Тема по самообразованию.Взаимодействие игровой и учебно-воспитательной деятельности млд. школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Глущенко Людмила Фёдоровна

Предоставлены виды работы с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0000d302-19139410.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по теме самообразования учителя начальных классов

Глущенко Людмилы Фёдоровны.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Содержание

  1. Обоснование выбора темы самообразования. Цель, задачи……………3
  2. Обзор научно-методической литературы по теме самообразования…..6
  3. Перспективный план работы над темой самообразования…………….18
  4. Результаты первичной диагностики универсальных учебных

действий учащихся ………………………………………………………19

  1. Отчет о работе по теме самообразования. Результаты и достижения...21
  2. Приложения……………………………………………………………….34

  1. Обоснование выбора темы самообразования. Цель, задачи.

В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего наиболее активно игра используется в 1 классе, а в дальнейшем происходит снижение доля игры как метода обучения и воспитания.

Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. В тоже время возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. Именно поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является актуальной.

         Целью самообразования выступало изучение возможностей организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования у них универсальных учебных действий.

Задачами самообразования выступали:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы, а также передового педагогического опыта по теме самообразования.
  2. Подбор диагностического инструментария и оценка уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
  3. Обобщение, разработка методов и приемов организации взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников как средства формирования универсальных учебных действий.
  4. Анализ результатов педагогической деятельности  и обобщение опыта.

           Предполагаемый результат: обобщение опыта работы, представление методических разработок на конкурсах.

     Этапы работы над темой самообразования:

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2014 г.) - определение темы, изучение научно-методической литературы, постановка цели и задач.
  2. Основной этап (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.) – систематизация теоретического материала,  диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников апробирование на практике выбранных методов, приемов.
  3. Заключительный (апрель - май 2016 г.) – повторная диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников, систематизация материала по теме, обобщение, подготовка отчета.

  1. Обзор научно-методической литературы по теме самообразования

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу: включение ее в социальную активность, обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем .

Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий.   Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Исследованием проблем организации учебно-познавательной деятельности занимались такие авторы как Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев, И.В. Первин, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.

В педагогической литературе учебно-познавательная деятельность рассматривается как процесс организации деятельности по обогащению знаний, формированию умений и навыков, форм поведения у учеников.

Также учебно-познавательную деятельность определяют как совокупность определенных действий по овладению научными знаниями и способами их добывания.

Как познавательные действия в их совокупности трактует учебно-познавательную деятельность Т.И. Шамова.

И.Б. Первин говорит о том, что учебно-познавательная деятельность – это, в первую очередь, систематическое овладение знаниями, умениями и навыками.

Как вид социальной деятельности, заключающийся в сотрудничестве ученика и учителя с целью развития познавательной и социальной сфер ученика рассматривает учебно-познавательную деятельность Г.И. Щукина .

Итак, можно заключить, что учебно-познавательная деятельность рассматривается различными авторами с позиций взаимопроникновения учебной и познавательной деятельности, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Л.Б. Ительсон указывает на две формы учебно-познавательной деятельности:

- внешняя – заключается в перцептивной деятельности, манипулировании предметами, символической деятельности с целью получения новых знаний об изучаемом предмете, явлении;

- внутренняя – заключается в умственных действиях (анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, ориентировка и селекция, классификация и сериация, кодирование и перекодирование).

Основной характерной чертой учебно-познавательной деятельности является то, что она требует научения знаниям, умениям и мышлению.

В структуре учебно-познавательной деятельности выделяют следующие компоненты:

- сосредоточение внимания учащегося на учебной ситуации;

- ориентировка его в деятельности;

- постановка цели деятельности;

- выполнение учебных действий;

- контроль и корректировка учебных действий;

- оценка полученных результатов .

Как вид деятельности воспроизводящего характера трактует учебно-познавательную деятельность В.В. Давыдов. Автор отмечает, что данный вид деятельности является основным в период младшего школьного возраста. В,В, Давыдов объясняет это тем, что именно данная деятельность выступает основой для развития познавательной сферы детей данного возраста, а также их личностного развития в целом. Теоретические знания он определяет в качестве содержания учебно-познавательной деятельности .

Уже начиная с первого класса младшие школьники включаются в учебно-познавательную деятельность. В младший школьный период учителя, организуя  учебно-познавательную деятельность, следят за тем, чтобы она была направлена на решение задач развивающего и воспитывающего обучения. При этом, в ходе учебно-познавательной деятельности на начальной ступени обучения важно:

- привить младшим школьникам потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний;

- развитие умений и навыков логических рассуждений;

- развитие познавательных способностей учеников начальных классов и умений использования всех источников познания; формирование мировоззрения младших школьников .

Поскольку учебно-познавательная деятельность является одним из видов человеческой деятельности, то ее структура также состоит из трех основных компонентов:

-  мотивационно-ориентировочный;

- операционный;

- контрольно-оценочный.

Анализ педагогической литературы показывает, что в ходе учебно-познавательной деятельности на начальной ступени обучения предполагается овладение учениками:

- системами знаний и оперирование ими;

- системами обобщенных и частных приемов учебной работы;

- целеполаганием и мотивами в процессе овладения знаниями и приемами;

- системой обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью.

Младший школьник, осуществляя учебно-познавательную деятельность учится:

- принимать цель;

- производить отбор средств по ее достижению;

- обдумывать и выполнять действия по ее достижению;

- выполнять контроль своих действий;

- оценивать результат своей деятельности .

Итак, перед учителями стоит важная задача организовать такие условия, чтобы учебно-познавательная деятельность младших школьников осуществлялась полноценно, и, способствовала развитию всех сфер у младших школьников. В частности, В.В. Давыдов указывает, что прочные умения и навыки формируются у младших школьников только при наличии у них определенных теоретических знаний, а добросовестное отношение детей к учению опирается на их потребность, желание и умение учиться, которые возникают в процессе реального выполнения учебной деятельности .

Учебно-познавательная деятельность изначально не является ведущей у младших школьников. Младший школьный возраст является периодом, когда в процессе развития осуществляется переход от игровой деятельности к деятельности учебной. Данный переход обеспечивается преемственностью содержаний этих двух видов деятельности. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, и она также позволяет удовлетворять основные потребности ребёнка в познании и обеспечивает процесс его развития. В учебной деятельности также осуществляется процесс познания, но он имеет иную форму. В жизнедеятельности младших школьников игра продолжает влиять на  их развитие, поскольку через игру они реализуют свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности.

Исходя из данной особенности становится необходимым включать в образовательную среду младших школьников средства, побуждающие их к игровой деятельности, через которые они также будут решать обучающие задачи. Для включения младшего школьника в учебный процесс целесообразно использовать игровую деятельность во взаимосвязи с учебно-познавательной деятельностью .

Возможности игровой деятельности в процессе развития младших школьников изучали такие исследователи как Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

Игровая деятельность, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется как особенное отношение к действительности. Данное особое отношение заключается в:

- создании мнимых ситуаций;

- переносе свойств одних предметов на другие .

Как один из видов деятельности, направленный на воссоздание и усвоение ребенком общественного опыта, норм и правил поведения рассматривает игровую деятельность Л.С. Выготский.

Как вид деятельности, игра имеет свою структуру, в которой выделяют:

- целеполагание;

- планирование;

- действия по реализации цели;

- анализ результатов .

Как отмечает Г.К. Селевко, на начальной ступени образования игровая деятельность в процессе учебно-познавательной деятельности используется:

-  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-  как технологии внеклассной работы .

Деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации приобретает более положительную эмоциональную окрашенность благодаря занимательности игровой деятельности. Положительные эмоции от игровой деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности способствуют развитию знаний умений, навыков учеников, более успешному усвоению учебного материала.

Другой положительной стороной игровой деятельности в младшем школьный период является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Так, по характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности. Учебно-познавательная деятельность представляет собой овладение содержанием учебных предметов необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. В учебно-познавательной деятельности важной составляющей является наличие познавательной активности и познавательного интереса, который способствует тому, что ребёнок, прилагая определённые волевые усилия, преодолевая недостаточную устойчивость внимания, недостаточное развитие регуляторных функций, постепенно стремится к освоению разнообразных умений и навыков. Достижение единства и взаимосвязи учебно-познавательной и игровой деятельности является достаточно сложным процессом и не заключается только в том, чтобы использовать разные виды игр на уроках. В работах ряда исследователей указывается, что для того чтобы игра служила средством самопознания, важно не то, во что играть, а важно, как играть .

