Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
статья (1 класс) на тему

В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие  игровой и  учебно-познавательной деятельности  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

     Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей.        В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью.      С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики младшего школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей. Игры в своем развитии переходят от предметных к ролевым.  А от ролевых к дидактическим. Поэтому очень высока роль дидактические игры в процессе обучения детей 6-7 лет. Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу. Таким образом у учащихся постепенно формируется интерес к учебному предмету. Также формируются навыки учебной деятельности. Умения анализировать, сравнивать, обобщать Интерес ребенка к дидактической игре из игрового действия  трансформируется в умственную задачу. Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания. Игра помогает ребенку без особых усилий овладеть необходимыми знаниями.

          Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задач, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать учащимся знания и умения.

      Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.

       Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. Часто в гости га уроки приходят сказочные герои: Буратино, Незнайка, Чебурашка, Айболит, Федора и т.д. Они просят помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические примеры, являются героями задач, текстов.

    Например, на одном из уроков математики герои сказок Чуковского просили ребят сосчитать, сколько посуды перемыла Федора, сосчитать сколько насекомых были в гостях у Мухи-Цокотухи.         Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, а также при устном счёте, даю задание и бросаю ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ.

       Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия. Они способствуют концентрации внимания детей и позволяют решить множество учебных задач. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность. Например, для закрепления сложения и вычитания в пределах первого десятка во время игры-путешествия на поезде детям , чтобы купить билет, необходимо найти значения числовых выражений и расставить вагончики по порядку. Затем во время остановок найти для каждой бабочки свой цветок. Для закрепления навык измерять и чертить отрезки проложить для муравьишки дорожку от дерева к муравейнику.

      По характеру учебно-познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор». “Ударение”. Чтобы все дети научились определять ударение, учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нём и с ударением на том же слоге.

2. Игры, требующие воспроизводящей  деятельности. Эти игры направлены на усвоение состава числа в пределах 10 и 20 («Диспетчер и контролеры», «Стук-стук», «Хлопки»). Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Математический футбол». На уроках обучения грамоте игра «Живые звуки», «Вкусные слова». Буратино нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал: Я С Б Н,ЛО РУ КО ША,Г ЛИ ВА МО (Слова: слива, лимон, яблоко, груша)

3. Игры на преобразующую деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в логически связанные, другие задачи и примеры. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», составление предложений из данных слов, составь из первых звуков новое слово (мяч, игла, рак: мир), соедини слово со схемой, анаграмма, грамматическая арифметика (кар+то+фельдшер – дшер = картофель).

4. Игры, с элементами творчества. «Угадай загадки Карандаша», задачи-смекалки, придумай слова с определенным звуком, слоговое лото, волшебная цепочка (бочка, точка, почка, ночка), дополни слово (кол-укол, лень-олень), составь из одного слова несколько (колесо: кол, лес, сокол, село, сок), найди слово в слове (краска-каска).

    Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет.

     В иге должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п.

     Если игра используется на уроке ознакомления с новым, то в ней должны быть практические действия с группами предметов, рисунками, схемами. На уроках закрепления важно применять игры на воспроизведение действий, свойств, приемов. В игре следует продумывать и обратную связь (сигнальные карточки, разрезные цифр, буквы)

       Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки.

      Используемая литература:

  1. Жижалкина Т.К. «Игровые и занимательные задания по математике», Москва «Просвещение» 2009 г.
  2. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение» 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...

Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".

Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорош...