Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.
статья по теме

Дубинчик Светлана Анатольевна

Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.

Одна из важнейших задач, которую решает школа 21 века - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ российских школьников.

- Какова степень актуальности поставленной выше задачи?

  1. Рост детской преступности
  2. Деформация жизненных ценностей
  3. Отсутствие, неопределенность механизмов регуляции и рамках ювенального права.
  4. Несовершенство системы социально-психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях
  5. Кризис семьи как единственного источника репродуцирования населения
  6. Экономический кризис
  7. Кризис духовного развития современного общества и т.д. ...

- Какова степень новизны поставленной проблемы?

  1. Обратимся к истории развития общества - не возникает сомнения, что на всех этапах развития общества (и, прежде всего, Российского общества) данная проблема представлена как первостепенная.
  2. На всех этапах развития общества основу духовного развития составляла система ценностей, представленных в данном обществе

Ценности  что положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных , культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению... Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и .моральных поступках. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную.

Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них -структуру общества, характер отношений внутри него Ценности своего рода иммунная система человека и общества.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА? - Неопределенность и несогласованность нравственно-духовных ценностей в реальном социальном процессе.

ПОЧЕМУ ОНАСУ ШЕСТВУЕТ? -

•   Кардинально изменились социально-экономические условия в жизни современного общества


«В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие может быть только добровольным...» (В.В.Путин)

Заявленное демократическое общество - обеспечивает свободу выбора самоопределения и т,д. Школа выполняет социальный заказ семьи.

•  Далеко не каждый человек (а тем более школьник) психологически готов к реализации 'этого права.

ЗАДАЧА ПОСТАВЛЕНА - РЕШАТЬ ЕЕ НЕОБХОДИМО.

Министерством образования сформулирована концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с Законом «Об образовании» ст.7, ст.9 и Федеральным государственным образовательным стандартом.

Разработана программа духовно-нравственного развития, воспитания школьников.

Содержательная основа данной программы в значительной мере повторяет принятую в СССР систему коммунистического воспитания. НО есть некоторое существенное отличие: 1. Влияние традиционных российских религиозных организаций; 2. Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.

Включение данных позиций не имеет правовой основы- 1.церковь отделена от государства, 2. Система ювенального права в России отсутствует.

ЧТО РЕАЛЬНО ДЕЛАЕТСЯ в направлении решения поставленной задачи:

  1. Очерчена система ценностей, как составляющая духовно-нравственного
    воспитания.
  2. Подтверждена психолого-педагогическая основа духовно-
    нравственного развития личности (
    Духовно-нравственное развитие
    личности в своей основе представляет формирование знаний о
    нравственных ценностях, формирование отношений к окружающему
    миру , деятельности и формирование, опыта нравственно  духовного
    поведения,
  3. Разрабатываются УМК по духовно-нравственному воспитанию (в основном на базе начального обучения). Обобщение опыта УМК
    свидетельствует о наработке достаточно интересных технологий
    воспитания маленьких школьников...

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ проводимой работы?

•   Несостоятельность принятых в обществе ценностей в реальном жизненном опыте человека (особенно ребенка, подростка)


  1. Несоответствие методов, технологий организации воспитательной
    работы возрастным особенностям и возможностям учащихся
  2. Отсутствие экономической базы для организации внеучебной
    работы с детьми на разных возрастных этапах
  3. Отсутствие высококвалифицированных кадров по организации
    внеучебной работы с детьми и подростками
  4. Рассогласованность в системе взаимодействия школы и семьи
  5. Определение параметров правовой ответственности семьи за
    воспитание и поступки детей.
  6. Развитие системы социально - психологического сопровождения
    детей и подростков в сложных жизненных ситуациях (
    экстремальных ситуациях)

Возможность решения перечисленных проблем нам с вами не под силу. Что можем сделать?

В соответствии с  представленными ценностями обратиться к вопросу создании более совершенных технологий организации воспитательного процесса,

ФГОС - предлагают нам реализовывать данную проблему в полном соответствии с педагогическими принципами. А именно:

Принцип ориентации на идеал (компетентный, духовно зрелый, обладающий общепринятыми в обществе ценностями и т.д.)

 Аксиологический принцип (ценности определяют содержание духовно-нравственного воспитания)

^ Принцип идентификации

^ Принцип диалогического общения и так далее, но акцент делается на младший школьный возраст. Встает вопрос: А как представлено решение вопроса нравственно-духовного развития в рамках параметров готовности к обучению ребенка в школе?

Интересен и многообразен опыт решения проблемы на уровне начального образования. Создано многообразие УМК. «Перспектива», «Портфолио выходного дня». «Портфолио ребенка», Портфолио «Этапы школьной жизни», «Лидер» -развитие умения работать в коллективе, « Территория безопасности», «Живем в России - гордимся этим» и многое другое. 11отенциал педагогического творчества безграничен.

НО самый сложный период духовно-нравственного развития обращает нас к подростковому возрасту.

Каковы ориентиры в организации духовно-нравственного воспитания подростков и юношества.


1.  Принятие личности ребенка как ЦЕННОСТИ, со всеми исходящими плюсами и минусами.

2.Ориентация на возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка (роль «гено- и фенотипа в развитии личности)

3.        Организация самопознания.

  1. Соотношение общественно значимых ценностей и параметров
    личностного развития
  2. Определение системы личностно-значимых ценностей
  3. Становление мотивации поведения и деятельности
  4. Овладение умениями самоорганизации, саморегуляции, самооценки и
    самоконтроля в деятельности
  5. Овладение знаниями, лежащими в основе правового регулирования всех
    форм поведения и деятельности подростка.
  6. Реализация творческого потенциала личности каждого подростка.
    10 Создание системы социально-психологического сопровождения в
    решении проблем, возникающих на уровне  подросткового и юношеского
    возраста.

Организатором реализации духовно-нравственного воспитании в школе является педагог

Исходя из этого  необходимо выделить ряд требований, предъявляемых к личности современного педагога:

  1. Высокий уровень профессионально-педагогических и
    психологических знаний
  2. Духовно-нравственная зрелость
  3. Развитие компетентности педагогических кадров
  4. Наличие творческого потенциала
  5. Профессиональная ответственность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальной школы

В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравтсвенного воспитания и развития обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального об...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....

Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...