То есть содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков. В условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования плавный переход к учебно-познавательной деятельности и её развитие на основе игровой деятельности является одной из актуальных задач, поскольку это обеспечивает гармоничное развитие ребёнка. Если происходит значительное ограничение игровой деятельности, то формирование учебной деятельности усложняется, поскольку оно происходит путём научения, и при том самостоятельная активность ребёнка в деятельности ограничена. Для того, чтобы предупредить эти моменты, целесообразно уделять большое внимание игровой деятельности в процессе обучения младших школьников. Для этого большое значение имеет и знание учителем тех видов игр, которые актуальны для детей младшего школьного возраста и возможности их применения. В младшем школьном возрасте, как мы уже говорили выше, игра не утрачивает своё значение, но характер игровой деятельности значительно изменяется. Возрастает значение игры с достижением известного результата, сюда относятся спортивные игры, интеллектуальные игры. В младшем школьном возрасте изменяется соотношение между игровой и учебно-познавательной деятельностью, игра начинает подчиняться учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте выделяют три больших класса игр – это игры, возникающие по инициативе ребёнка; игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющие их с образовательной и воспитательной целью; игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, народные игры, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей. Каждый из перечисленных классов игр представлен различными видами и подвидами.

В состав первого класса входят: игра-экспериментирование, сюжетные игры – сюжетно-образовательные, сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные. Этот класс игр наиболее продуктивен для развития интеллектуальной инициативности, творчества детей, которое проявляется в постановке себе и другим играющим новых игровых задач для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и др.), а также игры досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные игры). Все эти игры могут быть и самостоятельными, но иногда они не являются таковыми, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно – они формируют культуру игры. Способствуют усвоению социальных норм и правил и, что особенно важно наряду с другими видами деятельности, являются основой для развития самостоятельной игры.

Так, например, в играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас слов, развивается речь, активизируется внимание детей, воспитываются нравственные качества.

Также в процессе изучения младшими школьниками нового материала и закрепления уже изученного целесообразно использовать  игровые ситуации. Их выбор зависит от целей конкретного урока. Использование игровых ситуаций в процессе урока способствует активизации познавательного интереса младших школьников, а также формирует умение решать проблемные ситуации.

Использование деловой игры будет способствовать обогащению знаний учеников, формированию умения мыслить продуктивно, развитию стремления к поиску новых идей. Главным условие использования деловой игры на уроке является учет уровня знаний и возрастных особенностей учеников при ее выборе и организации.

Большая доля игр в младшем школьном возрасте принадлежит играм дидактическим. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей, они направлены на решение конкретных задач в обучении и воспитании, а также служат для общего воспитания и развития. Дидактические игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Таким образом, создаются условия для проявления у младших школьников самостоятельности, мыслительной активности, чувства удовлетворенности, успеха. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло .

Применение дидактических игр как средства обучения младших школьников, обусловлено рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте ещё не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  2. Освоение учебной деятельности, включение в неё идёт медленно.
  3. Имеются возрастные особенности, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания.
  4. Дидактическая игра характеризуется определённой структурой, которая обязательно учитывается при её проведении .

Эти и другие виды игр имеют важное значение для решения поставленных учителем воспитательных и развивающих задач и способствуют развитию младшего школьника.

Итак, при условии систематического использования игровой деятельности на разных этапах усвоения учебного материала, уровень активности младших школьников в учебно-познавательной деятельности будет возрастать, что также будет способствовать повышению качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

При использовании игровой деятельности в рамках учебно-познавательной в начальной школе необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

- соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

- доступность для учащихся данного возраста;

- умеренность в использовании игр на уроках.

Кроме того, в рамках определенной темы можно выделить такие виды уроков:

· ролевые игры на уроке (инсценирование);

· игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН);

· игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

· использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

· различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Таким образом, в начальной школе происходит смена ведущей деятельности от игровой к учебной. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективности организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игровая деятельность преобладает на всех уроках в начальной школе и формируют познавательный интерес к уроку. Игра делает элементы урока эмоционально насыщенными. Вносит позитивный настрой, стройность мыслей при решении логической задачи.

