводимой работы?

•   Несостоятельность принятых в обществе ценностей в реальном жизненном опыте человека (особенно ребенка, подростка)


  • Несоответствие методов, технологий организации воспитательной
    работы возрастным особенностям и возможностям учащихся
  • Отсутствие экономической базы для организации внеучебной
    работы с детьми на разных возрастных этапах
  • Отсутствие высококвалифицированных кадров по организации
    внеучебной работы с детьми и подростками
  • Рассогласованность в системе взаимодействия школы и семьи
  • Определение параметров правовой ответственности семьи за
    воспитание и поступки детей.
  • Развитие системы социально - психологического сопровождения
    детей и подростков в сложных жизненных ситуациях (
    экстремальных ситуациях)

Возможность решения перечисленных проблем нам с вами не под силу. Что можем сделать?

В соответствии с  представленными ценностями обратиться к вопросу создании более совершенных технологий организации воспитательного процесса,

ФГОС - предлагают нам реализовывать данную проблему в полном соответствии с педагогическими принципами. А именно:

Принцип ориентации на идеал (компетентный, духовно зрелый, обладающий общепринятыми в обществе ценностями и т.д.)

 Аксиологический принцип (ценности определяют содержание духовно-нравственного воспитания)

^ Принцип идентификации

^ Принцип диалогического общения и так далее, но акцент делается на младший школьный возраст. Встает вопрос: А как представлено решение вопроса нравственно-духовного развития в рамках параметров готовности к обучению ребенка в школе?

Интересен и многообразен опыт решения проблемы на уровне начального образования. Создано многообразие УМК. «Перспектива», «Портфолио выходного дня». «Портфолио ребенка», Портфолио «Этапы школьной жизни», «Лидер» -развитие умения работать в коллективе, « Территория безопасности», «Живем в России - гордимся этим» и многое другое. 11отенциал педагогического творчества безграничен.

НО самый сложный период духовно-нравственного развития обращает нас к подростковому возрасту.

Каковы ориентиры в организации духовно-нравственного воспитания подростков и юношества.


1.  Принятие личности ребенка как ЦЕННОСТИ, со всеми исходящими плюсами и минусами.

2.Ориентация на возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка (роль «гено- и фенотипа в развитии личности)

3.        Организация самопознания.

  1. Соотношение общественно значимых ценностей и параметров
    личностного развития
  2. Определение системы личностно-значимых ценностей
  3. Становление мотивации поведения и деятельности
  4. Овладение умениями самоорганизации, саморегуляции, самооценки и
    самоконтроля в деятельности
  5. Овладение знаниями, лежащими в основе правового регулирования всех
    форм поведения и деятельности подростка.
  6. Реализация творческого потенциала личности каждого подростка.
    10 Создание системы социально-психологического сопровождения в
    решении проблем, возникающих на уровне  подросткового и юношеского
    возраста.

Организатором реализации духовно-нравственного воспитании в школе является педагог

Исходя из этого  необходимо выделить ряд требований, предъявляемых к личности современного педагога:

  • Высокий уровень профессионально-педагогических и
    психологических знаний
  • Духовно-нравственная зрелость
  • Развитие компетентности педагогических кадров
  • Наличие творческого потенциала
  • Профессиональная ответственность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальной школы

В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравтсвенного воспитания и развития обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального об...

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...