Выступление на ШМО "Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".
опыты и эксперименты (4 класс)

Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.

Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. В своей работе я люблю использовать экологически игры. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Игра, как известно, один из доступных видов деятельности для детей и в частности для детей с нарушением интеллекта. Работая с детьми – инвалидами, знаю наверняка, что экологические игры для младших школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью особенно важны. Большая часть работы с обучающимися, имеющими сложный диагноз, основана на ознакомлении с окружающим...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vzaimodeystvie.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на ШМО учителей начальных классов

 

«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

Подготовила: И.К.Симакова

28.03.2018 г.

Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики младшего школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей. Игры в своем развитии переходят от предметных к ролевым. А от ролевых к дидактическим. Поэтому очень высока роль дидактические игры в процессе обучения детей 6-7 лет. Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу. Таким образом, у учащихся постепенно формируется интерес к учебному предмету. Также формируются навыки учебной деятельности. Умения анализировать, сравнивать, обобщать.  Интерес ребенка к дидактической игре из игрового действия трансформируется в умственную задачу. Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания. Игра помогает ребенку без особых усилий овладеть необходимыми знаниями.

В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительности. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего наиболее активно игра используется в 1 классе, а в дальнейшем происходит снижение доля игры как метода обучения и воспитания.

Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это базовые учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

В начальной школе, изучая разные предметы, обучающийся на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. В тоже время возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. Именно поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является актуальной.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задачи, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать учащимся знания и умения.

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.

Важно с самого начала заинтересовать ребёнка, поэтому урок можно начинать с игрового момента. Часто в гости на уроки приходят сказочные герои: Буратино, Незнайка, Чебурашка, Айболит, Федора и т.д. Они просят помощи или приносят задания: загадки, ребусы, кроссворды, математические примеры, являются героями задач, текстов.

Например, на одном из уроков математики герои сказок Чуковского просили ребят сосчитать, сколько посуды перемыла Федора, сосчитать сколько насекомых были в гостях у Мухи-Цокотухи. Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, а также при устном счёте, даю задание и бросаю ученику большой пёстрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ.

Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия. Они способствуют концентрации внимания детей и позволяют решить множество учебных задач. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность. Например, для закрепления сложения и вычитания в пределах первого десятка во время игры-путешествия на поезде детям, чтобы купить билет, необходимо найти значения числовых выражений и расставить вагончики по порядку. Затем во время остановок найти для каждой бабочки свой цветок. Для закрепления навык измерять и чертить отрезки проложить для муравьишки дорожку от дерева к муравейнику.

По характеру учебно-познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от обучающихся исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра «Составим узор», “Ударение”. Чтобы все дети научились определять ударение, учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нём и с ударением на том же слоге.

2. Игры, требующие воспроизводящей деятельности. Эти игры направлены на усвоение состава числа в пределах 10 и 20 («Диспетчер и контролеры», «Стук-стук», «Хлопки»). Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Математический футбол». На уроках обучения грамоте игра «Живые звуки», «Вкусные слова». Буратино нёс “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал: Я С Б Н, Л О Р У К О Ш А, Г Л И В А М О (Слова: слива, лимон, яблоко, груша).

3. Игры на преобразующую деятельность обучающихся. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в логически связанные, другие задачи и примеры. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Составь круговые примеры», составление предложений из данных слов, составь из первых звуков новое слово (мяч, игла, рак: мир), соедини слово со схемой, анаграмма, грамматическая арифметика (кар+то+фельдшер – дшер = картофель).

4. Игры, сэлементами творчества. «Угадай загадки Карандаша», задачи-смекалки, придумай слова с определенным звуком, слоговое лото, волшебная цепочка (бочка, точка, почка, ночка), дополни слово (кол-укол, лень-олень), составь из одного слова несколько (колесо: кол, лес, сокол, село, сок), найди слово в слове (краска-каска).

Перед проведением игры необходимо приготовить необходимое оборудование, наглядный материал, объяснить правила или сюжет.

В игре должны принимать участие все учащиеся, если одновременно участвует только часть детей, то остальные выполняют роль контролеров и т.п.

Если игра используется на уроке ознакомления с новым, то в ней должны быть практические действия с группами предметов, рисунками, схемами. На уроках закрепления важно применять игры на воспроизведение действий, свойств, приемов. В игре следует продумывать и обратную связь (сигнальные карточки, разрезные цифры, буквы)

Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Обучающиеся работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).

Проблема современной школы – потеря многими обучающимися интереса к учению. Почему это происходит?

Причины такого негативного явления неоднозначны: несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, перегрузка однообразным учебным материалом, ограниченные возможности для творческогосамопроявления.

В современной школе игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра, котораявызывает у детей живой интерес к процессу познания.Помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, активизирует их деятельность,помогает лучшеусвоить учебныйматериал, усиливаетнепроизвольноезапоминание.

Значение игры в обучении

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса игры бывают:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.

Из моего личного опыта

Игра является коррекцией. Она может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка.

Детям с интеллектуальными нарушениями трудно самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. В своей работе я люблю использовать экологически игры. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Игра, как известно, один из доступных видов деятельности для детей и в частности для детей с нарушением интеллекта. Работая с детьми – инвалидами, знаю наверняка, что экологические игры для младших школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью особенно важны. Большая часть работы с обучающимися, имеющими сложный диагноз, основана на ознакомлении с окружающим.

Игра является одной из форм занятий, предусмотренных во внеурочной деятельности. В ходе  внеурочной деятельности используются разнообразные экологические игры, например:

1. Дидактические экологические игры: «Какое время года», «Когда что бывает?», «Режимные моменты» и др.

2. Сюжетно-ролевые дидактические экологические игры: «Магазин», «Веселый зоопарк» и др.

3. На развитие воображаемых движений: «Солнышко и дождик», «Передай шмеля», «Падающие листья», «Солнце и луна», «Солнечные зайчики» и др.

Знания, полученные обучающимися моего класса в процессе экологических игр, закрепляются, обобщаются и систематизируются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях  реализации ФГОС НОО...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

В статье раскрывается значение дидактической игры в процессе обучения младших школьников. приведены примеры использования а уроках дидактических игр в первом классе....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО....

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. И...