Литература

  1. Букатов, В.М. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя / В.М. Бутаков. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- 224с.
  2. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. -1966.- №6. – С. 12-14.
  3. Девяткин, Г.В. Проектирование учебных технологий игр / Г.В. Девяткин // Ж. Шк.технологий. - 1998. - №4. – С.121-125.
  4. Казанская, Н.Г., Назарова, Т.С. Дидактика (начальные классы) / Н.Г. казанская, Т.С. Назарова.- М., Просвещение. 1978.- 224 с.
  5. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие / Е.В. Карпова. -  Ярославль, «Академия развития», 1997г. – 128 с.
  6. Коган, Г.В. Значение формирования мотивации и самоорганизации учебной деятельности студентов младших курсов в педагогическом вузе / Г.В. Коган // Воспитательная работа в начальной школе: идеи, опыт, перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции. - Мурманск: МГЛУ, 2003. - Т. 2. - С. 75-76.
  7. Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // «Начальная школа». -  № 11. – 2004. – С. 14-16.
  8. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д, 2004. - 384 с.
  9. Пидкасистый, П.И., Хайдаров, Ж.С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996. – 212 с.
  10. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. -  448 с.
  11. Савченко, О.Я. Дидактика начальной школы. Учебник для студентов педагогических факультетов / О.Я. Савченко. - Киев.: Абрис, 1997. - 416 с.
  12. Самоукина, Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании / Н.В. Самоукина. - М.: Народное образование, 1996. – 179 с.
  13. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2011.  - 31с.
  14. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М, 1989. – 389 с.

  1. Перспективный план работы над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Подготовительный

Определение цели и задач темы.

Прогнозирование результатов.

Анализ научно-методической литературы и изучение педагогического опыта по проблеме.

Сентябрь  2014 г.

Диагностический

Аналитический обзор научной литературы

Проведение диагностики универсальных учебных действий учащихся

Анализ результатов диагностики.

Составление плана работы.

Сентябрь -

ноябрь 2014 г.

Основной

Систематизация методов и приемов работы.

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Ноябрь 2014 г.-апрель 2015 г.

Обобщающий

Повторная диагностика УУД  учащихся по итогам учебного года.

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Апрель - май 2016 г.

  1. Результаты первичной диагностики универсальных учебных действий учащихся

Для оценки  сформированности универсальных учебных действий учащихся мною использовались критерии оценки, содержащиеся в индивидуальном листе достижений и включающем в себя все виды универсальных учебных действий: познавательные, коммуникативные.

Согласно количественным показателям, низкий уровень сформированности УУД у учащихся выявлен не был, уровень ниже среднего отмечается у 17% учащихся, средний уровень – у 46% учащихся, повышенный уровень выявлен у 25% детей и высокий уровень – у 12% детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преобладающим у учащихся 1 «б» класса выступает средний уровень. Положительным аспектом является то, что низкий уровень УУД выявлен не был, это также означает, что достаточно эффективно велась работа по формированию УУД в первом классе.

                                                                                                                                                 

У учащихся 2 «б» класса не были выявлены высокий и низкий уровень сформированности УУД. Распределение учащихся по уровням  сформированности УУД следующее: ниже среднего – у 44%, средний уровень – у 30%, повышенный уровень – у 26%. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у многих учащихся УУД сформированы еще недостаточно.

Учитывая полученные результаты диагностики,  я приступила к разработке темы самообразования и практической реализации  педагогического опыта в учебно-воспитательном процессе.

  1. Отчет о работе по теме самообразования. Результаты и достижения

В работе над данной темой я стремилась  отразить важнейшее значение  игры и тесную взаимосвязь игровой и учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и следствием организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отдаленных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Однако если для воспитания цель в самой игре, то для воспитателя, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.  Именно  поэтому в своей работе я поставила акцент на учебно-игровую деятельность как средство формирования универсальных учебных действий.

При использовании игры на уроках я учитывала следующие условия, реализация которых способствовала  возникновению игровой деятельности:

1. Построение игры на основе актуальной для участников игровой проблемы.

2. Наличие условия адекватности игровой формы умственным и личностным особенностям участников.

3. Внесение в проект игры элемента интеллектуальной свободы, импровизации, также создает условия для возникновения у участников игровой деятельности. Проект игры не должен быть излишне жестким, регламентированным, детализированным.

4. Наличие у игроков психологической готовности к участию в игре, желанию « поиграть», отношение к игре не как к чему - то бесполезному, но как к некому интересному, захватывающему и развивающему действию.

При организации игровой деятельности учащихся в процессе формирования УУД учащихся важно соблюдать следующие условия: игра должна иметь учебно-познавательную направленность и четко поставленную цель; должна быть занимательной и доступной для ее участников. Роль учителя на таких уроках - координировать игровую деятельность учащихся, следить за рабой групп, помогать им по мере необходимости. За время работы над данной темой мною были использованы на уроках и во внеурочной деятельности разнообразные игры: дидактические, имитационные и т.д.

Качественный анализ результатов показывает, что по итогам учебного года и проведенной работы у учащихся отмечаются улучшения в развитии умения организовывать свою деятельность, работать с информацией, в развитии мыслительных операций,  умения взаимодействовать друг с другом и т.д.

Дополнительно мною запланирована диагностика школьной мотивации.

Диагностика

«Опросник школьной мотивации»

Цели: о достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы класс»,

О формировании  положительного эмоционального отношения учащихся к школе, участникам педагогического процесса.

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла- хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов- положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

 

По теме самообразования были проведены такие мероприятия как:

  1. КВН в 1 классе по математике
  2. КВН в параллели 1-х классов по литературе «Карнавал сказок».

     Кроме того, осуществлялось педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с коллегами учителями, обмен опытом.

      Работа над темой самообразования помогла достичь поставленной цели и предполагаемых результатов, но в целом работа над данной проблемой способствовала более глубокому пониманию естественного процесса смены игровой деятельности на деятельность учебную и огромную воспитательную, обучающую и развивающую роль игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Опросник школьной мотивации»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты, выбрав один из вариантов ответа:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь

в школу или тебе часто хочется остаться дома? ~ чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

~ не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоем классе?

- мало

-много

-нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

-нравится

-не очень

-не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы Оценки за 1 ответ Оценки за 2 ответ Оценки за 3 ответ

1.  1 3 0

2.  0 1 3

3.  1 0 3

4.  3 1 0

5.  0 3 1

6.  1 3 0

7. 3 1 0

8.  1 0 3

9.  1 3 0

10.  3 1 0

25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Учащиеся отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования. Такие ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания.

20-24 балла- хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладает большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов- положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым в школе интересно общаться со сверстниками, с педагогом. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Иногда дети проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания учителя. Такое исследование необходимо проводить в четвертом классе, когда учащиеся готовятся к переходу на среднюю ступень обучения. Исследования мотивации дают возможность подготовить психолого-педагогический консилиум в классе и выработать рекомендации по изменению мотивации учащихся на среднем этапе обучения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Учебно-игровая деятельность младших школьников»

Учебно-игровая  деятельность  способна  сделать  переход  к  учебной  деятельности  плавным  и  менее  болезненным  для  детей.  Она  повышает  эмоциональную  составляющую  учебного  процесса,  и  в  первую  очередь  каждого  урока.  Она  способна  не  только  повысить  эффективность  усвоения  знаний  учащимися,  работоспособность  маленьких  школьников,  но  и  сформировать  интерес  к  процессу  обучения,  создать  прочную  основу  для  возникновения  положительной  учебной  мотивации.

Учебно-игровая  деятельность  является  таким  уровнем  развития  деятельности  ребенка,  который  позволяет  решать  учебные  задачи  при  игровой  организации,  считают  Д.Б.  Запорожец  и  Д.Б.  Эльконин .  Психологическое  содержание  учебно-игровой  деятельности  заключается  в  том,  что  ребенок  еще  просто  играет,  но  по  внутреннему  значению  это  уже  процесс  неосознанного  учения  школьников.

Учебно-игровая  деятельность  на  уроке  приносит  большую  пользу  тем,  что  заставляет  учащихся  применять  знания  в  новых  условиях  или  ставит  умственную  задачу,  решение  которой  требует  проявлений  разнообразных  форм  умственной  деятельности.  Однако,  учебно-игровая  деятельность  -  не  самоцель  на  уроке,  а  средство  обучения  и  воспитания.  В  процессе  учебно-игровой  деятельности  у  детей  вырабатывается  привычка  сосредотачиваться,  самостоятельно  мыслить,  развивается  внимание.  Даже  у  пассивных  детей  прослеживается  заинтересованность  учебно-игровой  деятельностью.  Учебно-игровая  деятельность  является  незаменимым  рычагом  развития  учебной  мотивации  ребенка.

Д.Б.  Эльконин  считает,  что  учебно-игровая  деятельность  как  форма  обучения  в  школе  направлена  на  развитие  у  детей  произвольного  внимания,  наблюдательности,  запоминания  и  припоминания,  сравнения,  первичных  форм  аналитико-синтетической  деятельности,  деятельности  воображения,  развитие  любознательности  и  познавательных  интересов.  Необходимость  использования  учебно-игровой  деятельности  как  формы  обучения  детей  младшего  школьного  возраста  определяется  весомой  причиной:  игровая  деятельность  как  ведущая  в  дошкольном  детстве  еще  не  потеряла  своего  значения  (многие  дети  приносят  в  школу  любимые  игрушки).  Можно  согласиться  с  Л.С.  Выготским,  который  писал,  что  «в  школьном  возрасте  игра  не  умирает,  а  проникает  в  отношения  к  действительности.  Она  имеет  свое  внутреннее  продолжение  в  школьном  обучении  и  в  труде» .  Отсюда  следует,  что  опора  на  игровую  деятельность,  игровые  формы  и  приемы  -  это  важный  и  наиболее  адекватный  путь  включения  детей  в  учебную  работу.

Л.И.  Божович  считает,  что  главная  трудность  в  начальный  период  обучения  заключается  в  том,  что  мотив,  с  которым  ребенок  приходит  в  школу,  не  связан  с  содержанием  той  деятельности,  которую  он  должен  выполнять  в  школе.  Это  позволяет  судить  о  том,  что  мотив  и  содержание  учебной  деятельности  не  соответствуют  друг  другу,  существуют  значительные  трудности  адаптации  при  поступлении  ребенка  в  школу.  Учебно-игровая  деятельность  во  многом  способствует  преодолению  указанных  трудностей .

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

В  отличие  от  игр  вообще,  считает  Д.Б.  Эльконин,  учебно-игровая  деятельность  обладает  важным  признаком  -  наличием  четко  поставленной  цели  обучения  и  соответствующего  ей  педагогического  результата.  Главное  заключается  в  том,  чтобы  игра  гармонично  сочеталась  с  серьезным,  напряженным  трудом,  не  отвлекала  от  учения,  а,  способствовала  более  интенсивной  умственной  работе.  Таким  образом,  учебно-игровой  деятельности  является  игрой  только  для  ребенка,  в  то  время  как  для  взрослого  она  -  способ  обучения  [9].

По  мнению  В.В.  Давыдова  и  Д.Б.  Эльконина,  учебно-игровая  деятельность  -  это  сложное,  многогранное  явление,  в  которой  происходит  усвоение  учебных  знаний,  умений,  развиваются  все  психические  процессы  детей,  их  эмоционально-волевая  сфера,  способности  и  умения  [3;  9],  она  помогает  сделать  учебный  процесс  занимательным,  создать  позитивное  рабочее  настроение.  Профессиональное  и  умелое  использование  учителем  учебно-игровой  деятельности  в  учебном  процессе  облегчает  его,  так  как  игровая  деятельность  привычна  ребенку.

Использование  потенциала  учебно-игровой  деятельности  в  педагогической  работе  в  значительной  мере  связано  с  профессионализмом  педагога.  Для  того  чтобы  успешно  организовывать  детские  игры  в  рамках  школьных  занятий,  он  должен  обладать  своеобразным  чувством  игры,  развитым  творческим  воображением,  а  также  определенным  запасом  знаний  и  практических  умений  и  навыков  в  области  методики  игры.  Правильно  подобранную,  уместно  и  умело  проведенную  педагогом  игру  следует  считать  таким  же  важным  и  необходимым  элементом  образовательной  работы,  как  и  урок.

Список  литературы

  1. Божович  Л.И.  Проблема  развития  мотивационной  сферы  ребенка.  В  кн.:  Изучение  мотивации  поведения  детей  и  подростков  /  Под  ред.  Л.И.  Божович,  Л.В.  Благонадежной.  М.,  1992.
  2. Выготский  Л.С.  Психология.  М.:  Апрель  Пресс:  Эксмо-Пресс,  2000.
  3. Давыдов  В.В.  Психическое  развитие  в  младшем  школьном  возрасте  //  Возрастная  и  педагогическая  психология.  М.,  1999.
  4. Левин  К.  Динамическая  психология:  избранные  труды.  М.:  Смысл,  2001.
  5. Леонтьев  А.Н.  Потребности,  мотивы,  эмоции  //Психология  мотивации  и  эмоций  /  под  ред.  Ю.Б.  Гиппенрейтер,  М.В.  Фаликман.  М.:  ЧеРо,  2002.
  6. Матюхина  М.В.  Мотивация  учения  младших  школьников.  М.,  2004.
  7. Немов  Р.С.  Психология:  В  3  кн.  Кн.  2.  М.:  Владос,  1998  Запорожец,  А.В.  Избранные  психологические  труды.  В  2  т.  М.,  1986.
  8. Реан  А.А.  Психология  человека  от  рождения  до  смерти.  СПб.:  Прайм  Еврознак,  2000.
  9. Эльконин  Д.Б.  Психология  обучения  младшего  школьника  //  Психология  и  педагогика.  М.,  1999.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Роль родителей в формировании УУД младшего школьника».

 Цель:  оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьника

Задачи:

• расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

• выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

• выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

Предварительная подготовка: Заготовлены вопросы теста и методика его анализа для каждого родителя. Анкетирование - индивидуально, его результаты публично не обсуждались. Тест остался у родителей как памятка продуктивной стратегии воспитания ребёнка в семье. Заготовлены памятки для родителей: «Поможем детям учиться», «Десять заповедей для родителей», «Совет родителям», «Наказывая ребёнка помните…», «Чему необходимо научить ребёнка».

   Истинная цель просвещения – не в том,
чтобы сообщить людям определённую

сумму сведений по различным наукам, а в том,
        чтобы пробудить в каждом человеке творца,
           духовно активную личность – и в этом счастье.
                                                            М. В. Ломоносов

 За последние десятилетия наше общество существенно изменилось: изменились взгляды на жизнь, изменились требования, предъявляемые к уровню жизни, изменились экономические, социальные и культурные составляющие нашего общества. Все эти изменения не могли не отразиться на образовании. Действительно, в связи с произошедшими изменениями современному обществу требуются  люди, которые очень гибко будут реагировать на малейшие изменения, не бояться их, а, наоборот, умеющие быстро приспосабливаться к новым условиям.

          С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

         Вы знаете, что участниками образовательного процесса являются не только учителя, ученики, но и родители, поэтому вам, как одной из сторон образовательного процесса необходимо знать какие изменения происходят в сфере образования чему, как и кто будет учить ваших детей.

         Итак, что такое ФГОС, чем отличаются новые стандарты от тех, что были, и зачем нужны вообще какие-то изменения?

В стандартах предыдущего поколения основной упор делался на «багаж» знаний, которым должен овладеть ученик по завершении обучения, чем шире багаж, тем лучше. Но жизненные реалии показали, что это не совсем так. Многие из выпускников по окончании школы сталкивались с трудностями в адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует и как делать, т.е. одного «багажа» знаний недостаточно, выпускник школы должен уметь самостоятельно решать свои проблемы, самостоятельно устраивать свою жизнь.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.

Цитата из стандартов: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

          Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые выступают   основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

 В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

С первого класса у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!».

 Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы должны формировать и развивать у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Мы знакомим детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.

Большая ответственность в формировании универсальных учебных действий возлагается как на педагога, так и на их родителей. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.

Главный ответ на вопрос - как помочь ребёнку учиться – позволить ему быть самостоятельным и не мешать своей «помощью»! Однако это красивое правило очень по разному может быть применено к разным детям. Кто-то из них готов с 1 класса взять на себя ответственность за свою учёбу. Кто-то же по самым разным психологическим особенностям требует к себе постоянного чуткого внимания.

Наши дети  не умеют собирать  свой портфель. Как можно это сделать? Пример: «Вот твой дневничок! Он поможет тебе в важном деле-учёбе. Чтобы хорошо учиться, тебе надо знать, какой наступает день, какие в этот день у тебя будут уроки, какие книги и тетради нужно взять в школу и т.д. Дневник поможет всё это не забыть». Родители должны показать, как с помощью расписания собрать портфель на учебный день. Сначала делать это совместно, затем предложить ребёнку самостоятельно собрать портфель. В конце недели вместе заполнять расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели, как образцом. Вести записи аккуратно. И так день за днём по ступенечкам ребёнок будет вырабатывать необходимые навыки.

- Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться?

Тест для родителей.

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

  1.  Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.
  2. Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.
  3. Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
  4. Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)
  5. Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.
  6. Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров  и пр.)
  7. Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.
  8. Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.
  9. Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
  10.  Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.

Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

1-й уровень (10-7 баллов). Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

2-й уровень (6-4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

3-й уровень (3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка: чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

      Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

        Если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей. Бывает ребёнку трудно учиться. Преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают. Часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

     Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

     Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появится нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если соседу поставили пять, а ему (ей) три. За этими поступками скрываются черты эгоизма.

Но бывает и наоборот, нуль внимание на уроки, а большую часть лучше поиграю. Надо уметь распределять время.    

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

        Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

Из книги В. В. Коробковой  "Подсказка для родителей«

Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему

Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам

 Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным

Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов

Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом

Чтобы всё получилось, постарайтесь следовать некоторым советам.

Памятки-советы родителям.

ПОМНИТЕ: “Ребенок, что тесто, как замесил, так и выросло”.

В заключении хочется, чтобы дети, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда наши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение.

Поможем детям учиться!

  • Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.
  •    Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” . Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  •  Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  •  Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
  •  Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.
  •  Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.
  •  Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка “не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”.
  •  В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  •  Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  •  Имейте ввиду, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

10 заповедей для родителей

Ребенок – это праздник, который всегда с Вами!

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы, или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.

2. Не требуйте от ребенка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь – как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, «что посеешь, то и пожнёшь».

4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будьте уверены – ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижайте!

6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не казните себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Ругайте себя, если можете, но не делаете. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребенок – это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня.

9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы сделали Вашему.

10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами!


ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Универсальные Учебные Действия

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

1.

Подготовка дополнительной информации к урокам

всегда-2 балла

редко- 1 балл

никогда- 0баллов

2.

Выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация)

всегда -2 балла

редко – 1 балл

никогда – 0 баллов

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

1.

Умение организовать и контролировать деятельность на уроке

всегда – 2 балла

иногда – 1 балл

крайне редко – 0 баллов

2.

Самостоятельность в учебной деятельности

всегда самостоятелен – 2 балла

нуждается в помощи – 1 балл

3.

Понимание смысла учебной деятельности

формирует цель – 2 балла

формирует цель с помощью учителя – 1 балл

не умеет формировать цель – 0 баллов

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

1.

Отношение к учебе в целом

положительное – 2 балла

безразличное – 1 балл

негативное – 0 баллов

2.

Темп работы на уроке

опережает темп работы  класса с высоким качеством -2балла

опережает темп работы  класса с недостаточным качеством – 1 балл

соответствует темпу класса – 1 балл

отстает от темпа класса – 0 баллов

3.

Оформление работ

по всем требованиям – 2 балла

требования часто нарушались – 1 балл

аккуратно, но с нарушением требований – 1 балл

грязно, с нарушением требований - 0 баллов

4.

Выполнение домашних заданий

всегда – 2 балла

иногда не выполняются – 1 балл

регулярно не выполняются – 0 баллов

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1.

Участие в работе класса на уроке

постоянное – 2 балла

частое- 1 балл

редкое- 0 баллов

2.

Взаимоотношения с товарищами

положительные- 2 балла

безразлично – 1 балл

негативные – 0 баллов

3.

Соблюдение норм и правил

положительные -2 балла

безразличные - 1 балл

негативные – 0 баллов

С результатами ознакомлены:

(подпись родителей)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ КЛАССА____________________________________

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Подготовка дополнительной информации к урокам

Выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация)

Умение организовать и контролировать деятельность на уроке

Самостоятельность в учебной деятельности

Понимание смысла учебной деятельности

Отношение к учебе в целом

Темп работы на уроке

Оформление работ

Выполнение домашних заданий

Участие в работе класса на уроке

Взаимоотношения с товарищами

Соблюдение норм и правил

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. И...

Доклад на тему «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»...